Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

Согревайте холодный мир дыханием любви…

На Православной выставке в Самаре прошла встреча с протоиереем Артемием Владимировым.

На Православной выставке в Самаре прошла встреча с протоиереем Артемием Владимировым.

16 декабря на Православной выставке «Благословенная Самара» в ВК «Экспо-Волга» встречали гостя весьма именитого. Популярность протоиерея Артемия Владимирова, старшего священника и духовника Алексиевского ставропигиального женского монастыря в Красном Селе в Москве, члена Союза писателей России, давняя и очень широкая. Ее не объяснить только передачами телеканала «Спас», хотя и они, конечно, тоже работают на известность медийного батюшки. Причина такой вот едва ли не всенародной к нему любви - в редком сочетании утонченного артистизма, прирожденной благостности с житейской мудростью и молитвенной глубиной. Это и сделало отца Артемия одним из самых узнаваемых священников Русской Церкви. Его заметили еще в начале 1990-х. Как преподавателю Закона Божия в телепередачах для самых маленьких ему не было равных. Вместе с детьми в такие минуты застывали у телевизоров и их родители. После насупленных телеидолов советского времени, после развязных телеведущих времен перестройки появление на телеэкране батюшки с сияющей улыбкой, с мягкой «сказовой» интонацией было событием. И чем дальше от мира, от принятых и навязанных стереотипов светского поведения были напевная речь и весь облик батюшки, тем с большим интересом, затаив дыхание, внимали телезрители каждому его слову. Теперь возрастной состав его аудитории несколько повзрослел, если не сказать состарился. Но то, что его тогда отличало: мягкая располагающая улыбка, отсутствие дистанции между ним и зрительным залом - всё это осталось при нем и сейчас.

На встрече в Самаре с популярным батюшкой была моя жена Людмила, и видел я, под каким сильным впечатлением от его выступления она находится. Попытался разгадать этот феномен, ведь ничего же такого вот сногсшибательного сказано не было. И тем не менее! На большинство присутствовавших в зале - а в основном это были женщины - отец Артемий сумел произвести сильное впечатление, как-то вот дотронулся до женских сердец. «Он больше батюшка для женщин!» - сказала мне Людмила. Ведь если мужчины ищут кого посуровее, поэкстремальнее, что ли, то тем, кто «от ребра Адама», чаще нужен батюшка-утешитель.

Во время всего выступления - а длилось оно более двух часов - отец Артемий не присел ни разу. Для него это была словно сцена (использование стула в одной из мизансцен для наглядности, конечно же, не в счет). И свою программу отработал блистательно. Сколько можно без скуки слушать даже и хорошего проповедника? От силы двадцать минут, и то еще в лучшем случае. Потом люди начинают зевать, ерзать, заглядывать в мобильники, переговариваться с соседями. А тут… тут два часа пролетели мгновенно. От улыбки к серьезному, от случая из жизни до прямой и острой проповеди, от не самых совершенных стихов (есть у отца Артемия такая простительная слабость) - к прозе… Кое-что я записал, поделюсь с вами. Но, конечно, бумага не передаст и десятой доли того удивительного обаяния, человеческой теплоты и сердечности, которые вложил в свою арию московский гость.

- Сегодня широко обсуждается лукавая инициатива - законопроект о домашнем насилии. Ведь последняя цитадель, которая сдерживает пришествие сына погибели, - это именно семья. Мой дом - моя крепость! - так вот неожиданно полемично, остро начал свое выступление в Самаре протоиерей Артемий Владимиров. - И если на Западе семья уничтожается, там уже остаются лишь отдельные островки, сокрытые пока что от взоров властей, то у нас еще представления о семье традиционные. Вот сюда и наносят удары подобные законопроекты. Министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров сказал, что если бы даже Крым не вернулся в Российскую гавань, то Россия все равно стала бы притчей во языцех, изгоем для Запада, язвой для атлантического сообщества, которому противостоит русский мир. И не в Крыме тут дело, в политическом его самоопределении и стремлении быть с Россией. А в том, что самосознание нашей нации коренится в вечном и неизменном нравственном законе, в Библейских заповедях. Это основа нашего самостояния, это несущая конструкция русского мира. То основание, на котором только и может твердо стоять сегодня биологический вид под названием homo sapiens - человек разумный. Это основание сегодня выбито из-под ног европейца, который отказывается от своей национальной культуры, от своих корней, от христианской религии в пользу new age, новой языческой эпохи. И Россия сегодня такое вот бельмо на глазу для разрушителей всех традиционных устоев. Угроза для их всемирных планов по смешению наций и народов, отказу от национальных культур, религии. Слава Богу, сегодня антихристов проект глобализации каким-то чудом встретил сильное противодействие именно отсюда, из России. И все народы, испытавшие на себе воздействие «управляемого хаоса», с надеждой взирают на нашу страну. Эти народы, измученные всевозможными проблемами, чувствуют, что именно Россия сегодня противостоит всему этому надвигающемуся хаосу и разрушению. Здоровые силы есть в недрах каждой страны. Они видят, что Россия и наш президент Владимир Владимирович Путин сегодня действительно центр координат. Но и здесь, в России, представители либеральной оппозиции всячески препятствуют нашей стране обрести суверенитет и самодостаточность, и извне России противостоит весь этот атлантический союз. Наша страна постепенно находит союзников для создания многополярной модели, устанавливает действительно партнерские отношения с Китаем и Индией, с Африкой... Недавно к нам в Россию приехали все президенты африканских стран. Случай доселе невиданный!

Старец Аристоклий ( 1918) говорил: «Пройдет время, и среди народа русского явятся те немногие, которые восстановят попранное». С Божьей помощью вернут Россию на ось христианской культуры. И сегодня, несмотря на многопартийную систему, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, у нас есть только две партии, созидателей и разрушителей. Многие перекрашиваются, переобуваются на ходу, вчера коммунисты, сегодня демократы, но вся эта чехарда является прикрытием более глубокого самоопределения: кто ты? Разрушаешь свою душу или созидаешь? Если ты расчеловечиваешься и медленно превращаешься в обезьяну или даже в демона двуногого, твоя деятельность будет разрушительна в выбранной тобой сфере - от политических коридоров власти и до семейного круга общения. Если ты со Христом созидаешь, - а падшую в Адаме человеческую природу более никто иной не может собрать, очистить, освятить, - то тогда и твоя деятельность будет созидательной, стоишь ли ты у плиты как домохозяйка, занимаешься ли строительством, бизнесом, политикой…

«Батюшка, шесть лет я жила с парнем, и вот он стал грубо, цинично со мной обращаться. Я так любила его! А он ушел…» - Да конечно ушел! Разница-то великая между служением любимому человеку, взаимным служением, бережным, трепетным отношением к той, кого ты называешь в мыслях матерью своих детей, - и одушевленным муляжом. Сегодня наши девочки, заканчивая школу, зачастую уже заранее соглашаются быть грелкой для чужих почек, простите за грубые слова, соглашаются на участь масляного обогревателя. Раньше, даже еще четверть века назад, когда произносили самые важные слова на свете «я тебя люблю», то ставили после них запятую и добавляли: «и прошу тебя стать моей женой!» Любить - значит отвечать за любимого человека, взять за него полноту ответственности на всю жизнь. Любить - это значит быть достойным доверия той, которая отдает свою хрупкую жизнь в твои сильные руки. А сейчас? Девушка, которая понравилась молодому человеку, как какая-нибудь рабыня Изаура из сериала, сразу соглашается на сомнительные приключения. «Он ушел, я была в страшном отчаянии…» - продолжает рассказывать та девушка. Да и как ей не пребывать в отчаянии? Ведь тут психофизическая зависимость имела место, тут травма!.. Жизнь по плоти без супружества - это ведь травма, это катастрофа, фиаско. Это падение, которое неизбежно отражается на психике. И которое вылезет потом в виде депрессий, в виде истероидной реакции, если только человек не знаком с покаянием. Умолчим о физических последствиях… Про верность и целомудрие, про чистоту поведения надо объяснять девочкам еще в пятом классе.

«Он от меня ушел… И через год уже я узнала, что он теперь женат». Он ушел и не повернулся, и не оставил даже свой плащ висеть на стене, как Новелла Матвеева поет в известной песне. Странная психология: сделать девушку «бывшей в употреблении», секонд-хенд, прошедшую через первые, вторые руки. И всегда при этом родители вначале надеются: а вдруг получится? Вдруг они поймут, что не разлей вода… И он готов будет повести свою любимую к алтарю. Потом повезти в Турцию в свадебное путешествие. Или на Жигулевское море (не место красит человека, а человек место). Но в большинстве-то случаев всё совсем не так происходит. А как в песне поется: «Наш адрес не дом и не улица, наш адрес Советский Союз». Давайте помнить об этом.

Задали вопрос: «ребенок был крещен в младенчестве, но вот вырос и ушел из Церкви… Успокойте матерей, дайте надежду, что возвращение состоится». - Я тоже был крещен младенцем. Старцы говорят: чадо плачущей матери погибнуть не может. И - материнская молитва со дна моря достает. Нужно вверить, отдать свое дитя в руки Богородицы, Святителя Николая Чудотворца, и они свершат свое дело.

Вспомним тут Александра Сергеевича Пушкина, его любовь к няне… Как бы ему ни было трудно, он всегда чувствовал, что где-то в далеком Михайловском Арина Родионовна поминает его перед иконой Богородицы. Бьет поклоны и вздыхает: как там Сашенька в Петербурге… Но особенно ярко это видно в судьбе Сергея Есенина. Юношей он уехал из родительского дома в Петербург, где его ждала оглушительная слава и где его подстерегали соблазны. Что давало сил ему как-то выстоять? «Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!» - посвящал он поэтические строки своей матери. Несказанный свет видит он над ее избушкой в селе Константиново. Душа его измученная, удушенная шарфом Айседоры Дункан, изнуренная вынужденным всесветным хулиганством - а он так вот защищался хулиганскими выходками от страшной, уничтожающей личность машины подавления... И образ матери в старом шушуне, выходившей на дорогу, смотревшей, не появится ли сынок, он давал ему силу выживать, вставать после падений, как-то противостоять страстям. И мать его и болела, и страдала вместе с ним… И вымаливала Сереженьку…


После встречи с отцом Артемием выстроилась очередь из желающих получить его автограф.

Всё дело тут в сердечной молитве матери. Одно дело орать, стучать от безсилия кулаком по столу. Другое дело годами проливать за сына слезы под иконами. Такая молитва не останется неуслышанной.

Мы все знакомы с молитвословами, утренними и вечерними молитвами, но задача ведь не в том, чтобы прочитать все положенные правила. А в том, чтобы сохранить молитвенное дыхание в течение всего дня. О какой молитве написал Михаил Юрьевич Лермонтов: «В минуту жизни трудную теснится ль в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть»? Дальше он говорит о непонятной силе, пронизывающей эти слова молитвы. И тогда «и верится, и плачется, и так легко, легко». Преподобный Варсонофий Оптинский сказал: «Многое Господь простил рабу Божию Михаилу за эти поэтические строки, за эту молитву». Эти стихи Лермонтова - о молитве «Богородице Дево, радуйся…», которую все мы знаем. Что значит: всосать благочестие с молоком матери? Еще недавно мамы, когда кормили малыша грудью, пели эту молитву. И когда укладывали спать, над колыбелью пели ту же молитву. И вот я написал книгу о том, как нам молиться за ближних, используя Богородичное правило. И те из вас, кто, проводив свое чадо в школу, прочтет тридцать раз эту молитву «Богородице Дево, радуйся», чтобы Матерь Божия его хранила, могут быть спокойны за свое дитя. Ни на «стрелку» его одноклассники не позовут, ни какая другая дрянь с ним не приключится. То, что мы доверяем своих детей Богородице, Святителю Николаю, Святителю Спиридону, никогда не будет напрасным.

Сегодня ехал к вам на встречу и увидел половину плаката, загороженного автобусом: «…ачьте с нами!» Подумал: наверное, «плачьте с нами!» Когда нес Спаситель крест на Голгофу, Он сказал матерям и женам иерусалимским: плачьте не обо Мне, а о себе плачьте и о чадах своих, - то есть вверяйте чад своих Господу. Плачьте о них пред Богом!

…Автобус отъехал, и я прочел: «рыбачьте с нами!» Всего-навсего.

Полезно ли участвовать в дискуссиях в соцсетях? - Святейший Патриарх Кирилл благословляет священников вести миссионерскую работу в интернете. Там ведь кучкуются целые гроздья человеческих душ, и потому есть батюшки, которые ведут там работу. Сам я не очень активно участвую в соцсетях, но, возможно, пересмотрю свое отношение. Но давайте помнить и о тех пророческих строчках Пушкина, предсказавшего нам о твиттере, о свитере и прочих [ин]ста граммах: «Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца». Важнее всего не умерщвлять нам свою душу, ведь там, в интернете, есть свой отстой, свое болото. И нужно и там вести дискуссию уважительно, взвешенно. Корректность, отсутствие личных выпадов, достоинство, правила хорошего тона. Вот что должно присутствовать в интернет-дискуссии. Иначе лучше и не начинать.

В Китае весь интернет под контролем. Попробуй там запусти какую-нибудь нецензурщину или что-то социально опасное. На это быстро отреагируют, и последует ответственность. Я не сторонник тотального контроля, но там ни один ребенок не залезет на порносайты. И не будут там всякие взрослые дяди призывать детей к жутким вещам, к самоубийствам, например, как это было у нас в интернете. А в Турции основные соцсети становятся доступными гражданам только после 16 лет. К сожалению, у нас открытая всем ветрам демократия, и это порой превращается уже в насилие меньшинства над большинством.

С кем поведешься, от того и наберешься… Сегодня некоторые родители из имущих сословий отправляют детей учиться за границу - в Англию, в США. Делают это по недомыслию, из тщеславия. И не понимают того, что там их ребенок будет подвергнут массированной атаке, окажется один против всех. И там будут перекраивать его психику. А то и втягивать во всякие извращения. «День лесбийской культуры» - это известный на весь мир Йельский университет, США. И только попробуй не пойти на эту пропаганду однополой «любви», сразу лишишься стипендии, там ведь демократия только на словах. А брякнешь слово, мол, мне это чуждо, сразу наклеят какой-нибудь ярлык, а то и вовсе обзовут «фашистом». Да живите вы себе как хотите, только детей не трогайте!.. - но у них даже это вызывает приступы агрессии.

Родители приводят на исповедь детей четвертого, пятого класса. И батюшки от них слышат: «Ругался». - «А какие слова?» - «Матные». Вот это да…

Когда мы были маленькими, матерная брань была только в подворотнях. Даже в автобусе никто не ругался. Сейчас учителя не верят, что девочки на матерном языке общаются, так сказать, коммуницируют, для них это как будто норма уже. И если даже в Православно ориентированных учебных заведениях детей учат Закону Божию, знакомят с устройством храма, с краеведением, но при этом дети между собой ругаются, то педагог ничего не достиг. Ведь матерная брань - это как демоническая воздушно-капельная инфекция. И демоны действительно вселяются в мозг, заражают сердце цинизмом, мысли вращаются вокруг половой сферы. Эта брань оскверняет материнство, деторождение. Поругивается родная мама. И потому изводить, выводить эти токсины есть первая задача учителя литературы, учительницы химии, физкультуры… А родителям нужно перед сном детям читать хорошие книги и кратенько с ними помолиться. Так вот нужно дезинфицировать их души.

Перед нами сегодня стоит очень большая задача - своего или чужого ребенка (чужой как свой) все-таки выводить в мир прекрасного, созидать для него детский мир, защищать его от наглых демонических выпадов и от волн житейского моря. Помочь ему стать на ноги, духовно окрепнуть, чтобы он действительно мог послужить Отечеству земному и Небесному и, стало быть, войти в ядро русского народа (не в этническом смысле, а как в государство-образующую нацию).

У нас при храме Православная гимназия, ей уже почти 30 лет. Года три тому назад в конце учебного года, в День Победы, был со мной такой случай. У нас демократичная гимназия. Пожертвования невысокие, учеба доступна и для детей из многодетных семей. Все классы с первого и по одиннадцатый, все поют, играют, читают, жизнь бьет ключом. Это уже, конечно, не школа международного уровня. Всё у нас просто, как-то по-домашнему. Вот я сижу и смотрю на детей и думаю: а может быть, мы отстали от времени, и вообще стоит ли овчинка выделки? И такое вот чувство, что мы уже давно звезд с неба не хватаем. Хотя дети и поступают в хорошие вузы, конечно, с репетиторами, как без них. И вот пошел я причащать одну бабушку, она живет неподалеку, а там рядом с ней государственная школа-лицей. Там-то всё круто: там элитная школа, интернет-программа, там связь с зарубежьем. Я со Святыми Дарами подхожу к подъезду и вижу у торца здания выпускников той элитной школы. Стоят мальчики и девочки. И девочки в черных брюках, этакие амазонки, курят, крашеные волосы. И мальчики такие все тоже раскрученные. И вот они стоят, между собой разговаривают «без Божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви». Всё ими уже познано, как правило, мальчиков там уже нет, девочек тоже нет. Всё по-современному, всё у них круто. И какие лица недетские. Какая-то на них написана преждевременная усталость от жизни. «Как мало пройдено дорог, зато как много пережито». Жизнь без запретов. Всё дозволено. И вдруг я понимаю, что Господь мне даровал ответ на мой вопрос. Как же в нашей-то школе Православной всё наивно, по-детски. Но девочки сохраняют свою чистоту. И мальчики поют в храме, сохраняют детское восприятие мира. И главное, что нам удалось у учащихся сохранить детство. Мы получаем в Православную школу чистых детей, и нам нужно родителям вернуть чистых детей. А посмотрите на выпускные вечера в светских школах, как и в чем выходят на сцену, если только это не школьный бал в стиле пушкинских времен, когда у директора школы хороший классический вкус. Но как правило стыдно и страшно смотреть на всё это. Батюшку из соседнего храма зовут на торжественное собрание, сажают в первом ряду. Он произносит правильные слова о том, как нужно им готовиться к взрослой жизни. А про себя думает: непонятно какой «зрелости» выдают тут аттестаты девочкам, которые вот сейчас сидят в мини, да еще по их лицам видишь, что у них не сформированы представления о достоинстве, о женственности. Сидит этакая «секс-бомба», мишень для соблазнов, для ловеласов старых, для наглецов. Вот почему Православные школы имеют право на существование.

«Как правильно исповедоваться, если часто делаешь это?» - Свою совесть мы должны ежедневно проверять, и на еженедельную исповедь надо выносить то, что нас зацепило, и выдернуть те шипы, которые уязвили нашу душу. Но важно при этом блюсти меру, не отцеживать комара, но видеть свою немощь, глубину своего растления. Сокрушение духа - это главное. Никогда мы не перечислим всего, что сказали и сделали неправильного и лишнего, но важно все свои грехи свести в единый сосуд покаяния и ввергнуть его в море милосердия Божия. Потребность очищения - коренная потребность в духовной жизни. Я, например, никогда не служу Литургию, предварительно не исповедавшись у другого священника нашего храма.

…Я задал всего один вопрос отцу Артемию Владимирову. Он связан с необычным штрихом в его биографии. Где-то в интернете попалась информация, что к его семье имела отношение очень известная советская детская писательница Агния Барто. Спрашиваю:

- Какую роль в вашей жизни сыграла поэтесса Агния Львовна Барто?

- Никакой. На ней был женат мой дед Павел Барто. Но вскоре они развелись, дедушка женился во второй раз, и второй брак у него был венчанный. Мой дедушка сам поэт, он выучил Агнию версификаторству, и у нас в семейном архиве хранится книжечка со стихами «Девочка-рёвушка», «Девочка чумазая» и «Считалочка» с указанием двух авторов - Павла и Агнии Барто. Но Агния была очень хваткая, она в творческом плане перекрыла моему деду кислород. Когда ее имя стало известным в литературе, она даже хотела, чтобы он от своей фамилии отказался, чего он, конечно, не сделал. Эта фамилия Барто идет от шотландского пирата Бартоломью, посмотрите в интернете: Черный Барт. Он в Карибском море захватил около четырехсот кораблей и был одним из самых славных британских пиратов за всю историю. Оставил после себя 57 миллионов фунтов стерлингов. И вот я хочу поехать к английской королеве - и как наследник попрошу хотя бы половину этой суммы на развитие Самарского края.

«Батюшка, я на вас глубоко обижена! Вы мне вторую неделю на мое смс - ни ответа, ни привета!» - Знаете, я свободный человек. И у меня могут быть какие-то свои неотложные дела. А Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Кто обижается, тот просто… глуп!» Тот, кто обижается, кто обсасывает чувство обиды, тот и правда недалекий человек. Ведь это недостойное Христианина занятие - обижаться. Поэтому прошу вас, никогда ни на кого не обижайтесь, кроме как на себя самого.

«Равнозначно ли покаяние в грехах перед иконами и на исповеди?» - Конечно, нет. Мы призваны без всякого посредника каяться в своих грехах, находиться в сокрушенном духе: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Но исповедь - это совершенно особое. Когда через руки священника Сам Христос разрешает нас от грехов, Своей кровью омывает наши грехи. На исповеди мы получаем совершенное освобождение и очищение. Это отправная точка, это как снег на голову, вот сегодня у вас в Самаре всё белым-бело от выпавшего снега: «Идут белые снеги» (Е. Евтушенко), - и человек начинает после исповеди жить как с чистого листа. Кровь Христа совершенно омывает нас от грехов, и забытых в том числе, если только мы имеем решимость исправляться. Исповедь дает нам реальное освобождение от всякой зависимости от лукавого, и это обновляет нас. А домашнее покаяние - это приготовление к таинству Исповеди.

Одна прихожанка говорит: «Батюшка, я двадцать лет уже в Церкви… И вот еду в метро и вижу: вокруг меня люди с бронзовыми, медными рожами… Пересела в другой вагон, и там те же муляжи… Где я живу?» Я ей в ответ привел другой случай. В турфирме один дяденька заказал себе путевку на Сейшельские острова. Там прекрасный «звездочный» отель с видом на море. Приезжает туда, устраивается в номер. И вдруг, возмущенный, звонит: «Куда вы меня поселили!.. Я только собрался на море, плавки надел, взял полотенце, и вот… Вижу, напротив меня какой-то волосатый мужик, похожий на гориллу, глаза в кучку, наглый. Не уходит. Номер мой уже занят кем-то, это безобразие». - Простите, отвечают, но это у вас там зеркало во всю стену.

Я к тому, что и двадцать лет в Церкви не дают гарантию высокой духовности, если мы будем то и дело в других вглядываться, а не в свою душу. Самим бы нам не забронзоветь душой.

…Хотите от меня услышать всю мудрость, как жить не тужить? Будьте Гердой, которая согревает холодный мир дыханием любви.

Подготовил Антон Жоголев.

Фото автора.

145
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
8
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2020 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru