‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Город крылатой мечты

Журналистка Ольга Ларькина делится впечатлениями от поездки в город Златоуст.

Журналистка Ольга Ларькина делится впечатлениями от поездки в город Златоуст.

Не чудо ли: сбылась моя детская мечта. И всего-то немногим более полувека прошло с той поры, когда я, зачитавшись Уральскими сказами Бажова, наткнулась на удивительно красивое слово: Златоуст. «Про наших златоустовских сдавна сплетка пущена, будто они мастерству у немцев учились...» - неторопливо сказывал Павел Петрович Бажов. А мама еще и добавила, что это не просто название города в Челябинской области. Златоустом звали великого святого, Святителя Иоанна. Мы тоже жили на Урале, только намного южнее, в степном Оренбуржье. И так хотелось когда-нибудь увидеть тот самый город, где Иванко-Крылатко посрамил мастеровитых немцев, искусно украсив саблю парой стремительно бегущих крылатых коней… Город тоже виделся легким, словно бы летящим в полупрозрачной дымке, сказочно красивым.


Свято-Серафимовский кафедральный собор, г. Златоуст.

С годами понимаешь: не все мечты должны сбываться. Но вдруг, как подарок от Господа, получаешь то, о чем уж и думать забыла. И решаешь сделать себе такой подарок к дню рождения. И - благо отпуск - собираешься в дорогу.

Нет, не спешит, не летит крылатым конем поезд, хоть и скорый. Стучат по рельсам колеса, а за окном расстилаются уже опустевшие поля, лишь тугие валки на стерне напоминают о том, что недавно здесь колосились хлеба. Отступают назад незнакомые станции, вокзалы. Серебристой рябью сверкают легкие волны быстрой реки. И вот - Уральские горы! Высокие, поросшие лесом, с крутыми обрывистыми склонами. Любуюсь их величавой статью: наши-то, сакмарские горы моего детства - Арапова, Виселичная, Рублёва… - куда ниже.

В три часа пополудни добрались в Златоуст. Ну, здравствуй, город крылатой мечты!

Еду в маршрутке и с любопытством кручу головой то вправо, то влево.

- А что это за река? - спрашиваю пожилую, с виду намного старше меня, местную жительницу. Она, призадумавшись, как-то неуверенно отвечает: Юрюзань. Как же - слышала о такой реке. Но через пару дней узнаю, что река протекает в другом месте, а это большие пруды, целая система прудов, по которым горнорудные предприятия сплавляли свою продукцию.


Митрополит Челябинский и Миасский Никодим на Серафимовском празднике в Златоусте. Слева - Епископ Шадринский и Далматовский Владимир.

Остается слева, на берегу пруда, устремленный в небесную синь красно-кирпичный храм Александра Невского. А дорога несет нас дальше - и вот уже справа возносится ввысь златоглавый белокаменный собор. Чтобы войти в обширный Покровский сад, в котором возвышается величественный Серафимовский собор, надо подняться по ступеням, ведущим к мемориалу Великой Отечественной войны. А за тихим прудом, похожим на озерцо, сияет золотыми куполами крестильный Предтеченский храм.

Я приеду сюда из гостиницы уже через какой-то час - ведь на нынешнем вечернем Богослужении Церковь молится Преподобному Серафиму Саровскому, чей праздник - 1 августа. И этот праздник в Златоусте будет особенно торжественным. На Всенощном бдении вместе с Епископом Златоустовским и Саткинским Викентием служит приглашенный на праздник из Курганской Митрополии Епископ Шадринский и Далматовский Владимир. В Серафимовском соборе в этот вечер собралось множество священнослужителей со всей Златоустовской епархии - едва ли не столько же, сколько мирян. В рабочий день не все могут позволить себе оставить житейские попечения даже ради такого большого праздника. Это у меня отпуск…

С радостью вижу в Серафимовском соборе архимандрита Иннокентия (Третьякова) - он, переехав из саратовского Пугачева в Златоуст, стал не только настоятелем Свято-Симеоновского храма, но и Благочинным Златоустовского округа и секретарем Епархиального совета. Вижу пока издали - начинается торжественная служба.

Епископ Шадринский Владимир величественный, строгий на вид. Но когда по окончании Богослужения в ответном слове он поблагодарил Владыку Викентия за приглашение, взгляд его был теплым, сердечным. И так же сердечно пожелал своему собрату-архипастырю помощи Божией в становлении церковной жизни в Златоустовской епархии.

Ива Костева. Вера!..

После службы познакомилась с фотографом и вроде бы единственной сотрудницей пресс-службы Златоустовской епархии Верой Гарницкой. Попросила прислать мне фотографии с праздника. Ведь на вечернюю службу я пришла без фотоаппарата. А Вера в ответ тоже попросила:

- Дайте мне, пожалуйста, ссылку на ваш сайт. Отец Иннокентий всегда говорит: ну что ты на епархиальном сайте даешь одну информацию! Ты пиши, как в «Благовесте»!

Любопытно, что свои фотографии Вера подписывает псевдонимом Ива Костева. Это что, болгарское имя? Оказывается, нет. Однажды Вере приснился покойный отец и протянул ей веточку: посади. А у них дома фикус стал гнуться под тяжестью крупных листьев. Вера привезла с дачи подходящую палку, воткнула в горшок и привязала к ней ствол фикуса. Но сухая палка… ожила! Покрылась зелено-серебристыми ивовыми листьями…


Вера Гарницкая за работой - на съемках во время Богослужения в Свято-Никольском храме, г. Сатка. Епископ Викентий причащает прихожан и гостей праздника.

- Вот поэтому я и взяла себе такое вот второе имя - Ива.

- А что стало с твоей ожившей ивой?

- Я посадила её около храма, огородила вокруг камнями. Когда копала ямку, чтобы посадить иву, сторож Женя подошел и спросил, что это я тут делаю?! Я говорю: «Клад ищу!» А он: «Ну, Бог в помощь!» - и потом ведро давал поливать.

Да, большая она подросла... но там потом яблоньки стали высаживать, и мою иву выкопали... Женя утешил меня, что её в другое место пересадили, а куда - не знает, мол. Добрый этот Женя!..

- Что ж... То, что было для Бога посажено, не выкорчевать! Так и растет твоя ивушка теперь уже в Небесном Саду! Ну а почему ты - Костева?

- Там, где мы жили, меня так называли по отцу, он же был Константин. Иду по улице, а соседки переглядываются: «Кто это такая?» - «Да Костева дочка!»

Наказ Вериного отца посадить веточку, быть может, стал для нее благословением на духовные труды. И кто знает, сколько прежде сухих веточек оживает благодаря трудам епархиальной работницы!

С таким замечательным именем - Вера!

Два исцеления от Батюшки Серафима

Кафедральный храм в Златоусте Свято-Серафимовский, и в городе наряду со Святителем Иоанном Златоустом почитают своим Небесным покровителем Батюшку Серафима.


Епископ Златоустовский и Саткинский Викентий благословляет паству.

- У нас в Златоусте один мальчик с детства сильно болел, - рассказала мне Вера. - А к восемнадцати годам у него признали онкологическое заболевание, притом уже в последней стадии. Только бы жить - а он умирает… И вот его мама пришла в наш храм, приложилась к частице мощей Преподобного Серафима Саровского и так горячо помолилась у его иконы! И юноша совершенно выздоровел! Сдает анализы, проходит обследование - врачи не верят своим глазам: всё у него хорошо. Сняли инвалидность. И, представляете, ему тут же пришла повестка от военкомата! Здоров - иди служи! Пришлось матери спешно собирать все прошлые выписки, справки о перенесенных заболеваниях, о лечении в стационарах.

А архимандрит Иннокентий поделился историей, которую слышал много лет назад от известного подвижника, исповедника Православия и ученого богослова протоиерея Николая Морева. Отец батюшки Иннокентия иерей Анатолий Третьяков служил в Успенском храме Звенигорода, где протоиерей Николай Морев был настоятелем, ну а будущий архимандрит, можно сказать, вырос в алтаре... Так вот - его история о чудесном исцелении маленького Коленьки Морева:

- Отец Николай Морев родился в городе Сасово Рязанской губернии. И у него были больные ножки, до трехлетнего возраста не ходил. А в 1903 году его родители поехали в Саров на торжества прославления Батюшки Серафима. Поехали на телеге. Маленького Коленьку взяли с собой и посадили его на сено. И вот приехали. Выстояли огромнейшую очередь к раке с мощами Преподобного, чуть ли не сутки стояли к мощам и молились. И стоявший у мощей «гробовой» иеромонах - по-моему, отец Исайя, - взял ребенка у них из рук и возложил на раку с мощами Преподобного. И мальчик сам свесил ноги оттуда и пошел к родителям. И после этого исцеления ноги у него не болели. Когда он в 1930-е годы, будучи протодиаконом, в Пермском крае отбывал наказание за преданность Церкви, его загнали в реку Каму. Был ноябрь или конец октября, поздняя осень, вода в реке была ледяной. И он сутки стоял в воде. Ноги стали черными. И до самой смерти они оставались такими. Но не болели. Если уж исцелил Батюшка Серафим, так навсегда. Отец Николай выстаивал любые длительные церковные службы, не садился. И с великим благоговением и трепетом чтил память Преподобного Серафима.

Серафимовский день

Утро 1 августа. Радостный перезвон колоколов известил о прибытии Митрополита Челябинского и Миасского Никодима. И вот уже священники выстраиваются в соборе в два длинных ряда.

Как вдруг мальчик лет семи решительно шагнул вперед - и встал «замыкающим» с обращенного к алтарю краю одной священнической шеренги! Прихожанки зашикали на него, кто-то попытался за майку оттащить его назад, в толпу молящихся - ничего не получилось! Мальчик упрямо стоял на том же месте, словно уж ему-то и подобает стоять здесь, среди священства. А когда батюшки, повернувшись к Митрополиту Никодиму, пошли под благословение Высокопреосвященнейшего, вместе с ними пошел и мальчуган.

Быть может, еще и поэтому такой сердечной радостью все это утро лучился взгляд Митрополита Никодима.

- Он детдомовский, этот мальчик, - пояснила мне работница собора Галина Александровна Живайкина. - Как знать, может быть, станет когда-нибудь священником?


Архимандрит Иннокентий (Третьяков).

И вот - чудесный миг Причастия… Крестный ход вокруг собора… И Митрополит Никодим вручает медаль Челябинской Митрополии архимандриту Иннокентию!

Я потом поинтересовалась, какие еще награды есть у батюшки. Он только улыбнулся:

- Где же всё упомнить! Кроме церковных медалей есть даже государственная - медаль ордена «За заслуги перед Отечеством». Но сама подумай: право служения с отверстыми Царскими вратами по Отче наш - куда уж выше-то!

Отцу Иннокентию сегодня не до разговоров: надо быть с Архиереями. Положение обязывает… А во дворе собора начинается торжественный концерт. И среди участников хора ветеранов я замечаю пожилую женщину с очень серьезным лицом и многими наградами на груди. Поговорить бы с ней! Но успеваю только сделать снимок. А пока отходила к полевой кухне, где всех гостей праздника угощали вкусной гречневой кашей и чаем, ветераны уже спели и откланялись, и больше я ту женщину не увидела.

Епископы Викентий и Владимир, проводив Митрополита Никодима, в тот день еще и посетили знаменитую Златоустовскую оружейную фабрику. Слава Богу, живо основанное еще Высочайшим указом Императора Александра I предприятие, где трудились славные мастера Горнозаводского края!..

Ну а я на вечернюю службу пришла в Симеоновский храм. Стыдно сказать, но хоть и выросла на Южном Урале, я долго ничего не знала об этом святом, покровителе Уральского края. И представляла себе его седовласым старцем с длинной бородой и аскетичным ликом. Но однажды, в ночь на Иоанна Златоуста, увидела во сне икону с изображенным на ней прекрасным юношей - и был это, как я почему-то сразу поняла, святой праведный Симеон Верхотурский. Стекло киота было сплошь покрыто изнутри косыми светлыми струйками - как от дождя. Но это не было водой - по стеклу истекало благоуханное миро! Когда я прикоснулась губами к стеклу, ощутила такую несказанную сладость, что просто закурлыкала - другого слова не подберу: «О Господи, слаще меда Твое миро, Ты же напитал им мои грешные уста!..» Проснувшись, первым делом бросилась искать житие и икону праведного Симеона. И узнала: он и правда был совсем молодым… Таинственным образом для меня соединились два живших в разные эпохи святых. И оба стали близки сердцу и душе. Теперь я в городе Златоусте - и в храме праведного Симеона Верхотурского!

Народу на службе было немного, но те, что пришли, молились едиными усты и единым сердцем. Завтра 2 августа, и на вечернем Богослужении в Симеоновском храме читали акафист Пророку Божию Илии. И всем храмом пели тропарь…

Уже поздно вечером отец Иннокентий позвонил, сказал, что назавтра едет в Сатку, служить с Архиереем во втором кафедральном соборе. «Поедешь в Сатку?» - «Конечно, батюшка!»

На Урале особенно чтут Государя

На Богослужение в Сатку от Серафимовского собора отправился автобус. Едут священники, едет Вера Гарницкая - как же без ее фотографий. Вера вздыхает: «Когда я просто прихожу помолиться в храм, там уже начинают волноваться: что, Владыка будет служить?!»


Свято-Симеоновский храм в Златоусте.

Ильин день, и с утра слегка покропил дождичек, на небе облака. А первые мои два дня в Златоусте были радостно-солнечными. Успеваю заметить в Сатке броскую надпись: «Сонькина Лагуна». Это развлекательный комплекс на берегу городского пруда, с каменной крепостью и средневековой деревней; можно взойти на пиратский корабль, посидеть в таверне, вдоволь повеселиться в комнате кривых зеркал.

Но мы едем мимо! К Никольскому храму.

Благочинный Саткинского округа иерей Александр Коротовский рассказал мне, что старинный Никольский храм был построен в середине XIX века для того, чтобы работники завода, который находится через дорогу, могли приходить сюда и молиться. Вначале храм был деревянный, а в 1913 году, к 300-летию Дома Романовых, вокруг деревянного здания возвели кирпичный каркас. Община в храме крепкая. Много молодежи молится за Богослужением и приходят, помогают настоятелю, протоиерею Евгению Хваткову. Воссоздается казачество, сейчас организуется Саткинский хутор. Казаков в нем пока не так много, но начало положено.

Я обращаю внимание отца Александра на удивительную особенность этого храма: на боковых его стенах размещены большие иконы Царя Николая, Царицы Александры с Царевичем Алексеем и две такие же фрески на противоположной стороне - с изображением юных Царевен…

- Да, на Урале особенно чтут Государя, чтут Царственных Страстотерпцев, - ответил священник. - Поэтому и решили повесить эти святые иконы на стенах храма, снаружи, чтобы путники могли увидеть их и помолиться не только Святителю Николаю, покровителю путешественников, но и святым Царственным Страстотерпцам. Недавно у нас проходили торжества, посвященные трагической дате - 100-летию убиения Царской семьи.

- А вы служите в Никольском соборе?


Иерей Александр Коротовский.

- Нет, в поселке Межевом, настоятель храма в честь Святителя Спиридона Тримифунтского. Хотя послужил и здесь. В сане священника я двенадцать лет. Окончил Тобольскую Духовную семинарию и по благословению тогда еще Митрополита Челябинского и Златоустовского Иова был рукоположен в диаконы, а потом и в священники - и направлен сюда, в этот собор, потом служил и в других храмах. И вот сейчас служу в поселке Межевом. Несу послушание Благочинного Саткинского округа и руководителя миссионерского отдела нашей епархии.

Сам я родом из Миасса. Это 90 километров от Сатки. Горнозаводской край - моя родина, я знаю, чем живут все эти города, в общем-то нет сильных отличий между Миассом и Саткой. Вот и этот завод, что стоит через дорогу: изначально на нем плавили металл. Сейчас он перепрофилируется, на нем приступают к изготовлению ферромарганца. Кризис показал, что в том количестве, которое производят наши заводы, нужды в металле нет. Местные заводы мелкие, и все заказы уходят в Магнитогорск, на крупный металлургический завод. Поэтому местные заводы стали переходить на производство параллельной продукции. Это, конечно, тоже отражается на людях. Кто-то теряет точку опоры. А кто-то как раз находит ее - в Боге. И приходит в церковь.

В соборный храм вносят ковчег с частицей мощей равноапостольного князя Владимира. А казачий Крестный ход уже раньше принес Табынскую икону Божией Матери. Казак войска Оренбургского Александр Черник сообщил, что сюда они пришли с иконой из Пермского края. Это та самая Табынская, что обошла многие пределы российские, та икона, которую с молитвой встречали и несли по градам и весям Сербии, по горам Абхазии. Не единожды побывала она и на Самарской земле, в Крестном ходе обошла по периметру всю нашу губернию.

Многие верующие в этот праздничный день причастились Святых Христовых Таин на Литургии, которую совершил Епископ Викентий в сослужении со многими священниками.

Архимандрит Иннокентий в проповеди перед Причастием ярко и образно рассказал об основных моментах жития Пророка Божия Илии… - и, слушая эту проповедь, вдруг понимаешь: как же всё близко! И ныне, как за девять столетий до Рождества Христова, народ Божий в тяжком духовном падении забывает истинного Бога, перестает Ему служить и, изменяя Господу Богу, принимает богов иных… Тогда это были языческие идолы, ваалы, ныне - о, из чего только, из каких страстей не творим мы себе кумиров!.. И как среди язычествующих были и те, которые помнили Истинного Бога, но они были увлекаемы общей толпой: а что люди скажут? а что подумают?.. - так и мы, крещенные в Православии, слишком часто теплохладны в вере и клонимся, куда дуют ветры времени...

Епископ Викентий в краткой проповеди в конце Литургии сказал:

- Недавно я сподобился быть на 100-летии со дня мученической гибели Императора Николая II и его Августейшей семьи в Екатеринбурге. Мы сослужили с сонмом Архиереев Святейшему Патриарху Кириллу на месте расстрела Царственных Страстотерпцев, где ныне стоит величественный Храм-на-Крови. Вместе, во главе со Святейшим Патриархом, мы прошли более двадцати километров тем путем, которым убийцы везли в грузовике тела святых мучеников-страстотерпцев. Их истекающие кровью тела вначале бросили в Ганину Яму. И кровью наших Царственных страдальцев была пропитана вся земля. Но на дне глубокой ямы под слоем воды были ледники вечной мерзлоты. И тела убиенных не только омылись от крови - они ведь были не только многажды ранены пулями, но и заколоты штыками, палачи постарались обезобразить их прекрасные лица, - но, по свидетельству очевидцев, пролежав сутки в ледяной воде, тела страдальцев омылись, стали вновь прекрасными...

И вот, когда в этот памятный день я в Крестном ходе пришел в Ганину Яму, насельники монастыря во главе с Епископом Евгением подарили мне небольшой образ святых Царственных Страстотерпцев, исполненный братией монастыря. И в нем находится капсула с той землей, которая впитала кровь новомучеников, страдальцев Русской земли. Я считаю, что эта икона с такой святыней должна быть здесь, во втором кафедральном соборе нашей епархии. Пусть святые Царственные Страстотерпцы благословляют всех приходящих сюда, пусть укрепляют всех нас в несении нашего жизненного креста. Пусть святые Страстотерпцы будут молитвенниками и предстателями не только за землю Русскую, но и за тех, кто к этой иконе и к земле, обагренной их кровью, притекает.

В дар от Владыки прихожанам раздали иконочки Святителя Иоанна Шанхайского, освященные на мощах Святителя. Такую же иконочку и я увезла с собой.

…И снова - в путь. Едем в другой Никольский храм, что в поселке Магнитка Кусинского района. В машине с отцом Иннокентием едет секретарь Златоустовского епархиального управления протоиерей Дионисий Абрамов. За рулем иеродиакон Роман (Глушак). Отец Роман и его старший брат иеромонах Петр (Глушак) уроженцы дальневосточного города Арсеньев Приморского края. Вместе с духовным отцом - Архимандритом Иннокентием - переехали из Уссурийска в Пугачев, где отец Иннокентий служил настоятелем Воскресенского собора, а теперь вот - в Златоуст. Служат под его началом в Симеоновском храме.

Проезжаем город Куса, и сразу вспоминается: Людмила Набеева! Одна из испытанных временем друзей «Благовеста», ее имя запомнилось по публикациям списков благодетелей в акции «Помощь»… Поклон вам, дорогая о Господе Людмила!

В Никольском храме присутствуем при удивительно теплой беседе Епископа Викентия с двумя прихожанками. Да ведь и им есть чем поделиться с Владыкой! Они тоже шли в том Царском Крестном ходе от Екатеринбурга. Вот только не запомнила я, одна ли из них или обе они смогли пройти лишь двенадцать километров.

- А я прошел в Крестном ходе весь этот путь, - сказал Епископ Викентий. - Не все Архиереи дошли до конца, а Святейший Патриарх Кирилл прошел его полностью. И я тоже.

Прощаясь, Епископ Викентий раздал и прихожанкам из Магнитки, и нам небольшие фотографии Царской Семьи. А потом, как ни отказывались смиренные прихожанки, Владыка уговорил их встать рядом для общего снимка. Ну и я примазалась…

Дело Божие

В дороге наконец-то удается поговорить с архимандритом Иннокентием.

- Ты знаешь, что Государь во время Русско-японской войны приезжал в Златоуст? - спросил батюшка. - В поездках по стране Царь инспектировал направлявшиеся на Восток войска, молился на молебнах о ниспослании победы русскому воинству. В Златоусте Император произвел смотр двум пехотным полкам, отправляющимся в далекий и трудный военный поход на Восток, осенил их иконой Святителя Николая и передал ее в дар войскам.


Ольга Ларькина на колокольне часовни Святителя Иоанна Златоуста.

В память о Государе была построена Царская часовня, она не сохранилась. Но есть фотографии, воспоминания старожилов.

В Русско-японскую войну в Златоусте был госпиталь. Храм Симеона Верхотурского был кладбищенским, и при нем были захоронения погибших моряков. Храм был деревянный, его разрушили при Хрущеве, в 1962-м году. Новый храм в честь праведного Симеона Верхотурского построен рядом с прежним местом. У храма стоит часовня в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери. А в самом храме находятся три списка с этой чудотворной иконы.

- Не случайно, значит, Господь привел вас служить в этом храме! (я-то помню, что именно отец Иннокентий, тогда игумен, и иеромонах Сергий (Чашин), ныне Архиепископ Солнечногорский, в 1998 году в паломничестве на Святой Земле обнаружили считавшуюся утраченной Порт-Артурскую икону - и возвратили ее в Россию!)

- Не случайно. И к тому же память праведного Симеона Верхотурского, Уральского чудотворца, близка любому человеку, который хоть сколько-то был связан с Уралом. Когда я приехал первый раз служить иподиаконом Владыки Никона (Фомичева) в Пермь в 1982-м году, то очень удивился, что это за такой святой - в лапоточках, в крестьянской одежде? Оказывается, вот такой был любимый русский святой, праведный Симеон Верхотурский.

Он очень почитается в Русском Зарубежье - благодаря казачеству и воинам Белой Армии, которые прошли через Урал, Сибирь, Дальний Восток. Они с собой принесли память о праведном Симеоне, а также почитание Табынской иконы Божией Матери. Златоуст раньше относился к Уфимской губернии, поэтому почитание Табынской иконы Божией Матери здесь в памяти народной.


Памятник Иоанну Златоусту.

- Златоуст так удивительно назван - и еще более удивительно, что не был переименован. И ведь какие названия предлагались - оторопь берет: Безбожеск, Кровавомартовск, Восчасрабдень...

- Предание связывает это непереименование, как ни странно, с Иосифом Сталиным. Когда он бежал из ссылки, едва не утонул здесь в реке. А помог ему спастись диакон Троицкой (Николаевской тогда) единоверческой церкви города Златоуста. И в безбожное время все храмы в Златоусте были снесены, кроме Николаевского. В войну его открыли и освятили в честь Пресвятой Троицы, в память об утерянном Троицком соборе. Ну вот вроде как и само название города Златоуст, такое церковное, оставили благодаря тому давнему спасению Сталина.

Златоуст - город Новомучеников и исповедников Российских. Почти всё духовенство, которое служило в те страшные годы, пострадало в репрессиях. На их место сначала шли бывшие певчие, псаломщики, а потом уже их сменяли просто верующие миряне, которые знали, что их ждет, но рукополагались в священники и служили. И тоже шли на свою голгофу…

…С образованием в Златоусте епархии и приездом сюда Епископа Викентия богослужебная жизнь оживилась, она стала такой, как и должна быть в больших городах. Сейчас уже во многих храмах служат ежедневно. А это большое дело, что Божественная литургия совершается каждый день. Духовенства стало больше, приходы открываются. Очень много внимания уделяется социальной работе, образовательной, духовному просвещению. Владыка лично уделяет много времени работе с молодежью, много служит, ездит по разным храмам епархии. Бывает, что рабочий день Архиерея заканчивается в десять вечера - в зависимости от того, сколько вопросов надо решать, со сколькими людьми встретиться.

Но удивляюсь вот чему: люди стали мало в храмах записки подавать! Даже если можно безплатно подать. Не нуждаются в молитве! А ведь церковная молитва - это же всеобщее наше делание! Как Апостол Иаков наставлял: «Молитеся друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. V, 16). Что есть молитва: по Силуану Афонскому, это поле битвы. «Молиться за людей - это кровь проливать». Когда же с твоей молитвой соединены молитвы братьев и сестер и пастырей Церкви, то это же совсем иное! С тобой молится вся земля, а с ней и всё небо. Это сакральная сторона - невидимая, но ощутимая. Помнишь Евангельское: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

С болью услышал однажды: «А знаете, мы подсчитали, что невыгодно служить так часто». То есть, по их мнению, Литургию по деньгам невыгодно часто служить. Не ради Литургии жить, а ради того, чтобы от службы в храме что-то поиметь. Не ради Иисуса, а ради хлеба куса?!

Очень нужно глубокое и правдивое церковное слово. В Златоусте, к сожалению, мало знают нашу православную газету «Благовест». Старые прихожане собора эту газету знают, а вот по приходам практически с ней не знакомы. Вот сейчас стараемся, чтобы люди полюбили «Благовест» и «Лампаду». Как только приходит новый номер, я когда крест даю целовать, сразу же всем даю газету или «Лампаду». Люди с благодарностью читают и много получают для своей души полезного благодаря самарскому «Благовесту». И надо сначала помочь людям узнать эту газету и полюбить, а потом уж и привлекать их к тому, чтобы поддерживали «Благовест». Чтобы на Руси дело Божие не застаивалось, а шло вперед.

С высоты колокольни…

Уже куплен на поздний вечер обратный билет, а я так и не побывала в часовне Святителя Иоанна Златоуста! Услышав об этом, отец Иннокентий тут же поручил иеродиакону Роману отвезти меня к часовне. И не надеялась на такую милость! Но оказалось, что получила и того больше. Ведь часовня с огромной 53-метровой колокольней примыкает к горному парку имени П.П. Бажова, и можно пройти на самый верх колокольни с экскурсоводом.


Вид на город Златоуст с высоты колокольни.

Но прежде мы с отцом Романом подходим к часовне. Рядом с ней - памятник Святителю Иоанну Златоусту, как считается, единственный в мире. Монумент был установлен в сквере на Красной горке в 2004 году, к 250-летнему юбилею города и накануне 1600-летия прославления вселенского Святителя Иоанна Златоуста. Бронзовый Святитель с высоты гранитной глыбы воздетой десницей благословляет город, названный его святым именем.

С трепетом вхожу в часовню. И работница часовни Наталия рассказывает мне о том, как современный златоустовский промышленник и благотворитель Валерий Алексеевич Ростов преобразил этот уголок города, и Красную горку украсила возведенная всего за полгода часовня с башней-колокольней. Показала привезенный из Абхазии, от места кончины Святителя и могилы мученика Василиска камень с красными пятнами - будто окрашенный кровью. И мы с Наталией, преклонив колени, помолились пред иконой Святителя Иоанна…

А потом было удивительное восхождение по 184 ступеням колокольни.

- Никто не подгадывал специально, но строилась колокольня тоже ровно 184 дня! - говорит экскурсовод Ирина. - И закончилось строительство за полмесяца до праздника Святителя Иоанна Златоуста.

И на одной площадке внутри башни мы оказываемся на художественной выставке, на другой - оказавшись на высоте 36 метров, любуемся прильнувшим к подножию колокольни Горным парком имени Бажова, а еще выше открывается изумительный вид на обступившие город горные хребты, на укутавшуюся в облако гору Таганай… И ударяем в огромный, почти полуторатонный колокол-благовест. Мощный звук бьет по барабанным перепонкам и разливается над сквером, над Красной Горкой…

До свиданья, Златоуст!..

На железнодорожном вокзале в ожидании поезда отец Иннокентий рассказал, как однажды опоздал на свой рейс и не попал в самолет. А самолет… загорелся в воздухе! Господь уберег от беды.

- А еще когда учился в аспирантуре, я по пятницам летал из Москвы домой, на службу в свой храм. И как-то перепутал день. Почему-то в тот четверг не было занятий, и я отправился в аэропорт. Билет всегда брал заранее. Тороплюсь: опаздываю! И в аэропорту у меня толком не посмотрели билет - я же давно примелькался, - забрали посадочный талон и скорее провели на посадку. И место свободное нашлось. Прилетаю: что такое, почему никто не встречает? Оказывается, я на день раньше прилетел. Два раза такое со мной было, что на день раньше улетал, а в аэропорту и не замечали, что дата не та… Видно, так нужно мне было пораньше на службу в храм прилететь. Вот Господь и устроил.

- Скорый поезд 87-й Нижневартовск - Самара прибывает на второй путь, - объявило привокзальное радио. И мы поспешили туда, где вот-вот промчится локомотив. Стоянка всего четыре минуты, и в вагон могут входить только пассажиры, без провожающих. Как же удивилась проводница, когда с пассажиркой не самых юных лет поднялись двое провожающих в церковном облачении. Но мужчины они и есть мужчины, хоть и в священном сане. Донесли мои невеликие вещи в купе, батюшка благословил - и тогда уж оба вышли из вагона. А через пару минут поезд тронулся, покидая гостеприимный Златоуст. Не говорю: прощай. Нет - до свиданья, Златоуст!

Жаль, но Уральские горы теперь не удалось увидеть. Они проплывали за окном в ночной темноте.

Зато с соседками в этот раз повезло.

- Меня зовут Соня, мне четыре с половиной года, - представилась девочка с серьезным и ласковым взглядом. - А тебя как зовут?

- А я Лена, - услышав мой ответ, с улыбкой сказала молоденькая и очень красивая безо всякой косметики Сонечкина мама.

«Сонькина лагуна», - вспомнилось мелькнувшее в Сатке название.

И верно говорят: с хорошими попутчиками дорога короче. Мы разговорились поутру - и потому ли, что Лена видела, как меня провожали два священнослужителя, или просто надо было поговорить о самом главном, речь шла больше о делах церковных. О том, что в Тюмени Лена с мужем и дочкой тоже, когда удается, бывают в церкви.

Слово за слово, и Лена обмолвилась:

- Когда Крым вернулся в Россию, наш тюменский молодежный театр «Ангажемент» поехал туда на гастроли. И мы словно в машине времени попали в прошлое. Украинские власти почти ничего не строили в Крыму, в основном всё было советских времен…

Стало быть, Лена - актриса?

Она подтвердила мою догадку. И не только профессиональная актриса: сама придумывает театральные костюмы (она показала мне потрясающе красивые эскизы), очень любит шить и вязать. И муж ее, Денис Юдин, тоже актер, и еще он режиссер. Сам ставит спектакли, и не только в своем театре, но и в Тобольске.

- Так интересно: в Самарском академическом театре драмы идет спектакль «Шесть блюд из одной курицы», и в нашем репертуаре тоже есть эта пьеса. Одно плохо: посмотреть постановки самарского театра не получится, ведь август - время отпусков и гастролей во всех театрах. А хотелось бы сравнить.

Раньше Елена играла принцесс, снегурочек, а теперь уже и более серьезные роли, со смыслом. Хотя не отказывается и от таких простеньких, как Горшок с цветами. Соне очень нравится мама в этой забавной роли…

Уже вернувшись домой, я на странице Елены Юдиной в соцсети отыскала много фотографий, делающих ей честь как характерной актрисе. «Во всех ты, душечка, нарядах хороша…» И дело не только во внешней красоте. Заснятые эпизоды передают ее вдумчивое проникновение в роль. Но лучше всего, похоже, Елене удались роли любящей мамы и жены, хорошего, доброго человека.

А встреча с ней и Сонечкой стала добрым завершением моего паломничества в еще недавно далекий Златоуст.

Ольга Ларькина.

Фото автора и Веры Гарницкой.

676
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
30
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru