В Самару была принесена чудотворная Измаильская икона Пресвятой Богородицы.
В Самару была принесена чудотворная Измаильская икона Пресвятой Богородицы.
…Радостным перезвоном залились колокола, и прихожане самарского Крестовоздвиженского храма во главе с настоятелем иереем Валерием Зарайским, волнуясь, встретили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Благоуханный Цвет» (Измаильскую). К нам в Самару прибыла главная святыня Свято-Константино-Еленинского Измаильского мужского монастыря Одесской епархии. С 27 сентября по 7 ноября эта икона будет находиться поочередно в храмах Самары. Два дня в октябре она пребывала и в Крестовоздвиженском храме, где находится наша редакция.После первого молебна, на котором молились и сотрудники «Благовеста», я подошла к сопровождающей икону в поездке Наталье Калине, попросила об интервью. И Наталья Калина рассказала:
- Это чтимый образ Свято-Константино-Еленинского Измаильского мужского монастыря. Монастырь был учрежден в 1936 году на основе храма святых равноапостольных Константина и Елены, тогда он относился к Румынской Митрополии.
- Вот оно что! А я-то, прочитав в интернете, удивилась: как же так, в самый разгар гонений на Церковь в СССР - и вдруг основан новый монастырь?!
- После революции эта часть Украины отошла Бессарабии и до 1940 года находилась в составе Румынии. Так что по Промыслу Божию монастырь долго был действующим и закрылся уже в 1962 году, при хрущевских гонениях. И вновь был открыт по благословению Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела в 2001 году. А через три года в монастырь вернулась икона «Благоуханный Цвет» - и в том же 2004 году было отмечено первое мироточение от иконы. Наверное, этим чудом Пресвятая Богородица показала, что икона не просто вернулась в родную обитель, но она на своем месте, где изначально ей предназначено быть.
К сожалению, информации о прежних чудотворениях от иконы мало, потому что документальные свидетельства остались в Румынии. Лишь народное почитание и устное предание свидетельствует о том, что по молитвам перед иконой и раньше происходили исцеления. Известно, что икона была написана для благочестивой семейной пары, Георгия и Марии, - и на иконе изображены предстоящие Пресвятой Богородице и Богомладенцу Христу Великомученик Георгий Победоносец и равноапостольная Мария Магдалина - Небесные покровители этой семьи. Когда от иконы начались чудеса, Георгий и Мария передали икону в храм. Больше всего было исцелений от болезней, явлены и другие чудеса - и поныне люди получают благодатную помощь. Так, больная лейкемией женщина из Краснополья - это пригород Днепропетровска (ныне Днепр), - когда икону привезли в Днепропетровск, отправилась поклониться этой святыне. И по молитвам пред иконой «Благоуханный Цвет» совершенно исцелилась.
Мы ездим со святыней, и верующие притекают к иконе. И хотя мы-то с иконой находимся на одном месте по два-три дня, но даже за это недолгое время несколько раз было, что приходили люди и говорили, что получили помощь, Царица Небесная помогла в их житейских нуждах и болезнях. И я сама могу сказать, что практически всё, о чем я просила в молитвах у этой иконы, вскоре разрешалось чудесным образом.
А в одной поездке был удивительный случай, который касается не лично какого-то человека, а многих. Мы с иконой приехали в одно сибирское село, и жители соседней деревни, где не было храма, очень просили привезти к ним эту святыню. И вот мы приехали туда. Жители прошли с иконой Крестным ходом по деревне, и в деревенской часовенке икона пробыла вечером, ночью и утром. Батюшка из села, откуда мы приехали с иконой, отслужил молебен. Что удивительно: насколько вера велика и там, где нет даже храма! - люди шли до десяти часов вечера, плакали и молились. Причем много было некрещеных, и все равно шли к святыне, хотели заказывать требы о себе и таких же некрещеных родственниках. Но это же нельзя… И я предложила им составить списки людей, желающих окреститься, и подойти к батюшке, чтобы он в назначенный день приехал и окрестил. Тогда уж и о них можно будет молиться церковно. Батюшка с радостью согласился: «Добро, конечно, приеду и окрещу!»
Так вот. В деревне очень хотели, чтобы у них был храм. Из собранных на строительство храма малых средств они построили часовенку и молились о помощи Божией в строительстве храма.
Им выделили какое-то место - там буквально свалка была. Они всё расчистили, залили фундамент. И - всё застопорилось… И вот когда икона пробыла в часовне одну ночь, именно на следующий день, не в какое-то другое время, камаз отправился за первой партией кирпичей для храма!
- То есть эта икона еще и храмостроительница?
- Я же говорю: во всех наших заботах икона являет помощь Пресвятой Богородицы. Бывает, что и не смеешь просить, только подумаешь: эх, хотелось бы этого… - а уже всё решается. Но более всего - исцеления от болезней, душевных и телесных. И еще молятся о семейном благополучии, о сохранении в чистоте, о предотвращении нестроений семейных и разводов. В тяжелых обстоятельствах жизненных, в скорбях.
- У вас самой семья есть?
- Ну как сказать… Сын взрослый. А семья распалась. Не всё в нашей жизни происходит так, как мы хотим. Но для чего-то же это надо. Скорее всего, для духовной жизни.
- Вы давно в путешествии с иконой?
- В общем-то мы возвращаемся периодически. Надо и дома побывать, а потом опять едем в Россию. Пока есть возможность… После Самары нас ждет Отрадненская епархия Самарской Митрополии. И уж оттуда - опять в свой монастырь.
- А в Самару откуда к нам прибыли?
- Прямо из Измаила. Самым первым в Самаре икону встретил Покровский кафедральный собор. Потом храмы Петра и Павла, Кирилла и Мефодия, новый Софийский собор, оба самарских монастыря. Всего шестнадцать храмов мы посетим в Самаре.
Я посетовала, что мало было встречающих икону в этот день, а Наталья улыбнулась:
- Ничего! Кому надо, тот придет. А кто придет, тот получит помощь.
Отец Валерий Зарайский, пригласив нас обеих на чашку чая с пирогами, активно включился в нашу беседу.
- Как же вы спасаетесь сегодня на Украине? - спросил батюшка. - В таких вот нестроениях, когда самочинные «архиереи» кого-то рукополагают, кто-то уходит в раскольническую «церковь»…
Н.К.: Люди верующие понимают: это раскол, это обман. Но подавляющее большинство все-таки остались верными канонической Церкви. И конечно, верующие сразу же по благословению своих Владык вышли на многочисленные Крестные ходы. Вот на Равноапостольного Владимира 300 тысяч человек собрались со всей Украины. Просто река людская текла по Киеву!
О.Л.: И ведь не первый год такие большие Крестные ходы проходят на Украине…
Наталья Калина у иконы «Благоуханный Цвет». |
Н.К.: Не первый. Но после печально известного томоса на Крестные ходы наши вышли еще больше людей. Тоже многотысячный Почаевский Крестный ход каждый год выходит с разных концов Украины. И даже из Польши православные приходят в Почаев. Так посмотрите видео: люди идут вот с такими младенцами! Несколько дней под открытым небом, в жару! И вот какая сила, какая вера движет людьми.
И наши Владыки, обращаясь к народу, говорят, что гонения на Церковь - это самое благоприятное время для Церкви. На наших глазах Церковь очищается от тех, кто готов предать. Для кого-то важнее совести оказалась карьера, для кого-то что-то еще. Ну а истинно верующие свою веру не предают. Вера еще более укрепилась.
Отец Валерий Зарайский: Не боятся ходить в свои, каноничные храмы?
Н.К.: После событий 2014 года был какой-то не то чтобы страх, а скорее опасения,несколько и храмы опустели. Я работала в Киево-Печерской Лавре. Раньше туда паломники из России ехали группа за группой, каждый день тысячи людей. И резко вдруг этот поток прекратился. Больше всего, пожалуй, из-за информации в СМИ - что на Украине, что в России они постоянно раздували опасения. Ну а постепенно - прихожане стали опять ходить и видели, что никто им не мешает молиться. Появились и паломники. Не столько, как прежде, но едут.
А захваты храмов были по селам, в основном ближе к Западной Украине. Было, что и двери выламывали, и священников избивали. Приходил, например, председатель сельрады и с ним селяне, которые тоже поддались влиянию: у нас, мол, всё должно быть украинское…
О.Л.: Без «москалей»...
Н.К.: Ну да. Но обычные хуторяне не будут бить друг друга, нападать на священника. Это действовали приехавшие радикалы.
На Украине очень много людей всегда ходили и сейчас ходят в храмы. Причем и на вечерней - полный храм. Не то чтобы просто на обедне постоять. И причастников много на Литургии.
Отец Валерий: Бывало такое, чтобы группы паломников не пускали на Украину?
Н.К.: Не слышала такого. Паломники в пути же молятся. Едут в автобусе, с ними батюшка. И перед ними все преграды расточаются. А вот для просто граждан России есть ограничение на въезд.
Тревожно, что Элладская Церковь поддержала раскольников. И это вносит разделение уже в Православие во всем мире!
В те самые минуты, когда мы, чаевничая, делились этими тревогами, в Москве проходило внеочередное заседание нашего Священного Синода, на котором Русская Православная Церковь устами Священного Синода сказала об этом свое веское слово!..
О.Л.: А трагические события 2 мая 2014 года в Одессе не испугали верующих?
Н.К.: Одесситы очень крепкие в вере, их не запугаешь. Каждую ночь верующие обходят Одессу Крестными ходами. Только ввели томос, а уже на Благовещение 7 апреля прошли Крестные ходы в таких больших городах, как Одесса, Днепропетровск. Многотысячные шествия с хоругвями, иконами, молитвенным пением верующих прошли по городу, и всем стало ясно, что народ - с Украинской Православной Церковью.
Отец Валерий: В 2014 году наши братские народы еще сильнее разделились. Сейчас еще можно сшить эту трещину? Она ведь всё больше и больше расходится…
Н.К.: Но правда же рано или поздно восторжествует. Придет время, когда люди поймут, кто им друг, а кто враг. На Украине многие уповают на евроинтеграцию и думают, что Америка и страны Европы поддержат нас…
О.Л.: …пирожками!
Н.К.: Да - пирожками, как на майдане. И что Запад всё для нас сделает. Но на самом деле этого же никогда не было. А Россия - наш единственный друг, и мы даже единый народ, и мы должны быть вместе.
Отец Валерий: И у нас ведь в России тоже была такая эйфория в конце 80-х - 90-х годах. Придут американцы - и сразу всё станет лучше некуда. Голливудские фильмы, жвачка, заморские диковинки… А оказалось, ничуть мы им не нужны, и только проблем прибавилось. Люди на окраинах Советского Союза оказались в такой беде, что бросали всё нажитое и уезжали в Россию. Это была большая трагедия. Теперь, похоже, Украина проходит то, что уже отболело в России.
Н.К.: Ну мы, верующие люди, верим в то, что говорили преподобный Лаврентий Черниговский и другие старцы - что придет время, и Россия и Украина вновь будут едины. Иначе быть не может.
Отец Валерий: Можно ли на Украине купить книги на русском языке?
Н.К.: Может быть, в государственных магазинах таких книг и нет, но на книжных рынках можно свободно купить.
Отец Валерий: А мой любимый писатель Гоголь - как к нему сейчас относятся? Не считают его «агентом Москвы», потому что он называл Украину Русью?
Н.К.: Как же: его теперь объявляют украинским писателем… И все святые Киевской Руси - тоже стали «украинцами»! Святые Владимир и Ольга… Это политика. Ну а русская литература на Украине давно уже считается иностранной. Не знаю, сейчас преподают ее в школах или нет. Но когда мой сын учился, она шла как иностранная. И, например, на странице в столбик напечатано стихотворение Есенина, а рядом - перевод на украинском языке. Это же невозможно перевести, такое искажение!
О.Л.: Когда в Киев привезли с Афона Дары Волхвов, была большая надежда, что эта святыня чудесным образом умирит, остановит брожения… Но этого не произошло.
Н.К.: А потому что всё это должно было быть. Потому что народ на Украине стал очень к Западу стремиться, а что хорошего в этом может быть! И слава Богу, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий не пошел ни на какие компромиссы. С такими столпами Украинская Православная Церковь устоит во всех нынешних бурях и только окрепнет.
Записала Ольга Ларькина.
Фото А. Жоголева и автора.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru