‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Воды Светлояра хранят свою тайну…

Священник Алексий Белоусов служит в селе, расположенном по соседству с градом Китежем...

Со священником Алексием Белоусовым я уже встречался два с половиной года назад здесь же, на Православной выставке «Благословенная Самара». Уроженец нашего города, отец Алексий пятый год служит настоятелем храма святых безсребреников Космы и Дамиана села Глухова Воскресенского благочиния Городецкой епархии Нижегородской Митрополии. Но и со своей малой родиной связей не теряет: приезжает на сессии в Самарскую семинарию, посещает родной для него приход в честь Святителя Алексия Московского на Красной Глинке. Вроде бы, в прошлом интервью все значимое о житье-бытье этого сельского батюшки я уже рассказал. Но оказалось… всё, да не всё!

На земле преподобного Макария Желтоводского

- Икона у нас в храме мироточит! - остановил меня таким вот известием отец Алексий Белоусов. - Да, замироточила икона преподобного Макария Желтоводского и Унженского. И мироточение идет уже третий год обильно, не прекращаясь. За это время мироточили в нашем храме и другие иконы, но у них мироточение через какое-то время прекратилось, а эта икона продолжает мироточить. Впервые увидел я это чудо во время вечернего Богослужения, когда обходил с каждением храм.

- А ваша церковь как-то связана со святым Макарием Желтоводским?

- Храм находится на территории бывшего Макарьевского уезда Нижегородской губернии. От нас напрямую пятьдесят верст всего до Макарьева Желтоводского монастыря. И еще мы находимся на берегу Ветлуги, и, возможно, как раз в том месте, где Макарий приставал к берегу во время своего необычного плавания на Унжу, в костромские земли. Когда монголы перебили монахов в Желтоводском монастыре, хан отпустил Макария, подивившись его мудрости и святости. Хан позволил ему похоронить погибших монахов (захоронение это сохранилось в монастыре) и отпустил как раз на Унжу, даже указал ему особый безопасный «коридор» для маршрута. Недалеко от нас есть село Макарий, а раньше оно называлось Макарья Притыка. По всей видимости, именно там сделал остановку преподобный Макарий, когда плыл на камне (!) в сторону Унжи. Но его, не разобравшись, прогнали от берега женщины, стиравшие в этом месте белье (отсюда и слово «притыка» - приткнулся к берегу, да не тут-то было…). Валиками для стирки белья на него замахивались… Но потом все же опомнились, раскаялись…

- Мироточивая икона у вас старинная, намоленная?

- Икона большая, почти в рост, но новописанная. У нас в храме все иконы новые - их нам помог приобрести бывший генеральный директор АвтоВАЗа Владимир Каданников. И эта икона тоже на его средства была приобретена.

Когда у нас икона замироточила, я в Епархию сообщил, и Епископ Городецкий и Ветлужский Августин видел это чудо. Мы миром от иконы помазываем больных перед операцией. Детей помазываем, чтобы не болели и укреплялись, да и просто всех тех, кто к нам с верой приходит и просит его помазать благодатным миром. Стараемся следить за тем, чтобы к мироточивой иконе прикладывались с благоговением, не к самому мироточивому лику святого на образе прикладывались, а только внизу иконы. Потому что в соседнем селе был случай - к иконе мироточивой приложился прихожанин, к самому лику, и мироточение на этой иконе вскоре прекратилось. Видно, без благоговения, в спешке подошел к святыне. А в том храме в честь Живоначальной Троицы села Троицкое мироточат сразу 17 икон!.. Храм тот никогда не закрывался, трехсотлетний деревянный храм! Сейчас там замечательный настоятель, очень гостеприимный, протоиерей Евгений Горбунов.

- Что говорят ваши прихожане о мироточении?

- Многие прихожане считают, что это мироточение предвещает какие-то тяжелые испытания. Видят в этом предостережение какое-то нам всем… А я вот думаю иначе. Это мироточение у нас неспроста началось как раз в то время, когда храм наш особенно нуждался в помощи. У меня была даже мысль вам в газету написать в рубрику «Храм просит помощи»…

- Мы в этом никому не отказываем, и вам, конечно же, не откажем. Многие храмы по всей России получили помощь от читателей «Благовеста». Но ведь у вас есть такой известный прихожанин - Каданников…

- Да, прихожанин он замечательный, на Пасху вот собирается к нам приехать. Он почетный гражданин Воскресенского района, его у нас здесь все любят и ценят. Ведь он помог не только храму, но и всему району. Школы нашего района оснастил компьютерами…

Там, где наши корни…

- Как получилось, что вы уехали из Самары в самую что ни на есть глушь (а село ведь и называется Глухово не случайно же!), и как раз именно здесь познакомились с человеком, которого хорошо знают на самарской земле?


Храм в честь свв. безсребреников Космы и Дамиана в Глухово.

- Супруга Владимира Васильевича Каданникова, Нина Александровна (в девичестве Кузнецова) корнями из села Глухова. И даже их родовой дом сохранился, я думаю в нем создать музей села. Нина Александровна росла в Горьком - Нижнем Новгороде, на Горьковском автозаводе познакомилась с Владимиром Васильевичем Каданниковым. В Глухове она жить не могла, ведь их семью раскулачили. Ее мама там жила до ссылки, а она уже не могла там жить, но память о родовом селе сохранила.

В начале 2000-х наши места впервые посетила семья Каданниковых. Их пригласила тетя жены Каданникова, нашедшая в Глухове и возвратившая своей семье старинное родовое имение. Пройдя по улицам села, любуясь заветлужскими пейзажами, супруги Каданниковы увидели развалины старинного храма. Их очень тронуло это тяжкое зрелище, и Нина Александровна убедила мужа помочь селу восстановить церковь.

- Как хорошо, что у храма святых Космы и Дамиана в Глухове есть такие благотворители!

- Да, Каданников полностью построил наш храм, вложил в него свою душу! Девять вагонов отборной древесины, самой лучшей лиственницы закупил для храма на озере Байкал. Когда шло строительство, все самое лучшее для храма приобреталось. Таких храмов нет нигде в округе, даже и с некоторыми «излишествами» он построен. Как говорится, для сельской местности можно было бы и попроще подойти… Но он вот не поскупился для нашего прихода! Я думаю, Владимир Васильевич за свою жизнь не один храм построил в России, но именно к нашей церкви в Глухове особенно прикипел душой. На одном из юбилеев АвтоВАЗа он сказал, что главным делом жизни считает именно строительство нашего храма в Глухове.

Когда Каданниковы приезжают в село, то останавливаются в своем родовом доме. Сейчас там живет двоюродная сестра Нины Александровны. Это наша активная прихожанка.

Владимиру Васильевичу уже 76 лет, серьезный возраст, и здоровье напоминает о себе, хотя он и бодр, как прежде. Он пенсионер, и тех рычагов, тех возможностей, что раньше у него были, сейчас уже нет. Я вот езжу на стареньком вазовском автомобиле, которому уже двадцать лет. Хотел было попросить Каданникова с кем-то на ВАЗе договориться, чтобы мою машину подновили, отремонтировали, но не получилось. Начал он было наводить справки, и оказалось, что никого из прежнего вазовского руководства на заводе нет давно. Уже совсем другие люди там руководят. И французы, и не французы, но уже из прежнего руководства никого там нет. Но зато он помог моей семье - на средства Каданникова в доме, где мы живем, поставили печку. И храм утеплять он нам помогал. В первый год, как мы приехали, было нам зябко, трудно, вот он и пришел на помощь.

- И как же вам теперь живется, как служится в Глухове?

- Живем мы замечательно! Чистый воздух, ни одного промышленного предприятия в районе. Нет, есть одно предприятие, но оно выпускает детские городки. И всё! Только лесопилки да пилорамы…

У нас с матушкой Юлией пятеро детей. Двое старших учатся в Самаре. Один учится в бывшем аэрокосмическом университете (теперь университет имени С.П. Королева),другой - в Центре одаренных детей. А трое детей с нами, в Глухове. Село у нас хотя и маленькое, всего 200 человек в нем живет, а все равно у нас своя школа. И в нашу школу свозят детей из 19-ти соседних деревень. В школе всего только восемь детей местных, глуховских, остальных привозят к нам на школьных автобусах. Нам повезло, именно наше село опорное на округу. А то бы пришлось нам возить детей в соседнюю деревню в школу. Прихожане у нас в основном не местные (пусть уж глуховяне на меня не обижаются), со всего района в наш храм на службы приезжают.

«Для нас схимонахиня Сергия как будто живая»

Во время нашей встречи на Православной выставке к разговору присоединилась зам. редактора «Благовеста» Ольга Ивановна Ларькина. Она близко знала самарскую подвижницу схмонахиню Сергию. Знала и о том, что семья Белоусовых духовно окормлялась у старицы. И потому задала о ней вопрос. Вот что ответил ей отец Алексий:

- Мы знакомы со схимонахиней Сергей (Дохловой, урожденной Дворяновой) где-то с начала - может быть, середины 90-х годов. Тогда она еще только-только приняла монашеский постриг, стала монахиней Антониной. И даже до этого знали ее, просто как Надежду Михайловну. Супруга моя помогала ей немножко, сколько могла, - по дому прибраться, что-то приготовить.


Схимонахиня Сергия говорила: «Я от Марии Ивановниного корешка...»

Все, что говорила матушка Сергия, все это в наших сердцах осталось. И мы сожалеем, что очень, очень мало на самом деле с ней общались. Могли бы больше, но как всегда - дела, суета. Хотя было время, когда едва ли не каждый день ходили к ней. Матушка Юлия-то точно каждый день бывала у нее, и я, когда мог - по возможности часто приходили к ней. У матушки Сергии всегда было много людей. И всегда она всех кормила. Первым делом какой бы человек к ней ни пришел, всегда ставила на стол соль и говорила: «Где у нас щи?» Обязательно человек должен был поесть. Неважно, может быть, до этого он уже где-то перекусил, но у нее всё начиналось с общей трапезы. А уже когда сидели за столом, слово благодатное лилось из уст матушки Сергии непрестанно! Матушка вроде бы иносказательно говорит, а всё говорит конкретно о нашей жизни, о наших вопросах, о наших проблемах. Кому-то что-то подсказывала, предсказывала прикровенно. За столом, может быть, несколько человек сидело, и один из них понимал, что речь идет о нем. Господь через нее действовал. У нас сохранились ее записи на магнитофонных еще кассетах, и я иногда прослушиваю их. Матушкина речь, голос ее, как она общается… - без слез невозможно слушать! Каждое слово легко очень ложится на сердце, запоминается.

Первоначально мы, может быть, даже не очень и понимали, к кому привел нас Господь. Только ближе к матушкиному преставлению начинали понимать, что за человек с нами был, кого мы теряем, кто от нас уходит. Особенно горький был момент, когда она ушла к Богу. Переживали. Только тогда, может быть, ощутили, какая это невосполнимая потеря. А так относились, можно сказать, легкомысленно. Не внимали ее словам…

Матушка никогда не делала прямых наставлений. Не говорила: «Сделай так!» Всегда в притчах, прикровенно. Но если кто-то о чем-либо спрашивал, она давала прямой ответ. Но тогда у нас не было вопросов. Как-то беззаботно себя чувствовали.

Вот моя матушка Юлия с матушкой Инной - это супруга отца Михаила из удмуртского села Кильмезь - они вместе сейчас собирают матушкины высказывания. Есть желание маленькую брошюру про матушку выпустить. Хотелось бы, чтобы о матушке больше людей узнало. Потому что уже есть случаи, когда матушка помогает даже тем людям, которые вообще не знали ее при жизни. Приходят. Случайно даже идут по Старому кладбищу, видят - кто-то молится на ее могилке. Подходят: «А кто здесь лежит, что за матушка?» - и услышав рассказ о ней, загораются: «Мы будем о ней молиться!» И потом у этих людей что-то доброе происходит, Господь начинает через нее помогать людям, которые даже не были с ней знакомы.

- А в вашей жизни было такое, что вы ощутили на себе ее помощь?

- Матушка нам помогает. И мне кажется, что во многих ситуациях, особенно когда стоит выбор пути, - всегда чувствуется, что по благословению матушки все у нас получается. Происходит так, как нужно, как Богу угодно. Потому что собираешься в дорогу, - мысленно к матушке обращаешься, просишь ее помощи. Ленивые и нерадивые, редко к этому прибегаем, но память о матушки всегда жива. Мы сейчас в Самаре бываем 3-4 раза в год, но каждый приезд обязательно стараемся на кладбище приехать, посетить могилку. Несколько раз получалось, что приезжали мы в дни памяти ее - или специально старались, подгадывали под эти даты. Так что связь неразрывная. Для нас она как будто живая.

- Духовную дорогу вы тоже по ее благословению выбрали? Вы ведь были в те времена мирянином?

- Ее благословения не было, потому что я тогда не задавал ей такого вопроса. Я очень долго работал на мирских работах, на заводах. Но когда встал выбор духовного пути, чувствовалась помощь матушки. И даже хотя я обращался к другим старцам, все равно чувствовалось, что без помощи матушки здесь не обошлось. И те, кто матушку знал, когда узнавали меня, говорили: «Ну это без матушки не обошлось!» и я с ними согласен, что это помощь матушки.

А моя матушка еще больше такую помощь ощущает. Матушка Сергия ей во многих ситуациях помогает - семейных наших, житейских проблемах. И когда, например, стоял вопрос о нашем переезде, матушка Сергия помогала, всё устраивалось должным образом.

По соседству с Градом Китежем

- Батюшка, а какое расстояние от вашего села до озера Светлояр? Давно ли вы там бывали?


Крестный ход к озеру Светлояр.

- 27 километров всего. А был там совсем недавно, перед самой этой поездкой в Самару на сессию в семинарию. На озере замечательно молиться, особенно зимой! До таянья снега - а снег лежит у нас до конца апреля - там просто прекрасно! Вокруг ни души… Есть вокруг озера деревянные мостки, как принято на севере. Спокойно, с молитвой обойти озеро… Есть дорожка, которая ведет от озера к могилам трех старцев - не могу пока что собрать о них точные сведения, чем они прославились. Но говорят, что во время Батыева нашествия они не выдали местонахождение города Китежа и приняли мученическую смерть. И вот о них до сих пор память живет.

- Но ведь их имена все же оказались забыты! А вот другое имя, оно худо-бедно, но осталось в истории: Гришка Кутерьма…

- О, как вы знаете историю наших краев! Гришка Кутерьма как раз и был тот предатель, который показал дорогу монголам на Китеж-Град. Есть замечательная книга Владимира Николаевича Морохина «Град Китеж». Это, я считаю, основной документ по истории Светлояра. Все остальные труды на основе этой книги написаны. Владимир Николаевич Морохин - знаменитый этнограф, преподаватель Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Это дело сейчас продолжает его сын, тоже замечательный писатель, исследователь, этнограф Николай Владимирович Морохин. Он исследует народы Поволжья - мордву, чувашей, как они от язычества перешли к Православию. В эту важную тему он глубоко погружен. По благословению Владыки Августина сейчас он занимается нашей Городецкой епархией, изучает наши святыни.

- В чем вам видится духовный смысл этого загадочного места?

- Смысл-то глубокий, но лично я не могу пока еще его постичь… Почти что на берегу Светлояра есть храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, и вот его настоятель, он же наш благочинный, протоиерей Владимир Краев… Он человек замечательный, он еще и преподаватель в Нижегородской семинарии… Так вот, отец Владимир считай что живет на озере и Крестный ход каждую субботу к Светлояру совершает со своими прихожанами, потом служит молебен в часовне на берегу озера. Так вот, я думаю, что он какую-то тайну знает. Тайна у озера есть, и ему она, я вот чувствую, ведома. Но мы с ним еще духовно не посидели, еще не расспросил я его как следует. Да, тайна у озера есть. А пока мне она не далась еще, я вижу православную святыню не в самом озере, а в том, что на берегу его стоит - а это часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. Часовня поставлена как раз на том самом месте, где до революции собирались богомольцы, где часто проходили споры о вере между Православными и старообрядцами разных толков. Это описано Мельниковым-Печерским, Короленко. Горький тоже об этом «со своей колокольни» писал.

- А еще здесь побывали и Пришвин, и Мережковский…


Таинственное озеро Светлояр.

- Споры были о том, чья же вера правильная. А сейчас мы видим, что в наших местах сохранилась только одна вера, Православная. Приезжают, конечно, разные люди, и язычники, и кого только нет. Но все же эти места хранят именно Православные традиции.

- А это и есть зримый ответ на те вопросы, вывод из давних горячих споров…

- …6 июля, на Владимирскую икону Божией Матери, идет большой Крестный ход от храма в честь Владимирской иконы к озеру Светлояр. И возглавляет этот Крестный ход протоиерей Владимир Краев. Да, на Владимирскую в наших местах, конечно, значительный наплыв народа. Но если мы, Православные, отмечаем здесь праздник Владимирской иконы Божией Матери, то уже на следующую ночь, с 6 на 7 июля, всевозможные неоязычники отмечают «ночь на Ивана Купала». Венки пускают в воду, сигают через костры… Думаю, что не все там последователи каких-то сект. А больше в этом проявляется духовное невежество…

- Были попытки что-то найти в водах Светлояра?

- Было много экспедиций! Но ничего существенного не нашли… И у меня такая мысль: Светлояр хранит свою тайну, и град Китеж, он как бы уходит вновь, погружается еще глубже, когда мы пытаемся земными способами его найти… Да, ученым из тех экспедиций удавалось достать со дна почерневшие от времени бревна, возможно, остатки каких-то деревянных сооружений. Что-то есть там, в водах нашего озера, но что именно, непонятно. А люди туда спокон веков шли молиться, и сейчас идут. У нас в районе бабушки до сих пор просят своих родных: сынОк, Отвези меня на святОе Озеро, - окает она своим присным. - Я обОйду, опОлзу на коленях Озеро… - Еще и три раза обползет… Одного раза ей покажется мало. Озеро где-то с километр в диаметре. В озере том не купаются, не принято это, в нем только окунаются. Не мути воду, а как вот подходишь к купели, так и здесь: вылей на голову водицы. Вода очень чистая. В Светлояре какие-то рыбки особые живут, вроде пескариков, но каких больше нигде в природе нет. Позиция благочинного такая: купаться в Светлояре не нужно. Только окунаться… А то сделают еще, чего доброго, летом какой-нибудь пляж на святом озере… Когда жарко летом, то есть ведь рядом река Ветлуга. Там и купайтесь. Есть рядом и другие озера. А это особое озеро, зачем же в нем воду мутить. Я даже и пил светлоярскую воду. Нашел укромное место, где никого, и попил. Хорошая вода.

- Как вы думаете, мы что-то еще узнаем о Светлояре?

- Тайна там есть. Может быть, не при нашей жизни, но тайна эта когда-то явит себя. Господь до времени хранит эту тайну.

Записал Антон Жоголев.

Наша справка. Повествование о незримом граде восходит к XIII веку, ко временам Батыева нашествия на Русь. Основой для предания послужила «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». Другим источником сведений стала «Книга, глаголемая летописец…», созданная, предположительно, в среде старообрядцев.

Святой князь Георгий Всеволодович «нашел красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж. «И город тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта первая мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину, и стала мера граду тому в длину - двести сажен, а в ширину - сто сажен. А начали город тот каменный строить в год 6673 (1165), месяца мая в первый день. И строился город тот три года, и построили его в год 6676 (1168), месяца сентября в тридцатый день».

Писатель Мельников-Печерский излагает предание так: «Цел тот город до сих пор - с белокаменными стенами, златоверхими церквами, с честными монастырями, с княженецкими узорчатыми теремами, с боярскими каменными палатами, с руб-ленными из кондового, негниющего леса домами. Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую. Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнем спалить, мужей избить либо в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыевы полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослеп-ленные. И досель тот град невидим стоит, - откроется перед страшным Христовым судилищем. А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отраженные в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских».

Не богатство Китежа влекло Батыя на Китеж-Град. Знал он, что город этот особенный - спрятанная в глухих лесах потайная духовная столица Святой Руси! Не случайно в хрониках, повествующих о Китеже, самое большое место отводилось описанию храмов. По сути, весь Китеж состоял из одних церквей.

И тогда завоеватель приказал пытать пленных русичей, чтобы выдали они заповедные дороги, ведущие к Китежу. Воины молчали, потому что знали: выдать священный город значит обречь себя и свой род на вечное проклятие. Лишь один не выдержал пытки - Гришка Кутерьма. Испугался мучений и согласился вести врагов к русской святыне. И Батый двинул на заповедную столицу свои полчища, чтобы лишить Русь надежды на возрождение…

Необычным было поведение китежан ввиду приблизившейся опасности. Защититься силой они не могли. И вместо того, чтобы встать у крепостных стен с оружием в руках и умереть в бою, весь город встал на молитву… И Китеж погрузился в воды священного озера Светлояр.

Так родился образ города, населенного праведниками, прошедшими невредимыми сквозь священные воды и перешедшими в лучший мир. Легенда гласит, что озеро сокрыло Китеж до скончания времен, и только перед концом света он снова восстанет из вод, а праведники-китежане выйдут из ворот священного города, чтобы со всеми христианами явиться на суд Божий.

Сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир, сообщает исследователь А. Соловьев. Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времен монгольского ига. Причем монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока еще рано. Им виднее, ведь место вокруг озера особенное, и люди здесь живут в постоянном соприкосновении с чудом. Даже пришедшие из других областей ощущают необычный ореол этих мест.

Приводятся свидетельства и о людях, сподобившихся побывать в незримом граде Китеже и вернуться оттуда. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж..

Что здесь правда, а что лишь поэтическая легенда, раскрывающая, впрочем, самые лучшие стороны души русского человека, его стремление к Царствию Небесному, - пока еще точно не установлено. Но загадочное озеро это иногда называют Русской Атлантидой.

575
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
22
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru