‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Хрустальная ваза

...У Пушкина была хрустальная ваза, куда он кидал бумажки с мимолетными идеями, чтобы при случае дать им прорасти. Этот файл — заменитель такой вазы.

...У Пушкина была хрустальная ваза, куда он кидал бумажки с мимолетными идеями, чтобы при случае дать им прорасти. Этот файл — заменитель такой вазы.

Начало см.

Об авторе. Вячеслав Вячеславович Медушевский родился в 1939 году в Москве. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России, автор более чем ста работ по проблемам музыки, искусства, истории культуры, образования.

Мысли-2014

40. Обратная перспектива, как известно, — это способ изображения, когда дальние предметы крупнее ближних и линии сходятся не на горизонте, как в прямой перспективе, а на зрителе: икона смотрит в душу молящегося.

В этом соль. Иконе не нужна правда фотоаппарата — нужно смотрение Божие на нас. В нем источник жизни, культуры, всего.

Откуда в иконе обратная перспектива? Смотрение Божие — условие веры, тем паче богооткровенной. В обратной перспективе строится Евангелие: как речь Бога к нам. Он предлагает человечеству Свое видение, чтобы мы смотрели на жизнь Его глазами.

Христианская цивилизация стала развертыванием неисчерпаемой красоты Божественного взгляда.

Лестница богосознания, ведущая от земли на Небо, едина, безконечна, и у нее много ступеней. На каждой последующей всё полнее чувство Бога и любовь к Нему, и мир всё отчетливее открывается изнутри — как дивная мысль Божия, в ее цельности. Священнописателям Библии было открыто начало миротворения — да так, что современная наука через тысячелетия удостоверяется в казавшемся нелогичным. Например, что свет предшествовал созданию светил. А убедило открытие реликтового излучения — ударных волн первосвета. И окончание истории в Апокалипсисе описано в подробностях. Только что прославленный в лике святых старец Паисий Святогорец говорил: сейчас читать пророчества — как читать газету, настолько все ясно. И ныне Дух действует через друзей Божиих. Преподобному Порфирию Кавсокаливиту Господь открывал, как позвонить в Корею или иную страну и предупредить о важном. Например, что югославские коммунисты отравили колодец в монастыре, и по какой тропке идти монахиням к источнику с дивной водой (старец не только видел подземную воду, но и ощущал ее вкус, предостерегая от бурения в местах с негодной соленой водой, что подтверждалось). На каком языке беседовал старец с иностранцами? Те уверены были, что он в совершенстве говорит на их родном языке, однако очевидцы свидетельствовали, что старец говорил по-гречески. После смерти он беседовал по городскому телефону с духовным чадом, разрешил все его проблемы и сказал, чтобы тот не приезжал к нему, потому что он умер. Чему удивляться? Разве не обещал Христос: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14, 12)?

И себя святой видит в лучах Божьего зрения нелукаво, смиренно. Упомянутого старца Паисия спрашивали: ну разве виноват он, что в некой африканской стране муж побил жену? «Конечно, виноват, — отвечал смиренный старец, — ведь если б я жил чище, Господь открыл бы их мне, чтоб я помолился, и в семье был бы мир». Таково-то могущество небесной любви.

Смиренной схимонахине Антонии Господь показывал страждущих людей. Однажды она трое суток молитвенно плакала о каком-то неправославном, но верующем горце Кавказа. Некоторые из показанных ей людей позже приходили к ней, становились ее духовными чадами. Через годы видела она музыканта, не подозревавшего о ее существовании, но который напишет о ней книгу (Вячеслав Медушевский написал о схимонахине Антонии (Кавешниковой) книгу «Помяните мою любовь» — ред.). Таковы горизонты обратной перспективы богосознания на земле. Однако Писание открывает и большее: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 12).

Преподобный Паисий Святогорец (†1994 г.).

Тяжко, душно в герметизме Декарта («Я мыслю, следовательно, существую»). Но легко дышится в святости обратной перспективы, которой в полноте живет Православная цивилизация. Вот дивные слова Иоанна Кронштадтского: «Мы потому и можем мыслить, что есть безпредельная мысль, как потому дышим, что есть безпредельность воздушного пространства. Вот отчего и называются вдохновением светлые мысли о каком-либо предмете. Мысль наша постоянно течет именно под условием существования безпредельного мыслящего Духа... везде в мире мы видим царство мысли».

Как изумительно сказал преподобный Исаак Сирин: по силе жития бывает познание истины. Конечно! Разве могут что-либо понять бесы? Для того нужно было б им покаяться, а из черной дыры злобы возврата нет.

Как дивно устроен мир! В каждой точке, в какую ни всмотреться, — безбрежный океан сияющего божественного смысла. Человеку остается только радоваться, восхищаться, преклоняться, благодарить за чудесность бытия, плакать о том, что недостойны столь великой щедродательности божественной любви, — и через этот радостотворный плач возрастать в ревностности жизни. Назначение светского искусства — извлекать огненную безконечность из всякого явления жизни и таким способом возводить через него ум-сердце-волю к Первоисточнику всякой красоты и мудрости. По безкомпромиссному критерию Баха, где нет служенья славе Божией и освеженья духа, там музыки нет, а только шум и дьявольская болтовня (в ХХ веке ее назовут попсой).

Служение славе Божией предполагает ее первенствующее бытие, как тому научает Писание. «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному» (Ис. 42, 8). Служение славе Божией, то есть красоте, развертывается в обратной перспективе богосознания. Жажда соединения с Богом, Сущим, первопричиной сущего, оборачивается полетной радостью бытия, ликованием ума и воли. Как же иначе? Не с материей же нам соединяться, и не со своей смертной самостью! Память о первенствующей любви Бога становится векторной памятью не о прошлом, а о будущем в молитве, надежде на Царствие Божие, уповании на встречу «лицем к лицу» (1 Кор. 13, 12). Богосознание исцеляет волю человека, делая ее годной к жертве подвига, терпения, силы любви.

В обратной перспективе богосознания, а не в «я мыслю» — изначальный жест души, как наставляет Апостол: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4, 19).

Постановка себя на первое место — в прямой перспективе. Оно кардинально противоречит богозданной норме человека.

Предстояние славе Божией подразумевает ее первичность. Нельзя предстоять пред тем, чего нет. Живое чувство присутствия тайны сопровождает творчество гениев и мощно подтверждается вдохновением.

Миссия — любимое слово Рахманинова! Без чувства миссии, говорил он, не смеет исполнитель выйти на сцену.

Миссия — посланничество. Кто посылает пианиста играть Бетховена? Бетховен? Но сам он говорил, что каждая его нота продиктована Всевышним. Миссия определяется той высшей силой, которая родила шедевр. Откровение красоты, бывшее Бетховену, неповторимым образом открывает себя и исполнителю, если он служит ей.

Еще требуется благоговение. Священнодействием называл Рахманинов сочинение музыки — столь возвышенно-трепетным было его отношение к тайнам вышней красоты.

41. В нарастающей турбулентности земных событий у России светлое будущее, если она вернется на путь призвания. Ее ответственность — не за себя только, но и пред миром. Без ее духовного восстания Европа и мир обречены. Пришло время выбора. Армагеддон начинается сегодня. Избранный Западом и агрессивно навязываемый человечеству удручающе стандартизированный путь в прямой перспективе и фальшивых ценностях ведет в бездну. Однако доминирование безнравственно, все народы достойны уважения, ибо равны пред Богом, доверившим всем возможность спасения.*

Человечество не продолжит существование без совести, без чувства справедливости и права, без красоты и истины, без великого смысла жизни. Без единения в лучшем. Всё лучшее нисходит с Неба. За правду, истину и красоту нужно страдать, ибо озверела тьма, а страданья накрывают мир, чтобы он прозрел. Требуется мужество стояния в истине любви. Дарованное людям «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Сколько еще позорить святых предков, малодушно оставляя истину в угоду либералистской пошлости?

Если не Россия возглавит покаянный поворот, то кто? Кто защитит честь, достоинство, целомудрие в людях и народах? Да не мечом, а духом истины, ибо «не в силе Бог, а в правде», по слову святого Александра Невского. Слава Божия должна вновь напоить красотой и вдохновением все искусства и науки, все стороны культуры и жизни. Россия имеет возможность возвратить мир к радости богосознания, возвратившись к ней сама. Ведь не на фальши самодельных ценностей держится жизнь мира, а на великом смысле и цели, поставленной пред человечеством Владыкой времени и вечности.

С даром великой традиции, запечатлевшей близость Божию, России бояться нечего. Как певец Хосе Каррерас исцелился от рака усердным вслушиванием во Второй концерт Рахманинова, так и Россия исцелится от западных безумий дарами своей культуры. Восставшая Россия нужна миру, чтобы мог он встретить с радостью, а не с ужасом грядущего на облаках Христа. Другого выбора не существует, ибо не считать же выбором ад.

*«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7, 9).

907
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
7
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru