Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Звонок в половине одиннадцатого

Записки матушки Марины (Захарчук).

Записки матушки.

Об авторе. Матушка Марина Захарчук живет в селе Новенькое Ивнянского района Белгородской области, где служит настоятелем в Михаило-Архангельском храме ее супруг, протоиерей Лука, они воспитали пятерых детей. А еще матушка пишет глубокие и поэтичные рассказы, воспоминания…

Звонившая мне женщина очень волновалась. В голосе слышались слезы. И поначалу я понимала только одно: у нее случилось несчастье, и последняя ее надежда - Церковь. «Что мне делать? Помогите!» - рефреном доносилось из телефонной трубки.

Наконец картина стала проясняться. Много лет назад эта женщина, занимавшая тогда видную должность в одном из районов области, окрестила свою дочь. Девочка выросла, давно стала взрослой и самостоятельной, вот только личная жизнь не ладится. И уже готов наш извечный вопрос: за что? «За что мне это?!» - как часто мы взываем этим идущим из глубины души воплем. За что, Господи? Жили «как все», в храм в то безбожное время, конечно, не ходили (но детей крестили!), а сейчас - вроде бы поздно, и вообще - «нас этому не учили»…

Начинаю осторожно объяснять, что учиться никогда не поздно, что стоит только понудить себя, и Господь поступит с нами так же, как с работниками в известной Евангельской притче. Помните? Хозяин там нанимал работников для возделывания виноградника, и вот кто-то пришел с утра, кто-то с обеда. «Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно». Пригласил и их. Когда же подошло время расчета за труд, господин воздал всем поровну. И возмутились те, которые работали весь день, говоря: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной». Но господин отвечает: «Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу?» (Евангелие от Матфея, глава 20). Вывод этой притчи стал афоризмом: «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 20, 16).


Матушка Марина Захарчук в паломнической поездке в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь.

Выходит, не «время такое» виновато, не какие-то внешние обстоятельства, а - мы сами. Господь одарил нас свободой. Но этот величайший дар в то же время и - величайшая ответственность. От того, как мы своей свободой распорядимся, зависит не только наша сегодняшняя жизнь (хотя и это тоже!), но главное - наша вечная участь. «У Бога все живы!» - знакомый афоризм. Но это ведь не только о святых и праведных сказано, а о всех людях. На Страшном Суде Христос, пришедший уже не как странник, не имеющий где главу приклонить, а как Господь и Судия, с безошибочностью пастуха отделит «козлищ от овец» - грешников от праведников, и там уже не будет слышен наш «жалкий лепет оправданья», там одни услышат чаемое: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира», -а над другими прозвучит грозный приговор: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 34; 41).

Мы требуем от Господа справедливости. Но что такое наши искаженные грехом понятия о справедливости? Мы ищем узнать, за что Господь нас так «несправедливо» наказывает. А надо бы спросить себя - за что Он так несправедливо милостив к нам? За что до сих пор терпит наши неправды, большие и «мелкие» (как кажется нам) грехи, и не просто терпит, а посылает столь осязаемые знаки Своего присутствия в нашем мире (вот тот же Благодатный Огонь, который верующие каждое преддверие Пасхи ждут с надеждой и страхом, ведь, по преданию, он не сойдет в год воцарения антихриста). За что нам всё это?! Наверное, за то, что в каждом человеке от рождения присутствует образ Божий. Вот только разглядеть его порой трудно, так искажен он нашей неправедной жизнью. Но невозможное человекам возможно Богу (ср.: Мф. 19, 26). Много званых: всех нас зовет Христос. Но почему же, почему так мало избранных - счастливцев (а вернее - блаженных, ведь счастье - категория сиюминутная: сей час), входящих в Небесное Царство? Ответ страшен: потому что мы сами не хотим туда войти.

Какой совет могла я дать женщине, ищущей причину несчастий дочери в ее «неправильном», как кажется ей сегодня, крещении? Крестные родители то ли были уже на тот момент, то ли позднее стали мужем и женой (что запрещено канонами Церкви, хотя в толкованиях этих канонов встречается замечание, что восприемником (крестным) ребенка является только один человек: для мальчика - крестный отец, для девочки - крестная мать).

Хорошо, когда человек ищет совета, чтобы его исполнить. Но чаще мы идем за советом, уже имея свой ответ, и если данный нам совет не совпадает с нашим решением, мы всё так же стоим на своем. Женщина хочет заново окрестить дочь - а вот это уже безо всяких оговорок запрещено церковными канонами: «Исповедую едино крещение, во оставление грехов», - читаем мы в «Символе веры».

Реально исполнимый совет всем нам может быть только один: как можно больше внимания уделять своей духовной жизни. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах покаяния, причащения, венчания; читать духовную литературу и прежде всего - Евангелие; искать друзей среди людей воцерковленных… Конечно, всё это я сказала моей собеседнице. И услышала в ответ: «Я на это не способна». Вот так, одним предложением словно подписала себе приговор.

Но ведь перед Богом не оправдаемся мы ни тем, что «нас не учили», ни нашей занятостью, ни должностью, ни богатством, ни чужими прегрешениями. А только нашей - нет, не безгрешностью, ибо «нет человека, который жил бы и не согрешил», - но нашим стремлением к этой чистоте и святости, а в конечном итоге - к Богу. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21).

Я часто вспоминаю сказанные мне моей старшей подругой слова. В ответ на мое: «Я не могу» (речь шла о чем-то совершенно земном), она возразила: «Человек может всё». И это правда. Когда опускаются руки, когда всё вокруг - плохо, и не видно выхода, скажем себе: с Богом человек может всё. Потому что он создан по образу и подобию Божию и призван в этот утраченный им образ возвратиться. И не важно, пришел ли он к осознанию этого в начале жизни или в евангельский единонадесятый час, то есть уже незадолго до последнего своего вздоха. Господь воздаст не по нашей земной справедливости, а по Своему неизреченному милосердию. Воздаст не сиюминутным счастьем, а - вечной жизнью.

Марина Захарчук.

136
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
9
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru