Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Архипастырь

​Во славу Церкви и Отечества

Митрополиту Самарскому и Сызранскому Сергию — 65 лет.

Митрополиту Самарскому и Сызранскому Сергию — 65 лет.

В жизни каждого из нас приходят дни, когда надо итожить прожитые годы. Тот, кто рос в деревне, как Владыка Сергий, в среднерусской равнине, думаю, обязательно увидит поле и стелющийся туман над ним. А там, за этими белесыми полосами тумана, будто скрываются прожитые годы, и города, где ты бывал и где жил, и, конечно же, люди, которые вели тебя по этому полю жизни.

Невольно вспомнится и твое детство, мать, которая ведет тебя через весеннюю рощу по мокрой от недавно растаявшего снега гати, — туда, к этому полю, где за туманом, который рассеялся, стоит белый храм.

Войдя в Храм с детства, Владыка остается в нем и сегодня, где и встречает свою шестьдесят пятую весну.

В одной из своих проповедей он сказал, что в храм приходят для того, чтобы напитаться воздухом вечности, которая входит в тебя свободно и радостно. И только здесь так ясно чувствуешь ее дыхание.

Хорошо помню весну 1993 года и первое интервью, которое довелось записывать тогда у Епископа Сергия, приехавшего служить на нашу Самарскую кафедру. Нет надобности пересказывать его биографию — она хорошо известна. Вспоминаю о начале его пребывания на Самарской кафедре лишь для того, что уже тогда он ясно сказал о приоритетах своего архипастырского служения.

Один из самых главных — это забота о воспитании подрастающего поколения в Православной вере, подготовка достойной смены.

Это умение заглянуть на много лет вперед, увидеть то, чего не видят или не хотят видеть многие, как раз и характеризует Митрополита Самарского и Сызранского Сергия.

Не об этом ли сказал поэт замечательными стихами:

И надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

Вот на этот зов и откликнулась душа Владыки Сергия. Об этом его непрестанная молитва, и этому посвящаются столь же непрестанные дела.

Вспомним: когда он приехал к нам, духовная жизнь в Самаре была еще как бы под спудом, хотя у нас всегда были подвижники и светочи Православия. В Самаре было всего несколько храмов, где шли службы, во всей епархии действовало не более тридцати приходов.

Сейчас только в Самарской и Сызранской епархии (а ведь это не вся Самарская Митрополия, поделенная несколько лет назад на три епархии!) — 201 приход, 358 священно-служителей, пять мужских и три женских монастыря. Среди них жемчужина Поволжья, да и всей России — Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в Винновке, который уже называют Волжским Афоном.

Для того чтобы появилось это воинство Христово, которое Владыка повел за собой, надо было создать духовное пространство, где бы воспитывались и закалялись души молодых людей.

Этим пространством стала Самарская Духовная семинария. Войдя в областной Совет ректоров вузов, Владыка, по слову председателя Совета академика Г.П. Котельникова, сумел повернуть сознание руководителей и других высших учебных заведений области в сторону духовности, к Православию. У нас создана Межвузовская кафедра теологии, где студенчество постигает основы христианского мировоззрения. Есть Православная классическая гимназия, Православный колледж и недавно открытый Свято-Алексеевский Богословский институт в Ставрополе-на-Волге (Тольятти). Таким образом, здесь налажено непрерывное духовно-нравственное образование — от детсада до института.

А в школах после долгих, порой изнурительных споров и бюрократических проволочек все же удалось внедрить, пусть пока еще и не везде, преподавание Основ Православной культуры. И подготовить для этого достаточное количество педагогов.

В тяжкие девяностые годы с особой силой обрушились на нашу Родину наркомания, алкоголизм, принявшие угрожающие масштабы. Болью в сердце всех патриотов нашей страны отзывалось то, что страшная эта зараза коснулась даже детей. Именно тогда Владыка Сергий начал строительство духовно-просветительских детских центров. Один из первых таких центров был создан на Безымянке, на месте, где буквально был притон гибнущих подростков.

И сегодня это соработничество Церкви со светскими властями остается одним из приоритетных в духовной и образовательной работе епархии. Таких детских центров сейчас в Самарской и Сызранской епархии более шестидесяти.

Владыка способствовал созданию в Самаре филиалов Всемирного Русского Народного Собора и Союза Православных женщин России. Эти гражданские общественные площадки созданы для того, чтобы крепло государство наше, росло его народонаселение.

Недаром от века священников в России называют отцами, батюшками. Отец в высоком, духовном понимании этого слова — и наш Митрополит Сергий.

Тот человек, который живет в своем Отечестве, любимой России, которая для него и рязанская заповедная земля, где он родился, и земля донская, где ему довелось служить и где он был возведен в сан Епископа, и земля волжская, ставшая для него столь же дорогой, заповедной. С ней связаны годы его духовного возрастания и все то главное, что он сделал и делает, трудясь на ниве Христовой.

Время ставит перед нами новые задачи. Но эти вызовы времени, как говорят сегодня, по сути своей неизменны. И даже наоборот, проходят годы, десятилетия, столетия, и вдруг те же проблемы приобретают прежнюю громадную значимость.

Вот и сегодня во весь голос Церковь говорит, что никакое государство не устоит, если не будет заботиться о сохранении своей веры, культуры, языка — корневых основ жизни Отечества. И это понимание должно вкладываться в сознание нашего подрастающего поколения с первых же шагов человека по родной земле.

В конце марта по инициативе Владыки было проведено расширенное заседание всех молодежных организаций нашей губернии. Решено было объединить их деятельность и создать под крылом Самарской Митрополии новое молодежное движение — «Отечества наследники».

Это название предложил Владыка.

«Отечество» поставлено первым в названии, и это имеет свой глубокий смысл. Именно Отечества наследниками и должна быть современная наша Православная молодежь. Такой порядок слов, думается, оправдан.

В сознание всего общества пришло ясное понимание, что без любви к своей Родине невозможно развитие. Эта любовь включает в себя знание того, на каком фундаменте Россия была построена, что помогло ей из столетия в столетие выдержать все испытания, одолеть все мыслимые и немыслимые беды.

Любовь к Родине еще заключает в себе понимание того, что только со Христом можно выстоять и победить. Потому и слышит Владыка «будущего зов». Светлого будущего нашего Отечества.

Алексей Солоницын, писатель.

Фото Е. Жевак.

Дата: 11 апреля 2016
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
12
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru