Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Звучала музыка в саду…

Своими размышлениями делится профессор Московской консерватории Вячеслав Медушевский.

Между образом сада и характером музыки существует глубокое тайное соответствие. Музыка есть звучащий сад души, и каждый реальный сад имеет свою внутреннюю мелодию, свою интонацию. Нельзя нарушать это соответствие. Например, романтическая музыка, полная фантазии, свободная, художественно-растрепанная, плохо вяжется с чопорными классическими парками, равно как и наоборот.

Заплеванные, загаженные парки советского периода — отнюдь не случайность. В садах и в садиках той близкой к нам эпохи мы видели безликую равнодушную штамповку парковой архитектуры, уродливую скульптуру — всяких там античных дискоболов, советских спортсменов в трусах и спортсменок с атлетичными, отнюдь не женственными плечами («девушка с веслом»), пионеров с горнами, маленьких и больших Лениных. Взор не радовали также пошлые лозунги на всевозможных плакатах, а довершала неприглядную картину «музыка» в кашляющих громкоговорителях, напрягающая уши посетителей. Мировоззрение самовластья и превозношения над окружающим миром неотвратимо оборачивается насилием над смыслом, над природой и людьми. Не может быть свободы внешней без свободы внутренней, о которой сказано в Новом Завете: познаете Истину, и Истина сделает вас свободными. В слове «свобода» тот же корень, что и в слове «свой», а это значит, что настоящая свобода возможна только в кругу людей, сродненных в семью. Природа этой сродняющей силы — любовь. Бог есть любовь, и настоящая свобода есть свобода в любви и ради любви. А где нет подлинной свободы, там лишь отрицательная свобода пустоты и самозамкнутости.

Итак, исторический опыт учит нас двум вещам. Первая — есть множество разных жанров и стилей сада: стилей национальных, региональных, исторических, и соответствующей музыки. И второе — есть некоторые непреложные духовные законы, на которые положительным или отрицательным образом ориентируются реальные сады.

Маяковский писал: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть». Но в ответ можно утверждать прямо противоположное: такой город обязательно будет разрушен, а сад погибнет. Иначе и быть не может, потому что все истинное и прекрасное создается только любовью. А тут на поверхности пусть и классовая лишь только ненависть, но внутри-то демоническая злоба, зависть, крикливое на весь мир самохвальство, насилие. Упоение силой безнаказанности, отвращение к духовности и жажда лжи — все это временщики на земле, способные строить лишь фантомы, а реально — разорить бытие, расточить ресурсы, в минуты спускать накопленные веками ценности.

От идеологических фантомов перенесемся мыслью к духовной реальности, к идеальному образу сада. Сад как образ освященной природы — это прежде всего глубочайший образ Эдема, где богозданный Адам прозревал духовную красоту и возделывал его. С другой стороны, это монастырский сад, устремленный к раю, произведение освященной подвижническим трудом души. Падшему Адаму, человечеству, было определено в поте лица возделывать землю.

Благоупорядоченность сердца, внутренний строй духовных сил познавшей Бога души — единственный источник благоустроенности. Сад души — это победа, это мир, всяк ум превосходящий, это святость, победившая грех. В монастырском саду царит не изнеженная расслабленность, не гедонизм, но светлая окрыленная радость восторга перед красотой Божией. Такая красота законна в духовном отношении, ибо она — естественное излучение святости, в которой спрятан и труд души, и благодатная помощь Свыше. Дмитрий Сергеевич Лихачев пишет, что реально монастырский сад всегда огражден.

А какова география сада души? Так устроен и умственный рай, он тоже решительно отделен от всяческой нечистоты, от мути душевной, от греха и страстей. Житейской грязи нет входа в умственный рай: и смирение, и неприступная стена оберегают святыню. Прекрасный образ находим у Святителя Григория Паламы. Он описывает устроение души праведника, тот умственный рай, который обретают в себе святые. «В них (то есть в мире и смирении), — пишет св. Григорий Палама, — как в надежной ограде умственного рая, произрастают деревья истинной добродетели, а посредине возвышаются священные чертоги любви. В преддверии их цветет неизглаголанная и неотъемлемая радость, предназначение будущего века. Под ее светлой тенью проторгается приятнейший нектара источник, напояющий землю кротких (испытавший знает, о чем я говорю)».

В этом образце умственного рая, как в иконе, есть разные планы. Мистическая глубина заключена в священных чертогах любви. Это уже не просто сад, а его святая святых, особо выделенное место таинственного единения с Богом-Любовью. Деревья добродетелей — это дела любви: милосердие, миротворчество, кротость, алкание правды… А цветы неизреченной и неувядаемой радости и потоки очистительной воды живой в преддверии чертогов? Что это за вода? Идеал сада подразумевает воду, а безводный сад ущербен. Исайя грозно пророчествовал: оставившие Господа будут как сад, в котором нет воды (Ис. 1, 30). Библия завершается Откровением, а в его конце читаем: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22, 1).

В центре монастырского сада святая святых — храм, где совершается вечеря любви. Каждый переступающий врата монастыря может подтвердить это совершенно особое и явственное ощущение блаженного мира, величайшей тишины душевной, покоя. Сам сад облачен в святую атмосферу любви, кротости, святости, тайны, и в ней каждый цветок начинает свидетельствовать о себе как о чуде Божьего творения. Как сказано в Книге Премудрости Соломона: «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем. 13, 5). И ведь не один цветочек здесь, а собрание красоты!

Дмитрий Лихачев правильно отмечает идеал многообразия, свойственный монастырскому саду. Средневековые авторы сказали бы о щедродательности. Аромат также важен для монастырского сада! Это целая гамма ароматов, поднимающихся от сладких земных запахов к небесно-возвышенным, к стоящему на грани земного и небесного благоуханию мироточивых икон и мощей, например мощей Святителя Николая, уже более полутора тысяч лет выделяющих миро!

Перед этой красотой, кажется, умолкает всякая земная музыка. Проделаем мысленный опыт. Вчувствуемся в образ сада-рая. А теперь будем представлять самые прекрасные мелодии. Вот, например, шедевр «Здесь хорошо» Рахманинова. Когда слушаешь его в концертном зале, то кажется, что это настоящая музыка рая. Здесь каждый звук, каждый гармонический оборот источает свой особый, неповторимый аромат. В таинственно-прекрасном хоре благоуханий различны отдельные голоса: вначале нежно-мерцающие, неуловимо-тонкие, затем густые, напряженные, терпкие. Сердце откликается на чудесный хор красоты песней радости… Ее звучание становится все шире. Ей тесно в груди. Ей хочется заполнить собой весь мир. Но теперь представим эту музыку звучащей не в концертном зале, а на тропинках сада-рая. Восприятие ее резко меняется, музыка кажется слишком душевной, которая своими эмоциями заслоняет красоту Божьего творения.

Какая же музыка звучит в монастырском саду? Та, которая только что слышалась в храме, а теперь невещественно звучит внутри нас. Легко и свободно источается она нашей мыслью и по причине своей тихости естественно сливается с мелодиями цветов и гармониями ароматов. И нежные цветы, подобно монахам, хранят в себе знание солнца, теплоту веры и музыку любви. А звон колоколов, подобно благодатному дождю, пробуждает живительные силы.

профессор Московской консерватории.

251
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru