Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Тайна Царского креста

Оренбургские кинематографисты снимают документальный фильм о хранителях великой святыни.

Оренбургские кинематографисты снимают документальный фильм о хранителях великой святыни.

В начале июня в Самаре побывала съемочная группа из Оренбурга во главе с журналистом и сценаристом Верой Викторовной Жидковой-Арнгольд. Вера Викторовна занимается сбором материалов для документального фильма «Тайна Царского креста». Журналистке «Благовеста» она рассказала:


Царский крест-мощевик.

- Благословение на съемки дал наш Владыка, Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин. Мы ему рассказали о кинопроекте, Владыка благословил нас устно - и письменно для того, чтобы легче было «продвигать» проект на различных уровнях.

Фильм посвящен двум тайным монахиням, сестрам Надежде и Вере Соколовым, и их духовной сестре Евдокии Ужинской, о которых почти одиннадцать лет назад вы писали в журнале «Лампада» (№ 12’2008 г., очерк «Листая старую тетрадь» - ред.).

- Монахиней была старшая сестра, Надежда, в постриге Серафима, а Вера была инокиней Варварой.

- Да, но обе они были в тайном постриге. Главное же, сестры посвятили всю свою жизнь - и рисковали ею ради сохранения большой реликвии. Царского креста-мощевика, в котором заключены частицы ризы Господней и ризы Пресвятой Богородицы, Животворящего Древа Креста Господня, а также частицы мощей сорока святых. Он, возможно (предстоят еще исследования), был передан сестрам на сохранение, когда Царская семья поняла, что им предстоят гонения, изгнания, страдания. Какие-то сокровища, святыни, они взяли с собой, но такие вот безценные реликвии пришлось передавать верным людям, которые с великим риском берегли их до конца своей жизни.

Большое счастье и благословение Божие, что этот крест через многие годы, можно сказать, мистически вернулся к Царской семье. После революции за царскими сокровищами была открыта настоящая охота. И ГПУ, и другие структуры, собирая сокровища, не различали, что перед ними: материальные ценности или великие святыни. Крест этот очень древний по некоторым свидетельствам - к нему было приложено письмо, написанное с «ятями» красивым каллиграфическим почерком, но не подписанное никем. Возможно, изготовлен он был во времена Владимира Мономаха и передан впоследствии Царскому роду князьями Шаховскими как великая святыня, подобающая лишь самодержавной власти. В советские годы, попади он в руки «шариковым», его могли раскурочить, золото переплавить, как это было сделано со многими царскими сокровищами, выковырять драгоценные камни, а святые мощи выкинуть на поругание. И большое счастье, что это не произошло только благодаря двум самоотверженным маленьким женщинам, которые не побоялись хранить его у себя. Они молчали об этом всю жизнь, и когда уже были при смерти, тайно передали оренбургской замечательной женщине, матушке Марии Плясуновой. Жене известного во всем Оренбурге священника, настоятеля Никольского собора протоиерея Константина Плясунова, которого так любил народ, что, когда он умер в 1958 году, гроб несли на руках на кладбище.


Вера Жидкова в храме.

У матушки Марии был брат священник в Свердловске, нынешнем Екатеринбурге, протоиерей Григорий Пономарев, и, понимая, что в Оренбурге опасно хранить этот крест, тем более что сама она уже была в преклонном возрасте, - матушка Мария передала святыню в Екатеринбург. Таким образом завершился земной круг: покинув Санкт-Петербург, Царь и его семья оказались в Сибири, а затем в Екатеринбурге, где и были убиты. И крест их теперь тоже в Екатеринбурге, на Ганиной Яме, в монастыре святых Царственных Страстотерпцев, к нему притекает множество паломников. Екатеринбургские священники знают, что крест был передан из Оренбурга. К сожалению, в самом Оренбурге об этой истории очень мало знают даже в церковных кругах. Почему? В общем-то, есть тому объективные причины. Эта история много лет была под спудом и стала известна только недавно, и наша задача как раз донести информацию об этом «крестном» подвиге во имя спасения ценного артефакта. И крест - тяжкий крест страданий - несли все те, кому доверялся он, хранители сразу по-евангельски возлагали этот крест себе на плечи: «Возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Мы хотим показать новым поколениям величие этого поступка, сохранить эту историю для потомков, возможно и привлечь внимание Российского Императорского Дома за рубежом.

- Откуда вам стала известна история спасенного креста - и то, что хранительница его была не кто иная, как Надежда Соколова, в тайном постриге монахиня Серафима?

Есть отличающаяся от этого версия, опубликованная в Екатеринбургской газете в ноябре 2003 года. В интервью под названием «Отец благословил меня этим крестом…» дочь протоиерея Григория Пономарева Ольга Григорьевна Пономарева рассказывает, что сестра ее отца матушка Мария Плясунова встретила в храме «тихую пожилую женщину монашеского вида, которая молилась как-то особенно трепетно. При этом в её облике проступал какой-то необычный аристократизм. Они познакомились. Женщина назвалась монахиней Серафимой». Она-то и передала матушке Марии эту святыню.

Но, может быть, крест был передан Марии Александровне в то время, когда матушка Серафима еще была на своих ногах? И паралич разбил ее уже позже?

- Крест был передан при посреднице - Александре Дмитриевне Рябовой, оренбурженке, близкой подруге сестер Соколовых и Евдокии Ужинской. Она помогала ухаживать за лежащей уже на одре матушкой Серафимой. И с ее слов записывала всё в тетрадь под названием «Рыбки». Я с ней разговаривала по телефону, Рябова уже очень преклонного возраста, ни с кем не встречается и не дает интервью. Но я объяснила, что хочу снять фильм, и она рассказала, что матушка Серафима доверила сведения о кресте Марии Плясуновой, когда лежала на кровати, разбитая параличом. И почувствовав скорый исход, пригласила женщину к себе, передала ей святыню с указанием хранить ее и никому не рассказывать о ней.


Вера Жидкова и Ольга Ларькина.

Вполне возможно, что познакомились они именно в храме, когда матушка Серафима еще могла ходить. Прошли годы, и, разбитая параличом, чувствуя близкую кончину, монахиня Серафима передала Крест-мощевик матушке Марии.

- С оператором Иваном Каратовым мы уже немного познакомились… А кто еще входит в вашу съемочную группу?

- Съемочная группа серьезная. Все - профессионалы в своем деле. Сама я окончила Высшие курсы сценаристов в Санкт-Петербурге, участвовала в съемках фильмов по своим сценариям, а также как исполнительный продюсер, фильмы (художественные и документальные) получили признание в России и за рубежом. Артем Александрович Афанасьев - исполнительный продюсер, окончил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, участвовал во многих российских и международных киносъемках, работал с такими режиссерами, как Алексей Герман, Филипп Янковский, Игорь Каленов. Последний проект Афанасьева как исполнительного продюсера - кинодрама «Рюриковичи», снятая в 2018 году. Несколько художественных фильмов за плечами Дмитрия Александровича Майорова - продюсера, монтажера, актера. Экспертизу креста в нашем проекте делает Геннадий Александрович Найданов, преподаватель областного художественного училища и Оренбургской Духовной семинарии, доцент кафедры графического дизайна Оренбургского госуниверситета, реставратор, искусствовед. Он же выполняет обязанности художника фильма. Большие специалисты в своем деле Ольга Николаевна Баргамонова - она проводит генеалогические исследования, касающиеся главных героинь, - и маркетолог, журналист, директор коммуникационного агентства Виталий Револьдович Койрах. Ну а об Иване Каратове скажу еще, что он не только оператор, но и продюсер и режиссер, автор нескольких короткометражных художественных фильмов. Окончил в Москве киношколу Александра Митты, курсы режиссеров и операторов художественных и документальных фильмов.

- В процессе работы с кем уже встретились, чьи рассказы войдут в фильм?

- Протодиакон Владимир Мощенко из Оренбургского Никольского кафедрального собора рассказал о своем духовнике Митрополите Мануиле (Лемешевском). Это, по его словам, была огромная величина в Православном мире. Мощенко был молодым человеком, когда познакомился с Владыкой Мануилом, и поныне сохранил о нем свои юношеские теплые воспоминания. Он рассказал также о том, что такое тайный постриг, почему он практиковался в советское время. Мы записали воспоминания бывшего секретаря Владыки Леонтия (Бондаря) Марии Ефремовны Луценко. Она, будучи молодой женщиной, ходила ухаживать за уже старенькими монахинями Соколовыми в их дом на улице Ленинской в Оренбурге. Мыла полы, помогала по хозяйству, выносила мусор. Хорошо запомнила матушку Серафиму Соколову, как она лежала на кровати, «но была вся такая красивая, светлая, как лилия». Мы также нашли место, где стоял дом, в котором поселились монахини, когда только приехали в Оренбург, сейчас там заросший пустырь, а рядом стоит старинный дом - возможно, это как раз тот самый… Сестры жили в полуподвале. И действительно, в этом старом доме сохранился огромный полуподвал на несколько квартир.

Ну а сегодня мы отсняли эпизод в Самарском кафедральном соборе Покрова Пресвятой Богородицы, где находятся мощи Владыки Мануила (Лемешевского). Помазались елеем от лампады на его гробнице, испросили и его благословения на съемки фильма о так хорошо знакомых ему подвижницах, которых сам он когда-то назвал Рыбками - за умение молчать.

Записала Ольга Ларькина.

216
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
12
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru