Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Быть для мира солью и светом

Своими размышлениями делится профессор Московской консерватории Вячеслав Медушевский.

Об авторе. Вячеслав Вячеславович Медушевский родился в 1939 году в Москве. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России. Автор книги «Духовный анализ музыки» (2014 год). Живет в Москве.

Нам говорят: история не знает сослагательного наклонения. Зато его знает Бог! «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числа 11, 29). Если б нам быть зрячими, а не слепыми! Но не творим с Богом идеальную историю. Потому предведение Божие открывает нам и другую историю - эмпирическую, являющую собой, по притче Господней, поле совместного произрастания пшеницы и плевелов.


Вячеслав Вячеславович Медушевский.

Плевельная линия истории осуществляется не по благословляющей воле, а по попущению Божию - уступке нашему своеволию, да удостоверимся мы опытно в его неразумности, немощи, преступности. Современным ее проявлением становится апостасийный глобализм. Апостасийный глобализм нужно отличать от естественных процессов глобализации, имеющих объективную основу.

Господь, всегда отвечавший на последнюю сокровенную глубину вопроса, обратил внимание фарисеев на то, что Царствие Божие придет не так, как им это представляется: не внешним способом. Не так, как это попытались осуществить коммунисты. Не так, как это будет мниться силам, готовящим приход антихриста. Насильственное построение рая невозможно: получится ад с системой доносительств, с оклеветаниями и издевательствами, как это показал опыт коммунистических революций. Все утопии начинают с внешнего. А Господь условием ставит преображение соборной души человечества Божьей благодатью. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Своей Церкви Христос даровал великую победную истинно реальную силу для исполнения Своей благословенной воли. В ней закваска Царствия Божия, в ней свет к просвещению язычников, в ней соль, способная предотвратить гниение мира.

Апостасийный глобализм нужно отличать от естественных процессов глобализации.

И эта неслыханная вечная созидательная сила дана Церкви на все времена истории, а не на одно только апостольское время. «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Что может быть больше! «Каковы мы, таковы и времена, - говорил Блаженный Августин. - Мы и есть времена».

В том, что реальная история уклонилась от идеальной, которой хочет Бог, нам некого винить, кроме самих себя. Ведь, по Апостолу, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Это мы унылы, ленивы на творчество, неинициативны, а не Бог. Потому и сказано: суд Божий начнется с дома Божия! (см. 1 Петр. 4, 17) Это мы, а не Господь, убегаем от созидательной направленности вверенной нам истории. Это мы спутали прогресс (движение к Богу) с регрессом (движением во тьму ада), - и не хватает мужества признаться в ошибке. Все ереси и безобразия расцветали тогда, когда ослабевала радость и созидательная ликующая сила Православных христиан. Если пшеница отказывается расти на поле истории, восходя к Царствию Божию под благодатными лучами Солнца Правды, то ее забивают плевелы. Дьявол и его помощники по попущению Божию двигали историю по-своему, потому что христиане им в этом должным образом не противостояли. И ныне кто ж виноват в близкой осуществимости дьявольского проекта тоталитарного апостасийного глобализма, кульминации плевельной линии истории? Его инициаторы? Нет, - их невольные пособники, вялые христиане, отказавшиеся делом и словом свидетельствовать о Христе во всех сферах жизни. С Дома Божия суд начнется потому, что христиане в массе своей не исполнили высокое призвание - быть для мира солью и светом (см. Мф. 5, 13-15).

Своей Церкви Христос даровал великую победную истинно реальную силу для исполнения Своей благословенной воли. В ней закваска Царствия Божия, в ней свет к просвещению язычников, в ней соль, способная предотвратить гниение мира.

Если жаждем сбросить с себя ответственность пред Богом за ход и осуществление идеальной истории мира, - как тогда молиться? Так, что ли? «Да не будет воля Твоя, а будет Твое попущение в ответ на нашу лень, ложь и своеволие»? Страшно произносить такие слова. Но ведь есть молитва жизнью. Что мы ею выпрашиваем?

Развитие плевельных настроений в человечестве вынуждает Бога поколебать Вселенную («люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» - Лк. 21, 26), дабы в разгоревшихся стихиях мира (2 Пет. 3, 10) сгорело всемирное зло. Однако ответственность за это несут христиане, ибо, как сказано, им дано все необходимое для возжигания пламени Божественной любви на земле.

Отход от Бога неминуемо ведет к оскудению ревностной любви в человечестве. Как это случилось? Как тьма, не имеющая онтологической силы (Бог не создавал зла и не хочет его), осмелилась расползтись по земле? Как при оскудении веры и любви сужался взгляд и тускнел победный дух христиан?

Перечислим взаимосвязанные ошибки, живущие в нас неопознанно и нераскаянно.

В реальности жизни мы, словно под гипнозом, постоянно смешиваем предведение и попущение Божие с благой волей Божией.

Меж тем Писание настраивает нас на совершенно иной - духовно-строгий, смиренно-покаянный и благоговейно-ответственный - способ восприятия истории.

Вот, мы читаем, как посреди всеобщего ликования Господь плакал, глядя на Иерусалим. Ибо видел: поступит он своевольно, уклонится от святой благословенной воли Божией, не станет христианским городом, провозвестником Царствия Божия на земле, духовным ядром возрожденного человечества, и за противление Богу будет уничтожен. «И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего», - предрекает Господь (Лк. 19, 44).

Такое же духовное рассуждение мы должны иметь о каждом факте истории и о каждой точке исторического времени. В каждом - видеть этот зазор между историей идеальной и реальной, и пытаться его уменьшить, помня простертое над всеми временами и над каждым днем истории желание Господа: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (Лк. 19, 42).

В каждом факте истории человечества нужно различать свет идеальной истории, соответствующей благословляющей воле Божией, и те повороты истории, которые попускаются Богом в педагогических целях в ответ на строптивость народов.

Что такое деморализация? Мы теряем правильный христианский дух - дух любви и мужества, и по своему малодушию начинаем (по подсказке антихристианских тенденций в культуре и жизни) мелко видеть дело Христово на земле, отказываясь участвовать в нем.

Ошибка исправляется возвращением Богу всей Его славы во всеисторическом масштабе христианской культуры, в победном становлении Православной цивилизации.

Продолжением генеральной ошибки стало истощение понятия Традиции (Предания) в сознании рядовых христиан.

Все ереси и безобразия расцветали тогда, когда ослабевала радость и созидательная ликующая сила Православных христиан. Если пшеница отказывается расти на поле истории, восходя к Царствию Божию под благодатными лучами Солнца Правды, то ее забивают плевелы.

Из понятия Предания, которое есть живая передача в поколениях полноты Божественной жизни, передача безсмертия в Таинствах Церкви, постепенно выветрился (конечно, не в богословии, а в жизни общества) момент икономии - Божественного плана спасения людей во всем человечестве. Следовательно, вытеснялось и ощущение вечной неумирающей новизны Предания.

Любовь - великая творческая сила. Первоначальное Христианство жило жаждой спасения всего человечества - столь огромной, всеохватной была любовь христиан, и не могла она удовлетвориться меньшим. Переживание Христовой истины как пути человечества вдохновляло людей. Исходное, вселенское Православие не знает временных и географических границ, потому что любовь Божия не знает границ. И люди, имевшие в себе радость Христову, - могли ли удержать ее в себе, не знающую пределов?

Так ли сейчас в мире? Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) на встрече в Социально-инновационном центре России говорил о том, что ныне тенденция к автокефальности возобладала над идеей вселенскости Церкви.

Идея вселенскости Православной веры перестала звучать победной песней! Не замечая вселенского звучания Православия, мы оскорбляем Христа. Сужение вселенского масштаба жизнеощущения стало верным способом умаления величия Его дела на земле.

Этим грехом воспользовался апостасийный глобализм, нацепив на себя лживую маску радости всеземного единения народов. Перетягивая на себя радость всечеловеческой общности, дьявол играет на врожденной соборности сознания, ибо людям естественно окрыляться, чувствуя себя членами великой семьи человечества. Христиан же, не пожелавших присягнуть его ставленнику-антихристу, он представит миру как угрюмых мизантропов и ненавистников соединившегося человечества.

Как вернуть вселенскую радость, которую готовится украсть апостасийный богоотступнический глобализм, дабы извратить ее и превратить в соблазн?

Говорят: храмовая жизнь Церкви важнее. Однако это не повод для уничижения светских, а лучше сказать, внехрамовых областей жизни. Ведь из признания важности сердца не следует, что руки и ноги надо отрубить.

Ошибка исправляется вдохновением жизнетворящей любви Христовой, не знающей границ. В исполнении заповедей Божиих мы встречам Христа; любовь Божия освящает всякого человека, страны православной традиции, всю землю.

Третье заблуждение - перенос акцента на прошлое, чем тут же воспользовались глобализаторы, объявив Христианство исторически-преходящим явлением и в знак своей мнимой победы назвав современный мир «постхристианским». По мысли протоиерея Александра Шаргунова, враги Христианства, когда оно будет до конца умалено, «обратят с восхищением своей взор ко временам его минувшей славы… и это будет наподобие надгробной похвалы».

Откуда ретроспективный крен? Господь смотрел в будущее и, предначертав величественное дело спасения человечества, дал обетование Духа истины, который возвестит будущее и нам (Ин. 16, 13). Христианство - религия Пути. Мы же с каждым столетием становились все более консервативными и назад-смотрящими.

Да, в области догматики мы должны сохранять учение Христово в незыблемости, как об этом прекрасно говорит Святитель Феофан Затворник: «Относительно нашего учения Свыше изречено: стойте… неподвижни пребывайте».

Но два момента присутствуют в передаче огня христианского духа в новых поколениях людей: само это сияние Вечности, в безконечности которой нам надлежит непоколебленно пребывать, и - непрестанно обновляющиеся условия и пути такой передачи (к примеру, наличие системы всеобщего государственного обучения детей).

Как отнестись к ним? Не замечать? Делать вид, что ничего не происходит? Мысленно ниспровергать науку, всеобщую грамотность, знания - ради мечты о прошлом? Но Господь действует не в грезах, а в реальности. Игнорировать реальность - значит разделить храм и жизнь, порождая тем самым лицемерие и шизофрению ума. Оставить изменения во внехрамовых областях жизни Церкви без богословского осмысления и благодатного преображения - равносильно тому, чтобы предложить их осмыслить не богословски и способствовать потемнению. Так и получилось. Трагедию лживого антихристианского осмысления светских областей жизни Церкви мы сейчас и переживаем. В лжи построения антихристианской культуры активно участвуем и сей ложью растлеваем новые поколения людей.

Культура есть наше соборное свидетельство о Христе во всех сферах жизни.

История динамична по природе. Неуклонный рост населения мира закономерно привел к возникновению и росту городов, к разделению труда (сельского и городского), к умножению профессий, к появлению светского образования, школьного и университетского, к развитию наук, искусств, к становлению государств, к разработке права…

Говорят некоторые православные с кокетством: «я против всех этих компьютеров». Но предложат ли иной способ организации жизни многомиллионных городов с их разноплановой деятельностью без телефонной связи и компьютерной обработки информации? Если нет, то это ропот, греховное недовольство дарованными Богом обстоятельствами жизни. Сам Господь никогда не сетовал ни на великость города Иерусалима, ни на достигнутое совершенство инструментов, ни на римское право, не призывал израильтян вернуться к жизни в шатрах.

Оборотная сторона ошибки: когда великая энергия Пути ушла из динамики истории, последняя выродилась в бешеную погоню за формальными новациями, много обещающими, но приносящими пустоту, от которой устали люди.

Ошибка исправляется ревностным исполнением великой задачи воспитания человечества к Царствию Небесному.

Четвертой ошибкой, умалившей призвание Церкви в отношении полноты охвата жизни, стала ампутация от Церкви светской культуры и светских областей жизни. Их стали понимать в противопоставлении к церковным областям жизни, в то время как надо было говорить лишь о храмовой и внехрамовых областях церковной жизни и культуры. Церковь оказалась рассеченной пополам. Храмовая жизнь отдельно - и светская жизнь тоже отдельно. Хирургом выступил дьявол, но с молчаливого одобрения православных.

Говорят: храмовая жизнь Церкви важнее. Однако это не повод для уничижения светских, а лучше сказать, внехрамовых областей жизни. Ведь из признания важности сердца не следует, что руки и ноги надо отрубить. Человеческий обрубок нуждается в уходе. Холодные ко Христу люди, но со здоровыми руками и ногами станут угнетать и мучить добровольного калеку, говоря: наш бог - в делах наших, а этот неполноценный зачем и место занимает на земле?

На самом деле светские, или внехрамовые, области жизни Церкви необходимы для спасения людей в вечности, ибо они - место исполнения заповедей Божиих, без чего не может быть полноценной жизни во Христе. Это - генеральная задача светских областей жизни и культуры. Культура есть наше соборное свидетельство о Христе во всех сферах жизни. Если даже электрон являет собой одновременно и частицу, и волну, - что сказать о человеке? И он тоже - «магнитное» поле, распространяющее себя на множество людей, даже и на будущие поколения. Человек создан соборным, и потому наше свидетельство веры имеет такую большую воспитательную силу - со знаком плюс или минус. В христианском обществе внехрамовые сферы имеют перед собой высочайшую цель - исполненное красоты и величия явление славы Божией в жизни.

Вне храма - распадается ли Церковь как Богочеловеческое единство? Перестает ли действовать смотрение и помощь Божия? Отнимают ли молитвенную помощь святые? На поле брани и на полях духовной битвы в разных областях жизни - бросит ли Бог Свой народ? Нет!

Заповедь культуры («возделывания») была дана в Раю. Святые отцы понимали ее отнюдь не в сельскохозяйственном смысле. Возделывание Рая - возделывание красоты мыслей Божиих, любви Божией в человеческих сердцах. Господь подтвердил ее в притче о семени. Отказ от этой заповеди (ставший модным в среде многих православных) мгновенно превращает общественную культуру в нечто противоположное - в возделывание ада. Таким способом ревностные не по разуму православные сами подталкивают все формы культуры к почернению - вместо того, чтобы преображать их благодатью Божией.

Церковь включает в себя всех верующих, в том числе государственных мужей, работников образования, культуры, науки, искусства. Ошибка состояла в том, что светские области жизни и культуры отказались свидетельствовать о Христе в «век просвещения».

Православные люди светских профессий перестали в своей деятельности славить Бога, поднимать дух общества, раскрывать христианские основания культуры и традиции, воспитывать общество в направлении Христовой Божественной любви, вовлекать в нее людей, вдохновляя их своим собственным примером безкорыстного жертвенного служения в послушании Церкви.

Но и от церковных деятелей порой исходил и исходит дух разделения двух единых областей жизни Церкви.

Говорят православные: мы не возьмем с собой в тот мир ремесла, науки и искусства и свои профессии оставим на земле - зачем же они нам? Тогда, если быть последовательными, нужно укорить и Господа: зачем и Он, смиренно освоив профессию плотника, работал по специальности до тридцатилетнего возраста, когда вышел на проповедь? Прости нас, Господи! Профессии не нужны на Небесах. Нужны здесь - как форма, в которой люди могут приносить жертву и труды любви. Труды же любви уже здесь «оплачиваются» Господом - дарованием силы любви, которая как раз и пригодится по ту сторону земной жизни. А у отказывающихся от огня рвения отнимается и профессионализм. Тогда ради нас, как написано, имя Божие хулится у язычников: светские дела православных стали синонимом второсортности (Господи, помилуй!). Воля же Божия диаметрально противоположная: дела христиан призваны быть откровениями любви и ликующей творческой мощи Вседержителя.

При этом условии все внехрамовые дела людей в обществе, государстве, политике, экономике, науке, непрестанно пополняясь и обновляясь славой Божией, составили бы содержание идеальной истории человечества. Тогда не возникла бы в человечестве, например, черная ветвь сатанинской рок-музыки. Тогда не приступила бы озверевшая без Бога наука к производству «лекарств» и якобы омолаживающих кремов, изготовленных из диплоидных клеток, высосанных иглой из мозга человеческих зародышей. Тогда не умерщвляла бы Россия по миллиону в год нерожденных младенцев, и жители планеты не становились бы пользователями «людоедской» фетальной терапии. Тогда не грозило бы человечеству когтистое антихристово царство принудительного лицемерного благочестия. Тогда - к радости Божией любви - не скоро бы пришел на землю этот артист сатанинской лжи.

В свете идеальной истории очевиден ранг ошибки: она фундаментальна. Ее последствия огромны, ибо ошибки в понимании вели к ошибкам жизни. Мысленная противопоставленность понятий церковного и светского провоцировала их реальное размежевание, а далее и конфронтацию в истории христианской цивилизации.

Распадение цельности шло на двух взаимосвязанных уровнях - в сужении индивидуальной жизни христиан и в жизни общенародной. Распад организационных основ народного бытия и культуры начинался с утери духовно-нравственных оснований (расцерковлении и расхристосовлении) внехрамовых сфер жизни. В частности, со снижения духовно-нравственной высоты (расцерковления) профессий.

Христианская социальная педагогика, выделяя во всех областях деятельности их нравственное воспитательное действие, дает совершенные критерии профессионализма. Хороший музыкант, выдающийся политик или государственный деятель, представитель экономической сферы - тот, кто может в своей сфере, своими средствами поднимать дух общества, раскрывать христианские основания культуры и традиции, воспитывать общество в направлении Христовой Божественной любви, вовлекать в нее людей, вдохновляя их своим собственным примером безкорыстного жертвенного служения, послушания старцам и испрашивания их ходатайства пред Богом.

Христиане не получали благословения Свыше ни на раздвоение своего сознания, ни на раздвоение церковного общества. Нельзя отделять Христианство от жизни. На самом деле внехрамовые сферы жизнедеятельности и культуры, которые теперь называют светскими, - это тоже церковные сферы. Вне помещения храма - распадается ли Церковь как Богочеловеческое единство? Перестает ли действовать смотрение и помощь Божия? Отнимают ли молитвенную помощь святые? На поле брани и на полях духовной битвы в разных областях жизни - бросит ли Бог Свой народ? Нет! Внехрамовые сферы жизни были и остаются церковными, - если только люди не изменяют Богу и Его Церкви. Выдающиеся вершины науки, искусства, в том числе ратного, дипломатического, и подвиги общественной жизни - были достигнуты именно людьми Церкви.

Наша христианская обязанность - выйти из гетто, в которое добровольно себя заключили: перестать поддакивать лжесвидетелям против Бога в науке, искусстве, образовании, экономической деятельности, во всех сферах жизни - и показать дивную красоту Православия, свидетельствуя о ней самими делами.

Миллионы людей, занятых в светских областях жизни - в производстве, хозяйствовании, управлении, науке и прочем, - по нашей вине оказались вне зоны слышимости Христианского учения. Мы украли у них Христа, с Ним и великий смысл жизни, ибо содержание светской культуры, которая окружила людей от младенчества до университета, нашим содействием стало перенасыщенным раствором лжи. Науки и искусства потеряли свой предмет. Психология перестала быть светозарной наукой о душе, едва ли не став лживым учением об ее отсутствии. Социология, не увидев главного содержания общественной жизни - невидимого града Божия, стала сугубо плотским выростом мысли, серым и слепым, абсолютно не способным разобраться в предмете познания, на который претендует, судя по ее названию. История превратилась в описание драки за власть; перестала быть священной историей, способной учить людей. Вся жизнь обезсмыслилась. Такого ли бегства от жизни, бегства от людей хочет Господь от Своих последователей? Последние две тысячи лет должны были стать новой священной историей человечества, как светлой реальности и возвышенной мысли о ней. Но мы, христиане, работавшие в светских областях жизни, творили волю не Божию, а свою, и потому тоже отчасти виновны в расцвете мирового зла.

Шесть миллиардов людей - где обитают? Последователи В.И. Вернадского сказали бы: обитают уже не в биосфере, а в ноосфере, сфере разума. Верна здесь только первая половина утверждения. Но разум ли установит царство антихриста? Разве только падший разум, насквозь пропитанный ложью.

Но тогда так прямо и следует говорить: не о ноосфере, а о псевдосфере - сфере лжи.

Не все ложно в мириадах сведений и навыков жизни, которыми, как гигантским насосом, накачаны современные люди через систему многолетнего школьного и профессионального обучения, через СМИ. Мир создан Богом и потому, по слову Святителя Василия Великого, способен быть училищем боговедения. Лживы интерпретации фактов. В идеальной истории человечества результатом умножения численности населения и соответствующего раздвижения областей профессиональных знаний и навыков должна была стать не псевдосфера, а иконосфера, открывающая лик Христов, прозрачная для благодати, вдохновенная верой и согретая любовью. Как достичь преображения? В прошлые века сфера христианского свидетельства расширялась географически, охватывая все новые и новые страны. Ныне проповедь истины уткнулась в объединившееся лукавство мира, выраженное в лживой идеологии светских форм жизни. Крепость самозамкнувшейся светской псевдосферы кажется неприступной. Однако она может и должна быть (ради любви к детям и к делу Христову на земле) взята изнутри - самими же светскими людьми, профессионалами в соответствующих областях деятельности, верными своей Матери-Церкви.

Ошибка ампутации светских областей исправляется смиренным и благодатно-творческим покаянием с возвращением к исполнению заповедей Божиих во всех делах жизни. Все внехрамовые области жизни нужно нам обратить к Богу. Искусство, наука, государство, хозяйство получают свое оправдание, цель и смысл в Церкви. И только в Ней, ибо Она есть Богочеловеческий организм и соединяет землю с Небом, временное с вечным. Расчистить завалы лжи в светских областях жизни непросто. Как написать, к примеру, священную историю жизни православных народов, дабы она служила могучим средством воспитания граждан Царствия Божия? Как Духом Святым проработать учебные программы, как ввести их в правовое пространство жизни? Как сблизить шизофренически расколотые сферы жизни и наладить стройное сотрудничество людей из этих сфер? Всё это примеры задач, которые превышают силы отдельно взятых православных стран и настоятельно призывают к сотрудничеству.

.

91
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru