Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Малая церковь

Женщины призваны рассеивать вокруг себя счастье

Заметки Православного педагога.

Заметки Православного педагога.

Об авторе. Елена Александровна Юдакова живет в Тамбове, окончила Государственный педагогический институт (теперь Тамбовский университет имени Г.Р. Державина) по специальности немецкий и английский языки, работала в лингво-математическом лицее № 29 г. Тамбова. Работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Прихожанка храма святых первоверховных Апостолов Петра и Павла в Тамбове, преподаватель воскресной школы. Замужем, мама пятерых детей, у старшей дочери уже своя семья.

На свободе

Как роскошно растут комнатные цветы, не нарадуюсь. А совсем еще недавно и болели, и чахли. То им одно не то, то другое не так. Стала выносить их летом на свободу. Фиалки под навес к баньке в полутень. А остальные высадила из горшков прямо перед домом, даже домашнюю розу. Удивились они поначалу такой свободе, а потом привыкли и радовали нас до самой осени. Столько натерпелись. Летний сезон был не сахар: и перепады температур, полив не всегда - и холодной водой, кошки и соседство с другими растениями, в том числе и сорняками, насекомые… Уверена, свобода им понравилась. Стали они не такие привередливые, научились терпеть. Не все, правда, цвели. Как окрепли корни, когда пересаживала снова в горшки, удивлялась. Два больших цветка пришлось в ведра посадить, жаль было сильно обрезать такую мощную корневую систему. Постараюсь так и дальше делать.

Летом и сама редко дома бываю, всё на огороде или на улице. И, глядя на цветы, думаю, какой безценный дар даровал нам всем Господь - свободу!

Могучие люди


Семья Юдаковых у праздничной елки. Рождество Христово, 2020 год.

Нашла в гараже у мужа довольно потрепанный листок. Детский почерк, похоже на объявление, прочла. Принесла детям домой, рассказываю им - вот, мол, какие чуткие дети есть. Какие неравнодушные и добрые, - показываю листок… А они мне: «Мама, это ведь мы написали… А в гараж к папе положили, чтоб не прогонял бездомную собачку. Он ведь нам не разрешил ее подкармливать».

У нас собачка живет - девочка, а тут появился кобелек, часто возле дома бывает, подрос уже. Муж думает, если прикормить его, так он и вовсе не уйдет. Мы его взять не можем, так и другие не увидят его, будет все время возле нас проводить. Вот дети и придумали это объявление-призыв. А меня этот листок заставил задуматься, насколько мало мы знаем наших детей, как поверхностно интересуемся их делами. У них, оказывается, есть блестящие идеи, есть свои секреты, заботы и трудности.

А на листочке том было написано:

«Дорогие Могучие люди!

Мы, дворовые собаки, которые ходят где только можно, просим вас проявлять к нам немного уважения. То есть давить на тормоза, когда переходят дорогу коты, кошки, котята, собаки и их щенята. Еще, хоть мне и стыдно говорить об этом, мы все очень голодаем! Прошу предоставить еду собаке, у которой родились щенята! Она живет за углом. Прошу предоставить котам на мусорках еду. И, наконец, не обижайте тех, кто к вам приходит! Рекс».

Вот я, добавив пару запятых, передаю и вам просьбу наших детей. Сама буду внимательней к детям - и, конечно, к животным.

Новые герои

А дети такие разные, вот, к примеру, наши двойняшки, почти все их путают, а они совершенно разные. Внутренний мир, характер, переживания, способности и интересы - все это накладывает отпечаток и на внешность. Как же их перепутаешь?

Купила на покровской ярмарке Ане нарядное платье. Вместе выбирали, советовались. Даша даже и не смотрит. «Даша, давай и тебе платье купим!» - «Нет, я платья не люблю». С каких это пор?

Но когда проходили мимо оловянных фигурок, Даша сказала: «Мама, если хочешь мне что-то купить, купи лучше солдатика». Подошли ближе. Фигурок этих на широком столе продавца видимо-невидимо. Выбирай. Даша, не раздумывая долго, ухватила одну - оказалось, это Александр Невский. Отличный выбор! Посмотрели, да и еще Илью Муромца выбрали, чтоб веселее было. Один солдат-казак с ребенком на руках у нас дома был.

Теперь на Дашином письменном столе три фигурки стоят, мощные. Думаю, надежно они заменили трех мушкетеров.

Выпечка

Маша наша привезла еще до начала поста печенье. Сама испекла, вкусно! Сын потом мне говорит: «Была бы такая девчонка, которая испекла бы вот такое печенье - сразу бы ей сказал: выходи за меня».

Вот так да! Неужели и правда надо так мало, девчонки? Спешу написать рецепт печенья, может, и вам пригодится.

Печенье овсяное

Потребуется 150 г сливочного масла (растопить), 2 яйца, 1 стакан сахара, 1,5 стакана муки, 1,5 стакана овсяных хлопьев, 1 ч.л. соды гашеной, 1 ст.л. меда, можно добавить раскрошенный заметными кусочками шоколад (в этом особенная изюминка) или сам изюм. Все смешать, выложить на разогретый противень ложкой, выпекать около 20 минут до золотистого цвета. Печенье может в процессе приготовления расплываться, поэтому сажать нужно не плотно.

В старину, помните, как хозяйку в дом выбирали - чтоб добродетельная была и умелая в хозяйстве. На родителей тоже смотрели, на уклад семейный. Хлеб выпекать каждая должна была научиться.

А у меня так долго не выходило! Столько раз пробовала, рецепты пересмотрела, много всего вычитала, и муж помогал. Рецепты искал, формы две купил. Поняла я - дело это общее, семейное, надо еще раз постараться. Хотелось простой рецепт освоить - основу, а остальное приложится. Вспомнила я покойную бабушку Анну, как она по шесть хлебов за раз вымешивала, и свекор помогал. Не люблю я каждый ингредиент взвешивать. В данном рецепте это не требуется, нужно желание и один свободный от работы день. В целом получился хлеб. Поделюсь с читателями рецептом, он прост.

Хлебушек от бабушки Анны

Потребуется мука ржаная, цельнозерновая и пшеничная по 2 стакана каждого сорта, 3-4 стакана теплой воды, немного соды, соль, сухие травы, специи по вкусу и закваска 2-2,5 столовой ложки, мед 1 ст. ложка.

Смешиваю по одному стакану каждого сорта муки (просеянной) - ржаной, цельнозерновой и пшеничной, добавляю соль - 2 чайные ложки или 1 столовую без горки. (Мерный стакан, которым я пользуюсь, 450 граммов - большая баночка из-под сметаны. Без разницы, конечно, каким измерять, но тогда не выйдет 2 хлеба по 900 граммов. А именно столько надо для нашей семьи, готовлю хлеб раз в неделю.) Развожу теплой водой, тесто стараюсь делать пожиже, чтобы хорошо размешать закваску и чтобы оно было легче на подъем. В небольшом количестве воды развожу 1 столовую ложку меда и добавляю в тесто. Можно и без него, но с медом тесто гораздо лучше и хлеб дольше остается мягким. В конце добавляю и закваску, хорошенько ее размешиваю и накрываю кастрюлю полотенцем, оставляя подходить в зависимости от температуры на 6-8 часов. Мне удобно ставить на ночь. За это время тесто должно подняться и осесть, немного выкиснуть, покрыться пузырьками.

Если вы промедлили и вам кажется, что тесто слишком перекисло, надо добавить щепотку соды и остальную муку - снова по одному стакану каждого сорта. Воды я уже, как правило, больше не добавляю. Можно добавить растертые в порошок сухие травы или семена. Травы бабушка Анна, насколько помню, в тесто не добавляла. При ее жизни я не записала рецепт, мне казалось, она будет всегда рядом. Я же добавляю сушеный укроп или базилик, семечки болгарского перца, высушиваю их специально для этого. Можно и семена укропа или другие, только растертые в порошок. Это по желанию.

Тесто вымешиваю руками минут 10-20, это уже сам процесс приготовления хлеба. Стараюсь вымесить хорошенько. Тесто начинает пыхтеть, но все же спустя какое-то время идет за рукой и поднимается, начинает отставать от дна кастрюли и от рук. Дальше оно сможет уже само. Снова оставляю в тепле часов на пять и, когда оно снова поднимется, раскладываю в смазанные формы, приглаживаю поверхность и выравниваю смоченной в воде рукой. Надо дать тесту распрямиться в форме, потребуется около 30-40 минут, затем выпекать примерно один час. У нас духовка у газовой плиты электрическая, но и к ней нужно приспособиться. Начинаю при невысокой температуре - 100 градусов минут 15, затем прибавляю до 150, довожу до 180, оставляю так минут на 15 и допекаю, постепенно уменьшая температуру. Вынимаю на полотенце, прикрываю и оставляю остывать. Получается 2 хлеба примерно по 900 г каждый.

Если не у кого взять закваски, можно испечь постные пирожки или плюшки на дрожжах (беру прессованные свежие) и оставить кусочек теста в баночке в качестве закваски. Можно купить готовое тесто и в магазине, очень плотное для закваски можно развести водой. Я пекла блины на кулеше с добавлением дрожжей и оставила немного теста - так можно время от времени обновлять закваску. Верю, хлеб у вас обязательно получится и тогда можно уже экспериментировать с разного сорта мукой, вымешиванием, добавками, временем на подъем и температурой. Все важно. Тесто на закваске подходит не быстро, для меня это удобно. Наша бабушка Анна, если перекисало тесто для блинов, исправляла его щепоткой соды, сахарком и кипятком (быстро обдавала тесто и скоренько его перемешивала, ненадолго оставляла и готовила вкуснейшие блины). Кипяточком, кстати, она обдавала и уже готовое тесто для блинчиков, получались они тогда «ноздрястые», очень аппетитные и вкусные.

Вредные упражнения

В школе я училась легко, потом работала в ней тоже легко. Просто делала свое дело с полным доверием к школе, доверием и любовью к делу. Может, из-за того, что была внутри этого школьного обучения, не могла увидеть жуткие проблемы, которые сейчас так ясно вижу? А может, все сильно изменилось?

Понятно, что школа сейчас не второй дом. В школе нельзя проводить праздничные вечера, не надо оставаться после уроков и рисовать газету к празднику. А ведь именно наши праздники, конкурсы и подготовка к ним и остались в памяти. Кружков по интересам в лицеях практически не осталось. Дети не наводят порядок в классах - естественно, за ним и не следят. В классах запрещают иметь живые цветы - вдруг у кого аллергия? Родителям в школу вход строго ограничен.

Утешаю как могу детей, стараюсь их поддержать, укрепить, настраиваю и потерпеть, так как трудности неизбежны. Еще совсем недавно я считала, что следует доверять школе. Не вмешиваясь в планы, количество часов, особенности программ и т.д. Для меня было все просто: выбираем для младшего школьника даже не столько школу, сколько учительницу, идем к человеку, обучаемся, а затем уже, рассмотрев способности и особенности ученика, следуем дальше или переходим в другую школу. В конце концов, у каждого свое дело. Родители привели детей в школу, выполняют добросовестно свой труд, в школе делают свое дело ответственно. Если просят дети помочь с домашними работами, надо постараться помочь, если нет, для чего мне знать все темы, которые они проходят, все правила и задачи? Пока сама в школе трудилась, именно так и думала, искренне удивляясь, что некоторые родители досконально всем интересуются, особенно переживают за школьные отметки, переживают больше детей и настроены только на отличные отметки по всем предметам. Так чаще всего бывает в начальной школе.

Сейчас думаю иначе. Считаю, родителям просто необходимо интересоваться и вникать во все, что происходит в школе. Возьмем, например, рабочие тетради, которые якобы прилагаются к каждому учебнику. Родители добровольно-принудительно вынуждены купить их, ну и, соответственно, весь год потом дети их заполняют. Разве в этом есть необходимость? Насколько я знаю, эта беда коснулась и высшего образования. Это действительно беда. Вместо того, чтобы составить стройное сообщение, детям приходится заниматься заполнением тетрадей на печатной основе - вставлять слова, буквы, находить соответствия. Все это объемно и обязательно для заполнения, иначе зачем же их купили?

Между тем у каждого учителя имеется набор всех необходимых упражнений и задач по каждой теме. Можно ведь иметь одному учителю у себя такую тетрадь и необходимое давать детям выборочно. Технические средства для этого в школе есть. Сколько сил и времени отнимает такой почти напрасный труд.

Знаю родителей, которые в свое время дружно отказались покупать такие тетради, привели достаточные аргументы. В иных школах смелые учителя отказались лишь от некоторых тетрадей, а мы доверились в этом вопросе учительнице - ну надо так надо. Теперь понимаю, напрасно. Не хватает у многих учителей смелости противостоять даже откровенно ненужному в образовании, мало полезному. Нет сил и желанья что-то менять, взять на себя ответственность. Придется и это делать родителям.

По системе оценивания получается, что иностранный язык наши русские дети знают лучше, чем свой родной, но разве это так?

Назову еще вредные упражнения, они есть как в учебниках русского языка, так и иностранного. Задание такое: «Исправь ошибки». Даются неправильно написанные слова, которые узнать-то иногда сложно. Текст печатный очень хорошо врезается в память, и пока ребенок смотрит на такое «слово» долгое время, невольно запоминает именно этот неверный вариант. Сколько могла, и раньше избегала таких заданий. Сейчас их великое множество. Наверное, их надо просто сделать за детей самим. Может, кто-то оспорит такое утверждение, готова предметно обсудить… Безспорными являются только евангельские вечные истины и толкование их святыми отцами Православной Церкви. Все остальное можно поставить под сомнение. Я привожу только мои наблюдения, их довольно много и написать обо всем в газету не могу. Очень прошу родителей и преподавателей обратить внимание на перекосы, которые вы все, несомненно, видите и сопереживаете с детьми.

ОБРАЗование

Плод образования сейчас таков, что дети в целом понимают и убеждены - «Никаких правил!» (правила даже в учебниках чаще всего не выделяются, видимо, чтобы не травмировать учащихся). Дети полагают, что если придерживаться правил и образцов, то это уже не творчество. Часто приходится слышать: «А я считаю так!», «Это мое мнение», - и пишут сообщения без запятых и точек, нарушая грамматический порядок слов (в моем случае английского и немецкого языков, который в этих языках фиксированный). Защищаются так: «Не хочу строить предложения по шаблонам». Даже не осознавая, что как раз шаблон и надо наполнить личным содержанием. Никто не запрещает свободное высказывание своих собственных мыслей, ведь они действительно наиболее ценны. Но - придерживаясь порядка слов. В противном случае мы придумываем свой «язык», который для чего?

Только представьте себе, что и мы перестанем вдруг придерживаться образцов в поведении, перестанем думать, что поведение христианина отличается от той реакции на внешние обстоятельства, которые, увы, часто разворачивают наше внимание на себя, и эти обстоятельства определяют нашу часто мгновенную, но порой неверную реакцию.

Сколько я трачу времени, объясняя, как опасно не придерживаться образца. Не было бы у меня столько сил и твердости, если бы не помощь Божия. Живем с детьми от воскресенья до следующего воскресенья, укрепляясь в Церкви. Трудная наша задача, родительская. Необходимо привести детей к Церкви, не насильно, конечно. Множество задач стоит перед нами, и верю, восполнит Господь наше несовершенство, услышит наши молитвы, поможет и Матерь Божия. Трудно нам грешным все равно будет, трудно, но по силам. Ведь даже и святость родителей для детей тоже трудностей не снимает. Только подумайте, если семья живет по-православному, на каких высоких образцах воспитываются дети, а с чем они сталкиваются в жизни, как понимают они эти несоответствия, сколько потребуется сил остаться самими собой?

Если, друг, тебе тяжело…

Отрадно, что люди вышли на проповедь Святого Евангелия сами. Думаю, многие осознают это и уже осознанно переходят на одну из сторон. Мне очень утешительно видеть и слушать не только священников, поясняющих нам и проповедующих, но также ученых, простых мирян, которые пишут стихи и песни, - кто чем может, тем и служит людям, не щадя здоровья, времени, сил, переживая непонимание, а порой и откровенную ярость близких людей. И что я еще для себя открыла, на проповедь вышли и те, кто уже почил.

Недавно я наткнулась на «Воззвание к женщинам», которое написал специально для нас немец по происхождению, но русской души человек - известный доктор Федор Петрович Гааз (1780 - 1853). Мы читали о нем с детьми тексты на немецком, переводили, но как мало я знала! Из его воззвания выписала для себя 22 заметки о самом необходимом, на чем доктор заострял внимание. Очень прошу прочесть этот труд как женщин, так и мужчин, ведь христианское миропонимание у нас едино. Но как верно подметил именно женские трудности и указал варианты поведения понятным для нас языком внимательный доктор. Не отступая от заповедей Господних прожил он жизнь, такого пути советует держаться и нам, проповедуя своими трудами и всей своей жизнью.

«Прощение порождает любовь, и нужно много, много прощать, чтоб было много, много любви».

«…не желать прощать и мириться - один из самых крупных грехов».

«Никогда, ни в каком случае, ни под каким предлогом не делать упреков... любовь охлаждается у того, кто делает упрек, и у того, кого упрекают».

Предостерегает против роскоши: «(следует) энергично сокращая расходы на себя, оказывать бедным необходимую помощь».

«Главные источники зла - злоязычие, страсть к вину, ссоре, преступным связям».

«Женщины призваны рассеивать вокруг себя счастье».

«Величайшее счастье заключается в том, чтобы делать с удовольствием все, что мы должны делать».

«Милостыня - это богатый дар для всех, кто творит ее перед Всевышним... милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму».

Мне все высказывания очень близки, но не печатать же их целиком? Его слова «Спешите делать добро» - этообращение к каждому.

Наша газета «Благовест» вышла на проповедь с 1991 года. Даже подумать страшно, в то время не родились еще мои первые дети. Прошло время, и я уже читала страницы «Благовеста», разрешая мои возникающие вопросы. Сейчас всякий раз, получая новый номер, считаю это милостью Божьей, поддержкой мне, укреплением, ответом на мои сомнения, вопросы. Жизнь моя точно изменится не в лучшую сторону, если, не дай Бог, газеты не будет. Если бы жив был доктор Гааз, он бы обязательно помог газете. Люди говорили о нем: «У Гааза нет отказа». Все свои собственные средства тратил он на арестантов, их лечение и поддержку, ходил и просил людей, имеющих средства, оказать милость и помочь.

Дорогой коллектив редакции, не опускайте, пожалуйста, рук. Вы не раз видели безкорыстную помощь людей, увидите еще, верю в это. Но если счет идет на каждую газету, надо принимать еще меры. В своей семье я уже кое-что придумала.

Приведу еще слова Паисия Святогорца: «От тебя - желание и усилие, от Бога - сила и результат».

«Бог не попускает испытания, если из него не выйдет чего-то хорошего».

Склоняюсь перед вами и прошу для всех нас милости, ради нас, читателей, ваша жертва.

Доченька наша старшая Маша тоже независимо от меня нашла проповедника. Читать пока она не имеет достаточно времени. Нашла песни исполнителя Павла Федосова. Они показались и мне глубокими, автор и исполнитель - искренне переживающим происходящее. Маша, прослушав песню «Выстругал я из ветра слова», написала стихотворение «Всем моим друзьям»
(см. ниже). А я приведу несколько строк из другой его песни, «Учись стоять».

Ты, хороший мой человек, я не знаю как, но давай держись!
Когда неясно, куда идти, когда некуда больше бежать,
До самой смерти учись стоять-стоять-стоять…
А если стоять, то стоять до конца,стоять, как поставленный часовой,
Когда рушатся здания и рвутся сердца и кружат вертолеты над головой,
Когда все теряет свои имена и уже непонятно, кто прав, кто нет,
Стоять, прорастая сквозь времена, стоять, чтобы видеть свет.

Всем моим друзьям

Если, друг, тебе тяжело...
Если твои дни словно бой,
Если тебя ранили в грудь,
Приходи в мой старенький дом,

Расскажи, как бился в бою,
Прошепчи, как страшно вставать...
Дай скорей тебя обниму!
Отпусти свой бой. И поплачь...

Ты поплачь, как ливень шумит,
Ты поплачь, как тронулся лед,
Пусть пока твоя рана болит,
Скоро, друг, она заживет.

Ты попей горяченький чай,
Завернись в мой плюшевый плед,
Не ругай себя! Не ругай...
Это просто ты человек.

Мы не ляжем спать до утра,
Нужно боль до капли испить.
Ты уйдешь, сказав, что пора
Начинать по-новому жить.

Ты уйдешь, как станет светло,
Ты почти забудешь свой бой.
Если, друг, тебе тяжело,
Приходи в мой старенький дом.

Елена Юдакова.

.


133
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Информация будет добавлена на сайт после проверки администратором.

Новые комментарии будут добавлены на сайт после проверки администратором.





Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2020 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru


Warning: fopen(/home/b/blagovesrf/public_html/cache/desktop/public_page_39614): failed to open stream: No such file or directory in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1260

Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1261

Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1262