Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

​Хрустальная ваза

...У Пушкина была хрустальная ваза, куда он кидал бумажки с мимолетными идеями, чтобы при случае дать им прорасти. Этот файл — заменитель такой вазы.

...У Пушкина была хрустальная ваза, куда он кидал бумажки с мимолетными идеями, чтобы при случае дать им прорасти. Этот файл — заменитель такой вазы.

Начало см.

Об авторе. Вячеслав Вячеславович Медушевский родился в 1939 году в Москве. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России, автор более чем ста работ по проблемам музыки, искусства, истории культуры, образования.

2016 год

Почему трудно молиться в очереди, вообще в ситуации ожидания, даже краткой Иисусовой молитвой — труднее, чем даже при шуме, криках, мельтешении лиц? Неожиданно мысль обратилась к свойствам времени. Где находится точка соединения души с Богом — в прошлом, будущем? Нет, в настоящем, ибо и Сам Бог живет в настоящем — вечном. Бог единственно Сущий, как и говорит о Себе. Настоящее время там, где Бог. Где Его любовь касается сердца. Происходит это сейчас и здесь, а не вообще и не завтра. Великий чудотворец святой Иоанн Кронштадтский заметил: в молитве есть момент, когда знаешь, что любое прошение услышано и исполнено в решении Божием, хотя в жизнь может пролиться позже. Эта точка близости и есть подлинное настоящее, полное веры и любви: сердцевина времени. Искание этой точки, научающее близости Богу, когда душа соединяется с Ним благодатно, Святым Духом любви, и обоживается, — есть цель и суть молитвы.

Ситуация же внешнего вынужденного ожидания, даже если предмет ожидания совершенно безразличен для нас, выбивает из настоящего, переносит в будущее. Упование веры, немечтательная надежда на встречу, ощущение возможности и чувство приближения ее с некоторым предвкушением — это другое. Они принадлежат настоящему времени, входят в его состав, ибо относятся не к земному, а к Небесному бытию.

Теперь я понял, почему инстинктивно никогда не стоял в очереди на автобус, но предпочитал идти пешком. Ходьба есть самое удачное время для молитвы, рекомендуемое и святыми, потому что и ходьба совершается здесь и сейчас и может стать настоящим временем души, если та хочет соединяться с Богом. Даже более сложные виды деятельности способны освящаться молитвенной вознесенностью сердца. У одного мистика встретил любопытную идею: у Ангелов мысли живут не в памяти, а в воле. Я это же каждодневно вижу у супруги. Милиционер, дежуривший у храма, изъявил желание получить просфорку. Я размышляю над этой задачей, а она, жена моя, недослушав фразу, уже несется куда-то и выносит просимое просящему.

Если учесть, что вознесенность сердца к Богу уже есть молитва, основание молитвы, то ничто не препятствует пропитывать ею и сложнейшие виды деятельности. Однажды известный виолончелист Мстислав Ростропович на мастер-классе крикнул студенту, игравшему в тот момент самое небесно-проникновенное место в вариациях на тему Рококо Чайковского: «Выше сердце!» Это почти как возглас на Литургии: «Горе (то есть устремленными ввысь) имеем сердца»! Гении не выражают и не изображают вдохновение красоты, но являют его, ибо живут им. А душа, не способная жить тем, что выше ее, не может быть гениальной. Музыка ведь, говорила пианистка Вера Горностаева, «не по земле ходит, она где-то выше».

Как хорошо, что Господь скрыл от нас будущее! Нелепо ограничивать Промысл убогими домыслами. Слепого фатализма нет! Господь правит судьбами, взирая на сердца человеческие. Одна женщина была у Ванги, вернулась убитая предсказаниями несчастий. Приехав затем к матушке Антонии (схимонахиня Антония (Кавешникова, 1998), была успокоена: ничего из предвещенного не случится. Молитвенное воздыхание матушки было учтено в Промысле Божием, как это бывало и в других случаях. Но вопреки воле Божией старица не просила. Однажды знакомый мне молодой человек припал к ногам сидевшей в колясочке схимонахини Антонии. Матушка смотрела с печалью куда-то вдаль. Впоследствии молодой человек отказался под угрозой убийства выполнить безчестное требование бандитов согласиться на махинации и был расстрелян ими на улице. Сцену расправы тут же показали в новостях по телевидению, к ужасу ничего не подозревавшей матери. Убитый стяжал совершенное монашеское устроение духа, был готов к самой суровой монашеской жизни, но ради любви к родственникам уступил их желанию видеть его на прибыльной работе. Матушка Антония, зная волю Божию — принять готовую к встрече душу, молитвенно предавала ее в объятия Божественной любви.

У сокровенно-прекрасной России как бы нет границ, потому что Дух дышит, где хочет, а где Дух Божий, там свобода. Вера у нас не наша, а вселенская, Христова, вместо границ имеет безкрайние горизонты. Мир может присоединиться к ней, если захочет. Так и будет, когда в конце времен воцарившийся колдун-антихрист телевизионным гипнозом соберет своих «черногвардейцев», а в России воскресший Преподобный Серафим Саровский откроет ей Царя. Пока не запрёт антихрист границы железным занавесом, нужно успеть живым душой людям, бросив всё, бежать под покров Святой Руси. Что должны делать русские люди? Быть. Быть русскими людьми. Русский — единственное в мире обозначение национальности прилагательным, а не существительным. Россия — не кровь, а дух, открытый всем. Серафим воскреснет и Царя укажет, потому что протрезвленная испытаниями Россия готова будет всецело, смиренно и покаянно, открыться Христу.

Женщины — мир и радость им! — осваивают все новые сферы деятельности. Когда б наряду с водопроводчиками появились водопроводчицы, сантехницы, электрицы, — может быть, умягчилась бы и эта сфера жизни? Но только лишь бы они сами не исполнились грубости, не стали мужеподобными и не лишился бы мир чудесного взаимодополняющего различия божественных дарований. Какой извращенец придумал женский бокс?

Мы любим Тебя, Господи, Твоей всеединящей Троической любовью. Но мир отступает от Тебя, любовь иссякла за беззаконие наше, от чего Ты нас предостерегал: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). Откуда б взяться «своей» любви? Таковой нет. Ведь без Бога мы животные: «Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные» (Еккл. 3, 18). Христос умер за людей всех веков и народов, дабы жить в нас Своей Божественной Троической любовью. А мы? «Телеведущая Дана Борисова потеряла сознание во время шестичасового секса». Такое и на ухо вымолвить стыдно, — а тут на миллионы зрителей выплеснуто. Куда ведут телевожди слепые? Животные новости переполнили интернет, тиражируются, размножаются, как бактерии, в сотнях сайтов, а вечная новизна небесной любви покидает мир. На месте христианской цивилизации воздвиглась антихристианская, готовая уже поклониться антихристу. Но Церковь святых вечно живет неоскудевающей любовью, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 15, 18). Вот она уж в пустыне изоляции (богоборческой хулы), река клеветы из пасти дракона пущена, чтобы ее поглотить, богохульный зверь объединившейся мировой власти зла ждет своего часа (см. Откр. 12)… Но конец сатанинского зла будет всесокрушающим.

Прославленный в этом году преподобный Паисий Святогорец говорит: ныне читать пророчества Апокалипсиса — как читать газеты, настолько все ясно. И что еще конец года принесет! Но мир стал слепым и не может читать книгу Божественных извещений.

11 октября, годовщина преставления схимонахини Антонии. На могилке было приблизительно 50 человек, три священника. Отец Александр служил литию, говорил батюшка из Донецка; незнакомый прозорливый иеромонах, не открывший своего имени, неожиданно обратившись ко мне, воспел мне — и все подхватили — «Многая лета» (в день преставления матушки Антонии, скончавшейся в день Киево-Печерских святых и ее Небесного покровителя Антония, празднуется и память святого Вячеслава Чешского, моего Небесного покровителя).

Я верю, что России в последние времена суждено сыграть исключительную роль в мировой истории. Как раз сегодня, 12 октября, ударник в моей группе духовиков пытался уверить однокурсников, что человек есть то, что ему внушают: поведение Украины — яркое тому свидетельство. Я отвечал: человек действительно может стать безвольной игрушкой в руках манипуляторов, но только в случае, если он не научился слушать неподкупный голос совести — и пример многих жителей Украины, на которой я бываю каждый год не единожды с выступлениями и лекциями, подтверждает эти счастливые исключения. Что уж говорить, если к моему дню рождения в апреле этого года в издательстве «Майдан» они умудрились напечатать и 15 апреля вручили мне сборник моих работ — выступлений и лекций на территории Украины!

Радостно жить в прекрасном мире Божием, где все едино в воспевании славы Божьей красоты: ангельский мир, человек и его музыка, культура, животные, растения, звезды, земля и небо, скалы, воды, ветер. И все это не порознь, а как краски единого света нетленной любви Творца в симфонии сущего. Величественнейшая школа Божественной любви, возводящая обученных ею в блаженство вечности! А сухим механичным людям — что делать в Царствии? Видел я в юности, в советское время, как взвод солдат, заполнивших Малый зал Московской консерватории, изнывал, извиваясь на стульях в томлении духа при слушании всего цикла Прелюдий и фуг Баха, не смея притом из-за армейской дисциплины покинуть зал. Ненавистникам же Божественной любви пламенеющая ее радость показалась бы адски-огненной жгучей мукой. Показалась бы — потому что они определили свое бытие в иллюзии самости, отъединенности от Бога, а не в раскрытости души в Его любви. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Ад по-гречески — безвидность (аидос). За пределами Божественной любви тьма одичалости и вечного томления.

9 ноября. Слава Богу, сохранившему ум в трезвенности, оградившей от бешеного натиска мировых СМИ, уверявших планету в неизбежной победе Хилари Клинтон.
И замечательно, что так явно опозорились маги, колдуны, экстрасенсы, астрологи, велегласно возвещавшие, якобы от имени звезд, о предреченном свыше исходе выборов. Сколько ж можно морочить людям головы, поддерживая мировое беснование неведения! По существу же, мировые катаклизмы за беззаконие жизни не отменяются, а чуть откладываются. В чисто же политическом аспекте не исключено бешеное давление на выборщиков, задействование ЦРУ против Дональда Трампа, варианты «кеннеди», «майдана», дальнейшей поляризации сил и расшатывания всех стран мира изнутри с уничтожением местных трампов клинтонцами и пр.

С ума сходят произвольно. Сумасшествие начинается с отвержения сияющего Одного, в Котором и от Которого все, соответственно с погружения во тьму безконечной разбегающейся множественности во тьме коренного неведения. Сияющее Одно явлено во всех цивилизациях, но не в одинаковой мере. Больше спросится с тех, кому открыто больше. Потому и сказано, что суд Божий начнется с Дома Божия — с христианской цивилизации, с Церкви, с России. Но и всякий человек — не безответен за состояние своего ума и сердца.

Ад (аидос, полная безвидность) — темный аутичный мешок с бесо-человеческой массой внутри. Что-то вроде ГУЛАГа. Но там, в сталинском ГУЛАГе, томились и святые, пребывая в Богообщении, возрастая в свете, любви. Более точный ключ к пониманию ада (но тоже не вполне) — современная жизнь. Святые первых веков говорили о нас, последних, что будем мы ничтожны по добровольным подвигам, но станем впереди великих святых за терпение. «Претерпевший же до конца спасется». Но и в современной жизни все же осталось место для Богообщения. А в аду боголюбцев не будет совсем. Будут вихри злобы, обособленности, безпросветности.

Последние новации банковского управления миром проясняют принципы нового бесо-порядка там: бонусы вместо смысла. Жизнь в Китае ныне в значительной мере регулируется количеством баллов (например, перешел на красный свет — минус 1 балл, поражаешься в качестве жизни). В России балльный порядок вводится в вузах. Например, в консерватории педагоги обязаны войти в консерваторскую электронно-библиотечную сеть, перекачивать туда из интернета музыку (студентам же привычнее смотреть все прямо в интернете). Педагоги, перед тем заполнявшие формалистические ФОСы и прочие изобретения бюрократов (немалая работа!), помимо библиотеки обязываются войти и в интернет и там продолжать работу за баллы. По ним будут распределяться консерваторские гранты. Вроде разумно? Но ведь времени в разы больше, чем на само содержание образования. Коммунисты сказали бы об усилении эксплуатации работников умственного труда, вынужденных работать на износ, да притом безсмысленно. Но главное: где красота, где вдохновенье? Оно заменено на ажиотаж накопления баллов. От того, что в соревновании за баллы педагоги будут крутиться в разы быстрее, времени на вдохновение не прибавится. Оно испарится. Эдисон выгнал из своей творческой лаборатории слишком старательного изобретателя, который все время торчал на работе: а когда ж он будет созревать для открытий?

В аду симулякры жизни возрастут безмерно. Для бедных обитателей останется лишь беготня по кругам псевдожизни. Банковский метод формально-учетного управления в презрении к духовной цели жизни выхолостит ее, ибо небесное вдохновение насилием не навязывается. А вне небесных даров люди — педагоги и студенты, их будущие слушатели — становятся бездарными, автоматизируются, роботизируются. Таков логический конец истории, когда люди полностью откажутся от Богообщения.

Бесы — сошедшие с ума ангелы. И люди без Бога сходят с ума. В последние времена — в массовом порядке. Либералы, извратившие понятие богозданной свободы в истине, любви, красоте и вдохновенье, — маргиналы Божьего мира. Енох ходил пред Богом и за то взят живым на Небо, возвратится на землю в апокалиптические времена для обличения антихриста. «Всегда видел пред собою Господа», — говорит псалмопевец. Абсолютный образец явил Богочеловек Христос. «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин. 8, 29).

Вспомнил, как на конференции по терапии некто говорил о четырех признаках какого-то психического расстройства: неустойчивость, подозрительность, тревожность, напряженность. Это все свойства отказавшегося от Бога разума. Неустойчивость — не при стоянии на одной ноге, а из-за отсутствия опоры в любви Божией. Подозрительность — взгляд из мешка аутизма, противоположность доверию как диалогической раскрытости души Богу. Тревожность — тоже бесовского происхождения: «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19) — ибо не любят Бога, не доверяют, глядят на Него исподлобья. Напряженность — не в направлении богостремительности, а в готовности к бегству.

Вчера было падение. До половины третьего ночи читал мировые новости в интернете. Батюшка говорит: не надо так! Конечно, не надо. Новости убивают драгоценное время, отвлекают мысль от главного. Это измена делам, к которым мы призваны. И бес к ней подзуживает.

Само стремление знать и понимать, что творится в мире, не содержит в себе греха. Святой Порфирий Кавсокаливит, никогда нигде не учившийся, сделал приемник собственного изобретения, чтобы ориентироваться в мировых делах. Но важна мера. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Все мне позволительно, но не все назидает», — делится своим опытом Апостол. «Сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена» (Сир. 37, 30-31).

За что цепляется бес? Зачем мне, например, переживания о Курилах? Наш президент В.В. Путин с ответственностью за Россию и мир идет по жердочке через пропасть. Конечно, волнительно: как наладить отношения с Японией (что стратегически важно для расстановки сил в мире), но притом не отдать Курилы, которые тут же перехватят у своих вассалов американцы для собственных баз, что было бы столь же неприемлемо, как американские базы в Крыму, ибо Курилы — врата в Тихий океан. Владеющий Курилами контролирует движение судов. Даже налаживание экономического сотрудничества на Курильских островах только отодвигает опасность на будущее (при концентрации огромного населения в Японии и отдаленности островов от центра России сотрудничество может привести к преобладанию японского влияния и далее к последующей передаче островов), хотя, с другой стороны, за это малое время с Америкой тоже может все случиться. Восприятие этого драматургического узла истории, конечно же, пристрастно: я на стороне России. Но разве против американцев и всей Земли? Нет, и для них тоже ограничение возможностей США — благо, предостережение от соблазна. После отпадения Запада от вселенского Православия в 1054 году, после Крестового похода на Константинополь с чудовищным разграблением страны идея Drang nach Osten — ключевая для Запада. А Россия воевала ответным ходом. Напади она сама на Швецию, Наполеона, Гитлера — был бы ей конец. Но такого быть не могло, цивилизационный инстинкт не позволял нам такое.

Ну а волнения в Польше зачем мне? Они тоже имеют отношение к балансу сил и к внутренней перестройке мира. Но интернет предлагает ворох новостей, смысл которых не успеваешь оценить, и чтение становится безконтрольным, безвольным.

За интересом к частностям новостей стоит еще желание вглядеться в будущее. Без желаемого и реалистичного образа будущего трудно жить в настоящем. Нужна перспектива. Но перспектива дана. Господь раскрыл перед Апостолами весь план Божественного спасения мира, дал наставления и о ближайших событиях, которые и случились в 70 году (совет немедленно бежать по крышам прочь из города, как только начнется окружение Иерусалима войсками, — кто не послушался, оказался запертым в стенах города, в осаде перенес ужасы голода и людоедства, далее был распят на крестах или продан в рабство за безценок, ибо столько новых рабов не мог переварить тогдашний мир). В подробностях прописаны последние дни истории. Утаены лишь сроки — дабы люди и народы не откладывали дело спасения, дабы и все человечество жило в постоянной готовности в любой момент предстать пред Богом. А кроме того, сроки зависят и от состояния людей, их веры. Господь придет тогда, когда продолжение истории, забывшей Бога, станет безсмысленным. Тогда дни, говорит Христос, сократятся, время ускорится (Мф. 24, 22). Вместо гадания о сроках Господь призывает внимательно вглядываться в обстоятельства: «Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Мф. 16, 3).

По наблюдению Вяч. Вс. Иванова, в глиняных библиотеках обреченных цивилизаций резко возрастало число гадательных книг. Такой же взрыв интереса к будущему видим и ныне — уже глобализированному, всеисторическому будущему. Сколько гадалок, экстрасенсов развелось! Властители мира усиленно строят под землей многоэтажные бункеры, рассчитанные на долгие сроки жизни в них. Видимо, что-то знают из того, что хотят сделать. Многие люди начинают догадываться, что последняя — постмодернистская — фаза Новейшего времени плавно переводит историю в Апокалиптическое время. Апокалипсис — светлейшая книга Библии, описывающая самый трудный, а вместе с тем и радостный период в ожидании второго пришествия Христа. Поэтика общения людей должна учитывать конкретные обстоятельства момента. Нельзя жить мечтательно. Интонация общения должна быть трезвенно-мужественной, без глупостей и крайностей, не метаться между безпечностью и паникой. Для того надо не только чувствовать общий смысл происходящего, но и понимать место конкретных событий жизни.

Все более четкое осознание цели просмотра событий в интернете должно регулировать меру погружения в них. А меру погружения надо волевым образом жестко ограничить одним разом в неделю, в понедельник, и только первой страницей новостей.

По признанию Пушкина, ему легче было философствовать на французском языке, чем на русском. Но чудеса чистоты и святости творятся на языке отечества, пропитанном тысячелетним Православием сердца. «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 8). Языкового чудотворца Пушкина не было бы без Арины Родионовны. Арины Родионовны — без святых Мефодия и Кирилла. А Учителей словенских не было бы без Святого Духа, обильно излитого на землю после Вознесения Христа, в Пятидесятницу. Язык освящается переводом Евангелия, авторство которого принадлежит Духу. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26). 

Дата: 30 января 2017
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
9
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru