Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Архипастырь

Благословенные дни

Состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Самарскую Митрополию.

Состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Самарскую Митрополию.

В канун праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 26 сентября, начался долгожданный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Самарскую Митрополию. Первый день Патриаршего визита посвящен Тольятти. Именно сюда, в бывший Ставрополь-на-Волге, некогда Город Святого Креста, в канун крестоносного праздника устремился прямо из аэропорта Святейший Патриарх с сопровождающими его Митрополитом Самарским и Новокуйбышевским Сергием, управляющим делами Московской Патриархии Митрополитом Тверским и Кашинским Саввой. Сопровождал Святейшего Патриарха и всем известный у нас в регионе руководитель Административного секретариата Московской Патриархии Епископ Павлово-Посадский Фома, начинавший свой духовный путь в Самаре.

Еду и я в Тольятти - встречать Святейшего Патриарха Кирилла. В пути вспоминаю тот двадцатилетней давности Патриарший визит в Самару в 1999 году. Тогда наш город посетил Святейший Патриарх Алексий II. Много лет прошло с тех пор, а всё было словно вчера… Наверное, и этот визит в Самару кто-то будет вспоминать через много лет так же живо и трепетно. Событие для города, для области, для каждого из нас очень значимое!

Патриарх... В этом величественном и древнем слове соединилось сразу так много смыслов! И отец, и заступник, и молитвенник, и судья, и мудрец… Предстоятель пред Богом за весь наш народ. Всюду по обе стороны шоссе встречаются радующие глаз не слишком привычные рекламные баннеры, рассказывающие о визите Святейшего Патриарха Кирилла в наш Самарский регион.

У Поволжского Православного института имени Святителя Алексия, Митрополита Московского, в Тольятти уже много народа. Служилые люди умело «просеивают» пришедших, кого-то направляют в находящийся неподалеку Свято-Преображенский собор, где Святейший Патриарх будет служить вечернюю, других пропускают в институт. Проходим и мы с Евгением Ситниковым (в эти дни он будет и редакционным фотографом, и водителем одновременно), благо пресс-служба работает четко и отлаженно.

Я в этот Православный институт прихожу всего во второй раз, и впечатление вновь самое сильное. В Автозаводском районе Тольятти вырос буквально у всех на глазах крупнейший в России Православный интеллектуальный и образовательный центр, который изменил духовный ландшафт всего региона. Возможно, в том числе и потому, что в городе автомобилестроителей появился такой мощный Православный вуз, каких во всей России по пальцам можно пересчитать, Тольятти недавно стал центром новообразованной епархии. И вот уже Епископ Тольяттинский и Жигулевский Нестор встречает у стен Православного института Святейшего Патриарха Кирилла, Губернатора Самарской области Дмитрия Игоревича Азарова, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Игоря Анатольевича Комарова.

Святейший Патриарх обходит залы и аудитории нового Православного вуза. Сопровождающий его ректор института протоиерей Димитрий Лескин делится со Святейшим Патриархом своими планами по развитию высшего учебного заведения, рассказывает, как осуществлялось строительство этого потрясающего воображение здания церковного вуза. В институтском храме Трех Святителей высоким гостям хор поет тропарь Святителю Алексию.

И вот уже Святейший Патриарх Кирилл входит в просторный и без преувеличения великолепный зал-атриум института. Он словно и создан для того, чтобы на достойном уровне принимать самых высоких гостей. И вот сейчас в нем ждут Его Святейшество Патриарха Кирилла студенты и преподаватели, всего собралось здесь около девятисот человек. Что скажет Святейший Патриарх в своем самом первом слове на Самарской земле? Сотни глаз устремлены на Предстоятеля Русской Православной Церкви. Зал застыл в ожидании. А Святейший Патриарх Кирилл обратил свое слово к самым молодым из своих слушателей. Он заговорил с ними о подлинной духовной свободе…

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Поволжском Православном институте города Тольятти:

Дорогие учащие и учащиеся! Впечатление, которое на меня произвело увиденное, настолько сильное, что я никак не могу подобрать правильное сравнение. Ничего подобного в Первопрестольном граде Москве нет, а это означает, что вы действительно во многом впереди других. И не только потому, что построены прекрасные здания, но и потому, что очень правильно строится работа с детьми, с молодежью, причем работа на разных уровнях - и школа, и колледж, и высшее учебное заведение. Сам факт существования такого образовательного центра является очень важным с точки зрения передачи интеллектуальных и духовных импульсов в первую очередь молодежи.

Могу привести такое сравнение: когда пловец опускается под воду, с каждым метром вглубь он испытывает на себе большее и большее давление. Потом наступает такой момент, когда без специальных средств человек дальше опускаться не может - ему нужны запасы кислорода, скафандр и многое-многое другое, потому что среда из вполне дружелюбной, каковой она может быть на поверхности, становится совершенно враждебной на глубине.

Тот же образ можно применить и к человеческой жизни, к человеческому опыту. В детстве всё кажется очень легко, красиво, все вокруг добрые, хорошие. Но как только человек начинает погружаться в глубину - в глубину жизни, мировосприятия, отношений с окружающими - он всё больше и больше испытывает на себе давление среды. И ведь бывает так, что под давлением среды разрушается человеческая личность, нередко в самом молодом возрасте. Разрушается не только духовно, но и физически - от алкоголя, наркотиков, от распущенного образа жизни. Повышение уровня комфорта - а совершенно очевидно, что уровень комфорта в наши дни постоянно растет, - нередко приводит не к высвобождению энергии для новых свершений, а к тому, чтобы опустить руки, плыть по течению и, наконец, опускаться на ту самую глубину, на которой становится небезопасным духовное, нравственное, интеллектуальное и даже физическое состояние человека.

Я бы попросил вас запомнить этот образ человека, который опускается под воду. Чем глубже, тем больше следует заботиться о своей безопасности, и в каком-то смысле все мы как водолазы: чем старше мы становимся, чем серьезнее то, во что мы вовлекаемся, тем больше возникает вызовов и опасностей для человеческой личности. И для того чтобы этот слой воды нас не раздавил, мы должны быть готовы к сопротивлению. А что это означает? Это совсем не означает стиснуть зубы и со злым прищуром смотреть на окружающий нас мир. Это означает иметь внутреннюю свободу от таких влияний извне, которые могут нас раздавить подобно толще воды. А ведь в конце концов речь идет о свободе. По-настоящему свободный человек может строить свои отношения с окружающим миром так, что никакие вредные влияния его не погубят. Он бережет свою свободу, хотя в наше время это достаточно трудно. Каждый из вас знает, какое огромное влияние оказывает на нас интернет, средства массовой информации, сколько времени мы проводим у компьютеров, какой огромный информационный поток на нас обрушивается. Это всё та же толща воды, и не будьте безразличны к этому информационному потоку! Для того чтобы информационный поток не раздавил вас, как может физически раздавить человека толща воды, нужно непременно иметь соответствующее оборудование, то есть такой настрой мыслей, такое воспитание воли, которое дает возможность идти против течения, если это течение опасно для умственного, нравственного и духовного состояния человека. Вот в этом и есть подлинная свобода.


Спасо-Преображенский собор г. Тольятти.

Слово «свобода» безсовестно эксплуатировалось в прошлом, да нередко и в наши дни. У меня остается не много времени, чтобы читать книги, но в связи с тем, что сейчас у меня вроде как короткий отпуск, я читаю книгу о предреволюционных годах в России, о том, как надвигалась катастрофа. Действительно катастрофа, обернувшаяся уничтожением огромного количества людей. И сколь многие не видели это, будучи попросту порабощены, захвачены трескучей терминологией, модными идеями, совершенно не думая о том, чем всё это может обернуться, если кто-то действительно начнет реализовывать задуманное. Спохватились лишь тогда, когда начались убийства, репрессии, раскулачивание, уничтожение людей. Ждали свободы, а что получили взамен? В какой-то момент народ наш потерял путеводную нить, потерял способность сопротивляться пропаганде, говоря современным языком, а если сказать на языке Церкви - сопротивляться искушениям, которые порабощают человека.

Именно вера, мои дорогие, христианская вера и христианские убеждения дают нам способность оставаться свободными, строить жизнь исходя из своих убеждений, строить жизнь таким образом, чтобы не уступить натиску той страшной толщи воды, которая может раздавить человеческое естество. Вот я и хотел бы призвать всех вас к тому, чтобы вы никогда не теряли бдительность, никогда не теряли способность оценивать происходящее вокруг нас с точки зрения слова Божия. Ведь в слове Божием - нравственный закон, нравственные заповеди. Как различать духов, как различать, где правда, а где ложь, где пророческое слово, а где соблазн на пагубу человека? Исходя из критериев своей веры, своего нравственного чувства, слова Божия, заповедей Божиих, оценивайте крикунов, «героев», «выдающихся людей», которые заражают вас всякого рода идеями, и тогда вы никогда не окажетесь в глубине той водной толщи, которая способна раздавить человека.


Возносится Крест Христов...

Вера для нас - это символ нашей свободы. Мы все хотим быть свободными, и помните, что верующий человек - это самый свободный человек. Он способен подняться над всем, что порабощает людей, в том числе в наше время. Вера и свобода - это ценности, которые нам дал Господь и которые мы с вами должны не просто принять умом и сердцем, но пронести через всю нашу жизнь. Давайте хранить Богом данную свободу, которую получили через Евангелие, ту самую мудрость, которую Господь нам передал, а вместе с тем способность построить мирную, справедливую и счастливую жизнь. Всех вас сердечно приветствую! Рад возможности сегодня встретиться с вами под этими прекрасными величественными сводами. Спаси Господи.

Не знаю, как у вас, а у меня мурашки бегали по коже, когда я слушал это мощное, сильное слово. Думаю, каждый из нас, в каком бы возрасте ни застали его эти слова Святейшего, сделает свои выводы из сказанного. Потому что слово это поистине со властью.

Спешу из Православного института поскорее попасть в Свято-Преображенский собор. Но у самого входа в институт вдруг встречаю Владимира Романовича Легойду. Он возглавляет Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, а также временно исполняет обязанности руководителя Патриаршей пресс-службы. Древними сказано: сarpe diem, то есть «лови момент» или что-то в этом роде. И вот я, вспомнив древнее латинское изречение, спешу подойти к своему начальнику по журналистской работе (ведь Владимир Легойда самый главный на этом направлении в Русской Церкви сегодня). Как человек, к его «ведомству» относящийся, кратко рассказываю ему о работе наших изданий и передаю Владимиру Романовичу последние выпуски «Благовеста» и «Лампады» для Святейшего Патриарха и для него. К тому же у меня приготовлен достойный подарок для Предстоятеля Русской Церкви - большой и красивый фолиант «Золотые страницы журнала «Лампада». Всё это передаю пресс-секретарю Святейшего Патриарха. Ну вот, одну задачу на сегодня выполнил, ставлю нужную «галочку» у себя в памяти. Иду дальше. Дел на сегодня предстоит еще много…

Спасо-Преображенский собор величественный, уже намоленный за два десятилетия, достойный такого крупного промышленного центра Губернии, каким является Тольятти. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл здесь совершил утреню всенощного бдения с чином Воздвижения Креста Господня. Его Святейшеству сослужили Митрополит Тверской и Кашинский Савва; Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий; Епископ Отрадненский и Похвистневский Никифор; Епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий; Епископ Кинельский и Безенчукский Софроний; Епископ Тольяттинский и Жигулевский Нестор; Епископ Павлово-Посадский Фома; Епископ Сызранский и Шигонский Леонтий, а также секретарь Тольяттинской епархии, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери протоиерей Николай Манихин. В храме также присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров; губернатор Самарской области Д.И. Азаров; председатель Самарской Губернской Думы Г.П. Котельников; глава городского округа Тольятти С.А. Анташев; президент АО «АвтоВАЗ» Ив Каракатзанис.

На телеканале «Союз» осуществляется прямая трансляция богослужения. Часть верующих следит за трансляцией на двух больших экранах, установленных на территории храма.

После великого славословия Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин Воздвижения Креста.

По окончании всенощного бдения Епископ Тольяттинский и Жигулевский Нестор приветствовал Святейшего Владыку:

- Ваше Святейшество! Рады приветствовать Вас на благословенной Богом земле, которая известна в истории как город Святого Креста - Ставрополь-на-Волге. Это место издревле посвящено символу жертвенной любви Христовой. Не сомневаюсь, что приезд Вашего Святейшества в Тольяттинскую епархию в преддверии праздника Воздвижения связан именно с тем, чтобы с еще большей силой напомнить нам о крестной жертве Спасителя, о предназначении христиан, раскрыть божественные принципы, объединяющие любовь и жертву, страдание и счастье, преходящее и вечное.

По окончании приветствия Епископ Нестор преподнес Его Святейшеству в дар икону Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» со словами: «Надеюсь, этот образ укрепит Вас в несении первосвятительского креста, а Царица Небесная утолит многие печали, которые проходят через Ваше любвеобильное сердце».

Святейший Патриарх вручил Преображенскому собору памятный подарок - икону Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.

Потом Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

- Радуюсь тому, что в городе, который исторически носил имя Креста - Ставрополь-на-Волге, то есть город Святого Креста, я имел возможность вознести Крест Христов в этом замечательном новом кафедральном соборе. Крест есть великое явление мудрости и любви Творца к роду человеческому. Вот почему все праздники, связанные с Крестом, мы окружаем особым почитанием, особым торжеством, как и этот праздник, установленный в честь Воздвижения того самого Креста, который был сброшен в ров рядом с Голгофой, который затем в течение столетий покрывался слоем земли и многими другими крестами, потому что Голгофа была местом казни на кресте, - вот в этом самом рву, в этом месте мерзости запустения и был явлен Животворящий Крест Господень. Его явление, его вознесение над людьми, благословение им всего народа и стало основой того праздника, который мы так торжественно прославляем. Прославляем потому, что знаем силу, исходящую от Креста Господня. Мы знаем, как эта сила спасает младенцев и отроков, которых любящая рука матери или отца благословляет. Мы знаем, как эта сила спасает и ограждает от гибели воинов, когда любящая рука матери благословляет сына на ратный подвиг и когда он сам с верой возлагает на себя образ Креста. Всякий раз, когда нам трудно, даже, может быть, многие из тех, кто не очень воцерковлен, с поспешностью, иногда даже не всегда правильно, крестятся, понимая, что тем самым они привлекают к себе силу спасающей Божественной благодати. И если Господь спас мир от силы дьявола, то имеет возможность и нас спасать от искушений, соблазнов и от различного рода тяжких испытаний, с которыми мы сталкиваемся. Празднование Воздвижения Креста Господня - это торжество Креста, торжество, которое стало частью великой традиции Церкви. И никакого больше знака поражения, никакого знака слабости человеческой мы не видим в Кресте, но видим только явление Божией силы и Божией премудрости. Под знамением Креста Господня да хранит Господь землю Русскую, да хранит Он наш народ в вере, единомыслии. Да хранит Он особенно нашу молодежь от легкомысленных поступков и свойственных возрасту заблуждений. Крестная сила, помогавшая спасать Отечество, помогавшая спасать народ, пусть и нас всех спасает в ответ на наши молитвы и на нашу веру!


«Благословение Господне на вас!»

В самый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 27 сентября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Софийского собора города Самары и Божественную литургию в новоосвященном храме. Это событие стало главным, знаковым в визите Святейшего Патриарха в Самарскую Митрополию.

С раннего утра прихожане и приглашенные на праздник заполнили весь просторный собор Софии Премудрости Божией. Мне несколько повезло, если можно считать везением то, что аккредитованных представителей прессы разместили рядом с солеей для удобства нашей работы. А я к тому же получил возможность молиться (конечно же, не в ущерб, а во благо своим журналистским обязанностям) в самом центре красивейшего храма. Что порадовало (и чего не было 20 лет назад!): сразу несколько человек из среды светских журналистов оказались людьми воцерковленными. Они не только фотографировали, вели запись, что-то строчили в блокноты, но и молились. Конечно же, это скажется на качестве подачи ими своих информационных сообщений в СМИ о приезде Святейшего Патриарха…

Все эти дни и часы, проведенные мной как журналистом в непосредственной близости от Святейшего Патриарха, меня не оставляло отрадное чувство, что Его Святейшеству нравится у нас в Самаре. Радует его великолепие самарских и тольяттинских храмов, радует благосклонность и заботливое внимание губернских властей (когда на Богослужении вместе с Патриархом молятся Губернатор Дмитрий Азаров, председатель Губернской Думы Геннадий Котельников и Глава города Самары Елена Лапушкина, согласитесь, это о чем-то же говорит!).

Радует и то, что народу в соборе так много, что яблоку некуда упасть. И погода не подкачала! Если в первый день Патриаршего визита еще было несколько пасмурно, хотя и сухо, то во второй день, праздничный, вовсю светило солнце, словно радуясь вместе с нами приезду Предстоятеля на волжский берег, где построен великолепный Софийский собор.

Вот заканчивается освящение собора и начинается Божественная литургия. Святейший Патриарх возносит молитвы о всех предстоятелях Поместных Православных Церквей, что для Самары все-таки в диковинку, ведь это прерогатива именно Патриаршего служения. В длинном списке Церквей и их предстоятелей, с которыми у Русской Церкви есть молитвенное общение, теперь отсутствует одно имя и одна Поместная Церковь - Патриарх Варфоломей и Константинопольский Патриархат встали на опасный путь поддержки украинских раскольников и самосвятов… На это обращаю внимание. Не могу не обратить.

Вот уже проповедь говорит один из лучших самарских проповедников, протоиерей Евгений Зеленцов. Говорит он о том, что есть два отношения к церковным праздникам: первое - это праздник как воспоминание о событии, почтение памяти того, что было когда-то в прошлом. А второй путь иной, более сложный, но и более правильный. Это как бы встраивание себя в это важное церковное событие, переживание его в своем сердце, нахождение себя в нем… Мысль глубокая и очень важная для каждого христианина! Особенно когда речь идет о празднике обретения Креста Христова…

Вроде бы долго уже идет церковная служба и давно пора бы мне устать. Но кажется, что длится она один миг. И не упустить бы это прекрасное мгновенье!.. Вот уже приближается к кульминации праздничная Литургия. Епископ Фома выходит со святой Чашей. Причащают верующих еще несколько священнослужителей. Как счастливы те, кто сподобился святого Причащения в такой день!..

И вот Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий говорит свое приветственное слово:

- Ваше Святейшество, дорогие собратья Архипастыри, уважаемые представители власти, поздравляю вас с праздником Воздвижения Креста Господня и великим освящением храма в честь Премудрости Божией Софии. Пути человеку от Бога исправляются, говорит Премудрый. Ваше Святейшество, Вы освятили этот дивный благоукрашенный собор в честь Софии Премудрости Божией на берегу нашей великой русской реки Волги. Традиционно Патриарх ассоциируется с совестью народной, с печальником земли Русской, с защитником всех труждающихся и обремененных, молитвенником за землю Русскую. Таким предстает его величественный образ в истории нашего Отечества и Русской Православной Церкви. Ваше Святейшество! Однажды Бог призвал Вас к этому великому Патриаршему служению, и Вы в полной мере осознаете эту ответственность - ответственность перед Богом, своей совестью, перед нашим народом, нашей историей, Святой Русью. Я сердечно сыновне благодарю Вас за это отеческое попечение, за то, что Вы приехали и совершили это великое действо. Это радость и утешение. Дай Бог Вам силы, крепости. Мы завещеваем Вам, что будем всегда молиться о Вас, о Вашем благополучии. Вы являете пример для многих поколений. Вы человек, который во многом определяет сегодняшнее время. Испрашиваю Вашего Святительского благословения.

В своей проповеди Святейший Патриарх Кирилл сказал:

- Бог спасает человека - потому что никто из людей не может спасти себя сам. Никому из людей этого не дано. Но вот если в этом предложении поставить точку и далее ничего не говорить, то возникнет очень много вопросов: а как же свободная воля человека, а как же образ Божий в человеке? И это справедливые вопрошания. Вот для того, чтобы ответить на все эти вопросы, нужно представить, что произошло в тот момент, когда совершалась тайна нашего спасения. А это происходило на Кресте, когда Господь Иисус Христос, ни в чем не повинный как человек, Сын Божий, являющийся вторым Лицом Пресвятой Троицы, являя собой всю полноту Божества, восходит на Крест, уничижается, оскорбляется, распинается… Если что-то подобное происходит с людьми, имеющими большую власть, то всегда возникает множество вопросов: ну как же дошел этот правитель до того, что его свергли, убили… И у историков часто такие ответы находятся. А вот окончательного ответа, почему Бог не смог спастись от рук человеческих, рационального ответа на это нет. Этот ответ мы можем понять только через свой собственный опыт, настолько, насколько мы к Богу приблизимся, насколько мы почувствуем присутствие любящего Бога в своей жизни.


Святейший Патриарх Кирилл вручил орден св. Даниила Московского Губернатору Самарской области Дмитрию Азарову.

Если бы спасение произошло только силой Божией, то человек бы оказался как бы ни при чем, ему вроде бы как даром, авансом было дано это спасение. Но на самом деле это совсем не так. Потому что человек присутствовал в этой тайне спасения, он присутствовал в личности Богочеловека Иисуса Христа. Человеческая плоть распиналась, человеческая нервная система страдала от колоссальной боли, человеческое сознание содрогалось. Это то самое человеческое, что было в полной мере присуще Господу и Спасителю. И вот эта человеческая природа, распинаемая за грехи рода человеческого, и стала той жертвой, как Церковь говорит, жертвой искупления за грехи многих. И вот, конечно, возникает этот постоянный вопрос: а где же грань между Божественным и человеческим? Как всё это можно понять, соединить, как объяснить существующее внутри этой истины противоречие? И всё это объясняется, и всё это становится близким каждому, если мы поймем, что Бог всё это совершил через Сына Своего и Господа нашего только потому, что Он любит Свое создание, Он любит каждого из нас, Он любит род человеческий. А у любви нет границ. Как мать способна отдать жизнь свою за ребенка, так Бог был готов жизнь Свою отдать за людей, за их спасение и исправление. Но Безсмертный Бог не может умереть. И в мир приходит Сын Божий и Сын Человеческий, который Своим человеческим естеством страдает безконечно, и душевно, и физически, и Который физически погибает на Кресте, для того чтобы все мы имели жизнь вечную.

Вот эта тайна Божественного искупления, тайна Крестного страдания Спасителя, конечно, никогда не будет до конца, по крайней мере в пределах нашей земной жизни, понята, осмыслена, но через опыт Церкви мы приближаемся к пониманию того, что всякая жертва, которая приносится во имя высших интересов, во имя и во благо жизни других людей, имеет огромное духовное значение, некую искупительную силу. А если бы не так, то действительно непонятны были бы пути истории. Непонятны были бы миллионы погибших людей, защищавших свою родину, почему умирает один ради другого, чем жизнь одного лучше жизни другого. Но ведь никто не задавал этого вопроса, когда шел в атаку на грозного врага и погибал на поле брани. Это казалось само собой разумеющимся. И вот это понимание того, что жертва есть нечто необходимое для полноты человеческого бытия, что без жертвы во имя другого человека не может состояться человеческая жизнь, она ведь наполняет смыслом наше бытие и смыслом наши межличностные человеческие отношения.

Сегодня, взирая на Крест Христов, мы можем сказать, что всему этому мы научились не от человеческой мудрости - мы научились от Самого Господа и Спасителя, Который пришел в мир сей, пострадал и умер на Кресте ради нас с вами, ради нашего спасения, того, чтобы грех человеческий не был средостением между Богом и человеком, чтобы каждый из нас мог обращаться к Богу со словами Отец, Авва Отче. Не далекий, неведомый царь, а Отец, Который связан с нами узами любви. И каждый, кто имеет детей, знает, что означают эти родительские узы, насколько они сильны, насколько они превозмогают всякую человеческую слабость и всякую даже человеческую скорбь. Вот такой любовью любит Господь всех нас.

Ну а что же мы? Ужасно, когда на любовь родителей дети не отвечают любовью. Трагедия, когда на любовь одного из супругов другой не отвечает любовью. Чаще всего такой союз, такой брак распадается. А что происходит, когда мы на любовь Божию не отвечаем своею любовью? Для нас этот союз тоже распадается. Мы отделяемся от Бога. Мы предаемся стихии мира сего. Господь не перестает нас любить, но Он предоставляет нас нашей собственной свободе, которая нередко уводит нас на очень опасные жизненные пути.


Софийский собор в Самаре.

Сегодня, размышляя пред Крестом Спасителя о тайне Его жертвы, о тайне Его любви по отношению ко всем нам - тайне, проникнуть в которую ограниченным человеческим умом невозможно, - мы должны сделать только один важный вывод - Бог нас любит. И если мы хотим быть в союзе с Богом, если мы хотим, чтобы и наши молитвы были услышаны, мы должны ответить Богу той же любовью - не в той мере, в какой Он способен любить, но в той, в какой человек способен любить хотя бы другого человека. В этой любви Господь от нас мало чего требует. Он нам больше дает, чем от нас требует. Союзы человеческие, и самый, может быть, ясный для иллюстрации сказанного союз между мужем и женой, всегда требуют огромных усилий с обеих сторон. А Бог Своими усилиями во много превосходит нашу способность ответить на Его любовь. Но тем не менее Бог ищет нашей любви, ждет нашей любви, и эта любовь должна не просто проявляться в малоубедительных словах «я люблю Тебя, Господи». Эта любовь должна проявляться в том, чтобы мы оказались способными любить наших ближних. Это удивительные слова: любить ближнего. Это не значит любить лишь самого родного, близкого человека, а это значит иметь силу и способность любить другого человека, который и есть наш ближний. Но как же воспитать в себе это чувство? Оно просто так не дается. Нет ни одного человека, который бы так на ровном и пустом месте вдруг воспылал любовью к ближнему. Такого в жизни не бывает. Любовь всегда связана с жертвой. И пример Спасителя, распятого на Кресте, иллюстрирует эту истину.

Если, находясь в супружеском союзе, муж не жертвует собой ради жены, а жена не жертвует собой ради мужа, то подлинной любви нет. А есть некие условия человеческие, в том числе связанные юридическими актами. Но на самом деле любовь только там, где один отдает себя другому. И если мы не научимся так любить людей, ближних, в первую очередь своих родителей, мужа и жену, детей, родственников наших, ну а затем не только - наших коллег по работе, наших учителей, людей, с которыми Господь помог нам встретиться на жизненном пути и которые много для нас дали. Если мы не научимся им отдавать часть своего сердца, то напрасно ожидать нам того, чтобы нас кто-то по-настоящему полюбил.

Крест Христов, и жертва, и даже страдания - они связаны друг с другом. Они связаны в человеческой истории и, я уверен, в личности каждого человека. И для того, чтобы мы могли не споткнуться о трудности житейские и этими трудностями не изгладить любовь из своих сердец, мы должны всегда помнить о том, что мы с вами сегодня прославляем, - Крест Христов, который является символом величайшей жертвы, огромных страданий, через которые Бог во Христе явил любовь всему роду человеческому и каждому из нас.

Святейший Патриарх Кирилл сердечно поблагодарил Митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия за те труды, которые он несет по окормлению Самарской Митрополии. «Это одна из самых крупных и сильных Митрополий в нашей Церкви. Посещая в этот раз ее пределы, я имел возможность убедиться в том, что здесь очень многое делается для того, чтобы укреплялась церковная жизнь, чтобы укреплялось благочестие людей. И конечно, всё то, что совершает благочестивый церковный актив, то, что совершают вместе с Вами православные представители власти - всё это, конечно, не могло бы иметь места без активного и прямого участия епархиального Архиерея, коим Вы являетесь», - отметил Святейший Патриарх Кирилл. Он преподнес в дар Софийскому собору образ Владимирской иконы Божией Матери. «Пусть под Ее покровом протекает жизнь Самарской земли и каждого, кто с верой и любовью обращается к Ее Святому имени. Еще раз с праздником вас поздравляю!» - завершил свое обращение Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В конце праздничной службы Предстоятель Русской Православной Церкви наградил Губернатора Самарской области Дмитрия Игоревича Азарова орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени.

Секретарь Самарского епархиального управления протоиерей Андрей Зуев награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени. Настоятель самарского храма в честь святых князей Бориса и Глеба иеромонах Никита (Корежин) награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени. Первый заместитель Главы городского округа Самара Владимир Андреевич Василенко награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени (не знаю уж, связано одно с другим или нет, но почему-то именно в этот день в дома многих самарцев, и в мой в том числе, наконец пришло тепло, было включено отопление!). Советник министра культуры Самарской области Игорь Юрьевич Зверев, давний друг нашей редакции «Благовеста», не раз оказывавший нам содействие, награжден орденом Преподобного Серафима Саровского III степени.

Самара достойно встретила Предстоятеля Русской Церкви. И этот визит Патриарха, ставший уже историческим, навсегда будет внесен в летопись нашего города. Когда история благодатно вершится прямо на твоих глазах, на душе становится спокойно и радостно.

Антон Жоголев.

Фото автора и Евгения Ситникова.

107
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru