‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Его кисть как перышко из ангельского крыла…

Петербургский художник Александр Простев.

Петербургский художник Александр Простев.


Александр Простев за работой.

Наши читатели уже познакомились с несколькими работами замечательного санкт-петербургского Православного художника и иконописца Александра Евгеньевича Простева. И это знакомство, уверен, оставило благодатный след в ваших сердцах. Многие убедились: словно Ангел водит чудесной и легкой, будто воздушной кистью художника. Да и сама его кисть как будто перышко из ангельского крыла. От его работ исходит дивный свет и рождается в душе чувство умиления. В 2018 году мы посвятили обложки майского журнального выпуска картинам художника Простева из самой его известной серии работ, посвященной Блаженной Ксении Петербургской. Наверное, никто из художников и иконописцев так пристально еще не всматривался в лик великой петербургской Блаженной! И только большое чувство любви к этой святой смогло подсказать художнику внешний облик подвижницы в разные годы ее жизни. До нас не дошли не то что ее портреты, но даже и словесных описаний ее внешности не так уж много. Но там, где не помогает обычное зрение, выручает художника зрение духовное…

Мы продолжаем знакомить вас с творчеством этого замечательного мастера. Художественный метод Простева вдумчивые критики уже назвали ангельским реализмом. Ведь художественный мир его картин отличает удивительная конкретика в изображении сугубо духовных образов и тем. Это реализм в его Православном значении! Вот, наверное, поэтому обложки этого выпуска журнала объединены одной - ангельской темой.

А еще вдруг выяснилось, что Александр Евгеньевич Простев наш с вами земляк. Вот что он написал мне в ответ на просьбу разместить в журнале его картины:

Публикация моих картинок в Православном журнале в Самаре - это приятное событие. Я же когда-то, в детстве, жил в Самаре. Совсем недолго. Тогда я ходил в третий класс. Отец был военный лётчик, и жили мы в военном городке, который находился недалеко от Ботанического сада. Не знаю, существует ли городок до сих пор, или время его уже унесло?

Рад был познакомиться с Вами!

Храни Господь!

Не так давно на Православной выставке в Самаре я приобрел прекрасно оформленный альбом «Блаженная Ксения Петербургская в живописи Александра Простева», изданный в 2015 году в Санкт-Петербурге Обществом памяти игумении Таисии. Помимо прекрасных и весьма многочисленных работ художника Александра Простева в этом альбоме опубликованы и его размышления об особенностях духовного подвига Блаженной Ксении Петербургской. Многие его мысли показались мне весьма интересными и неожиданными. Сразу заметно, что агиограф в красках, коим стал для Блаженной Ксении Александр Простев, глубоко, сердцем воспринял судьбу петербургской святой. И ему открылось многое такое, что не открывалось другим исследователям ее жизни. Отрывок из этого интересного и познавательного исследования Александра Простева о житии и подвиге Блаженной Ксении Петербургской читайте в этом выпуске.

…А еще как раз вот этими днями стало известно, что в Санкт-Петербурге открывается музей, посвященный Блаженной Ксении Петербургской. Этот музей будет работать при храме в честь святой Ксении на Лахтинской улице. Церемония открытия необычного музея предположительно пройдет 6 июня, в первую годовщину освящения храма. Инициатор создания музея - ктитор храма, руководитель фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков. А основой экспозиции музея станут как раз картины Александра Евгеньевича Простева.

«На месте, где построен храм, стоял дом, в котором Ксения жила с супругом Андреем Петровым, - рассказал пресс-секретарь фонда иерей Михаил Проходцев. - Дом точно находился на этой улице. Самое известное место, связанное с блаженной, это Смоленское кладбище. Там она покоится, а отсюда уходила на подвиг юродства».

6 июня 2019 года храм в честь Блаженной Ксении освятил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Автор настенных росписей на темы жития Блаженной Ксении - Александр Простев. Теперь картины художника, посвященные Блаженной Ксении Петербургской, будут собраны в одном месте и с ними смогут познакомиться жители и гости города на Неве.

Антон Жоголев.

На 1-й странице обложки картина художника Александра Простева «Ангел Небесный», 2019 г. На 2-й странице обложки: «Ангельская тишина», 2000 г. На 3-й странице обложки: «Святая любовь» (по житию святых Петра и Февронии Муромских), 2007 г. На 4-й странице обложки: «Родина», 1998 год. Посылая нам это изображение, художник сделал такую ремарку: «Еще хочу пояснить картинку «Родина». Дело в том, что основа для живописи - это доска. Так что фактура древесных волокон - это не рисунок, а реальная доска. В этой доске сделано углубление, вроде «ковчега», как на иконной доске, только не прямоугольное, а фигурное. А в этом углублении-ковчеге написано изображение».

Редакция благодарит художника Александра Простева за эти замечательные рисунки.

Почему Ксения стала на путь юродства


Вдова Ксения Петрова.

Существует такое довольно распространенное мнение, будто причиной, побудившей Ксению к подвигу юродства, явилось ее желание «умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося супруга Андрея», который умер без должного христианского приготовления. Это обстоятельство так потрясло молодую вдову, что она решила всю оставшуюся жизнь «вымаливать мужа», и потому стала юродивой. Такой взгляд у некоторых авторов кочует из одного текста в другой и нередко начинается с этой мысли. Нужно заметить, что до нас не дошли слова самой Ксении об этом. Кроме того, при более внимательном взгляде оказывается, что смерть мужа без христианского покаяния и уход в юродство могут быть не так уж и взаимосвязаны между собой. Внезапная смерть без покаяния в те времена не была чем-то из ряда вон выходящим: это случалось с людьми в результате несчастных случаев, скоротечных болезней, пожаров, наводнений и прочих многочисленных причин, которых не сосчитать. Почему же Ксению это потрясает так, будто ее муж оказался чуть ли не единственным, с кем это произошло? Да и что другие христиане делают в таких случаях? Из самого желания молиться за любимого умершего человека вовсе не вытекает необходимость раздать все свое имущество, подарить кому-то дом и обречь себя на нищенское, бездомное существование. О безвременно ушедшем человеке можно всю жизнь молиться в своем доме, ездить в монастыри «на богомолье», как это делало множество современников Ксении.

Причина выбора ею подвига юродства все же находится глубже. В том устоявшемся мнении, о котором шла речь выше, есть некоторая доля упрощения и неверная расстановка акцентов. Ксения становится юродивой именно Христа ради, а не «мужа ради». В жизни Ксении, как в жизни других великих святых, все подчинено служению Христу.

Надо заметить, что Н. Животов (см. Животов Н. Странники. - СПб, 1891) приводит совсем другую версию смерти Андрея Петрова. По этой версии муж Ксении не только исповедовался и приобщился Святых Тайн, но и благословил Ксению «служить Богу и славить Всеблагое имя Его». И та, и другая версии имеют право на существование, так как обе они не так уж и важны. Важно то, что путь Ксении - это путь любви к Богу, который начинается в любви к конкретному человеку. Познав высокую человеческую любовь, Ксения возрастает и в любви к Богу. Конечно, Ксения всю жизнь молилась о спасении души безвременно ушедшего мужа. Она взяла его имя и прошла с ним всю свою жизнь, явила образец спасительного подвига любви к ближнему. Будет точнее сказать, что смерть мужа стала толчком в жизни Ксении, разбудив мощную, до того времени еще спящую религиозную энергию.

Андрей Феодорович

Всматриваясь в странную жизнь св. Ксении, мы не можем не заметить парадоксальность в ее поступках и словах. Но парадокс - это кажущееся противоречие. Ксения молится за умершего мужа и вместе с тем заявляет, что Андрей Феодорович не умер. Более того, заявляет, что умерла сама Ксения, и откликается только тогда, когда ее называют Андрей Феодорович. Но мы же знаем, что Ксения не являлась городской сумасшедшей, в чьем сознании могла уживаться болезненная раздвоенность. Так что же означают слова Ксении о том, что «Ксения умерла, оставьте ее в покое, зачем вы тревожите ее?» Попробуем объяснить это следующим образом: с Ксенией произошло духовное преображение. Она так глубоко и трагично пережила внезапное горе, так переосмыслила свою жизнь прошлую и прозрела смысл своего дальнейшего бытия, что и вправду прежняя Ксения «умерла». За эти три дня (смерть и похороны мужа) родилась и началась новая Ксения - Христа ради юродивая.


Ксения и лица комиссии.

Такой резкий разворот в жизни человека, кардинально меняющий всю его жизнь, судьбоносное решение, принятое всего за несколько дней, всегда происходят под влиянием внезапного озарения, посланного Свыше. Но люди, обращаясь к Ксении, еще не знают, что именно произошло с ее внутренним миром, с кем они говорят. И Ксения понимает, что они обращаются к ней прежней. Поэтому отвечает, что Ксения, которую они знают, умерла, ее больше нет. В духовном смысле это так и есть. Ведь и сама Ксения это чувствует! Называя же себя Андреем Феодоровичем, который по ее собственным словам «не умер и будет жить вечно», Ксения будто говорит окружающим, что смерти нет и у Бога все живы, что «Бог - Бог живых, но не мертвых». Только внешне слова Ксении выглядят безумными. На самом деле в них угадывается евангельская глубина - ее мудрое сердце знает самое главное - то, что Бог не создал нас на смерть, а создал нас для вечной жизни.

Три дня, прошедшие от внезапной смерти мужа до его похорон, полностью изменили и преобразили Ксению. В этих трех днях были спрессованы и ужас от случившегося, и ощущение рухнувшего навсегда счастья, растерянность женщины перед одиночеством, страдание, страх за любимого, умершего без христианского покаяния, и такая глубина человеческого отчаяния, на дне которого рождается настоящая надежда. Тогда душа начинает видеть среди мрака и безысходности свет Христов. Благодаря этому живительному свету душа оживает к новой жизни, зная уже, как ей жить дальше, ради чего, и что делать. Это были три дня невероятного духовного накала и преображения Ксении, которые редко выпадают на долю человека. Если кто-то сомневается в сказанном, то пусть мысленно примерит на себя то, что сделала Ксения, - что должно случиться с нами, чтобы в здравом уме раздать все, что у тебя есть, и на сорок пять лет в одном костюме с пустыми карманами выйти на улицу?

Из астрофизики мы знаем, что «старая» звезда может взорваться, и тогда из ее недр рождается «сверхновая», в тысячи раз ярче себя предыдущей. Вот так же в те три дня умерла прежняя Ксения и родилась новая. Камзол мужа, который она надела, был с мужского плеча и, наверное, был Ксении велик: выглядела она нелепо. «Андрей Феодорович не умер, - повторяла она людям. - Умерла Ксения, а Андрей Феодорович здесь, перед вами». Люди решили, что молодая вдова повредилась умом от горя, шептались между собой, сочувствовали. Они называли ее Ксенией, но она в ответ повторяла одно и то же: «Оставьте Ксеньюшку в покое, она умерла. Не тревожьте покойницу!» Ксения не могла объяснить этим людям, какой внутренний духовный переворот и преображение произошли в ее душе. Это было бы сейчас и безполезно, и неверно истолковано. Слова ничего не могли объяснить - они были бы просто не поняты. Ксения начала жить новой жизнью, сорок пять лет показывая этой жизнью то, что не словами объясняется и доказывается, а только силой духа.


Без крова над головой.

По воспоминаниям современников, Ксения была «очень набожным человеком». «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах», - эти слова Спасителя направляли ее. Для Ксении евангельское слово перестало существовать «по ту сторону страницы», как это часто бывает с нами. После похорон она действительно начала раздавать бедным и нуждающимся все, что было нажито за период совместной жизни с мужем. Теперь все эти вещи, скарб, который принадлежал прежней жизни, был ей не нужен, потерял всякий смысл. Раздавая свое имущество, она всё дальше отходила от своей прежней жизни, унося в свое грядущее только главное и ценное из своего прошлого - молитвенную память и любовь к мужу Андрею. Последнее, что сделала Ксения, - подарила дом своей хорошей знакомой благочестивой женщине Прасковье Ивановне Антоновой, которая то ли снимала часть в ее доме, то ли была служанкой в доме Петровых. В любом случае это были хорошие дружеские отношения между двумя женщинами. Прасковья пыталась отговорить Ксению от этого поступка, но та отвечала ей: «Я же похоронил свою Ксеньюшку, мне теперь ничего не нужно. Дом я подарю тебе, только ты бедных даром жить пускай; вещи я все раздам, а деньги в церковь снесу, пусть молятся об упокоении души рабы Божией Ксении».

Прасковья, добрая и безкорыстная женщина, любила Ксению, переживала и плакала за нее всей душой. И отговаривала. Чувствуя, что ей не удастся отговорить Ксению от этого поступка, она, скорее всего, обратилась или к родственникам ее мужа, или к начальству Андрея Петрова с просьбой помочь предотвратить такое развитие событий, так как Ксении, явно помрачившейся рассудком от горя, нужно где-то жить. Те откликнулись на эту просьбу и подали необходимое в таких случаях прошение.

Ксения Григорьевна Петрова была вызвана на соответствующее собеседование. Мы не знаем, какие вопросы задавались Ксении и какие ответы она давала на них. При этом не будем забывать, что XVIII век - это век Просвещения, который начинает регламентировать даже религиозную жизнь. Отношение к юродивым уже не то, что было еще пару столетий назад. Достаточно вспомнить постановление Святейшего Синода от 14 июля 1732 года: «юродивых по церквам в столицах бродить не допущать, в кощунных же одеяниях и в церквах не впущать…» (А тут женщина вырядилась в мужской костюм, да еще в форму полковника!) Более того, 29 января 1757 года был издан указ, запрещавший нищим и увечным бродить по петербургским улицам. Если считать, что Ксения родилась в 1731 году, то этот указ вышел именно в тот год, когда Ксения начинает свой подвиг юродства.


Кирпичики Блаженной Ксении.

Нам неизвестно содержание беседы, которая произошла между Ксенией и членами комиссии, но последняя пришла к выводу, что Ксения Григорьевна Петрова, которая стала называть себя Андреем Феодоровичем, находится в полном здравии ума, отвечает за свои действия, а стало быть, вольна поступать со своим имуществом так, как ей заблагорассудится.

Из этого мы можем сделать вывод, что Ксения была умным, образованным человеком, на равных общалась с членами этой комиссии, которая, очевидно, состояла из чиновников и врачей. Мы можем уверенно сказать, что в этой комиссии обязательно был священник, который как никто другой мог понять и дать оценку духовному состоянию Ксении. И она, с Божьей помощью, смогла объяснить свое странное поведение, ответить на все вопросы, среди которых наверняка были каверзные, и, таким образом, в ясном уме отстоять тот путь, который она для себя выбрала. Но мы уже никогда не узнаем о конкретном содержании и деталях этого разговора.

После того как Ксения была признана совершенно вменяемой, она завершила свой замысел - раздала остатки имущества и подарила свой дом Прасковье. У нее ничего не осталось, кроме камзола мужа, в котором она вышла на улицу в свою новую жизнь. Так начался ее спасительный подвиг юродства Христа ради, который длился без малого полвека.

Блаженная Ксения не меняла своего одеяния ни летом, ни зимой: первое время она ходила в камзоле своего мужа, а когда камзол истлел и превратился в лохмотья, добрые люди стали предлагать Ксении вполне добротную одежду, от которой она всегда отказывалась. Брала лишь зеленую кофту и красную юбку, или наоборот. Возможно, Ксения выбирала эти цвета по той причине, что они соответствовали цветам военного камзола мужа. «Зимою, в жестокие морозы, она расхаживала по улицам и Рыночной площади в каком-то оборванном балахоне и изношенных ботинках, надетых на босые ноги, распухшие и покрасневшие от мороза». Так писали о Ксении «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» № 272 в 1847 году, спустя почти полвека после ее кончины.

Жизнь Ксении, как и жизнь других святых юродивых, была наполнена постоянной молитвой.

В первое время Ксения подвергалась насмешкам и оскорблениям - женщина в мужской одежде, да еще в камзоле полковника, называющая себя Андреем Феодоровичем! Но многие люди, у которых было чуткое сердце, стали замечать, что блаженная Ксения не просто нищая бродяжка, каких было немало вокруг, но выделяется из их среды своим особенным духовным настроем, внутренним содержанием, выражением глаз. Это - то особенное, что бывает присуще только человеку, несущему в душе свет Христов. И свет этот невозможно не почувствовать другому человеку, если у него есть внутренняя способность и потребность своим сердцем почувствовать сердце ближнего. И окружающие Ксению люди стали постепенно относиться к ней как к угоднице Божией. Они обращали внимание на ее слова и поступки, чувствуя в них какой-то скрытый смысл.

Александр Простев, художник, иконописец.
г. Санкт-Петербург.

311
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru