‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Духовные скрепы России: вера, патриотизм, единство

В Самаре прошла научно-практическая конференция в рамках церковно-государственного форума «Наследники победителей».

В Самаре прошла научно-практическая конференция в рамках церковно-государственного форума «Наследники победителей».

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, Губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин и председатель Самарской Губернской Думы Виктор Федорович Сазонов на конференции «Духовные скрепы России».

...Открытие форума совпало с праздником одного из самых почитаемых на Руси святых — Святителя и Чудотворца Николая. А в Самаре в этот день во всех школах выпускники праздновали Последний звонок. По широким проспектам, у фонтанов, на набережной Волги — всюду победно разгуливали симпатичные парни и девушки, выпускники-2015, с перекинутыми через плечо красными триумфальными «лентами выпускника». Так вот словно бы обрамляли они своими улыбками, своими надеждами на удачный старт во взрослую жизнь эти уже не совсем и школьники начавшийся форум со вторым знаковым названием «Наследники победителей»!

Конференция начала свою работу 22 мая в торжественной, праздничной обстановке, в помещении Театра оперы и балета. Первым слово взял Губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин. Губернатор подчеркнул, что ключевой темой форума является 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. «Это поистине святой для всех нас праздник. Война унесла 27 миллионов жизней советских людей. Более 500 тысяч куйбышевцев ушли на фронт, и каждый второй не вернулся. Нет ни одной семьи, ни одного дома, который бы не пожгла война. Сегодняшний форум помогает нам осмыслить все то, что происходило с обществом и людьми, понять, почему они шли на смерть, спасая родную землю. Наш общий долг — передавать новым поколениям любовь к родной истории, к Отечеству», — заявил губернатор.

Особую роль в деле Великой Победы сыграла Русская Православная Церковь: она благословляла воинов, передавала на фронт деньги, продукты, ценные вещи. Созидательная работа духовенства продолжается и сегодня. «Православие — это одна из духовных скреп, объединяющих наш народ. Я благодарен Самарской и Сызранской епархии за работу, которая проводится для духовного развития детей и молодежи. Достойно воспитав подрастающее поколение, мы можем гарантировать хорошее будущее нашей страны», — подчеркнул Николай Иванович Меркушкин.

Митрополит Сергий вручает Губернатору Николаю Ивановичу Меркушкину книгу об истории Династии Романовых.

В своем выступлении Губернатор отметил, что есть целые районы в разных уголках нашей огромной страны, где во время Великой Отечественной войны не было своих Героев Советского Союза. Хотя, конечно, жители всех уголков Советского Союза храбро бились с фашистами на фронтах за Победу. А вот самарцы Героями не обижены! В одном только селе Красная Горка Кинель-Черкасского района Самарской области — небольшом сравнительно селе! — сразу четыре Героя Советского Союза! Из этого села ушли на фронт 300 человек, из них 175 не вернулись с полей сражений. И вот четверо жителей Красной Горки — Николай Андреевич Маринин, Дмитрий Васильевич Осин, Марк Степанович Майдан и Виктор Александрович Малышев — стали Героями Советского Союза! Недавно в селе с церковным названием Красная Горка встал вопрос — чьё же имя, кого из четырех земляков-Героев, присвоить местной школе? Ведь все четверо, конечно же, достойны этого! И тогда в районной администрации нашли необычный выход. Предложили назвать школу не именами кого-то из четырех Героев (как тут выделить одного, когда всем им присвоено высочайшее звание... А дать школе имя того директора школы села Красная Горка, который перед войной возглавлял эту сельскую школу, воспитавшую будущих Героев! В этом соломоновом решении — и мудрость, и понимание того, что именно сфере образования, воспитания доступно главное — вырастить людей достойными гражданами Отечества.

С приветственным словом к участникам форума обратился Митрополит Самарский и Сызранский Сергий: «Россия — это великая, Богом хранимая держава. Трудно объяснить чем-то иным, кроме веры, героизм и величайшую жертвенность, любовь к Отчизне, которую люди проявляли во времена войн и потрясений. Она связана с Православной верой. Вспомните недавние 1990-е годы: у многих людей не было ни денег, ни работы. Сегодня ситуация тоже не из легких: сложная политическая обстановка плохо отражается на финансовом благополучии россиян. Но наш народ не отступал и не отступит перед трудностями, у него великая душа и вера, которыми всегда восторгался весь мир», — подчеркнул Владыка Сергий.

— Нам сегодня хотят навязать, если сказать словами Апостола Павла, исключительно «попечения о плоти», — сказал Митрополит Сергий. — Апостол не запрещает нам заботиться о теле для здоровья: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5, 29). Но при этом в другом послании разъясняет: «попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13, 14). К сожалению, сегодня именно этой «похоти» учит народ целая индустрия развлечений, делает людей «похотливыми», безнравственными! По сути дела, эта индустрия растления и воспитывает сегодня людей, высвобождает низменные инстинкты. Нельзя опускать планку нравственности! У нас есть великая культура, и мы должны ее сохранять и приумножать.

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий поздравил Губернатора Николая Ивановича Меркушкина с тезоименитством и вручил ему красочно оформленную книгу об истории Дома Романовых.

Антон Жоголев.

Фото автора.

Во времена испытаний...

С докладом «Русская Православная Церковь и власть в ХХ веке: от конфронтации к диалогу» выступил на конференции доктор исторических наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Львович Фирсов.

Мы приводим часть доклада ученого, которая посвящена церковно-государственным отношениям в СССР в период Второй мировой войны. Полностью этот доклад можно прочесть в ближайшем выпуске журнала «Лампада».

К началу Второй мировой войны Русская Православная Церковь, руководимая Митрополитом Сергием, была практически полностью «обезглавлена»: на свободе оставались только четыре правящих архиерея: сам Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), Архиепископы Петергофский Николай (Ярушевич) и Дмитровский Сергий (Воскресенский). Еще около десяти уцелевших архиереев Московской Патриархии находились на покое или совершали Богослужения как настоятели храмов. К началу 1940-х годов религиозная жизнь приняла очаговый характер. Не менее рьяно тогда же уничтожались и бывшие попутчики власти — обновленцы. В сталинской схеме тех лет места Православной Церкви не находилось.

Цельная антицерковная политика власти, а точнее говоря — Иосифа Виссарионовича Сталина, стала меняться под влиянием серьезных международных вызовов. Коммунистический диктатор прекрасно осознавал неизбежность крупной европейской войны, готовиться к которой было необходимо и на идейном фронте. Изменение в 1939-1940 годов западных границ Советского Союза также привлекло внимание к религиозной проблематике: к 1941 году на территории СССР действовал 3021 Православный храм, из которых около трех тысяч располагалось на только что возвращенных в состав страны землях (в Восточной Прибалтике, Западной Белоруссии, на Западной Украине и в Бессарабии). Появилось 46 монастырей, а ведь к 1938 году Православных обителей в Советском Союзе не осталось. Закрыть все действовавшие на этих территориях церкви и монастыри в короткий срок было и невозможно, и опасно.

Выступает историк Сергей Фирсов.

Однако реальные изменения в отношениях Русской Православной Церкви и советского государства произошли только с началом Великой Отечественной войны. Уже в первый день войны, 22 июня 1941 года, еще до обращения к народу Сталина, Митрополит Сергий написал особое послание «пастырям и пасомым», в котором вспомнил «святых вождей русского народа <…> Александра Невского, Димитрия Донского», заявив, что «Церковь Христова благословляет всех Православных на защиту священных границ нашей Родины». Тем самым Митрополит занял безусловную патриотическую позицию, дал понять, что руководимая им Церковь, несмотря на тяжелое прошлое, будет поддерживать власти в их борьбе с внешним врагом.

В условиях тяжелейшей войны Сталин осознал важность политического взаимодействия с Православием. Не случайно в июле 1942 года, когда страна переживала ряд крупных военных неудач, в Москве тиражом 50 тысяч экземпляров была издана замечательно оформленная книга «Правда о религии в России». Официально книга была издана Московской Патриархией, но на самом деле ее печатали в государственной типографии (на некоторых экземплярах, скорее всего по недосмотру, осталось яркое свидетельство тому: указание на типографию ликвидированного летом 1941 года журнала «Безбожник»).

Апофеозом этой изменившейся политики власти во время Великой Отечественной войны стала историческая встреча И.В. Сталина и В.М. Молотова с Митрополитами Сергием, Алексием и Николаем, состоявшаяся 4 сентября 1943 года. Газета «Правда» сразу же оповестила советских людей об этом событии. Сталин дал разрешение на избрание Патриарха, позволил приступить к практическому решению вопросов об открытии приходов и духовных учебных заведений, выпуске церковного издания. Тогда же Сталин проинформировал высших церковных иерархов о создании специального Совета по делам Русской Православной Церкви во главе с полковником госбезопасности
Г.Г. Карповым, ранее специализировавшимся на различных антицерковных акциях. Дела других религиозных конфессий и религий курировал Совет по делам религиозных культов. В дальнейшем произошло преобразование, и в 1965 году возник единый Совет по делам религий при Совете Министров СССР.

Уже через четыре дня, 8 сентября 1943 года, Архиерейский Собор, собравшийся в составе 19 епископов, в спешном порядке единогласно избрал Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

О лояльности руководства Русской Православной Церкви Сталин мог уже не безпокоиться: практически все архиереи прошли тяжелые испытания страхом, репрессиями, газетной травлей. В мае 1944 года, спустя пять дней после кончины Патриарха Сергия, новый Патриарший местоблюститель Митрополит Алексий (Симанский) направил И.В. Сталину письмо, в котором подчеркнул, что вождю известна любовь почившего иерарха к Родине, его патриотизм. «А нам, его ближайшим помощникам, — писал далее Митрополит Алексий, — близко известно и его чувство самой искренней любви к Вам и преданности Вам, как мудрому, Богопоставленному Вождю народов нашего великого Союза».

Вскоре Митрополит Алексий был избран новым Предстоятелем Русской Православной Церкви. Репрессии, уже не такие кровавые, как в 1920-е и особенно 1930-е годы, продолжались и далее, но государственно-церковные отношения складывались иначе, чем до войны. Исследовавший механизм репрессий известный политический деятель времен перестройки
А.Н. Яковлев пишет: «В 1943 году общее число репрессированных Православных священнослужителей составило более 1000 человек, из них расстреляно 500. В 1944-
1946 годах количество смертных казней священнослужителей каждый год составляло более 100».

Первоначально Сталин хотел использовать авторитет Русской Православной Церкви для решения крупных политических задач. Содействуя ее организационному укреплению, он, в частности, согласился на полную ликвидацию структур обновленчества. Однако в дальнейшем интерес Сталина к Церкви как инструменту политики падает. Сохраняя внешне ровные отношения с Русской Православной Церковью, власть пошла на ограничение ее влияния в обществе. А после смерти Сталина новое советское руководство, осудив прежний внешне примиренческий курс государственно-церковной политики, встало на путь открытой конфронтации с Церковью.

В суровом Мурманском краю

Работа форума продолжалась по секциям. Многие педагоги 23 мая собрались в Филиале некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр» «Победа».

Одним из самых запоминающихся было выступление ответственного секретаря Правящего Архиерея Мурманской и Мончегорской епархии по работе с отделами Епархиального управления, заведующей учебной частью епархиальных Свято-Феодоритовских катехизаторских курсов Натальи Петровны Грациановой:

— Я в эти дни пережила настоящее культурное потрясение. Давно мечтала послушать классический детский хор. Настоящий! И услышала в Самаре. А в Мурманской области детских хоров уже нет. Есть какие-то ансамбли, которые, как правило, поют под фонограмму эстрадными голосами. Настоящий хор — такая редкость сейчас! Порадовало и увиденное здесь множество детских внешкольных учреждений дополнительного образования — в Мурманской области такие учреждения повсеместно закрываются… Поклон вам за то, что вы в центре России сохраняете и приумножаете лучшие традиции русского образования.

Мы живем в приграничном регионе, Мурманская область граничит с Северной Европой, и мы испытываем сильный прессинг от западного мира. В 1990-е годы у нас образованием и воспитанием педагогов, а зачастую и детей, занимались норвежцы и финны. У нас и сейчас многие учителя участвуют в каких-то западных грантах, есть даже договор приграничных муниципалитетов с Норвежским правительством и норвежскими организациями по защите прав детей. И разными путями заходит к нам оттуда ювенальная юстиция.

Мурманская епархия молодая, в следующем году будет только двадцать лет со времени ее создания. А 19 лет назад в Мурманске не было ни одной воскресной школы. Сейчас у нас уже Митрополия, и воскресные школы действуют при многих храмах. Появились и просветительские центры. Но статус воскресной школы не определен, и ей непросто сотрудничать со школой или детским садом. Поэтому ставка сейчас на просветительские центры, они создаются при каждом приходе. Просветительские центры необходимы, чтобы создавать Православную среду. Еще Хрущев пообещал сделать Мурманскую область безбожной, и у нас от советских времен сохраняется довольно сильное влияние атеистической идеологии. Вот в этих условиях и проявляется нравственная сила наших Православных педагогов. Сейчас у нас детские сады больше склоняются к Православной традиции, к сотрудничеству с епархиальными центрами, участвуют в конкурсах «Нравственный подвиг учителя», «Красота Божьего мира», работники дошкольных учреждений учатся на Феодоритовских курсах. Сами родители высказали предложение ввести Основы Православной культуры в детских садах. И это предложение было с радостью принято. Выпускники детских садов приходят в школы — и многие родители пишут заявление на изучение в школе Основ Православной культуры. И в этом году число изучающих ОПК возросло в разы — с 4 до 23%. Мы планируем, что на следующий год будет еще больше.

984
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru