Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Знамение времени

Помрачение сердец

Размышление мирянина.

Размышление мирянина.

Об авторе. Сергей Вячеславович Серюбин родился в г. Ульяновске в 1959 году. По образованию радиоинженер. Работал на заводе, был депутатом, занимался бизнесом. С 1996 г. в церковной журналистике: основатель и первый редактор газеты «Православный Симбирск». В 2004-2005 годах — собственный корреспондент Православной газеты «Благовест» по Симбирской епархии. В настоящее время — редактор ежедневного радиоканала «Православная волна», автор Православных документальных фильмов («Авторское видео Сергея Серюбина»).

…Весь мир — больничная палата:
Стенанья, хохот, смрад и вой!
Здесь брат винит больного брата,
Что он кривой, что он хромой.
О, горькое плода вкушенье,
О, слепота очей людских,
Своих не видеть нагноений,
Но презирать вокруг больных!
Калек печальное юродство
Немым глухих разубеждать,
Кричать о пользе благородства,
Слепцу слепого направлять,
О, дочь приблудная Адама,
Пора б тебе, душа, прозреть
И на пути к Святому Храму
Больного страстью пожалеть...

Диакон Сергий Ахматов,
г. Ульяновск.

В нашем Симбирске — беда. Брат пошел на брата, сестра на сестру. Кто-то искусно спустил курок «праведного гнева» прихожан. Не раньше и не позже. Очень точно. И очень грамотно. Если бы дело касалось чистой политики, то сразу можно было бы сказать — применили технологию «цветной революции». Но здесь хуже и опасней. Здесь борьба не за брюхо или нефтедоллары. Здесь под угрозу поставлены безсмертные души. Которым нет цены!

Короче говоря, на горизонте замаячило церковными нестроениями.

***

«Надо быть хладнокровным, и всё должно строиться вокруг единства Церкви».

Схимонах Лука, духовник
монастыря Филофей на Святой Горе Афон.

Глаза, глаза… Эти ошалелые, горящие страстью глаза. Выдающие несгибаемую упёртость их хозяина! Где же я их уже видел? На картине про боярыню Морозову? На многочисленных антиглобалистских собраниях, куда, бывало, захаживал сам? Или в Никольском, у «пензенских сидельцев», когда снимал о зарывшихся людях фильм «Эшелон в никуда»? А может быть, на Святом Афоне, в «зилотском» монастыре Эсфигмен?

Попробуем разобраться. Поскольку я — грешный мирянин и не имею богословского образования, то буду старательно уворачиваться от соприкосновения с высоким Богословием и выражаться простым языком.

Митрополит Симбирский Анастасий: «Я прослужил Церкви 46 лет, из них 26 лет в архиерейском сане. Если бы я был недостоин этого служения, то, наверное, Святейший Патриарх давно бы прекратил мою пастырскую деятельность. Да, я грешный человек и недостоин, может быть, пастырского служения по меркам тех людей, которые стоят сейчас во главе этого майдана. Но не им судить. Господь — мой судья, Господь — мой руководитель. Господь привел меня сюда, и если суждено будет, то у престола готов буду принять мученическую смерть от рук таких людей. Но отказываться от призвания Господа я никогда не буду».

***

Итак, что мы видим на поверхности.

Служил в городе Казани достойный Архипастырь. Служил долго, 26 лет. По его благословению были построены сотни Православных храмов, подняты из руин несколько монастырей. Честно и добросовестно заработал Архиерей себе два инфаркта миокарда. Именно при нем Матерь Божия вырвала из инославного пленения и вернула во град Казань Свой знаменитый Казанский образ. Да, не подлинник, а чтимый список — но ведь и его нам десятилетиями не отдавали! Случайностей в таких вопросах не бывает. Как не бывает их вообще.

Владыка Анастасий искусно интегрировался в татарстанский социум, при нем авторитет Православия в мусульманской республике поднялся очень высоко. А ведь в начале 1990-х, когда в Республике бушевал Татарский общественный центр, некая Фаузия Байрамова кричала по телевизору о недопустимости смешанных браков; а в Набережных Челнах русские жители иногда читали по утрам на ближних заборах «приветливые» надписи с настоятельными просьбами об их скорейшем отъезде. Все это давно прошло, но ведь было. И если в то непростое время Православная Церковь в Татарстане выжила и даже окрепла, то, безусловно, в этом есть немалая заслуга казанского Архипастыря — молитвенника и тонкого церковного дипломата.

Не держат, кстати, на Митрополита Анастасия никаких обид и казанские «ревнители благочестия» — антиглобалисты, антиэкуменисты. «До седла» их в Казани в церковной ограде никто не рубил, радикально не преследовал и к их голосу иногда даже прислушивались. На мой взгляд, это указывает на мудрость Архиерея и его управленческую гибкость.

Духовное училище стало семинарией. Это еще один мощный ход Владыки Анастасия. Не будем забывать, что до революции в Казани успешно действовала даже Духовная Академия. И уникальность ее состояла в том, что в ней был миссионерский факультет (единственный в России!), целью которого была подготовка будущих пастырей-миссионеров для проповеди среди малых народов Империи. Именно эти миссионеры сыграли важную роль в добровольном и ненасильственном выведении из «сени смертной» многих некогда нехристианских народов Поволжья, Урала и Сибири. Поэтому восстановление Казанской семинарии — важнейший стратегический шаг казанского Архипастыря. Именно здесь враг рода человеческого и нанес ему наиболее болезненный удар! Впрочем, а как иначе? Чего же здесь удивительного? На войне как на войне…

Полтора года назад там, в семинарии, произошло (если все же произошло! Если чего-нибудь вновь не перепутал протодиакон Андрей Кураев) некое событие, которое, получив огласку, привлекло к себе внимание. Приехала высокая церковная комиссия из Москвы. Но авторитетный «разбор полетов» толком ничего не дал. На этом и затихло. И всё то время, до перевода Правящего Архиерея в Ульяновск, никто эту историю громко не вспоминал.

В июле нынешнего года Митрополита Анастасия (Меткина) решением Священного Синода переводят на Симбирскую кафедру. И едва только эта новость достигла пределов Ульяновска, как сразу пришли в движение некие не совсем стихийные процессы. Думаю, после торжественного визита в Симбирск Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в мае этого года, после Великого освящения кафедрального собора и последовавшего за тем прихода в город чудотворной Жадовской иконы Божией Матери и неминуемого в этих случаях подъема авторитета Православной Церкви (напомню — в Ульяновске, на родине Ильича и Керенского!), кому-то срочно нужен был повод, чтобы этот высокий рейтинг Церкви (говоря грязным языком политтехнологий) максимально «сдуть». И повод не заставил себя долго ждать.

Духовная несдержанность, немудрость значительной части верующих с одной стороны и сакральная ненависть ко Христу с другой вдруг совпали и радостно нашли друг друга.

***

«Истинная ревность о вере не может соединяться со злобой. Где злоба — там нет Христа, там внушение темной силы. Христианская ревность — она с любовью, со скорбью…»

Священноисповедник Афанасий (Сахаров, 1962 г.)

Я не знаю, кто возбудился первым — те двое священников или группа мирян, но на акцию «в защиту чистоты канонов» они вышли уже вместе. Мирный Крестный ход и молебен в центре города в честь Царственных Страстотерпцев 17 июля плавно перешел в самый настоящий дебош, и впервые за всю историю Симбирской епархии (не считая периода обновленчества) произошла резкая поляризация верующих. Не хочу употреблять слово раскол, но в воздухе реально повисло нечто похожее. Выяснилось, что инициативная группа уже написала письмо к еще не уехавшему из Ульяновска в Казань Митрополиту Феофану с просьбой как-то повлиять на Митрополита Анастасия, чтобы тот «в соответствии с 90 правилом Карфагенского Собора» или очистил свое честное имя от грязных подозрений, или ушел на покой, или публично выявил негодяев. Иначе, по словам выступавших, «шлейф грязи, тянущийся за ним, автоматически накроет всех Православных Симбирской Митрополии». Далее прозвучали давно знакомые речевки про то, что «…если владыка ничего этого не сделает, то совершаемые им Таинства не будут иметь никакой духовной силы»… На том и разошлись. Странно, но уж как-то подозрительно много оказалось тут как тут корреспондентов светских СМИ. В прошлые годы такого на Крестных ходах не наблюдалось. Наверное, воцерковились… Через считанные часы смачные видеоотчеты о дебоше уже висели в ютубе.

А вечером 20 июля, перед праздничной службой, наступила кульминация — все елейные «просьбы к священноначалию» были резко отброшены, и «смиренные послушники» нового Владыки уже орали во всё горло — «А-нак-си-ос!!!» («Недостоин!»). Орали жестко и удивительно слаженно… Где-то репетировали?

Новый Владыка, закрыв голову образом Казанской Богородицы, поспешно прошел в храм и удалился в алтарь. Торжественная встреча Архиерея была, мягко говоря, скомкана.

Далее последовал «героический» штурм дверей собора так называемыми «верными чадами Церкви» — худенького мальчишку-казачонка едва не побили, причем осторожно шедший сзади толпы отец Георгий уже тянул к нему свои могучие ручищи. Картинка занятная…

Дебош продолжился и в соборе. Бросилось в глаза присутствие среди «ревнителей» большого числа случайных людей, причем очень агрессивно настроенных. Город наш небольшой, все верующие друг друга знают, но этих «захожан» я видел в храме впервые. Один пытался подраться со священником, другой, ворвавшись в храм, не посчитал нужным снять с головы кепку, третий — привычно задрав руку, снимал происходящее на смартфон. Ну а все вместе — продолжали кричать «Анаксиос!» своему Архипастырю.

Порадовала сдержанность клира: началось каждение храма, разнузданная публика как-то сникла и удалилась вон. Организованно, на «газелях» приехала — организованно, на «газелях» и уехала.

А служба в храме пошла своим чередом…

***

Из одного видеосюжета услышал я весьма лестные оценки того документа, который накануне скандала был передан прежнему Симбирскому Владыке — «Обращение к Митрополиту Феофану»: оно «…смиренное, очень грамотное, написано с любовью и с почтением». Решил ознакомиться. И у меня сразу возникли вопросы. Ниже я привожу курсивом цитаты из этого письма, а потом и свои комментарии.

Поэтому мы, как верные чада Русской Православной Церкви, не можем принять Митрополита Анастасия как Управляющего Симбирской епархии до тех пор, пока он не поступит согласно 90 правилу Карфагенского собора и не очистит свое доброе имя.

Здесь заложены взаимоисключающие понятия. Если они считают себя верными чадами Русской Православной Церкви, то должны жить по Уставу Русской Православной Церкви, а значит — исполнить его, приняв нового главу Митрополии без каких-либо предварительных условий. Но если они говорят, что «не могут принять Владыку Анастасия», значит, они не живут по Уставу Русской Православной Церкви Московского Патриархата, а следовательно, верными чадами не являются. Хорошо бы им как-то определиться самим с собой — чада они или нет!

Просим Вас, Ваше Высокопреосвященство, донести до Владыки Анастасия как Вашего возможного преемника нашу позицию, которая основана не на желании внести раскол или разделение в Симбирской Церкви, а единственно на твердом убеждении, что каноны Церкви, касающиеся нравственного образа архипастыря, должны соблюдаться неукоснительно.

Вопросов нет, должны! А каноны Церкви, касающиеся нравственного образа священника и/или мирянина? Должны? По-моему, да. И тоже неукоснительно! А что у нас по этой части? Да много чего… (см. далее)

Мы умоляем Владыку Анастасия пожалеть «малых сих» (каждый из подписавших данное обращение священников знает десятки таковых).

Хорошо, запомним это слово — «умоляем». Это когда кто-то кого-то молит. Видимо, смиренно и слезно и — «с поджатым хвостом». Мне так показалось…

Более того, мы вынуждены свидетельствовать, что чувства многих верующих столь напряжены и оскорблены ходящими слухами, что они готовы пойти на конфронтацию с новым Митрополитом, если он, несмотря на нашу просьбу, попытается силой взять под управление кафедру.

Что такое?! Так все-таки — они слезно молят или «готовы пойти на конфронтацию»? Одно из двух: или конфронтацией просто пугают — или слезы были лукавые. Тогда к чему все эти слюнявые формулировки про мольбу? Сказали бы честно: приедешь — устроим дебош!

***

«К несчастью, в наше время Мать-Церковь смущают многие: одни — образованные — ухватились за догмат умом, но не духом святых отцов. Другие — неграмотные — тоже ухватились за догмат, но зубами. Поэтому-то они ими и скрежещут, обсуждая какие-то церковные проблемы. И таким образом Церкви наносится вред больший, чем от врагов нашего Православия».

Преподобный Паисий Афонский
(Эзнепидис, 1994 г.)

Так кто же они — «осиротевшие чада» Митрополита Феофана? Давайте их рассмотрим.

Фигура первая: протоиерей Иоанн Косых. Как написано в соцсетях — священник в третьем поколении. Прекрасно помню его отца — схиархимандрита Алексия. Однажды даже у него исповедовался. Батюшка был очень строгой духовной жизни. Известно мне и то, что в Моршанске Тамбовской области, где они жили, за сугубо религиозное воспитание мальчиков в семье советские власти хотели лишить родителей родительских прав. Так семья Косых и оказалась в Ульяновске. Старший брат его, митрофорный протоиерей Николай Косых — благочинный. И именно он в условиях междувластия стал в епархии «удерживающим», а значит — основным оппонентом родного брата. На видеозаписи четко прозвучала его вполне трагичная фраза: «Отец Иоанн, не разлагайте Церковь!» Трагичная, потому что свидетельствует, насколько глубоко зашел процесс «борьбы за чистоту Православия», если уже брат пошел на брата!

Из обращения: «Каноны — это то, на чем зиждется наша вера».

Все эти годы я искренне считал, что вера наша зиждется не на канонах, а на Священном Писании и Священном Предании Церкви, на догматах Христианства, которые на Вселенских соборах сведены воедино в Никео-Цареградский Символ веры. Говоря светским языком, догматы — это Конституция, а каноны — федеральные законы. Законное назначение Владыки Анастасия разве нарушило какой-то догмат?

«Кто нарушает каноны, тот отпадает от Церкви. И те Таинства, которые совершает священник или епископ, нарушившие каноны, — недействительны!»

Мне даже неловко указывать на эту несуразность человеку, который когда-то являлся для меня авторитетом. Ребячество и горячность. Ниже по тексту я довольно подробно покажу, что все 20 лет священства отца Иоанна — цепочка сплошных вопиющих нарушений святых канонов со стороны самого отца Иоанна. А значит, все Таинства, им за эти годы совершенные, согласно его же логике — недействительны! Так, что ли? Нет, конечно...

«В свое время народ отрекся от Царя, от Крестоцелования, и в результате — миллионы жертв! И сейчас нам предлагают, мол, вы согласитесь Митрополита принять…»

Да, миллионы жертв русский народ принес в том числе за предательство Царя и его Семейства, согласен. Но данный пример некорректен. В той ситуации русский народ обязан был защитить Царя и Самодержавие, в соответствии с законом. Но не сделал это, нарушив закон.

А у нас сейчас ситуация другая — нашего согласия или несогласия никто и не спрашивает, поскольку в действующем Уставе Русской Православной Церкви Московского Патриархата эта норма (согласие мирян и клириков на назначение нового Архиерея) не предусмотрена. Да, наверное, это не всем нравится. Да, возможно, где-то попирается Соборность. Да, и мне это тоже не очень по душе, но это — законный Устав Русской Православной Церкви. Кто с ним не согласен, волен искать где-то на стороне какую-нибудь другую «кристально-чистую» идеальную церковь. У сектантов и раскольников таких «церквей» сейчас — большой выбор.

Фигура вторая: иерей Георгий Рощупкин. Человек для меня новый. Два мирских высших образования, военный политработник. Говорят, рукоположен во священника месяц-полтора назад. В соцсетях его жена — матушка Ольга — поведала, что в прошлом он предприниматель. Однако его бизнес, как видно из ее же слов, живет до сих пор. А вот о существовании Шестого правила Святых Апостолов (о недопущении для священника мирских попечений) рассказать ему, наверное, еще не успели…

«Соборность — есть исполнение канонов Церкви!» — говорится в обращении.

Мысль интересная! А подписавшие сами поняли, что сказали?! Сразу всплыла в памяти надпись над моим родным механическим заводом, провисевшая там всё советское время: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!» (В.И. Ленин). При всей моей тогдашней лояльности к Советской власти меня всегда мучил вопрос — а почему «оно верно»? И напрашивался логичный ответ — а потому что всесильно! А почему всесильно? Да потому что верно! И так далее... Так что по «глубине» мысли эти две фразы очень схожи. «Церковная соборность» — форма организации и единения Православных верующих, а «каноны» — дисциплинарное законодательство, основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутреннее устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан).

«У нас сейчас — момент Истины! Либо мы со Христом, либо — без Христа! Момент Истины наступил сейчас».

Смешно… И грустно… Ребячество…

Спасо-Вознесенский кафедральный собор Симбирска был освящен в мае 2015 года. И спустя всего два месяца в нем произошло это печальное событие — митинговая стихия захлестнула часть симбирской паствы…

***

Когда я услышал на видео слова отца Иоанна, что они «…не могут по своему желанию решать… какой канон выполнять, а какой не выполнять… или изменять», то от умиления у меня едва не навернулись слезы. Однако…

В моем фотоархиве бывшего главного редактора «Православного Симбирска» сохранился ряд фотографий отца Иоанна, где он совершает Таинства Церкви без фелони, например крестит. По нынешним временам — мелочь, но ведь не положено… Значит, и отец Иоанн — нарушитель Церковных установлений.

А когда «цвет симбирского священства», то есть отец Иоанн и отец Георгий, вместе со своими матушками совершают очередной поход в «Ашан» или просто прогуливаются по Венцу, то я сомневаюсь, что одеты они в подрясник, скуфеечку и с наперсным крестом на груди. Сомневаюсь очень сильно. Скорее всего, одеты они в обычную гражданскую одежду. В лучшем случае — в стилизованную под священническую, но всё же мирскую одежду. А значит, оба они — нарушители важнейшего канона Православной Церкви. Читаем:«Правила Шестого Вселенского Собора — Константинопольского» 27. Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие: на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения.

Как говорят в таких случаях мои младшие дети: «Это большо-о-ой гех!»

Далее. Вот два мощных правила, за нарушение которых оба наших священника должны неминуемо лишиться сана: «Правила Святых Апостолов» 55.Если кто из клира досадит епископу: да будет извержен. Правителю людей твоих да не говори зла.

А также здесь, аналогично:

«Правила Шестого Вселенского Собора — Константинопольского» 34. …аще некие клирики, или монахи усмотрены будут вступающими в соумышления, или скопища, или строющими ковы епископам, или соклирикам, совсем да низвергаются со своей степени.

Идем дальше. Читаем:«Правила Шестого Вселенского Собора — Константинопольского» 14. …во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, аще бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцати пяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется.

Летом 1996 года я видел отца Иоанна служащим Литургию в кафедральном Неопалимовском соборе Ульяновска.

Сбивчиво, то и дело поправляясь, он читал проповедь. Ну, понятное дело — молодой священник. Однако из его данных в соцсети видно, что рожден он примерно в 1968-1970 годах. Отсюда вывод: отец Иоанн — нарушитель канона Православной Церкви, так как принял сан священника до 30 лет!

Далее. «Правила Поместного Карфагенского собора» 18. Детям священников не представляти мирских позорищ, и не зрети оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления.

В доме, где смотрят телевизор и пользуются интернетом, увернуться от ответственности за это правило невозможно.

Может быть, хватит? Неужели после всего прочитанного непонятна простая мысль — любой из нас, будь он пастырь или пасомый, может быть в любой момент (и абсолютно законно!) подвергнут церковному прещению: кто извергнут из сана, а кто отлучен от общения церковного?! Потому как все мы — грешные! И я в том числе. Ведь Церковь, по слову святого преподобного Исаака Сирина, «…не есть собрание праведников, а толпа грешников кающихся». А нажимаю я на эти «больные мозоли» не потому, что являюсь прямолинейным максималистом, а лишь для того, чтобы донести следующую мысль — после всего, что мы о себе узнали из приведенных церковных правил, имеем ли мы моральное право кого-либо поучать (например, как соблюдать каноны Святой Православной Церкви)?! Тем более — законного Митрополита Русской Православной Церкви Московского Патриархата?

***

Думаю, наступил момент хотя бы кратко сказать об Афоне.

Летом 2007 года мне посчастливилось тридцать дней паломничать по Святой Горе в одиночку. За это время состоялись интереснейшие беседы с крупнейшими духовными авторитетами Горы — старцами, которые ответили мне на множество вопросов. Среди них — папа Янис (отец Иоанн — известнейший афонский старец) из Скита Святой Анны, старец Гавриил Кутлумушский, отец Лука Филофейский, отец Ефрем из Андреевского скита, старец Иосиф Ватопедский, русский отец Иона, а также болгарские, сербские и румынские старцы. Снимал их на видео в разных местах и в разные дни, но… говорили они все примерно одно и то же: «Мы становимся клириками не для разъединения Церкви!» (Отец Ефрем — дикей Андреевского скита). И еще будто в один голос они говорили мне: «Скажи русским — раскол создается за один день. Но врачуется он столетиями! Иди и скажи им это».

Открыл я для себя и то, что сама церковная жизнь на Афоне строится по принципу икономии. Что это такое (кто не знает)… Как мирянин, не собираюсь здесь богословствовать и отнимать хлеб у священников, а скажу предельно упрощенно: акривия — это язык ультиматума, приказа, язык категоричный и безкомпромиссный. Черное — белое, герой — негодяй. Я приказал — ты исполнил! Вплоть до мордобоя. Типичный пример — жесткая тональность комсомольских и партийных собраний в советское время.

Икономия — это язык братской любви, язык долготерпения, снисхождения к чужим грехам, деятельное исполнение слов Христа — «носите бремена друг друга», язык милосердия к немощам брата своего, боязнь раскола и забота о сохранении единства Матери-Церкви, горькое осознание своей собственной греховности (еще большей, чем у падшего брата). Типичное проявление духа икономии — при известии о грехопадении брата первое движение души — не осудить, а найти оправдание этого падения. Но при этом икономия — это не «религиозный пофигизм»: до безконечности взирать на деградацию брата спокойно никто не будет — граница есть!

Казалось бы, акривия и икономия — два реальных (и равноценных!) варианта поведения верующих. Но весь фокус в том, что практически жить по акривии имеет моральное право только тот, кто прежде сам исполняет абсолютно все каноны. А таких людей в природе, увы, пока не найдено. Единственно, для Кого это доступно — для Богочеловека Иисуса Христа. Следовательно, «двухвариантность поведения» — это фантом, мираж, искушение. Нет на самом деле никакой двухвариантности, а есть только один реальный путь — путь щадящей икономии, путь «меньшего из зол». Да, каноны при этом зачастую страдают, но зато сохраняется безценное сокровище — единство Церкви во Христе Иисусе. Свое долготерпение к грешникам, например, мои афонские собеседники объясняли тем, что они берут пример с Самого Христа: «Как Он долготерпелив ко грешникам, так и мы должны быть к ним долготерпеливы. При этом Спаситель не отменял этим грешникам угрозу наказания, а лишь отодвигал ее». Гнев — плохой советчик и «…правды Божией не творит»! Как бы нам, в запале страстей, вместе с грязной водой не выплеснуть и ребенка!

А такое уже было, и не раз. Вы никогда не задумывались — почему Русская Православная Церковь (живущая по старому стилю!) считает раскольниками и не поддерживает молитвенного общения со старостильниками Греции, Румынии и Болгарии? Со своими, как кажется, братьями по ревности? А потому, что в трудный момент, в момент борьбы внутри своих Поместных Церквей за чистоту канонов они сбежали от продолжения борьбы. Вместо того чтобы остаться и изнутри, как чада, продолжать максимально (и строго в рамках Устава) воздействовать на либеральную часть своей Поместной Церкви, они с гордо поднятой головой хлопнули дверью и ушли. Этакие «белые и пушистые». Тем самым они разорвали единство своей Матери-Церкви. К тому же большинство верующих, не всегда глубоко вникающих в сущность конфликта, осталось в основной, но уже в новостильной Церкви. Поэтому для старостильной Русской Православной Церкви Московского Патриархата законными Поместными Церквами являются новостильные Элладская, Румынская и Болгарская Церкви, а не их «благочестивые» старостильные оппоненты. Это — тонкий урок всем нашим кандидатам в члены «кристально-чистой церкви», поскольку сам факт поиска на земле таковой — прекраснодушная утопия. Старцы именуют это «ревностью не по разуму».

Из «Устава Русской Православной Церкви»

Глава XXIII. Об изменениях настоящего Устава

1. Настоящий Устав имеет силу для всей Русской Православной Церкви…

3. Право внесения поправок к настоящему Уставу имеет Архиерейский Собор.

Да, раньше много чего было. Открытая, публичная исповедь, например. Это когда грешник выходил на амвон и громко, на весь храм говорил народу все свои грехи, а священник стоял рядом и потом только читал разрешительную молитву. Вернем?! Или как?! Ну что же вы стыдливо потупили взоры, братья и сестры бунтари?! Неужели слабо перед всеми публично покаяться?

История Церкви знает, впрочем, случай, когда жители Милана выбрали себе Митрополита сами из благочестивых мирян. И он справился и даже стал святым — это Святитель Амвросий Медиоланский. Но тогда, в 374 году, порядки церковные это позволяли и это было законным, а сейчас НЕ позволяют, и сейчас это, соответственно, НЕзаконно. Поэтому если кого-то очень занимает вопрос о мнимой «дискриминации» мирян и рядовых священников при назначении Архиерея, то на сегодня легальный путь здесь только один — есть законный (пусть и в чем-то несовершенный!) Устав Русской Православной Церкви Московского Патриархата, и вот попробуйте сделать так, чтобы в него была внесена соответствующая поправка. Сделать это могут только Архиереи на Архиерейском Соборе. Значит, для достижения этой цели нужно мирно и спокойно взаимодействовать со своими Архипастырями, чтобы они сами инициировали этот (наверное, неудобный для них) вопрос на ближайшем Соборе. Но другой путь — это бунт и дебош, свидетелями (и, увы, кто-то и участниками) которых мы и стали на «родине Ильича».

Всё старо как мир. И в том, что случилось у нас в городе, нет ничего принципиально нового. Те же торчащие рога, только вид сбоку…

При прочтении Евангелия кого-нибудь наверняка царапнула фраза, что после Анны Христа отвели во двор Каиафы, «который был на тот год первосвященником» (Ин. 18, 13)? Как это — «на тот год»? Ведь по закону Моисееву Первосвященником избирали пожизненно. Дело в том, что уже в те времена наблюдались значительные отклонения от Пятикнижия: члены Синедриона ввели у себя «ротацию» — избирали Первосвященника лишь на один год. Нарушение большое. Но до нас не дошло никаких сведений, что иудеи этим возмутились и перестали ходить в Иерусалимский Храм. Они всё видели, всё понимали и проявили ту самую икономию — мудрость и долготерпение. А что было бы, если бы они своим «благочестивым бунтом» пресекли деятельность ветхозаветного Дома Божия? Еще до прихода в мир Спасителя?!

Православные греки почти половину тысячелетия находились под османским, мусульманским, владычеством. И всё это время Патриархи Константинопольские, в нарушение канонов, назначались (за деньги!!!) турецким султаном. Вопиющее попрание канонов Церкви! Но так было. Кстати, некоторые из тех Патриархов сейчас прославлены в лике святых, несмотря на такое нарушение канонов. И кто-нибудь сейчас осмелится сказать, что в ту пору церковные иерархи были безблагодатны? Кстати, частью Вселенской Церкви была и остается Святая Гора Афон. А теперь представим, что рядовые греки возмутились бы и грянули своим «Анаксиос!!!» очередному Патриарху — вынужденному нарушителю канонов?! Но греки стерпели, смирились, простили и… своею мудростью спасли не только свою Матерь-Церковь, но и будущие Православные Церкви, которые уже позже вышли из недр Константинопольской Церкви.

Думаю, что и верующие Казанской Митрополии после известных событий вокруг семинарии полтора года соблюдали покой не потому, что трусливы или равнодушны, а потому, что мудры и дорожат единством Церкви.

И если спуститься с новозаветных высот Благодати на самое нравственное дно, к языческому Закону естества, то даже в Римском праве мы увидим такую норму, как «презумпция невиновности». Но почему-то об этом забыли обвинители в своем ревнительском раже.

Помню, лет 10-15 назад тот же отец Иоанн с уважением показывал нам на Старом кладбище могилку приснопамятного Архиепископа Ульяновского Иоанна (Братолюбова, 1959). Тот пользовался огромным почитанием у верующих и когда читал проповеди, то опускал глаза, так как не хотел видеть восторженных глаз своих почитателей. И одним из сильнейших приемов развития у себя покаянного чувства, а также противостояния гордыне избрал он юродство Христа ради: на некоторых Литургиях он служил... в женских колготках и в женских туфельках на тонких каблучках. И это видели все…

И сейчас его могилу почитают верующие Симбирска.

***

Итак, вот он — правильный (на мой взгляд) алгоритм поведения.

Читаем Первоисточник:

Евангелие от Матфея. Глава 18.

15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;

17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Читаем еще, на ступенечку ниже по авторитету:

Правила Второго Вселенского Собора — Константинопольского.

6. …Если же некоторые… скажут, яко имеют нечто донести на епископа по делам церковным: таковым святый Собор повелевает, во-первых представить свои обвинения всем епископам области, и пред ними подтверждать доводами свои доносы на епископа, подвергшагося ответу. Если же епископы соединенных епархий, паче чаяния, не в силах будут восстановить порядок, по возводимым на епископа обвинениям: тогда обвинители да приступят к большему Собору епископов великия области, по сей причине созываемых; но не прежде могут они настоять на своем обвинении, как письменно поставив себя под страхом одинакового наказания с обвиняемым, если бы, по производству дела, оказались клевещущими на обвиняемаго епископа.

Просуммируем прочитанное. «Пошаговая инструкция» могла бы быть такой: в соответствии с действующим Уставом Русской Православной Церкви Московского Патриархата «цвет нашего священства» должен был безусловно, кротко и с любовью принять вновь назначенного Митрополита Анастасия как законного главу Симбирской Митрополии.

Ничего больше не предпринимать: спокойно служить самим, сослужить Владыке и лишь при появлении каких-либо смущающих фактов (именно в Ульяновске! и именно вновь открывшихся! и именно фактов!) совершать дальнейшие шаги.

Отец Иоанн как «главный ревнитель» мог бы тихо и без пафоса попроситься на прием к Владыке и один на один смиренно с ним поговорить. Изложить свои тревоги и вежливо попросить что-то исправить.

В случае отказа внять его просьбе: отец Иоанн приглашает отца Георгия, и они уже вдвоем наносят визит Архиерею. Тон беседы — смиренный, а не ультимативный.

В случае повторного отказа: отец Иоанн и отец Георгий просят собраться вместе других Архиереев Симбирской Митрополии — Епископа Филарета (Архипастырь Барышской епархии) и Епископа Диодора (Архипастырь Мелекесской епархии), излагают свои тревоги и пересказывают им историю своих визитов к Митрополиту. Епископы инициируют местный Церковный суд и пытаются разрешить данный вопрос на этом уровне.

Если Владыки отказались или у них ничего не получилось: отцы Иоанн и Георгий готовятся к выходу на общецерковный уровень. Но вначале пишут каждый заявление, что они согласны принять каноническое наказание сами (точно такое же, какое угрожает Митрополиту), если возводимое ими на Митрополита обвинение после рассмотрения окажется ложным.

Отцы Иоанн и Георгий обращаются к высшим общецерковным инстанциям: к Архиерейскому Собору, в Межсоборное Присутствие, Церковный Суд Русской Православной Церкви, в Священный Синод, лично к Патриарху.

В случае удачи — благодарят Бога и радуются, а в случае неудачи — благодарят Бога и безусловно подчиняются этому решению Церкви.

При этом: на всем протяжении длительного процесса они соблюдают режим «полного радиомолчания» — никаких интервью СМИ (даже Православным!), никаких соцсетей и никаких массовых мероприятий (Стояний, Крестных ходов, сборов подписей). Поскольку дело это внутрицерковное и нам не следует доставлять радость нашим «оппонентам» вне церковной ограды. Если я не ошибаюсь, примерно так учат нас и святые отцы. К тому же, по итогам рассмотрения дела может вскрыться клеветническая сущность и ложность обвинения, а репутация человека уже будет испорчена.

«Те, которые обличают других без рассуждения, находятся в духовном помрачении и, к несчастью, смотрят на людей как на пни или бревна. Эти нерассудительные люди без жалости «обтесывают» остальных, которые мучаются и страдают. Но при этом помраченные радуются тому, что из-под топора их обличений выходят ровные, обтесанные под прямым углом люди-обрубки».

Преподобный Паисий Афонский (Эзнепидис).

Говорят, что у них есть в запасе какой-то грозный «план Б». Интересно, какой? Может быть, прийти к Владыке Анастасию и извиниться?

5 августа 2015 г.

г. Ульяновск (Симбирск).

Дата: 21 августа 2015
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru