Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

​Храм в Туркушах

С какой бы стороны ни вошел путник в село Туркуши, взору его откроются взметнувшиеся ввысь купола церкви...

На празднование памяти Преподобного Серафима Саровского 1 августа Господь сподобил нас, паломников из города Назарово Красноярского края, побывать в Дивееве, чтобы вместе со множеством других людей, съехавшихся на торжество, пропеть хвалу Богу и Его угоднику Батюшке Серафиму.

Но приехали мы на святую Дивеевскую землю раньше, 28 июля, чтобы увидеться с протоиереем Сергием Пятковым, настоятелем Михаило-Архангельского храма в селе Туркуши, с которым вели переписку уже несколько лет. Адрес его прихода мы узнали из рубрики «Храм просит помощи» в газете «Благовест». Нам хотелось помолиться в его дивном храме во имя Архангела Михаила.

На вокзале в городе Арзамасе встречал нас сам отец Сергий, кроткий и милостивый батюшка. До села Туркуши около двух часов езды. Несмотря на то, что приехали мы почти в полночь, видно было, что нас ждали. Тихая матушка Анна с детишками не спали. Истопили баню для гостей, накрыли стол, постелили мягкие постели. И все дни паломничества мы с раннего утра и до ночи то на службах, то по святым источникам и скитам с батюшкой ездили. К ночи вернемся — а уж и баня готова, и стол накрыт. Радушие и забота о ближних батюшки Сергия и матушки Анны поразили нас.

Батюшка родом со Свердловской области, матушка Анна из Оренбуржья. Вдалеке от родных и знакомых, конечно, сложно. Сами пекут просфоры, матушка на должности псаломщика. Семья у батюшки многодетная, пятеро детей, и вскоре ожидается еще один ребеночек.

Туркуши — особенное село. Каждый дом — что боярский терем или купеческие хоромы: с мансардами, балконами, резными крылечками. И до самой крыши — в деревянной, сказочной красоты резьбе. Каждый дом своим кружевным убранством отличается от других, один краше другого. Мастерство резьбы по дереву передавалось здесь от дедов к отцам и внукам. Все село этим ремеслом занимается и сейчас. Нарасхват они, туркушские умельцы. Сейчас в основном на заработки в Первопрестольную и другие города уезжают.

В Туркушах около шестисот человек, и все как одна семья, почти все родственники. С особым, плавным говором, со строгими порядками, но при этом очень добрые и радушные. Встают рано, до свету. Около шести утра пастух в рожок играет, коров на выгон собирает — чисто XVII век! Тут же его песню петухи подхватывают. Петухи в селе тоже особой породы — с длинными яркими хвостами, как у райских птиц.

Раньше село называлось Архангельское. Храм строился в основном на пожертвования графини Анастасии Александровны Ланской. Ее поместье было под Арзамасом. В Туркушах на возвышенном месте стоял графский дом, где она часто останавливалась. В селе до сих пор помнят ее доброту. Падет ли у кого корова или лошадь, графиня помогала возместить ущерб, приказывала привести пострадавшей семье корову или лошадь со своего двора. Дарила деревенским девушкам к свадьбе красивые платья и шали. Открыла в селе школу, где безплатно учила сельских ребятишек. Родом графиня была из Петербурга. Там даже есть улица Ланская — в честь Ланских. Перед революцией графиня Анастасия Александровна Ланская уехала во Францию.

Из истории Михаило-Архангельского храма.

С какой бы стороны ни вошел путник в село Туркуши, взору его откроются взметнувшиеся ввысь купола церкви. Ведал строительством храма некий Морев, который жил в Туркушах. Для строительства церкви постоянно нужны были деньги, и Морев собирал подаяния не только в Туркушах и близлежащих селах, но и далеко вокруг. Благое дело не оставляет равнодушными ни бедных, ни богатых. И не раз стучались в окно его дома с приношением пожертвований, в большинстве случаев это были целые килограммы медяков, но иногда жертвовали и серебро, и золото.

На правом берегу реки Лемети, у подножия Псарной горы, была вырыта большая глубокая яма, в которой гасили известь для раствора. Для крепости соединения Морев велел добавлять в раствор яичный белок, яйца собирали несколько раз в день по Туркушам и соседним селам. При церкви открыли маленький заводик по выпуску кирпича. На строительстве церкви работали жители Туркуш и близлежащих сел, а вот все металлические изделия: решетки на окна, петли, ограда — были выполнены вачскими кустарями, славившимися своим мастерством.

Большую помощь при строительстве церкви оказывал Мореву живший в селе блаженный старец Яков Данилович, или Яшенька, как звали его на селе.

Весной 1916 года Михаило-Архангельская церковь была освящена и состоялась первая служба. Первым священником стал отец Венедикт Покровский, но он был уже в преклонных годах. Вскоре назначен был на этот приход его зять отец Михаил Малицкий, а отец Венедикт остался жить рядом с церковью.

В 1923 году умер главный строитель церкви, ее староста со дня открытия, старик Морев. Похоронен был он в церковной ограде за алтарной стеной, где к его могильному холмику и кресту вскоре прибавился еще один, отца Венедикта Покровского. В 1932 году отец Михаил Малицкий был раскулачен и вскоре сослан.

В 1934 году церковь закрыли. Село изменило название и начало приспосабливаться к новым порядкам. Дом священника Венедикта Покровского сделали клубом, а заведующим клубом стал Иван Карлин, которого на селе называли Ванька Прок. Сельские активисты задумали открыть в здании церкви больницу. Пошли по селу собирать подписи. Село большое, больница нужна, а церковь все равно закрыта. Не ведали сельчане, чем всё это закончится. Не один раз приходили комсомольцы во главе с Проком к старосте храма Варваре Безруковой, но она ключей от храма не отдавала.

И вот весенним днем 1937 года приехал в Туркуши представитель из райцентра и показал разрешение на открытие в здании церкви больницы. Ключи от храма Варвара отдала. Народ собрался группами у домов, но к церкви подойти боялись. Мужики курили, тихо переговаривались, бабы крестились, плакали. Вскоре коммунисты и комсомольцы начали выносить святые иконы, которые тут же стали разбивать, образа бросали в огонь, а оклады с икон Ванька Прок велел складывать отдельно, позднее он ими будет топить в клубе печи. Вся церковная утварь была разбита и свалена в кучу. Двое комсомольцев перепилили цепь, на которой висело паникадило. Оно ухнуло с таким отчаянным стоном, что даже представителям власти стало не по себе. Искореженную церковную утварь погрузили на повозку и увезли в райцентр.

Затем наступила очередь иконостаса. Его пытались свалить сами, но сил не хватило. Комсомолец Иван Карлин по прозвищу Машинёнок предложил свалить иконостас лошадьми. Святыня была изрублена и уничтожена.

Василий Симанов выкинул из дверей церкви Крест с распятием Господа нашего Иисуса Христа. Среди собравшихся селян послышался ропот. Крест взял на плечи Иван Курлов и сказал: «Пойду по селу, пусть посмотрит народ, как комсомольцы издеваются над святыней», но его вернули. Крест поставили около храма, а утром креста не нашли. Куда он подевался, никто не знает.

Через несколько дней стали снимать колокола. Большой колокол во время падения ушел в землю. Все колокола были разбиты и увезены в неизвестном направлении. Так всего за несколько дней был уничтожен красивейший храм. Сельская больница, ради которой сделано это святотатство, так и не была открыта. Несколько лет после разбоя здание церкви пустовало, потом было передано колхозу под зерносклад.

Прошло более полувека. И вот 27 марта 1994 года состоялось общее собрание жителей Туркуш, где подняли вопрос о восстановлении церкви. Председателем собрания была бывшая учительница математики Мария Васильевна Бурдакова. 65-летняя женщина смогла настолько увлечь односельчан своей мечтой об открытии храма, что большинство из них сразу же согласились начать восстановительные работы. За неделю очистили от мусора здание церкви и площадь вокруг.

С начала 1996 года велись внутренние отделочные работы: настилали полы, красили потолок и стены. Сделали алтарь, иконостас и Царские врата, которые украсили замысловатой резьбой. Пригодились здесь золотые руки туркушских плотников, испокон веков славившихся своим мастерством. Витые столбики, резные оклады, летящий голубь в лучах солнца над Царскими вратами — всё это и многое другое было выполнено из дерева с большой любовью для родного храма. 6 апреля 1996 года состоялось первое Богослужение в возрожденном храме.

Стараниями батюшки Сергия Пяткова храм восстанавливается, но работы еще очень много, и не хватает ни средств, ни рабочих рук. И так рад бывает батюшка, и так молится о всех, кто хоть немного помогает какими-либо средствами приходу или приезжает поработать в село. А места вокруг села красивейшие. Лес, ягоды, грибы, речка — все рядом.

Жил в селе старец Яков Данилович Купцов, которого местные жители ласково звали Яшенькой. Был он прозорливец, знал обо всех жителях села, кто как живет и что случиться в семье может. Предсказания его имели образное выражение. Например, о пожарах он говорил: «здесь пропоет петушок». Приходили к нему люди за советом в житейских делах и с просьбой помолиться о них. Был старец совсем слепым. Народ поражался: как мог слепой один ходить то в Вачу, то в Выксу, то в другие села за подаянием. Был всегда с ним лишь один провожатый — его посох. Старожилы села рассказывают, как однажды девочка лет шести спрашивает Яшеньку: «Яша, как же ты ходишь, ведь у тебя глазки не видят?» Он отвечает ей: «Настенька! да впереди меня клубочек катится». Жил старец за речкой в маленькой избушке, день и ночь в его домике горела лампада пред образом Божией Матери «Утоли моя печали». В его домике еще жила полная невысокого роста женщина, которая по его молитвам излечилась от слепоты, да так и осталась жить в его домике в благодарность за помощь. Она и стала вести его нехитрое хозяйство, прозывали ее Слепухой.

Умер Яков Данилович в возрасте 103 лет 3 апреля 1940 года. На его могилу приезжают издалека и получают благодатную помощь и исцеление от болезней. Недавно Яков явился во сне одному жителю села и велел огородить место, где стоял его домик. Желание старца выполнено, место это сейчас огорожено, и здесь построена небольшая деревянная часовенка. Рядом находится целебный источник — Яшенькин родник, из которого набирал воду старец. Говорят, что сам он его и выкопал.

А недалеко от села Туркуши, в пятнадцати километрах, в глухом лесу расположен Кутузовский скит — самый дальний скит Серафимо-Дивеевского монастыря.

Мы от всего сердца благодарим батюшку Сергия с его домочадцами за гостеприимный прием.

Наталия Мишутина, г. Назарово, Красноярский край.

Боголюбивые братья и сестры, просим вас оказать посильную помощь Михаило-Архангельскому храму села Туркуши. Село находится в 40 километрах от районного центра и в трех километрах от трассы. До села дорога разбита, телефонная связь отсутствует... Нашему приходу в глубинке очень трудно выживать. В селе нет ни совхоза, ни сельсовета. За помощью обратиться не к кому, и любое ваше пожертвование весьма значительно в нашем положении. На содержание храма и реставрационные работы средств не хватает. В этих краях выжить было трудно во все времена. Земля неплодородная, песчаная. Животноводством заниматься невыгодно (зерно привозное, корм дорого обходится). Поэтому многие прихожане живут весьма скудно и не имеют возможности помочь в восстановлении храма. Обо всех благодетелях совершается молитва.

Храни вас Господь, Матерь Божия, Батюшка Серафим и Архангел Михаил со всеми Небесными силами!

Протоиерей Сергий Пятков,
настоятель Михаило-Архангельского храма с. Туркуши.

Почтовый адрес для отправки денежных переводов и писем: 607130 Нижегородская область, Ардатовский район, с. Туркуши, ул. Береговая, д. 117, протоиерею Сергию Леонидовичу Пяткову.

Банковские реквизиты:

Банк получателя: Волго-Вятский Банк ПАО Сбербанк г. Нижний Новгород

БИК 042202603

К/c № 30101810900000000603

Получатель: МРО Православный Приход церкви во имя Архистратига Божия Михаила села Туркуши Ардатовского района Нижегородской области.

Р/с № 40703810742410002046

ИНН 5201003392     КПП 520101001

Назначение платежа: «на содержание прихода и ведение уставной деятельности».

Пожертвования также можно перечислить на карту Сбербанка: 4276 4200 1527 0100, Пятков Сергей Леонидович.

Тел. 8-910-398-8-398.

Сайт прихода: Туркуши-храм.рф

Эл. почта: o-sergij@yandeх.ru

Дата: 20 декабря 2016
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
4
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru