‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Виновным себя не признаю…»

Памяти расстрелянного в 1937 году самарского протоиерея Стефана Ноздрина.

Памяти расстрелянного в 1937 году самарского протоиерея Стефана Ноздрина.

Антон Евгеньевич, добрый день! Пишет вам внук протоиерея Стефана Леонтьевича Ноздрина, историю жизни которого вы описали в своей книге «Новые мученики и исповедники Самарского края» (г. Самара, 1996 г.), в главе «Колхозный крестный ход».

Высылаю вам фотографию моего дедушки и слова благодарности от всей нашей семьи. Благодаря вашей книге мы узнали о судьбе нашего дедушки.

Я также хочу спросить у вас, какие документы и куда нужно подавать для рассмотрения вопроса о канонизации нашего дедушки или к кому можно обратиться с этим вопросом?

С уважением, Сергей Аркадьевич Ноздрин.

Колхозный крестный ход

Глава из книги «Новые мученики и исповедники Самарского края».


Протоиерей Стефан Ноздрин.

Ноздрин Степан Леонтьевич, 1888 года рождения, осужден в 1929 году на 6 месяцев тюремного заключения. Лишенец, протоиерей с. Красные Ключи, из крестьян. Ворожейкин Михаил Игнатьевич, 1883 года рождения, мордвин, в 1932 году осужден на 3 года концлагерей. Священник с. Большой Толкай. Мартынов Николай Андреевич, 1875 года рождения, псаломщик в с. Большой Толкай. Бурнаев Анисим Иванович, 1863 года рождения, единоличник, председатель церковного совета, с. Красные Ключи. Фомина Мария Яковлевна, 1897 года рождения, мордовка, монашка, дочь раскулаченного, без определенных занятий. С 1914 по 1915 год жила в Чагринском монастыре, приехала в Красные Ключи после закрытия монастыря. Резачкина Екатерина Григорьевна, мордовка, 1903 года рождения, член церковного совета, с. Красные Ключи.

Свидетель Сергей Федорович К., 1898 года рождения, весовщик нефтебазы (фамилии свидетелей-доносчиков здесь не указываем, хотя они и приведены в книге. Ведь у них, возможно, остались потомки, и им будет больно прочесть фамилии своих родственников под этими иудиными показаниями, из-за которых пролилась кровь праведников - А.Ж.):

Священник Ноздрин все проповедует, чтобы верующие бросали работу в колхозе в праздничные дни и шли молиться в церковь, замаливать свои грехи, так как колхозники, говорит Ноздрин, все грешники. Ввиду его пропаганды в колхозах Малого Толкая, колхозники-религиозники во время весенних полевых работ 1936 года бросили работу и организованным порядком пошли за 10 километров в Красноключевскую церковь с пением. Перед Всесоюзной переписью населения Ноздрин вел агитацию за то, чтобы в период переписи записывались в число верующих.

Свидетель Матвей Филиппович О., 1877 года рождения, мордвин:

С целью срыва работ в колхозе и укрепления религии в деревне, активизации церковников перед религиозными праздниками Ноздрин из с. Красные Ключи разослал по селениям ряда районов свой актив, который в селениях среди религиозников вел агитацию за то, чтобы бросали полевые работы в колхозах и шли в Красноключевскую церковь замаливать, как они агитировали, грехи колхозников. В результате этого из религиозников организовали большие толпы в Похвистневском районе, Бугурусланском и ряде селений Подбельского района. Эти толпы религиозников организованным порядком с пением религиозных стихов направились в Красноключевскую церковь по большим дорогам через большие селения. В больших селениях, как правило, эти толпы руководителями останавливались, где развертывалась агитация за то, чтобы верующие примыкали к толпе, требовали укрепления религии в деревне. Такого характера контрреволюционная работа особенно была активна в 1937 году, летом. В результате всего этого к попу Ноздрину в с. Красные Ключи в религиозные праздники сходилось большое количество религиозников, даже доходило до тысячи и двух тысяч человек. В целях обработки молодежи в своих контрреволюционных целях и завоевания себе авторитета Ноздрин приобрел фотографический аппарат и занимался фотографией в деревне. За свою контрреволюционную работу Ноздрин неоднократно был премирован епархиальным советом, был выдвинут на пост протоиерея, награжден серебряным наперсным крестом.

Свидетель Ф.А. И-н, из крестьян-бедняков:

Летом 1937 года, в июне или июле месяце, мы организовали слушание в выходной день по радио концерта и выступления. Радиорепродуктор вынесли на улицу. Ворожейкин вместе с Мартыновым в целях обработки молодежи в контрреволюционном направлении, используя этот случай, стали распространять слухи среди собравшихся у церкви (стало быть, концерт по радио власти решили прослушать возле церкви! - А.Ж.) о том, что радио есть вражеское изобретение, что слушать радиопередачу - непрощеный грех. Говорили при этом: «Вас, православные, собирают слушать это вражеское изобретение, чтобы приобщить к сатане. Слушать радиопередачу - непрощеный грех. Кто слушает, тот будет на том свете мучиться в огне…»

Из допроса Ноздрина:

Вопрос: - Вы арестованы за контрреволюционную агитацию и распространение провокационно-клеветнических слухов, направленных на срыв проводимой политики партии и совправительства. Вы признаете это?

Ответ: - Контрреволюционной агитацией я не занимался и клеветнические слухи не распространял.

В: - Следствие уличает Вас во лжи, так как мы располагаем материалами, изобличающими Вас в контрреволюционной деятельности…

О: - Повторяю, что я, Ноздрин, контрреволюционной агитацией не занимался.

В: - Обвиняемый Ноздрин, Вам предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 58-10 ч. II УК РСФСР. Признаете себя виновным?

О: - Виновным себя не признаю.

Не признали себя виновными также Ворожейкин, Мартынов, Бурнаев, Резачкина и Фомина.

Из бумаг, изъятых при обыске у протоиерея Ноздрина:

Куйбышевский епархиальный Архиерей. Ириней, Архиепископ Куйбышевский, 31 августа 1936 года:

Причту церкви с. Красные Ключи Подбельского района. В случае обращения к Вам безместных, безприходных священников с просьбой о снабжении их Святыми Дарами или св. миром прошу иметь в виду следующее: каждый священник по существующим законам может исполнять свои священнические обязанности только после должной регистрации его местной гражданской властью, без чего всякое совершение церковных треб и обрядов в домах должно рассматриваться как тайное, нелегальное, подпольное. Поэтому приходской священник, снабжающий безприходных священников для их тайного, нелегального служения св. миром или Св. Дарами, может оказаться невольно соучастником их недозволенных деяний и подлежит вместе с ними законной ответственности. Во избежание всяких могущих быть неприятных и нежелательных последствий прошу Вас при обращении к Вам безприходных, безместных священников, соблюдать всяческую осмотрительность и ни в коем случае не снабжать их ни Св. Дарами, ни св. миром. Ириней.

10 ноября 1936 года священнику церкви с. Красные Ключи Подбельского района Стефану Ноздрину.

По имеющимся у меня сведениям в Подбельском районе, возле с. Красные Ключи, священники Василий Рябов и Федотов, не состоящие у меня на учете, тайно в домах верующих по деревням служат различные церковные требы и обряды. Не говоря уже о том, что всякое тайное служение нелегальных, нерегистрированных священников противозаконно и недопустимо, оно сомнительно и с точки зрения церковной, так как не известно, где и у кого они берут Св. Дары и св. миро, значит, возникает вопрос о подлинности этих святынь. Нахожу нужным названных священников, Рябова и Федотова, запретить в священнослужении, а Вас прошу им об этом объявить. Также прошу о появлении подобных подозрительных священников ставить меня в известность.

Ириней, архиепископ Куйбышевский.


Памятник жертвам политических репрессий в самарском парке им. Ю. Гагарина. Возможно, здесь в расстрельном рве упокоился и протоиерей Стефан Ноздрин.

Из следственного дела: Ноздрин: рост средний; телосложение среднее, цвет глаз карий, цвет волос черный, нос прямой. Расстрелян 29 декабря 1937 года в Куйбышеве.

Ворожейкин: рост средний, нос, уши и губы - нормальные, глаза серые, волосы седые. Расстрелян 17 февраля 1938 года в Куйбышеве.

Мартынов Николай Андреевич расстрелян 17 февраля 1938 года в Куйбышеве.

Бурнаев Анисим Иванович осужден на 10 лет концлагерей, умер в заключении.

Фомина Мария Яковлевна осуждена на 10 лет концлагерей.

Начальнику спецотдела «А» КГБ при Совете Министров СССР от Ноздриной Марии Никифоровны.

Жалоба

Мой муж, Ноздрин Степан Леонтьевич, в 1937 году был взят по линии МВД, как потом я узнала, что он был осужден на 10 лет без права переписки (под этой обтекаемой формулировкой в то время нередко значилось: расстрел! - А.Ж.). Других сведений я о своем муже не имею. Прошу Вас не посчитать за труд сообщить мне, жив ли он? Если он жив, то - его местонахождение. Если он умер, то выслать мне свидетельство о его смерти, кроме того, прошу сообщить мне, подлежит ли он реабилитации, если подлежит, то прошу выслать об этом документ.

8 августа 1960 г.
г. Москва. Председателю Президиума Верховного Совета СССР Клименту Ефремовичу Ворошилову от гражданки Брянцевой Евгении Степановны.

Жалоба

В 1937 году, 11 декабря, был забран органами НКВД из с. Красные Ключи мой отец, священник Ноздрин Степан Леонтьевич. Прошло несколько времени, я сделала запрос, мне ответили: «Ваш отец посажен на 10 лет без права переписки и отправлен в северные районы для отбытия наказания. Пройдет 10 лет, можете сверяться о его здоровье». Во время отбытия наказания староста и сторожиха умерли. В 1947 году монашка просидела 10 лет, пришла и говорит: «Даже не знаю, за что я сидела». В 1947 году я сделала запрос. Мне ответили точно так же, как и в первый раз. Потом я делала запрос еще раза три, где спрашивала, жив или нет мой отец, так как срок давно прошел, не 10, а 15 лет просидел. Вот нас пятеро детей, и всем нам хочется знать, жив он или нет, и с каждым днем, с каждой минутой ждем его домой. Я Вас прошу, тов. Ворошилов, как отца и как лучшего соратника тов. Сталина, как избранника народа, помогите мне разыскать моего отца. Он уже престарелый, нам хотелось бы встретиться с ним, посмотрел бы он на нас, а мы на него. Я надеюсь, тов. Ворошилов, что Вы мне поможете в розыске отца, а мы еще честнее, не жалея сил и здоровья, будем работать на благо нашей любимой Родины.

19 апреля 1953 г.
Допрос Матвея Филипповича О., 17 декабря 1960 года:

Первая моя жена, умершая в 1935 году, была верующей и даже состояла в церковном активе. Она даже ездила в Москву к М.И. Калинину за разрешением не закрывать в нашем селе церковь и получила такое разрешение. Но я на церковников был зол за то, что они одурманили мою жену и она совсем меня не слушала, а еще и потому, что, когда она была при смерти, священник нашей церкви Ноздрин все ее уговаривал, чтобы она все свои сбережения пожертвовала церкви… Вообще я должен сказать, что мой рассказ на допросе 1937 года следователем приукрашен. Я не говорил и не мог говорить, что церковники создали контрреволюционную группу, что якобы они проводили агитацию против советской власти и против колхозов. Эти слова не мои, и я о наличии контрреволюционной группы при церкви ничего не знал и не знаю. Но что церковники, возглавляемые Ноздриным, старались побольше привлечь народа к церкви - это правильно, и это я подтверждаю.

Протокол
п. Подбельск, 8 декабря 1960 года.

Я, следователь следственного отдела Управления КГБ по Куйбышевской области старший лейтенант П., установил, что ранее допрашиваемый по делу Ноздрина и других свидетель Сергей Федорович К., 1898 года рождения, тяжело болен и к передвижению не способен, прибыл к нему на квартиру в целях допроса в качестве свидетеля. Сергей Федорович К. оказался болен в результате удара паралича, ввиду чего передвижение его ограниченно, речь непонятна и слабо слышится. Ему было предложено прочесть показания, которые он давал на допросе 9 декабря 1937 года. После прочтения упомянутого протокола Сергей Федорович К. утвердительно пояснил, что все написанное в протоколе он подтверждает, а Ноздрина вспомнил. Он мимикой пояснил, что он свои показания подтверждает, так как в 1937 году показывал именно то, что ему было известно.

«Страшно впасть в руки Бога Живаго…»

…Вот такое эхо далеких расстрельных выстрелов донеслось до меня сегодня с письмом внука священника Стефана Ноздрина. Удивительно, столько лет прошло, а раны все кровоточат в сердцах его близких, в сердцах многих людей. Вглядываюсь в его фотографию: что-то величественное, подлинное в самой его стати. Что бы ответил нам расстрелянный в Самаре в 1937 году священник на наши страхи и недоумения по поводу коронавирусной инфекции? Он, не убоявшийся зла гораздо более страшного.

Документы заботливо сохранили все клеветы на него и доносы ближних, не каких-то там находящихся на секретной службе осведомителей, а простых крестьян, еще вчера бывших его прихожанами, его паствой. А его голос до нас почти не дошел. Его мысли и чувства документы эти не сохранили. Но вот одно его слово сталинские гонители на Церковь все же не смогли от нас скрыть. Вот эти слова, вчитаемся в их музыку. В их смысл, в их, не побоюсь этого слова, святость. На все угрозы и обвинения он ответил в лицо палачам только одно: «Виновным себя не признаю…»

Эту публикацию я перешлю Епископу Отрадненскому и Похвистневскому Никифору. Быть может, эти документы и письмо внука дадут ход делу прославления в лике святых расстрелянного протоиерея Стефана Ноздрина. Которого пугали, но он не убоялся. Которого ломали, но не сломили. Которого расстреляли, но вот, память о нем жива.

Антон Жоголев, автор книги «Новые мученики и исповедники Самарского края».

183
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru