Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

На грани бытия

Природа и человек в книгах Михаила Тарковского.

Природа и человек в книгах Михаила Тарковского.

В мае 2019 года обладателем Патриаршей литературной премии стал Михаил Александрович Тарковский - внук поэта Арсения Тарковского и племянник режиссера Андрея Тарковского. Лауреат премии скромно заметил: «Помимо радости, есть еще сожаление о том, что остальные номинанты не получили награды. Такого со мной раньше не было». Михаил Александрович Тарковский родился в Москве, но после окончания в 1981 году столичного пединститута (специальность биология и география) уехал на Енисей, в поселок Мирное Туруханского района Красноярского края, где работал на биостанции. Потом долгие годы работал штатным охотником и охотником-арендатором в туруханском поселке Бахта. Жизнь вдалеке от столиц, работа в тайге наложила особый отпечаток на литературное творчество Тарковского. В поселке Бахта по его инициативе был построен храм в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, в котором писатель является старостой.


Святейший Патриарх Кирилл награждает писателя Михаила Тарковского Патриаршей литературной премией. 23 мая 2019 года.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл перед началом церемонии избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии 23 мая в Храме Христа Спасителя обратился к собравшимся с таким напутственным словом: «Критерием настоящей литературы является не изощренность форм и новаторство писательской техники, а устремленность к Небу, творческий поиск Божественной правды… Очевидно, что любая литературная форма, сколь бы совершенна она ни была, без нравственного наполнения остается пустой и безполезной».

И Михаилу Тарковскому удается выразить этот христианский идеал в художественном слове.

Сибирская природа и особый характер общества, населяющего безкрайние просторы, были темой многих произведений отечественной литературы. Поиски национальной идеи ныне занимают умы писателей, интеллектуалов и простых верующих людей. И здесь на фоне современной отечественной литературы выделяется творчество Михаила Тарковского, безусловно, признанного мастера художественного слова. Автор предпринимает попытку описать жизнь человека на границе цивилизации, жизнь человека и общества, сохраняющего традиционный уклад жизни в сложных условиях, или, иначе выражаясь, «на грани бытия». В 2018 году в Москве вышел сборник рассказов и повестей Михаила Тарковского «Замороженное время». О философских исканиях Тарковского и его понимании природы и человека мы и будем говорить.

«Замороженное время» - сборник рассказов и повестей, в котором Михаил Тарковский отразил сибирскую природу и человеческие судьбы обитателей сурового края. В течение первого десятилетия XXI века эта книга выходила три раза, с небольшими изменениями. Первый сборник вышел в 2003 году в издательстве «Андреевский флаг». В 2009 году книга вышла в составе трехтомника, а в 2018 году был опубликован этот сборник, в том числе и за рубежом, во Франции. Отличием этого сборника от предыдущих изданий стал более строгий отбор рассказов и повестей, а также включение в сборник стихотворений, которые были написаны еще до первых рассказов.

Таким образом, книга 2018 года представляет некую квинтэссенцию всего творчества Михаила Тарковского, превращая его в итоге в настоящую философию. За темой русской природы, особенностей русского быта и самосознания кроется стремление к философскому осмыслению жизни, её целей и идеалов. «Замороженное время» - это попытка передать то ощущение чистоты зимнего таежного существования, которому не свойствен ни малейший намек на суету… Когда кажется, будто время остановило бег и жизнь обрела единственно нужную устойчивость и правоту, приближая тебя к тому состоянию, которое обычно называется счастьем.

Этим особым философским осмыслением жизни пропитаны все произведения сборника. В центре рассуждений Михаила Тарковского находятся природа, человек и время. Он поднимает вопрос, весьма актуальный для современного мира, - поиск упорядоченности в хаосе. Неспособность повлиять на свою жизнь, чувство зависимости не от себя самого - те факторы, которые побуждают автора обратиться к простому, изначальному быту и идеалам предков. Идеал Тарковского - свести мир к размерам, в которых можно навести порядок своими руками и, таким образом, обрести полную свободу и душевное равновесие.

В произведениях Михаила Тарковского именно природа заставляет человека познать свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Сибирские таежные морозы ставят человека на грань выживания, когда кажется, вот она - тонкая, прозрачная перегородка между жизнью и смертью. В эту философию жизни Тарковский вплетает особенности быта и мировоззрения людей конкретной географической локации: «Так вот - мороз и яснец. Полное отсутствие какой-либо слякоти как снаружи, так и внутри. Полная бодрость. Чем холоднее снаружи, тем жарче внутри. Скажете: сильные морозы изводят душу. Изводят, но без них нельзя, не познаешь главного… Когда целый этнос большую часть жизни встречает утра у промерзшего окна - это уже судьба». Жизнь героев его повестей перестает быть жизнью неких одиноких охотников, обитающих в заброшенном мире сибирских просторов, и превращается в зеркало национального духа, хозяйственного быта и системы ценностей, уходит корнями в историческое прошлое народа.

Образ России у Михаила Тарковского - это прежде всего образ природы, а человек является только частью этого мира природы или даже более того - служителем: «…Прадед жил в Шуе и держал псовую охоту, бабушка много рассказывала о его собаках, о кожаных бродовых сапогах, о тетеревах с красными от ягоды клювами и заволжских брусничниках. Из всего этого еще давным-давно и помимо моей воли возникли и остались со мною на всю жизнь окутанный дремучей тайной природы образ России и восхищение людьми, прикоснувшимися к этой тайне. Помню, еще в первый год охоты не покидало меня ощущение, что я чему-то служу, хоть сам и не знаю чему… когда я спускался из избушки по воду, длинная пешня с плоским лезвием представлялась мне копьем, а заросшая льдом прорубь - веком огромного богатыря, которого я, подобно Руслану, будил уколами копья до тех пор, пока не открывалось темное подрагивающее око, живой хрусталик которого я уносил с кусочком льда в обмерзшем ведре…» («Осень»).


Михаил Тарковский совмещает труд писателя и охотника.

Природа Михаила Тарковского - осязаема, человек в ней растворяется, нет границы между восприятием текста и физическим ощущением реальности. Автор с удивительным мастерством передает в слове зрительные образы, запахи и звуки.

По-особому Тарковский трактует отношение к природе и Божественному присутствию. Для него эти понятия неотделимы, слиты в едином образе. Природа у Тарковского - это самый простой язык, на котором Небо разговаривает с людьми. Именно через природу проявляется у него Божественная сущность мира, а русская стужа предстает настоящей опорой, хранителем души, которой так трудно найти себе место в современном мире, превратившемся в гонку за материальными ценностями, погрязшем в лицемерии. «Милая моя стужа! Сколь раз крепила ты дух наш, спасала от нашествий иноплеменников! Вот и сейчас - в войне тихой и особо страшной - спаси и укрой в алмазных чертогах горячую нашу душу… Спрячься-схоронись в зимних просторах, русская Божья душа. Сбереги в них жаркое свое дыхание, сухое пламя. Заморозь чистоту, пронеси сквозь лихолетье в ледяном своем кузовке». Это и есть «Замороженное время». Именно в природе, из века в век повторяющейся вновь и вновь и не пребывающей, подобно человеку, в гонке за преходящим, находит Тарковский постоянство, истинную вечность.

В сборнике «Замороженное время» рассказы и повести чередуются, создавая вереницу образов героев, в которой оказывается и сам автор, он как бы встраивается в общую картину. Михаил Тарковский описывает и свои собственные переживания, свой опыт. Огромное влияние на формирование личности писателя и его дальнейшего образа жизни оказала его бабушка по матери - Мария Ивановна Вишнякова, о которой он с таким теплом пишет в повести «Бабушкин внук». Именно ей он обязан неразрывной связью с природой, ставшей частью его существа и темой творчества: «…бабушка часто говорила о том, что, когда вырасту, я выучусь на зоолога и буду жить в лесу. Осознанно или нет, она целила меня на таежную жизнь, много рассказывала про Енисей, куда она в свое время отправила в экспедицию своего сына, а моего дядьку, знаменитого режиссера…» Эта личная тема проявила себя и в повести «Васька», где отчетливо видна связь бабушки и внука, искренняя глубокая привязанность к родному человеку и где прозвучит также покаяние и потребность исправления ошибок.

Вообще рефлексия свойственна произведениям Михаила Тарковского. Отношение к близким и друзьям, к любимому человеку - главное в его творчестве. Тема одиночества мужчины-охотника, неразделенной страсти к выбранному им образу жизни, звучит и в повести «Ветер»: «…и стал во мне подыматься ветер, порывистый, отчаянный, подхватывающий душу, которая вот-вот уже сама, как чайка, закружит, распластав крылья и расширяя круги, высоко над всем происходящим, над всем родным и навсегда любимым, и увижу я в снежной мгле широкую реку с лодкой и моей фигурой, и этот город, и цветочный ларек, и тебя, и клетки на твоей рубашке, и скажу: Любимая, ты правильно поступила - нельзя вечно ждать таких, как я… Спасибо тебе за этот ветер».

Впечатляет способность Михаила Тарковского словом передать внутренний мир человека, запахи и звуки природы, сплести их в единое целое. Именно через описание природы автор показывает внутренний мир человека. Природа у Тарковского - только внешнее отображение внутреннего мира его героев. Тема природы тесно переплетена с темой совести, поскольку природа - это «язык, на котором Небо разговаривает с людьми». Нравственное совершенствование слито у Михаила Тарковского с образами природы:

На светлом небе ни полоски,
В морозной дымке поворот.
Здесь новый день, и ложе «тозки»,

И скалы серые Ворот.
Бахта! Когда он станет давним,

И этот снег, и этот кров,
Я буду бредить каждым камнем

Твоих далеких берегов.
Где, приглушенная снегами,

Велась война без баловства
С моими вечными врагами,

Где были в ярости добиты
Неотомщенные обиды

И плоти жалкие права.

В этой природной среде происходит своего рода битва, попытка человека обрести опору в жизни, пережить свои печали, вернуть свой снегоход «Буран» на тропу, вытащить его из слякотного снега на твердую основу. Тема пьянства у автора хотя и присутствует со всей своей печальной очевидностью, но как бы уходит на второй план, оставляя место пронзительным историям героев, каждая из которых обладает удивительной целостностью.

Завершает сборник весьма символически повесть «Замороженное время», в котором герой Тарковского словно бы «возвращает» навсегда казавшееся утерянным, обретает опору, счастье. То - настоящее. Его жизнь становится полной. Он обретает настоящего спутника жизни, женщину, которая спасает жизнь герою повести, как буквально замерзающему у своего «Бурана», так и морально, устраивает его быт, и семья придает его жизни смысл.
А сам герой чувствует себя хозяином своего так называемого «микрокосмоса», в котором он в состоянии навести порядок собственными руками: «Ночью лежали накормленные собаки в будках, лодка темнела кверху дном у ограды, оббитый об кедрины «буранишко» с измочаленными в наледях гусеницами стоял, как брат, укрытый брезентом. Котя, угнездившись в ногах, тарахтел смешным кошачьим дизельком, и ровно дышала, положив голову на Гошину грудь, Валя, и сам Гоша спал спокойно и счастливо, потому что всё, без чего нельзя жить, было наконец подтянуто к дому».

Оксана Владимировна Носач, историк и культуролог, педагог, ведущий библиотекарь МБУК г.о. Самара СМИБС филиал Библиотека №5.

117
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru