‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Готовлю себя к высокому служению»

Дневник учащегося Московской Духовной Академии Николая Петровича Сапожникова (иеромонаха Никиты, в схиме Никандра).

Дневник учащегося Московской Духовной Академии Николая Петровича Сапожникова (иеромонаха Никиты, в схиме Никандра).

Продолжение. См. начало

Дневник 1912 года. Троице-Сергиева Лавра.

Январь, 1. Новый год встречал в собрании Братства, наскоро собранном по моей инициативе, 17 оставшихся членов его. До 12 ч. поговорили о том о сем, потом поздравили новорожденного, высказав пожелания, пропев «Многая лета» Братству и пошли на молебен в Троицкий собор. Ночь прошла почти без сна, в полудремных думах. Литургию простоял со вниманием, молился ото всей души, из церкви вышел с чувством редкой удовлетвореннос-ти. Под вечер больше часу размышлял о благах жизни, о высшем благе, о смирении, молился и вообще день провел почти хорошо. Потом был на елке в Воскресенской женской церкви[1]; вид чистого, скромного детского веселья и мне доставил удовольствие. Досадно только, что потрачено так много сил, времени, столько крови испорчено ради каких-нибудь двух часов. Разве для детского возраста нет удовольствий более постоянных и более только удовлетворяющих запросы детской души? Впрочем, я очень уж строг. Слава Богу и за это, а потрудившемуся для устроения елки студенту IV к. Лисову - сердечное спасибо. Закончил день молитвой в церкви (попал только на первый час) и воздержанием, хотя и шел с намерением поужинать. Доброй ночи. За все-все благодарю Бога.

Январь, 2. Не оставляет Господь скверного раба Своего милостями и, как мать заботливо, любовно учит ходить дитя, ведет и меня на путь вечной правды Своей. Совсем передумал я идти сегодня в церковь, а с утра же [решил] взяться за семестр. Но и самый первый день труда, как и год, пришлось начать молитвой же. Помощник инспектора о. Николай почему-то позвал студентов в церковь, разбудил и меня служитель. Оказывается, что сегодня - день кончины Серафима Саровского, пред чудной, точно живой иконой которого я молюсь после каждого Богослужения и к которому пред входом ко сну всегда обращаюсь с молитвою. Теперь вижу, что услышал праведник меня грешного. Во время молебна я горячо молился ему, чтобы он послал мне в душу смирение и глубже открывал мне истинную сущность его и значение его в духовной жизни. Отошел я от него внутренне утешенный, радостный.


На именинах Митрополита Мануила в Куйбышеве. Справа во втором ряду иеромонах Никита (Сапожников). Середина 1960-х годов.

Во время же молитвы в Троицком соборе, куда я зашел после послеобеденной прогулки к мощам Преподобного Сергия, я задумался над темой своего сочинения о благе. Все будет ложью и неправдой, что я скажу о нем, о высшем благе, если душа моя не войдет с ним в органически неразрывное внутреннее единение. Потому что если во всей душе не найдется места для невместимого, всеобъемлющего, всесовершенного и потому ни для какого ограниченного ума непостижимого, то как же я могу познать и сказать что-нибудь о нем своим скудным, худосочивым, темным умишком? Обладать же высшим благом для человека так же необходимо, как дышать, как необходимы воздух и пища для жизни тела, оно дороже самой жизни, потому что без него жизнь - не жизнь, человек - не человек, а гнилая, смрадная скорлупа без зерна. Между тем овладеть уже по одному математическому расчету, как часть не может вместить в себя целого, как в тьме не может быть места для света, пока она - тьма, потому что сверх ограниченности природы человек еще и испорчен грехом до кос-тей мозга, до самых корней своего существа. Что же делать ему бедному в таком бедственном состоянии, к кому обратиться за помощью? Надо смириться пред своим ничтожеством, насквозь пропитаться чувством своего безсилия и никуданегодности, надо стать меньше себя самого. А за помощью об исцелении себя обратиться к Самому Вышнему Богу, потому что выше совершенства или наравне с ним не может быть никого и ничего, уже потому одному, что Оно - Высшее. В смирении, следовательно, начало внутреннего возрождения, и не только начало, но и продолжение во всю вечность, потому что без него человек - ничто, абсолютная пустота и безсилие. Между тем как со смирением или смирению только и может быть доступно высшее благо, сколько может вместить его душа; вместить же она может его в такой мере и степени, в какой обладает смирением.

В смирении таким образом все это - первооснова духовной жизни, это самая жизнь, потому что в нем источник ее. С психологической стороны смирение - не чувство какое-нибудь, а целое настроение, море мыслей и чувств - бурное, как шторм, и вместе спокойное и чистое, как зеркальная гладь. В существе своем это - все в ни в чем, полнота, богатство в скудном убожестве, крепость несокрушимая в совершенном безсилии, эта самая чистая и высокая радость в столько же великом сокрушении и печали. Восторг, благоговение, благодарность здесь неотделимы от страха, жажда становится тем сильнее, чем больше она удовлетворена, и вместе душа тем полнее и удовлетвореннее, чем сильнее жажда. Так, принявши милость Божию, а вместе с ней и Его Самого, сколько может вместить моя страшная, грязная душа, я снова и снова молился Ему - Милосердному и Всещедрому, чтобы наполнилась душа моя смирением, как светом солнце наполняет землю в ясный, безоблачный день, чтобы проникло оно ее, как огонь - разгоряченное им железо.

А вставши с койки, я пошел приложиться к мощам, здесь опять на деле убедился, как необходимо и вместе как трудно и мудрено воспитывается смирение. Почувствовавши на себе взоры некоторых молящихся, заметивших как я долго, внимательно и горячо молился, я сейчас же почувствовал, что на лице появилось нечто вроде улыбки - первый росток тщеславия, самовольно нечто закрепившееся в душе, как бы в насмешку над всеми моими размышлениями и молитвой. Память о только что передуманном не в состоянии была убить его, а только молитва. Пошли, Господи, смирение.

Январь, 5. По приобретенной во время работы над вторым сочинением привычке просыпаться ночами, проснулся я сегодня около 5 ч. От холода я озяб, и так хотелось получше закутаться и покрепче заснуть, но, пересилив себя, я стал на молитву. Обычно творилось много, она, однако, не удовлетворила души, совесть подсказывала, что не так нужно молиться, потому что ни в чем добром Господь не отказывает просящим Его, а я прошу и не получаю; и вспомнил я Преподобного Сергия, его непрестанные труды и всенощные молитвенные подвиги и - образованный человек и богослов, я задумался над такой непонятной ревностью простой боголюбивой души. Целых два часа простоял я так в размышлениях и молитве, и многое-многое открыл мне за это время Господь: стало понятно мне, почему слышит Господь молитвы праведников, а наши нет, понял я и истинную ценность чувственных низших благ и их отношение к высшим духовным; открылось мне из каких таких противоречий сплетена жизнь людей искренно считающих себя рабами Божиими, между тем как на самом деле были они - рабы (в самом буквальном и точном смысле) своих привычек и похотей; что истинная молитва и застой души решительно несовместимы, но сильные же в чувственных привычках, даже невинных на вид, есть вражда против Бога, гордость. Коротко говоря, открыл мне грешному Господь то, о чем я всегда прошу Его - открыл завесу «вещей истины», и я увидел такое ровное, вечно неизменное сияние ее и поразился необыкновенной чуткости к ней и простого сердца святого Сергия. Он непосредственно всей душой всю принимал ее, потому-то и был так предан ей. Буду же просить его почаще и горячее его, Самим Богом наученного всякой мудрости, чтобы и мне он открывал ее, сколько вместить может мой худосочный ум, а сердце чтобы возжигал святыми молитвами, ревностью во всецелой покорности и воле Божий, какою и сам он горел. Только такое целостное постижение истины может вести душу к Богу и служит ей во спасение, а не в осуждение.

Продолжение следует.



[1] Возможно, храм в честь Воскресения словущего в г. Сергиевом Посаде, часто именуемый храмом первоверховных апостолов Петра и Павла, Воскресенское подворье Троице-Сергиевой Лавры. Назван «женским», скорее всего, потому что находился за монастырской оградой, в полукилометре от монастыря в Сергиевом Посаде.

50
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru