![]() |
Вход для подписчиков на электронную версиюВведите пароль: |
|||||
![]() Продолжается Интернет-подписка
Подписка на рассылку:
Наша библиотека«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев «Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев «Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина «Всенощная», Наталия Самуилова Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова) |
Публикации→ Малая церковьВ воскресной школе на краю светаИ в Латинской Америке, на другой половинке глобуса, дети задают взрослым одни и те же вопросы… Об авторе. Матушка Юлия Кулакова - супруга священника Димитрия Кулакова, несколько лет служившего настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» пос. Просвет Самарской епархии. Сейчас отец Димитрий служит в храме Московского Патриархата в городе Баваро, Доминиканская Республика. Юлия Кулакова — автор многих публикаций в Православной газете «Благовест» и журнале «Лампада». И в Латинской Америке, на другой половинке глобуса, дети задают взрослым одни и те же вопросы… Воскресная школа при русском храме Пресвятой Троицы в Доминиканской Республике — не совсем обычная школа. Кто-то из детей приезжает в наши края отдохнуть на каникулы, кто-то — на зиму, кого-то приведут только один раз, а кто-то ходит в местную школу и, хоть и говорит по-русски, но писать и читать на родном языке не умеет. Кто-то не пропускал на родине ни одной службы, кто-то впервые видит так близко иконы. Кто-то вчера катался на собственной яхте и делил с друзьями огромный торт, а у кого-то семья едва сводит концы с концами. У кого-то дружная семья и много братьев и сестер, а кто-то даже не знает, где сейчас его мама и папа, уж очень насыщенная жизнь у взрослых нынче. Кто-то осторожными шагами подходит к образам и впервые сознательно осеняет себя крестом, боясь даже дыханием нарушить тишину храма, а кто-то посреди службы несколько раз выбегает на улицу поиграть на телефоне — не выдерживает, привычка… Как объединить таких разных детишек? Прежде всего, мы на наших занятиях говорим о том, что происходит на службе: проясняем вопрос, для чего мы сюда пришли. Говорим о любящем и спасающем нас Христе. Отвечаем на вопросы, которые успевают за это время появиться. И только потом начинаем «новые темы». Темы можно нарисовать — и рисунки потом вывешиваются на решетке, закрывающей витрину помещения, которое мы снимаем под храм. Темы можно потрогать — вот мы измеряем свой локоть и потом локтями, как положено — как написано, отмеряем по этажу здания длину Ноева ковчега, строим его «из подручных материалов» и забираемся внутрь. По теме можно посмотреть мультфильм или фильм — ёжась и вертясь первую его половину, потому как действие, даже самое динамичное, явно отличается от хода привычных зрелищ. А еще тему можно рассказать маленьким. И малыш важно покажет маме икону «чуда святого Георгия о змие»: «Змей кусался: ам-ам. Больше не кусается!» ***Дети в воскресной школе рассматривают церковнославянские заглавные буквы, в узорах букв — грифоны. — Ребята, это кто? Дети, сверхрадостно и сверхгромко: — Ура!!! ДИНОЗАВРЫ!!! ***Разговор о святом Иоанне Предтече, разбираем смысл слова «предтеча». Дети, довольные: — А-а-а-а, мы поняли! Это как мы в классе носимся и кричим, когда учителя нет, а потом один ученик вбегает и вопит: «Тихо, учитель идет!» И мы скорее садимся, как будто мы тут паиньками были... ***Сын позвал в гости приятеля из воскресной школы после занятий. Ссорятся и мирятся по нескольку раз в пять минут и одинаково бурно. Потом начали что-то мастерить, играть спокойно. Вечером захожу в комнату, они лежат на животе и смотрят фильм. Говорю гостю: — Д., дорогой, через 10 минут за тобой мама приедет, она только что звонила. Дети изумленно посмотрели друг на друга, потом один толкнул другого, тот — его, и давай бороться, с уверенным переходом в драку. — Это, — говорю, — что еще за номер? Дети прерываются, хором кричат: «НАДО УСПЕТЬ!» — и продолжают. — Чего успеть? Дети, хором, не прерываясь: — ДО-ДРАТЬ-СЯ!!! ***Для очередного занятия мне понадобилась карта мира. И поехали мы по местным «папелериям» (магазинам канцтоваров, от «papel» — бумага) за этой картой. — У нас есть, но только на глобусе! — сказали в первом магазине. — Вам на шарике или нормальную? — спросили в другом. В результате карта оказалась в двух из трех «папелерий» и одинаковая. Половина городов и рек в родимой России отсутствовала. Город Самара оказался на реке Каме, ибо Волга закончилась гораздо раньше, часть городов европейской части имела советские или дореволюционные названия, и вообще их было подозрительно мало; что творилось за Уралом — лучше и не говорить. «Может, я чего не знаю и после моего отъезда в России произошли геологические изменения, перенесшие города на другие реки?» — подумалось мне. Ехала домой с пустыми руками и с размышлениями, что — кто знает? Может, и на родные мне с детства русские карты обижен кто-то в Уганде или Танзании? Может, и его родимый дом иноземные картографы перенесли на берега совсем другой реки? В общем, похоже, карту надо было «ту, что на шарике», покупать… ***Мальчик заходит после вечерней службы в храм, впервые у нас. Темно, свечи горят... — А что, кто-то умер? — громко спросил мальчик. Батюшка не растерялся: — Наоборот: Воскрес! ***В испано — и англоязычных странах русские дети (да и взрослые) часто начинают говорить вместо «ли» — «если», это самая распространенная калька. Диалог мамы и сына: — Ты где же такой ожог заработал? — Мама, понимаешь, я хотел проверить, если печка уже остыла за пять минут! Потрогал — а она не остыла! — Сын, а как это правильно по-русски сказать? Сын, со зверским выражением лица: — НА ПЕЧКЕ ОБЖЕГ!!! ***Девочка восьми лет: — Матушка, а матушка! Это что — теперь каждый день в храме молебен будет? — Да, каждый день. — Ма-а-а-а-мочки, я ж помру! — Так тебя ж никто не заставляет каждый день ходить. — ТАК Я ЖЕ ХОЧУ!!! ***Ребенок приходит из местной школы и показывает маленькую книжечку: — Нам это дали на выходные и сказали — прочесть с родителями! — Всем дали такие маленькие книжечки для чтения, да? — Ну… тем, кто хорошо себя вёл, дали большие книги. А я всё сделал как надо — и мне дали очень маленькую! ***— А почему, дорогой мой, у тебя нос в чернилах? Прямо изрисован весь! Мы же на бумаге рисуем, а не на носу! — Ну да, изрисован… — Так ты... специально? — Ну да... Посмотрел на себя — и мне не понравилось, что нос какой-то бледный и безцветный! ***Ребенок — взрослому: — А почему вы очки не берете, когда едите? — А зачем? — На птичек в окно смотреть! — Я… на еду смотрю. — Да что на нее смотреть! Она же скучная!!! ***— Здравствуй! Ты чего тут стоишь? — Ой! Я по ошибке задумался... ***Русские сказки всё же читаем… Мама и сын: — Ну и лентяй ты у меня! — Не говори так, а то мне обидно. Я не лентяй, я Емеля! ***Из области биологии. — Меня комар укусил, я его убил! А все комары кусаются? — Кусаются только самки, насколько я знаю. — Только самки?? — Да. А самцы... — А-а-а-а!!! Меня самки кусают!!! ***— Как же ты можешь сначала играть с мальчиком, а потом говорить ему «надоел»? А если тебе так скажут, тебе понравится? — Понравится! — Почему же понравится? — Потому что можно будет отдохнуть от игр! ***— …А вот в той церкви, куда мы раньше всё время ходили, там все немного... богатые! Немного богаче нас, вот! — Это в Кафедральном соборе? — Да! — А почему ты так считаешь? — У них на Пасху вон сколько букв: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! А у нас денег только на Х и В хватает... ***Едем с занятий в машине, с сыном и ребятами из воскресной школы. Я: — Есть хотим? Они, скромно и воспитанно: — Не-не-не, мы сыты... очень сыты... только что перед занятием ели — объелись... Я: — А у меня картошка фри есть... Они: — Мы голодные! Мы жутко голодные!!! ***— Помочь тебе переодеться? — У меня в последнее время выходы частей тела не получаются! — Это как?! — Когда я снимаю одежду, руки из рукавов и ноги из штанин вытаскиваться не хотят! ***Привезли новые книги. Ребенок подходит и начинает медленно распаковывать: — Сейчас... подружусь с ними... понюхаю... Самое важное в книгах — это понюхать! ***В качестве предыстории: на приходе есть одинокий человек Иван, которому явно нравится одна прихожанка. Перед всенощной я выходила ненадолго из храма. Возвращаюсь. Дети стоят у двери и болтают. Спрашиваю: ребята, кто тут приехал, пока меня не было? Дети, громко: — Приехали Роман, Анна и тетенька, на которую заглядывается Иван!!! ***В храм привели нового мальчика, задает вопросы батюшке. Подходит к иконе праздника, Ангел на ней в зеленоватом одеянии. Батюшка объясняет, что Ангелы — безплотные. Мальчик: — Это как — совсем-совсем тела нет? — Нет! Указывает на икону: — А как же он будет зеленые штаны носить? ***С ребенком пишем русский диктант про Ксеркса и море. Сначала идет длительное описание того, как армия наводила мосты. И вот — предложение про то, как море эти мосты разметало. Ребенок аж встал от возмущения: — Разметало? Это я что — зря всё это писал??? ***Пошли в магазин за водой для храма. Ребенок берет с полки и вертит в руках коробку конфет «Рафаэлло». — Так, а кто производитель? А, «Ферреро»? И, вздыхая, поглаживая коробку в надежде добраться до содержимого: — «Ферреро» хуманум эст... ***Девочки просят рассказать про традицию носить женщинам головной убор на молитве. Говорим долго. Дохожу до слов Апостола о том, что христиане суть «царственное священство», и тут… — И какая же царица без короны?! — восклицает одна из отроковиц и мчится повязывать на голову снятый было красивый кружевной платок. Остальные мчатся за ней, к оставленным на лавочке девчачьим сумкам… ***Говорим о Таинстве Венчания. Рассматриваем разные смыслы слова «венчание». — А вот «увенчать» еще и «наградить» может значить, правда? — Да, конечно. И как вы думаете тогда, чем же награждаются венчающиеся и как? Дети, не сговариваясь: — ДРУГ ДРУГОМ! ***Кто работает с детьми, знает: это мы, взрослые, прежде всего чему-то учимся в процессе такой работы. О многом приходится задуматься, многое пересмотреть. Смотришь на них далеко не только на занятиях, но и в играх, дома, с друзьями, с родителями и, конечно, на службе. Учишься любить, учишься быть внимательным. Понимаешь, как видится им время и возраст, размышляешь о том, что они как раз правы. Передо мной дневниковая запись: «Вчера двое детей не поверили, услышав, сколько мне лет. Одна девочка, 10 лет, трясла маму: «Мам, ей что — правда 36?» А юноша тринадцати лет уверял меня, что я просто неправильно произношу 1987-й год... Наверное, они думают, что столько не живут!» ***Где-то можно просто улыбнуться курьезу: так, однажды мама девочки рассказала, что ее дочь так и не получила сегодня ответа на очень важный вопрос. Мысленно написав над своей головой много ругательных слов за закрытие перед ребенком двери в познание Самого Главного, я выразила готовность ответить на все вопросы… и услышала тот самый важный: «А зачем на иконе Рождества Христова у волхва была лошадь?» В тот момент я пообещала, что если когда-то буду писать мемуары — то «зачем на иконе лошадь» станет их заглавием. Курьезы бывают и горькими. «Мальчишки на улице у храма сегодня бедокурили. Батюшка смотрит на них в окно и говорит: «Вот ведь атаманы!» Они заходят в храм, и тут сестренка одного, восьми лет, заявляет: «А батюшка сказал, что вы наркоманы!!!» Пришлось две лекции читать. О том, кто такие атаманы, и о том, как появляются слухи…» Но чаще даже самые смешные моменты заставляют остановиться и почувствовать, как в душе зарождается новое понимание. О добром. О правильном. О любви — к Богу и к ближнему. Возможно, это и есть ростки метанойи, перемены ума. Здесь дети чаще всего называют взрослых на «ты» и обычное понимание иерархии, казалось бы, «не работает». Но не передать, что чувствуешь, когда ты даешь детям прочесть, в церковнославянском написании и под титлом, слово «учитель» — «а это кто у нас такой, ну-ка прочтите!» — и дети радостно кричат: «Это — ТЫ!!!» «Пустите детей приходить ко Мне» — сказал Господь. Думается, что дети, приходящие к нам, грешным, — это Его благословение. Его напоминание о том, что мы Его дети — и только с беззлобным и по-детски чистым сердцем можем войти в Его Царствие. А еще о том, что, несмотря на кажущуюся «самостоятельность» современных детей, они всё-таки очень смотрят на нас. И я сейчас думаю об этом, продолжая листать свои дневниковые записи… 1648 См. также: 2 комментария Оставьте ваш вопрос или комментарий:
|
|||||
![]() |
![]() банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции. По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru |