Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

Храм Мой храм молитвы наречется

Исаакиевский собор Санкт-Петербурга передан в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви.

Исаакиевский собор Санкт-Петербурга передан в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви.

Мы живем в эпоху, когда даже самые грандиозные события, о которых годами раньше и помыслить было сложно, сбываются у нас на глазах чуть ли не как будничные, давно чаемые. Так случилось и с Исаакиевским собором Санкт-Петербурга, одним из крупнейших храмов России. Казалось бы, вот уже где бастион «музейщиков» неприступен! Огромный музейный комплекс, обслуживающий в год почти до четырех миллионов туристов, с музейной инфраструктурой, с тремя сотнями работников, из которых более девяноста задействованы непосредственно в Исаакиевском соборе… И вдруг Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко заявил о передаче собора Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви! На всю страну прозвучала эта благая весть: Исаакиевский собор будет передан в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви сроком на 49 лет. Об этом говорится и в сообщении комитета имущественных отношений мэрии Санкт-Петербурга. Распоряжение датировано 30 декабря. Какой подарок верующим как раз к Новому — и такому необычному по звучанию — 2017 году! Году столетнего трагического юбилея со времени крушения Царской России. Не случайно… Как говорится в документе, договор должен быть заключен с Церковью не позднее, чем через два года после подписания распоряжения, то есть до конца 2018 года.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Павлович Мокрецов на пресс-конференции сказал, что бюджетное учреждение Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» продолжит работу после передачи храма в пользование Церкви. «Музей будет вести деятельность с учетом храма Спаса-на-Крови, с учетом переданных ему помещений», — сказал М.П. Мокрецов. По словам вице-губернатора, от Церкви пока не поступало никаких заявок на передачу собора Воскресения Христова (Спаса-на-Крови), построенного на месте убийства террористами Императора Александра II (скажем в скобках, что и это великолепное и знаковое церковное здание, отмеченное трагическим событием нашей истории — тоже создавалось как храм. И потому, возможно, его передача верующим тоже лишь вопрос времени — но об этом пока что рано говорить). Вице-губернатор подчеркнул, что власти Петербурга не смогут выделять субсидии Церкви на содержание Исаакиевского собора после его передачи. «Но объект из казны не уходит, — сказал вице-губернатор, — Петербург остается собственником собора. Все права и ответственность собственника вытекают из этого статуса. Мы обязаны объект содержать в надлежащем состоянии».

В свою очередь председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Романович Легойда отметил, что музейная деятельность в соборе будет продолжена и расширена. Он заверил, что вход в храм теперь будет свободным.

— Никто не станет взимать плату за вход в храм. Будет свободный доступ для тех, кто хочет посетить собор. Конечно, там есть и экскурсионная деятельность, она будет продолжаться, — сказал Владимир Легойда.

— Я не знаю случаев, когда кого-то не пускали в храм в силу конфессиональных причин. Естественно, Церковь не собирается вводить никаких ограничений. Конечно, когда будет совершаться Литургия, будут вводиться ограничения, будет рекомендоваться обойти место Богослужения. Эти ограничения существуют в любом храме, — отметил руководитель Патриаршего совета по культуре Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).

К сожалению, в Северной столице, помимо музейного сообщества с его ожидаемой негативной реакцией, нашлись и другие представители общественности, активно высказывающиеся против передачи знакового храма верующим. Противостояние вокруг значимого для всей страны собора пока еще продолжается. И надо всем нам горячо молиться Богу, чтобы благое решение властей Санкт-Петербурга было выполнено. Чтобы этот величественный храм, на фронтоне которого написано на века: «Храм Мой храм молитвы наречется» (Мк. 11, 17) — вновь стал в первую очередь местом молитвы, а значит, и местом встречи людей с Богом. Ведь это «место встречи изменить нельзя».

Собор Российской Империи

Православный писатель Николай Михайлович Коняев, г. Санкт-Петербург:

— Исаакиевский собор для Санкт-Петербурга и для всей России больше, чем просто обыкновенная церковь. Здесь сходятся чрезвычайно важные линии нашей истории, и молитвенное, литургическое осмысление и освящение их не может быть чисто музейным занятием, оно является общецерковным, общегосударственным, общенародным делом.

Сами представители Династии Романовых, начиная с Императора Павла, гораздо лучше некоторых нынешних монархистов понимали роковую противоречивость петровского устроения Российской Империи.

Самый замечательный памятник Петру Первому — не столько «Медный всадник», сколько стоящий рядом Исаакиевский собор. Храм, освященный в честь преподобного Исаакия Далматского, в день памяти которого, 30 мая (ст. ст.), и родился Петр I, строили, по сути дела, почти до самой революции. Существует предание, что последние леса, окружавшие Исаакиевский собор, разобрали только в конце 1916 года...

Почему с таким упорством и с такими сложностями строился этот храм, яснее понимаешь, когда в сумраке величественного собора слушаешь акафист святому и житие Исаакия Далматского. Трагическая Петровская эпоха в чем-то поразительно сходится с деяниями царя Валента из жития преподобного. Слушаешь «Житие Исаакия Далматского», и кажется, это не с Императором Валентом, а с Императором Петром I и говорил святой:

— Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему.

Сколько раз обращались с подобными словами и русские монахи к Петру I…

На фронтоне западного портика, обращенном в сторону Сената и Синода, запечатлена сцена: преподобный Исаакий Далматский с крестом в руке благословляет нового Императора Феодосия.

Знаменательно, что освящение Исаакиевского собора 30 мая (12 июня) 1858 года, на день памяти преподобного Исаакия Далматского, предшествовало главному свершению Царя-Освободителя Александра II. Через три года он освободит крестьян от крепостной неволи...

Раньше была пословица: «Слава Богу, вот и Исаакиевский собор построили». Теперь эту пословицу можно изменить: «Слава Богу, вот и Исаакиевский собор Русской Православной Церкви вернули». Вернули Православному народу! Для меня нет никакого сомнения, что решение это не только правильное, но единственно возможное.

Конечно, можно посочувствовать, что в жизни некоторых уважаемых сотрудников музея возникнут определенные проблемы, но как-то неловко слушать рассуждения представителей музейного сообщества, сомневающихся, сумеет ли Русская Православная Церковь сохранить те произведения искусства, что находятся в Исаакиевском соборе...

Вообще-то нам еще предстоит осмыслить, как всего за несколько десятилетий музейного хранения и реставраций превратились в рассыпающиеся от малейшего движения воздуха музейные экспонаты те «произведения искусства», которые в бытность их Чудотворными иконами и Святынями выносили навстречу стрелам и снарядам, чтобы остановить вражеское нашествие или утишить бушующий огонь пожара...

Еще более нелепо звучат рассуждения о помехах, которые якобы будут создавать экскурсионной работе регулярные церковные службы, что начнутся в Исаакиевском соборе.

Экскурсионная работа будет продолжена, ну а главное, сама возможность для любого петербуржца или гостя нашего города свободно войти в этот Собор Российской Империи и увидеть его в том духовном наполнении, для которого он и был предназначен, право же, стоит любой, самой замечательной экскурсии.

Молитва у церковных стен

Мнение петербуржца, Православного журналиста Михаила Витальевича Сизова:

— В храмах должна быть молитва — это однозначно. С этим и спорить никто не будет. А вот как обезпечить сохранность собора? Ведь Исаакиевский собор — огромный, по высоте (101,5 метра) он второй среди всех существующих Православных храмов, выше него только московский Храм Христа Спасителя. Для сравнения, высота знаменитой константинопольской Святой Софии — 55,5 метра. Исаакий всё время заполнен туристами, по посещаемости у нас он уступает лишь Эрмитажу и музею в Петергофе. Это постоянный доход. А от денег никто просто так не отказывается. Оттого и идут такие ожесточенные споры вокруг собора.

У тех, кто против передачи Исаакия верующим, имеется свой аргумент: в Исаакиевском соборе и так давно уже совершается молитва! Например, в расписании работы музея при Исаакиевском соборе на август прошлого года значится 39 Богослужений, из них 21 Божественная литургия. «Да, там сегодня идут Богослужения, я сам был на Литургии в Исаакиевском соборе, — высказался на этот счет игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. — И это можно сравнить с тем, как батюшки служат, например, в тюремном храме: пришли, два часа отслужили — и на выход!»

К тому же, график работы музея не может полностью совпадать с церковным календарем. Один день в неделю (среда) в музее выходной. А если на среду выпадет Двунадесятый праздник? Как быть в этом случае? А ведь на Пасху и Рождество принято совершать ночные службы. И тоже выходит неувязка. Кто распоряжается этим собором, тот и устанавливает свое расписание. А ведь это в первую очередь Храм!

Да, Исаакий не был никогда обычным приходским храмом. Французский зодчий Монферран строил собор по заказу Русского Царя, о чем свидетельствует барельеф на портике с надписью: «Господи, силою Твоею возвеселится царь». Собор этот считался в Санкт-Петербурге кафедральным, но находился он в ведении Управления церквей Царского Двора. Кто теперь наследник? Государство или Церковь? Ответ не однозначный. Но ведь в ту пору отношения Церкви и государства строились совсем на иных принципах! Государство было Православным и не носило, как сейчас, согласно Конституции, светского характера. В Российской Империи вполне можно было позволить себе такое, чтобы владела храмом государственная власть, а использовала Церковь. Тогда многое было по-другому. Сейчас это стало сложнее. И потому решать такой вопрос исключительно с оглядкой на прошлое уже вряд ли возможно. К тому же в 1918 году все-таки Исаакиевский собор на несколько лет перешел в ведение епархии. Лучше взглянуть на это чисто юридически: имеет ли право государство передать во временное безвозмездное пользование (на 49 лет) собор Санкт-Петербургской епархии? Имеет такое право! Так в чем же дело? Понятно, что вопрос этот не такой простой, и у «музейщиков» наверняка есть свои аргументы. Есть! Но есть еще более прочные аргументы и у Православных верующих. Это ведь наш храм… И конечно же, хотелось бы ходить в свой храм без платы на входе. А Церковь уже заявила, что не будет взимать платы с приходящих в Исаакиевский собор. Хотя для «музейщиков» именно входная плата в Исаакий составляла главный источник дохода.

Лично меня задел такой вот аргумент «против»: мол, сейчас собор свободно посещают люди разных конфессий, в том числе атеисты, а ведь они через красоту и величие собора тоже к Богу приобщаются. А вот станет Исаакий только лишь храмом, кто ж туда из атеистов да иноверцев пойдет? Звучит это несколько наивно. Помню, в студенчестве я тоже был еще далек от Церкви. И произошел со мной такой случай. Можно сказать, сам вид Исаакиевского собора изменил мою дальнейшую судьбу.

На первом курсе ленинградского факультета журналистики (дело было еще в середине 1980-х) снимал я комнату близ Театральной площади в вороньей слободке, писал там рассказики об окружающей меня тогда кафкианской реальности. И так увлекся, что две недели не появлялся на факультете. Захожу — а там на стенде уже приказ висит о моем… отчислении. Трагедия не маленькая! Как дальше жить буду? Иду обратно с факультета, пешком мимо Исаакиевского собора. Медленно-медленно падает пушистый снег, словно срываясь с главы каменного исполина. Тихим светом теплится золотой купол Исаакиевского собора, и кажется, там есть Кто-то живой… Была ли это молитва? Я ведь даже «Отче наш» не очень твердо знал. Просто тогда я встал перед Божьим храмом (какой там музей? такое и в голову не пришло тогда — конечно же, Храм!). Постоял, попросил для себя милости. Когда двинулся дальше, то на душе было спокойно, словно меня и не отчислили вовсе. Сей прискорбный факт просто вылетел из головы как несуществующий. Прошла неделя. Прихожу на факультет — а там новый декан. Из-за последовавшей после смены начальства реорганизации про меня забыли, и приказ об отчислении где-то затерялся. Его сняли с доски приказов, и больше он там не появлялся. Случай безпримерный! Я продолжил учебу.

Не знаю, чудо это было или что-то другое. Но для меня это было явное вмешательство Божие в мою судьбу. После той, не знаю уж, правильной ли, но все же молитвы у стен Исаакиевского собора.

Наверное, у каждого петербуржца, как и у меня с той поры, есть что-то свое личное, связанное с Исаакием. Храм этот особый. И то, что произойдет с Исаакиевским собором, может отразиться на судьбах города и всей нашей страны.

Дата: 30 января 2017
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
5
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru