Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

​Всех радостей Радость

С 10 ноября в Самаре пребывает мироточивая икона из брянского поселка Локоть. А первыми ее встретили в самарском Кирилло-Мефодиевском соборе.

С 10 ноября в Самаре пребывает мироточивая икона из брянского поселка Локоть. А первыми ее встретили в самарском Кирилло-Мефодиевском соборе.

См. также...

10 ноября тихо и незаметно явила жителям Самары Свое чудо Пресвятая Богородица: в наш город прибыла мироточивая икона «Умиление» из брянского поселка Локоть. С волнением и любовью принял святыню настоятель Кирилло-Мефодиевского собора протоиерей Сергий Гусельников. С подобающим почетом внес ее и поставил в центре храма.

— Великое значение имеет каждая святыня, тем более чудотворная икона Божией Матери, — сказал отец Сергий Гусельников. — Потому что Матерь Божия простирает над верующими Свой покров и защищает от всякого зла Своим омофором. Я давно слышал об этой удивительной мироточивой иконе, но и не думал, что эта святыня придет в наш собор. А Матерь Божия все устроила Своим Промыслом, и вот икона эта прибыла в наш храм. Мы все помним посещение Самары великой святыней — Поясом Пресвятой Богородицы, который пребывал в Покровском кафедральном соборе, и многие тысячи людей приходили и приезжали туда, чтобы помолиться о помощи Царицы Небесной в их нуждах, скорбях и болезнях. И прибытие этой чудотворной иконы «Умиление» имеет очень большое значение, потому что Матерь Божия слышит наши молитвы, откликается на наши просьбы. Конечно, Матерь Божия очень много дает для спасения нашей души, для исцеления как телесных недугов, так и душевных. И сопровождающие эту икону свидетельствуют о том, что за восемнадцать лет с начала мироточения иконы произошли тысячи случаев чудесных исцелений, помощи от Божией Матери по молитвам у этой иконы. Поэтому мы надеемся, что и здесь у нас в Самаре Матерь Божия поможет многим людям по молитвам пред чудотворной иконой «Умиление».

Обыкновенное чудо

В тот день зубной врач Наталья Николаевна Мурашкина пришла в поселковый универмаг за покупками. Но в одном отделе магазина взгляд ее упал на небрежно брошенный календарь-плакат с изображением любимой иконы Божией Матери «Умиление».

— Да не обращайте внимания, он просроченный, все равно выбрасывать, — отмахнулась продавщица. И Наталья уже пошла дальше, но на сердце было неспокойно. Лик Матери Божией на Ее иконе — пусть это и простой лист бумаги, просроченный календарь, — валялся под ногами, на полу, как ненужный хлам…

Мироточивая икона Божией Матери «Умиление» прибыла в самарский Кирилло-Мефодиевский собор.

Она вернулась и купила этот календарь. Принесла домой, отрезала численник, а икону повесила на стену. Не подозревая, что этот поступок изменит всю ее — и не только ее! — жизнь.

2 ноября 1998 года икона вдруг заблагоухала и замироточила. Из тонкого бумажного листа проступало чудесное миро, текло по прекрасному лику Пресвятой Богородицы! И Наталья решила сообщить об этом Правящему Архиерею — тогда Брянской епархией управлял Архиепископ Мелхиседек (Лебедев).

— Ну не показывать же было Владыке такой вот листочек из календаря, — рассказывает сопровождающий икону Юрий Иванович Шишков, помощник Правящего Архиерея Железногорской и Льговской епархии Курской Митрополии Епископа Вениамина. — Решили сделать для нее рамочку. А когда сняли со стены, то увидели, что на обратной стороне иконы проявился образ Богородицы, только уже нерукотворный. Владыка Мелхиседек приехал, взял икону — и миро заструилось по его рукам. «Сколько раз я был в Иерусалиме и на Афоне, но нигде не видел таких чудес! — воскликнул Владыка. — Наверное, на Небесах нам хотят что-то этим чудом сказать». И Архиепископ Мелхиседек благословил оставить икону в доме. Но сделать для нее часовню — не отдельное здание, а пристройку к дому. Часовня эта построена, и в ней икона и пребывает постоянно.

Впоследствии повезли икону в Снетогорский женский монастырь, и духовник Псковской епархии архимандрит Гермоген (Муртазов) молился перед ней и сказал: «Этой иконе Господь даровал особые и сугубые дары. Она будет притягивать к себе людей. Безплодные женщины, помолившись пред этой иконой, будут рождать здоровых детей. Она будет способствовать исцелению рака. Она будет помогать отыскивать пропавших людей — не только живых, но и мертвых. Этой иконе дана сила и власть менять жизненный путь каждого человека, кто будет с верой к ней обращаться».

И вот уже восемнадцать лет к иконе едут люди со всего мира.

Любимая икона Батюшки Серафима

— Образ Божией Матери «Умиление» — это любимая икона Преподобного Серафима Саровского, — продолжает Юрий Иванович Шишков. — Батюшка Серафим называл эту икону «Всех радостей Радость», молился перед ней на коленях и почил в коленопреклоненной молитве перед этим образом.

В 30-е годы прошлого века, после разгрома Дивеевского монастыря, монахи спасли эту икону, и долгие годы она передавалась от одного хранителя к другому. После смерти последнего хранителя икона была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Он оставил икону в домовом Патриаршем храме. И теперь эту икону выносят на поклонение только один день в году, Великим постом, на Похвалу Пресвятой Богородицы, в Елоховском соборе в Москве. Поэтому этот образ даже в России мало кто видел, ведь не каждый может себе позволить приехать в этот день в Москву. Для Дивеева же был написан список иконы, который теперь тоже почитается как чудотворный.

Икона, которую мы привезли, также является ее копией. Она была обретена в селении Локоть Брянской области — бывшем имении Великого Князя Михаила Александровича Романова, младшего брата Царя-Страстотерпца Николая II и последнего русского Царя. Хотя и правил он Россией всего один день, но все же это глубоко символично. Первый Царь из династии Романовых был Михаил, и последний правящий Россией Царь был Михаил. Сколько еще нужно ждать, пока исполнится предсказание о восшествии на престол Царя, мы не знаем. Нам это не открыто.

Великий Князь Михаил был убит большевиками первым среди Романовых, это случилось под Пермью в ночь с 12 на 13 июня 1918 года. Тело его, как сообщали большевики, сожгли в топке металлургического завода. Князь-мученик был прославлен в лике святых Русской Зарубежной Церковью, а сейчас, когда две ветви Русской Православной Церкви наконец-то воссоединились, начинается прославление его и у нас в России.

Каждый год в день его памяти 12 июня в поселке Локоть проходит Крестный ход, посвященный памяти Великого Князя, а Крестный ход возглавляет эта икона.

Юрий Иванович прервал свой рассказ, глянул с мягкой улыбкой:

— А вы знаете, что первой о чуде в поселке Локоть написала именно ваша газета? По благословению приснопоминаемого Митрополита Курского Ювеналия Евгений Муравлев написал об этом в Православную газету «Благовест», с которой сотрудничал несколько лет как собственный корреспондент по Курской области. И тогда о мироточивой иконе Божией Матери «Умиление» прочитали многие читатели «Благовеста». Ну а всероссийскую известность она получила в 2003 году, когда отмечали 100-летие прославления Преподобного Серафима Саровского.

«Среди лета запоют Пасху!..»

Где же и быть журналисту «Благовеста» 1 августа 2003 года, — конечно, в Дивееве, на торжествах, посвященных столетию прославления Батюшки Серафима! Томиться в ожидании у Цыгановки — с металлической галереи поста ГАИ, с небольшой высоты можно сделать хорошие снимки. Услышать от стоящих рядом старушек рассказ о последних монахинях Дивеевской обители, живших в ближних селах после разгрома монастыря. Увидеться с иереем Олегом Ступичкиным — знать бы, что в последний раз, что недалек день, когда буду молиться о нем как о убиенном!.. И ждать, ждать, всматриваясь до рези в глазах: когда же из-за поворота появится Крестный ход! И вот — зашумело, заволновалось людское море: идут! И величественный Крестный ход вышел с закрытой территории, куда без специального пропуска не попасть. И все мы, толпившиеся у дороги, ринулись в огромную колонну с хоругвями, иконами, с серебряной ракой, в которой несли из Сарова в Дивеево святые мощи Батюшки Серафима!.. И в неизъяснимом волнении шли за Батюшкой, «радуяся вкупе и трепеща». И когда Крестный ход под звон колоколов вошел в Дивеево, кто-то громко ахнул, указывая на небо. Солнце играло, переливаясь разными цветами. Было первое августа — и на душе была Пасха!

Юрий Иванович Шишков сопровождает мироточивую икону Божией Матери «Умиление» во всех поездках.

А когда рака с мощами заняла свое место в Троицком соборе, когда закончилось Богослужение, люди понемногу, неохотно стали расходиться. И небольшая группа людей встала у собора — помнится, Преображенского. «Сейчас принесут икону…» — нехотя пояснил кто-то. «Мироточивую, из поселка Локоть», — так же скупо добавил другой. И я встала рядом с ними, чтобы вслед за иконой пройти через Дивеево к тому палаточному лагерю, где остановились крестоходцы, пришедшие на торжества в Дивеево из Курска, с родины Преподобного Серафима Саровского.

На небе зажглись первые звезды, когда мы пришли в лагерь. И для тех, кто, как и я, впервые видел эту чудотворную икону, кто-то из крестоходцев рассказал тогда еще не столь длинную историю ее явления…

— Знаете, Юрий Иванович, мне тогда непонятно было, почему украшена металлической ризой обратная, а не лицевая сторона иконы, — говорю сегодня, через тринадцать лет, уже не безымянному «кому-то», а помощнику Архиерея Железногорской и Льговской епархии, сопровождающему чудотворную икону в поездке в Самару — как и во всех других поездках. И он отвечает:

— А в Крестном ходе от Курска в Дивеево икона и вовсе шла в простом дорожном киоте, без ризы. Сама история изготовления ризы удивительна — и заслуживает отдельного рассказа.

Нерукотворный образ

Конечно, сейчас, глядя на эту дивно украшенную икону, если не знать, то и не подумаешь, что это раньше был всего лишь обыкновенный настенный календарь. Сейчас она одета в красивые дорогие ризы.

Юрий Иванович Шишков рассказывает прихожанам о нерукотворном образе, проявившемся на обратной стороне иконы.

Накануне Крестного хода Наталья решила изготовить для иконы ризы. Но не штампованные, а особые, достойные этой святыни. Собрав, сколько смогли, денег, приехали в Софрино. Но когда вышел мастер и увидел эту литографию, он лишь снисходительно улыбнулся и сказал: «А вы понимаете, куда вы вообще приехали? Мы ведь делаем ризы на старинные ценные иконы! Мы выполняем заказы самого Патриарха. А вы что привезли? Ну подумаешь, мироточит! Знаете ли, у нас, бывает, софринские иконы мироточат, и нас трудно удивить мироточением. Рекомендуем вам обратиться в мастерскую рангом пониже. Ну, впрочем, если вы так уж хотите, чтобы именно мы изготовили ризу, то это будет стоить…» И была названа такая сумма, что если бы даже Наталья продала свой дом, то и этих денег вместе с собранными раньше средствами вряд ли хватило бы.

Но когда была озвучена эта цифра, икона вдруг засияла изнутри дивным светом. Она переливалась всеми цветами радуги. И Матерь Божия на иконе открыла очи. Посмотреть на это чудо сбежались все работники комбината «Софрино» — а это огромное производство. И работа в комбинате остановилась. Прибежал заместитель директора комбината и распорядился: немедленно унесите эту икону ко мне в кабинет, вы срываете заказ Патриарха! Это же был канун празднования 75-летия со дня рождения Патриарха Алексия II. Икону унесли в кабинет, но люди все равно стали туда по одному просачиваться, чтобы хоть глянуть на это чудо. И один предложил: «Я вам пожертвую материалы для ризы», — другой передал камни для украшения. И совершенно безплатно взялся изготовить ризу, пока лишь на одну сторону иконы, мастер самого Патриарха — тот самый, который впоследствии, в ходе работы и заметил, что кроме лика Матери Божией здесь есть еще и образ Господа нашего Иисуса Христа.

Икону оставили у него. Наталья вернулась домой. А через три дня ей позвонил мастер:

— Наталья Николаевна, в нашей Церкви существуют очень жесткие каноны. Они касаются и изготовления риз на иконы. И если мы делаем ризы для иконы Божией Матери, где нет Богомладенца либо Спасителя, то используем для украшения камни Богородичных цветов — белого и голубого. А когда делаем ризы для иконы, где присутствует Богомладенец или Спаситель, мы используем рубины. И экспертный совет принял решение, что по канонам на ризу для нерукотворного образа необходимо использовать рубины.

Наталья ничего не поняла. Он повторил вновь. И опять она не уразумела, к чему он это говорит, ведь на иконе Матерь Божия одна. И тогда мастер задал прямой вопрос:

— А разве вы не знаете, что на нерукотворном образе кроме лика Матери Божией присутствует еще и образ Христа?

Многие самарцы в эти дни смогли приложиться к чудотворной иконе.

— Я это от вас впервые слышу! — ответила Наталья.

— Положите на стол фотографическое изображение нерукотворного образа. Положили? А теперь обойдите вокруг и посмотрите еще раз.

И только сделав это, она поняла, о чем говорит мастер. Этот образ мы все прекрасно знаем по Туринской плащанице: это образ Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа. Работая над ризой, мастер решил прежде всего одеть ризой нерукотворный образ по контуру. И в ходе работы он заметил, что кроме лика Матери Божией на иконе присутствует еще одно изображение, которое до него никто не видел.

И вот эту ризу на нерукотворный образ привезли 31 июля, по завершении Крестного хода из Курска, а на следующий день икона уже была в Сарове одетой в ризу.

А на лицевую сторону риза была изготовлена спустя два года, к Крестному ходу Москва — Минск — Киев.

Как-то к нам приехала из Санкт-Петербурга очень известная художница-иконописец, чтобы первой написать список этой иконы. Но увидев нерукотворный образ, она сказала: «Я не смогу это воспроизвести! И никто не сможет. Мы работаем кистью, но самый тонкий мазок будет слишком грубым. Ведь этот образ написан светотенью. И ни одному земному художнику, иконописцу такое неподвластно. Как не может земной человек мертвое сделать живым».

Нельзя сказать, что этот образ написан миром. Мы ведь пробовали провести такой «следственный эксперимент». Брали икону с белой обратной стороной и капали на нее миром. А бумага гигроскопична, и миро пропитывает бумагу насквозь, пятно начинает расплываться, пока вся бумага не становится мокрой от мира. Когда Матерь Божия изобразила этот образ, то вокруг него бумага оставалась белой, только по краям были темные пятна от мира. Но этот снимок был сделан много лет назад. Сама икона для государства не представляет ценности, поскольку это обыкновенная бумага, но ценность представляет риза, сделанная весьма искусно, и к тому же на ней разные интересные камушки. И когда мы вывозим икону за рубеж, то оформляем в Министерстве культуры разрешение на вывоз из-за ризы. Несколько лет назад, когда мы сняли ризу, то увидели, что вся поверхность обратной стороны иконы стала темной, все пропитано миром. Но по периметру нерукотворного образа остается один сантиметр белой бумаги, который не пропитан миром. Матерь Божия не дает миру сомкнуться и поглотить этот образ. И поэтому сказать, что образ написан миром, нельзя. Техника его написания нам неизвестна. Это тайна. Как и многое еще, что связано с этой иконой. Мы просто по послушанию делаем свое дело, а что и как будет дальше — тайна Божия.

Нечаянная радость

Те люди, которые тогда, в 2003 году, пешочком с непрестанной молитвой шли из разных уголков некогда единого и необъятного Советского Союза в Дивеево — а таких Крестных ходов было множество! — все они потрудились во славу Преподобного Серафима Саровского.

Пришел и наш Крестный ход из Курска, нас разместили в одном из палаточных лагерей. Их было несколько, ведь тогда на торжества собрались многие тысячи человек. Но основные торжества были в Сарове. Закрытом городе, куда попасть мы и не мечтали. В те праздничные дни в Саров приехали Православные Патриархи со всего мира, Президент Владимир Владимирович Путин и официальные лица из Правительства России.

Сотрудники газеты «Благовест» и прихожане Кирилло-Мефодиевского храма у мироточивой иконы.

И вот в ночь на 1 августа в палатку к крестоходцам пришел Архиерей из оргкомитета по проведению торжеств.

— Кто был этот Архиерей?

— И до сих пор не знаю. Наталья спросонья не сразу и поняла, что это Владыка, подумала, какой-то
священник пришел поклониться иконе. Он ее расспрашивает об иконе, а Наталья с досадой (так устала, только прилегла — и не дали отдохнуть!) отвечает на вопросы. В палатке темно, и она не сразу разглядела, что на груди у пришедшего украшенный рубинами необычный крест.

А Архиерей передал распоряжение Патриарха, чтобы мироточивую икону доставили в Саров. Наталья удивилась: почему? Архиерей ответил: «А разве вы не знаете, что завтрашний Крестный ход еще при жизни предсказал Серафим Саровский? Он говорил, что придет время, и пойдет Крестный ход из Сарова в Дивеево. Народу будет, как колосьев в поле. А впереди будут нести чудотворную икону. И Святейший Патриарх Алексий считает, что Серафим Саровский имел в виду вашу икону».

Почему Патриарх принял такое решение, мы не знаем и поныне, какое ему было откровение. Ведь он мог бы для этого исторического Крестного хода дать оригинал иконы, перед которым молился сам Преподобный. А мог бы взять дивеевский список из монастыря — он тоже чудотворный. Но Патриарх благословил нести доселе мало кому известную литографию, которая была принесена в Дивеево Крестным ходом с Курской земли. Так или иначе, но на этой иконе исполнилось пророчество, и теперь мы можем утверждать, что явление этой иконы предсказал сам Серафим Саровский.

Икону сразу увезли в Саров. А за ночь сотрудники госбезопасности выдали разрешение тридцати участникам нашего Крестного хода, и нас привезли в Саров. В Сарове же вот что произошло. После Патриаршей службы начался Крестный ход из Сарова в Дивеево. А раку с мощами в самом начале Крестного хода понесли двенадцать Архиереев. Рака тяжелая, серебряная, 240 килограммов. Дальше Архиереи должны были передать раку специально отобранным монахам. Но эти монахи по какой-то причине в Саров не попали. Оказалось, что мощи некому нести. И братия нашего Крестного хода несла из Сарова мощи Серафима Саровского. И это тоже было большое чудо, нечаянная радость.

Так все управил Батюшка Серафим.

А людей в том предсказанном Крестном ходе из Сарова в Дивеево и правда было, как колосьев в поле, — не счесть.

Благодать прольется чудом

— Но как получилось, что икона из брянского поселка оказалась главной святыней Крестного хода из Курска?

— Это не совсем так. Официально главной святыней была Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» — список с чудотворной явленной иконы, после революции вывезенной за границу.

Однажды мне в Курск позвонили из редакции газеты «Русь Державная»: приедет Андрей Бардиш, помоги ему. Андрей приехал с идеей проведения Крестного хода из Курска в Дивеево. Но попасть к Владыке было не так просто. А я духовное чадо схимитрополита Ювеналия, ныне покойного, потому и смог привести его к Владыке Ювеналию. И так как я уже знал эту мироточивую икону, то предложил поехать в Локоть и попросить у Наталии разрешения взять икону в Крестный ход. Андрей приехал в Локоть и положил перед иконой благословение Митрополита Ювеналия на Крестный ход. И тут с иконы на это благословение излилась целая струя мира! «Хорошо, что я заранее сделал ксерокопию благословения Владыки!» — воскликнул Андрей. Теперь этот документ, весь залитый миром, никому нельзя было показать. Кто посмотрит — скажет: вы что, пирожки в него заворачиваете?!

Редактор газеты «Благовест» Антон Евгеньевич Жоголев у мироточивой иконы.

Мы вернулись к Владыке Ювеналию и показали, что произошло с выданным им документом. И Владыка к собственному благословению приложился, как к святыне. И сказал: «Я не могу благословить вам несение иконы «Умиление» как главной святыни, потому что она из другой епархии. Благословляю нести Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение», а вы как руководители Крестного хода можете также пригласить для участия в нем любую другую икону».

Так мы и поступили. И хотя главной иконой значилась икона «Знамение», фактически возглавила Крестный ход икона из поселка Локоть. И впоследствии в Крестных ходах участвовали три иконы: «Знамение», Преподобного Серафима Саровского и эта икона. А в 2005 году Патриарх Алексий II нас в Москве на Славянской площади благословил еще и иконой Великомученика Георгия Победоносца. И теперь четыре иконы всегда участвуют во всех Крестных ходах, которые мы проводили или, если даст Бог, еще будем проводить.

— Помню, встретила у дивеевского источника Великомученика Пантелеимона женщину из Курского Крестного хода. Она прошла стертыми в кровь босыми ногами по воде, и ранки сразу затянулись! А вам трудно было идти?

— Трудно. Зато как благодатно! Об этом Крестном ходе можно рассказывать часами. Сколько в нем было дивных чудес! И радуги разных цветов и разной формы, и кресты из облаков, и мироточение, и исцеления. И множество других чудесных явлений.

Пожалуй, больше всего запомнилось происшедшее в городе Сапожок Рязанской области. Это было на Владимирскую летнюю, 6 июля. Когда мы прочитали акафист Божией Матери и Царю-Мученику Николаю, то замироточила бумажная литография, которая находилась в часовне у источника. И мира источалось так много, что оно покрыло поверхность источника толщиной несколько сантиметров. Вода в источнике стала мутной, смешавшись с благоуханным миром. Искупавшись в этой купели, участники Крестного хода несколько дней ходили благоухающие.

А однажды на пути к Дивееву остановилась встречная машина, из нее вышел старенький дедушка и, увидев икону, вдруг закричал: «Люди, люди, вы даже не знаете, что за икону несете! Ведь есть пророчество Серафима Саровского, что в последние времена Матерь Божия Сама будет ходить по Своей земле. Только не в облике Жены, а в иконе, которая будет отличаться тем, что у нее будет два лика. И я ищу эту двуликую икону уже пятнадцать лет! По России, за рубежом, по монастырям и храмам. Так вот она, оказывается, какая!» Поклонившись иконе, он сел в машину и уехал. Крестоходцы рассказали о нем, уже когда старик уехал, и мне не удалось расспросить его, откуда он знает о таком предсказании. Говорил ли ему об этом кто-то, или он где-то о нем читал. Потому что ни в каких письменных источниках я такого предсказания не встречал. Как и не встретил по сию пору.

Вначале я эту информацию принял с недоверием, потому что нельзя же верить каждому встречному. Вдруг это экзальтация или прелесть. Но тем не менее это побудило нас к тому, чтобы внимательно изучить пророчества Серафима Саровского, которые опубликованы и имеются в открытом доступе.

И то, что нам удалось прочесть, оказалось настолько интересным! Ведь Преподобный прозревал будущее. Батюшка Серафим предвидел, что Россию ждут неслыханно тяжелые кровопролитные испытания, что Империю разделят границами. Но «придет время, и Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий и скорбей к великой славе». И вместе с Россией и вокруг нее славянские народы вновь объединятся и сольются в единый Православный океан.

«Здесь стопочки Матери Божией прошли»

Среди пророчеств Серафима Саровского есть одно очень таинственное и загадочное. Преподобный Серафим говорил, что там, где Матерь Божия пройдет Своими Пречистыми стопами, будет граница, которую не переступит антихрист. Встанет канавка до
небес и не пустит его. И в знак того, что все так и будет, как он сказал, Батюшка благословил вокруг Дивеевского монастыря ископать Святую канавку.

И если это пророчество понимать буквально, то получается, что спасутся от антихриста только те, кто будет жить в Дивееве.

— И мы помним, как люди отовсюду кинулись переезжать в Дивеево…

— …покупать дома, селиться, строиться в Дивееве. Сейчас дом в Дивееве не укупишь — он стоит, как московская комфортабельная квартира.

Понятно, что не нужно понимать буквально это пророчество, что-то непостижимо глубокое в нем сокрыто. Но что? Этого мы понять не могли. И вот несколько лет назад мы попали в Пафнутьево-Боровский монастырь под Калугой, к схиархимандриту Власию (Перегонцеву). И старец сказал:

— Эта икона и есть Канавка Божией Матери. И чем больше стран и народов вы успеете обойти с этой иконой, тем больше людей Матерь Божия успеет спасти от антихриста.

Отец Власий все очень просто и понятно объяснил:

— Ну вот посмотрите. После того, как мастер одел нерукотворный образ по контуру, очертания образа стали похожи на стопочку, отпечаток ножки Божией Матери! В Белоруссии говорят — следочек. Этот следочек — правый. А когда ризой одели лицевую сторону иконы, уже появилась и левая стопочка.

И сегодня это не только единственная в мире икона, которая имеет нерукотворный образ Божией Матери и одновременно лик Христа с Туринской плащаницы. Но это также и икона, где у Матери Божией изображены сразу две стопочки, правая и левая. Есть на Украине Почаевская икона Божией Матери, но там стопочка только одна.

Вот и ходит Она сейчас по земле, защищая Свой народ от еще не явившегося, грядущего антихриста.

По завершении того Крестного хода в Дивеево мы задумались: что мы можем сделать. Время было тяжелое, когда после «парадов суверенитетов» само существование России было под угрозой. Мы обратились к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить в 2005 году проведение Крестного хода, который объединит столицы братских народов — Москву, Минск и Киев. И посвятить его 60-летию Победы. Святейший Патриарх Алексий II благословил, и в 2005 году этот Крестный ход состоялся. С тех пор икона постоянно участвует в Крестных ходах — вначале во всероссийских, а теперь уже и международных.

И Крым, который сейчас вернулся в Россию, мы в 2009-2010 году по периметру обошли.

Только пешими Крестными ходами, начиная с 2003 года, пройдено около четырнадцати тысяч километров по дорогам России, Украины, Белоруссии, Абхазии, Молдавии, Приднестровья. А сколько на автомашинах мы с ней проехали, сейчас и сосчитать невозможно. А еще икону встречали Чехия, Словакия, Румыния, Болгария, Грузия, Армения. Впереди другие страны, другие народы.

Сейчас никто не может сказать, сколько лет еще будет продолжаться это чудо. Сколько лет Пресвятая Богородица в Своей иконе будет ходить по земле и какими будут очертания этой Канавки. Пока это чудо с нами. И мы еще можем прийти к иконе, припасть с покаянием и молитвой.

Милость Царицы Небесной

Как и говорил нам старец Гермоген, эта икона особо помогает безплодным женщинам и онкологическим больным. Этих исцелений очень много. Хотя отмечены и случаи исцеления церебрального паралича, трофических язв, сахарного диабета, гемофилии, анорексии. Это те болезни, которые имеют преимущественно духовную природу. Вы, наверное, заметили на стеклах, которые защищают икону, капельки, похожие на капли росы. Вот это и есть мироточение. К иконе приезжали ученые — комиссия из Патриархии. Они брали миро на исследование. Но Церковь наша своих лабораторий не имеет, поэтому исследования производились в лабораториях спецслужб. И вот ученые так и не смогли определить состав этого мира, оно не поддается определению и его невозможно идентифицировать, потому что на земле нет аналогов этого вещества. Оно неземного происхождения. И это миро обладает уникальным свойством помогать исцелять болезни, которые с трудом лечит или вовсе не может излечивать современная медицина. Нет сомнений, что и в вашем городе, и в этом храме будут чудеса и исцеления, как это было в других храмах, епархиях и странах. Другое дело, что заранее предвидеть эти чудеса невозможно, ведь они не происходят по заказу. Они происходят по горячим молитвам, по вере. Свидетельств о них очень много.

Очень громкий был случай исцеления в Грузии, в городе Гори. У девочки отказали ноги, она перестала ходить. Ее отправили в Тбилиси. Медики не смогли поставить диагноз. А так как это была пятница, то решили отложить консилиум до понедельника. Но девочке становилось хуже. И тогда отец под свою ответственность попросил девочку из клиники отпустить. Он привез ее к иконе, на руках внес в храм. И она встала на колени перед иконой и стала молиться. Девочка приложила к иконе свою икону, копию нашей. И во время молитвы икона — ее собственная — замироточила. В храм отец занес девочку на руках, а из храма она шла уже своими ногами. Таких случаев великое множество, у нас есть книжки и фильмы об этом — все можно посмотреть, увидеть и прочитать.

В истории Православия с этой иконой можно сравнить только Монреальскую Иверскую икону Божией Матери, хранитель которой Иосиф Муньос был убит в 1997 году, а икона пропала и пока не найдена. И вот точно через год после убийства Муньоса явилось это чудо в поселке Локоть.

Так что надо приходить и молиться, пока икона с нами. И что бы ни случилось, мы верим: Господь не оставит Своих людей, и на смену одному чуду милости Его и Царицы Небесной придет другое.

Когда кровоточат иконы

Мироточение иконы неровное. Икона не терпит губную помаду, и от соприкосновения с ней, когда паломницы оставляют на стекле киота следы помады, икона на какое-то время перестает мироточить. Бывает, что мироточение прекращается и без видимых причин. Вот высохло — и всё. В особые моменты, когда «молчит всяка плоть человечья» — икона не источает благодатное миро. Не мироточит она на Страстной Седмице, и возобновляется мироточение в то самое время, когда на Гробе Господнем в Иерусалиме сходит Благодатный огонь. В это время в часовне все залито миром. Поэтому мы стараемся, чтобы на Пасху икона была дома.

Дважды эта икона кровоточила. Первый раз, когда Ново-Афонский монастырь в Абхазии ушел в раскол. А второй раз в городе Новосокольники Великолукской епархии Псковской Митрополии. Вечером она закровоточила, а утром мы узнали, что взорван аэробус 321, который летел из Египта. И среди более чем двухсот погибших в нем пассажиров и членов экипажа погибли и заместитель мэра Пскова с супругой.

Иногда мы кладем к иконе записки в самых сложных случаях, когда надо узнать волю Божию о чем-то действительно важном, духовном. Очень редко было и такое, что задавали вопросы, касающиеся нас самих. А однажды я решил спросить о чем-то очень важном, но своем. Написал: «Матерь Божия, прости меня за дерзость…» — и задал какой-то вопрос. И миро от иконы пометило единственное слово в этой записке: дерзость. С тех пор я решаюсь обращаться к Ней с вопросом только в самых крайних случаях.

По милости Божией и Пресвятой Богородицы, несмотря на все наши грехопадения, русский народ по-прежнему остается народом-богоносцем. Россия и сейчас стоит преградой на пути распространения сатанизма во всем мире.

Мера Ангельская и человеческая

Как-то игумен молдавского монастыря, приехавший к иконе, спросил: как вы думаете, почему Господь явил такое чудо именно через икону Божией Матери «Умиление», а не через какую-либо иную? Ведь икон превеликое множество!

Мы не нашлись, что ответить на этот вопрос. А он сказал:

— Ну как же вы не понимаете! Ведь в Евангелии Сам Спаситель говорил: когда приду вновь, застану ли веру на земле. И мы видим — люди стали такими злыми, завистливыми, в людях оскудела любовь. И Матерь Божия в образе «Умиление» всех нас прежде всего учит любви! Ведь любви так не хватает в нашем жестоком мире.

Приехали как-то паломники из Москвы, и одна паломница говорит:

— Вот знаете, Наталья Николаевна, я собираюсь в дорогу — а в пути ехать через грязь, распутицу российскую… — и думаю про себя: ехать невесть куда, в какой-то Локоть, название неблагозвучное, некрасивое. То ли дело Державино, Клин — названия говорят сами за себя.

И вот она, прочитав вечернее правило, задремала, а в руке держала Новый Завет. Евангелие выскользнуло из ее рук, она спохватилась и подняла раскрывшуюся от падения книгу. Сама же, как многие из нас, решила глянуть: что открыто?.. И первое, что она прочитала, было слово «локоть»! Новый Завет открылся на Откровении Иоанна Богослова, и паломница прочла, что локоть — мера равно как ангельская, так и человеческая: «И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела» (Откр. 21, 17).

И вот у кого мы только ни спрашивали, какая мера одинакова у Ангела и у человека, и никто не мог ответить на этот вопрос. Это, говорили, тайна Божия.

А может быть, эта мера — мера любви? Потому что Бог есть Любовь.

Ну а сейчас, в эти ноябрьские дни Стопочки Божией Матери пришли в Богоспасаемый град Самару, в этот величественный храм. Но пусть Стопочки Матери Божией прежде всего пройдут через душу и сердце каждого из нас.

В Кирилло-Мефодиевском соборе икона пребудет до праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, затем с 5 по 25 декабря будет в Самарском Иверском женском монастыре. Что касается дальнейшего пребывания на Самарской земле, это будет зависеть от желания священства и священноначалия Епархии.

Записала Ольга Ларькина.
Фото Евгения Ситникова.

Дата: 30 ноября 2016
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
27
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru