Из Дневника писателя Николая Коняева.
Из Дневника писателя Николая Коняева.
Откуда-то издалека выплыла эта история…
Кто ее рассказывал?
Бабушка? Мама? Или, может, кто-то из чужих людей, ночевавших тогда у нас? Сколько их проходило тогда мимо по разворошенной, обугленной войною земле…
А история была такая…
Писатель Николай Коняев. |
Крестьянин услышал в церкви, что Господь Иисус Христос, наш Спаситель, принял мученическую кончину на кресте за всех людей, и поэтому теперь каждому православному свой крест надобно нести.
И задумался крестьянин, как только русский мужик умеет задумываться, уже ни на что более не отвлекаясь и не безпокоясь более ни о чем.
А обдумавши все, отправился в лес, нашел подходящее дерево и, повалив его, смастерил крест. Потом топор в пенек воткнул, перекрестился и, взвалив крест на плечи, двинулся в путь.
Куда?
А куда глаза глядели…
Тяжел крест, но нести надо, раз взялся…
И долго мужик шел.
Может, неделю, а может — месяц. Главное, что всю оставшуюся жизнь…
А в конце жизни пришел к монастырю.
Остановился у входа, а войти не может — слишком велик крест оказался, не проходит в ворота.
Предлагали мужику, дескать, сними с плеч крест, разберем его, пронесем через ворота, тогда снова поднимешь на плечи…
— Нет, — отвечал мужик. — Никак нельзя. Невозможно его с плеч снять, покуда до конца не донесу…
Ну, нельзя так нельзя.
Остался он с крестом за стеною монастыря.
Прошел день, и наступила ночь.
Утром пошли монахи в церковь — стоит мужик с крестом за воротами. Никуда не ушел. Дальше ему идти некуда…
Игумен к мужику вышел.
— Так, мол, и так, — говорит. — Не проходит в ворота крест твой. А стену ломать монастырскую не положено. Да и опасно очень — враг приближается… Как без стены оборонимся?
— Не надо ломать… — отвечает мужик. — Я тут постою, пока силы будут…
Прослезился игумен и в келью к себе ушел — молитву творить.
И было ночью видение игумену. Утром собрал он братию и благословил — монастырскую стену разбирать.
Разбирают ее монахи, а стена не в теперешние времена делана, не разбирается никак. Каждый камушек вырубать приходится.
Несколько дней и ночей трудились, покуда проломили стену. А только ввели мужика с крестом в монастырь, тут и враги…
Скачут поганые полчища. Стрелы летят тучами. Сабли сверкают…
Думали монахи, что погибель монастырю наступает. Прямо в пролом мчится вражья конница…
А мужик, едва только вошел в монастырь, слабеть стал, прислонился с крестом к стене, в аккурат пролом им закрыв, перекрестился и помер…
— А враги? — спросил я. — Они ведь в монастырь хотели ворваться!
— Не ворвались… — заверил рассказчик. — Никто тот крест сокрушить не смог. Сказывают, что тракторами его тащили, да он не поддался. Немцы танками пытались свалить, а он все равно стоит… И сейчас, сказывают, на том же месте, куда и поставили. Никакая сила не может сдвинуть!
И перекрестился рассказчик, завершая свою историю...
Во сне из сумерек детской памяти возникла она…
И уже проснувшись, лежал не двигаясь, пытаясь сохранить крестное знамение, что осталось от неведомо откуда и неведомо куда прошедшего мимо нашего дома по обугленной послевоенной земле странника…
7 марта 1998 года, Санкт-Петербург.
Встретил своего однокурсника по Политехническому институту, который работает сейчас в эстонско-российской фирме.
На руке — перстни с дорогими камнями; на груди — крест на тяжелой золотой цепи.
— Я и не знал, что ты верующим стал! — сказал я.
— Вообще-то я еще в Политехе пытался поверить в Бога, — ответил однокурсник. — Но тогда не смог.
— Не смог?!
— Ну ты же знаешь, какое тогда время было. А я все просил, чтобы Бог дал мне мотоцикл в лотерею выиграть. И вот, столько билетов купил, а больше рубля ничего не выигрывал. Поэтому и возникали сомнения…
— Как же случилось, что ты теперь уверовал? — поинтересовался я.
— Так когда перестройка началась, я снова загадал, что если и мне Господь даст что-нибудь отхватить, значит, буду верить.
— Ну и что? Поверил теперь?
— Не то слово! Сейчас я твердо убежден, что Бог есть, и даже более того…
— Что же еще более того может быть? — удивился я.
— Не знаю… — ответил однокурсник. — Но, судя по тому, что мне урвать удалось, что-то такое обязательно есть!
И он двинулся дальше.
Покачивалась на груди тяжелая золотая цепь с крестом.
2 апреля 1998 года, Санкт-Петербург.
Ездили на Святой остров, и там я услышал историю, не знаю уж, насколько правдивую, про далай-ламу, который приехал к нам на Валаам…
— Можно храм посмотреть? — спрашивает.
Ему показали храм.
— Можно посмотреть, как монахи живут?
Ему показали кельи.
Все расспросил гость с Тибета, все узнал. И все это очень ему понравилось.
— Очень хорошо! — похвалил он. — Очень похоже, как наши монахи живут. Тоже молятся и трудятся, трудятся и молятся… Но, простите… Я не очень хорошо понял, какими у вас боевыми искусствами монахи овладевают?
— Чем-чем? — переспросили у него.
— Единоборствами… Карате… Дзюдо… Или у вас нет такого?
— Отчего же нет? — не растерялся сопровождавший далай-ламу инок. — Единоборству мы все учимся.
— Какому же, если не секрет?
— Никакого секрета нет! Наше единоборство простое: если тебя по одной щеке ударили — подставь другую!
— И все? А что дальше?!
— А дальше ничего. Дальше — победа!
21 мая 2000 года, Валаам.
— Легенда такая… — останавливаясь перед образом Богородицы, сказал наш экскурсовод. — Это еще до революции было… В общем, пьяный мужик замахнулся топором на икону, но не разрубил, а только плечо острием топора задел. И по иконе кровь потекла, прямо из разрезанного плеча Богородицы. Видите, как тут запеклась… Бурые пятна такие…
— Мы другую историю слышали… — возразил один из наших спутников. — Говорят, что икона эта в восемнадцатом году в церкви стояла… Чекисты пришли и священника прямо перед иконой расстреляли. Это его, священника, кровь запеклась на иконе… А вы… — он обратился к монахине, стоящей рядом. — Вы, матушка, как думаете?
— Может, и так, а может, и про топор верно… — сказала монахиня. — Только если смыть запекшуюся кровь, новая потечет. Не заживает рана…
— Почему?
— Кто же знает… Может, по грехам нашим, может, из-за любопытства нашего…
8 августа 2000 года, Санкт-Петербург.
Николай Коняев, писатель.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru