Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Зарубки на память

Своими размышлениями делится доктор филологических наук, профессор Государственной академии славянской культуры (г. Москва) Владимир Иванович Мельник.

Своими размышлениями делится доктор филологических наук, профессор Государственной академии славянской культуры (г. Москва) Владимир Иванович Мельник.

Нищетою богатая

Сегодня уже мало кто сомневается, что дьявол если и сможет временно подавить Святой Дух в человеке и человечестве, чаще через деньги, через искушение богатством. Всё остальное ему не удалось. В Евангелии Христос шесть раз упоминает богатство и только два раза дьявола. Здесь на пути врага нашего спасения стоит Россия, которая (так порою кажется) только для того и терпела бедность на протяжении всей своей истории, чтобы остаться Удерживающей в момент всеобщего стремления к богатству. Когда-то один хороший русский поэт написал о России:

Ты думала лишь только выжить, выжить,

А жить потом ты думала, потом...

И сегодня коренная Россия, Россия неолигархов, не искусилась богатством. Конечно, многое погибло в душах людей, и многие пали. Но каким-то чудом коренная Россия осталась жива в своей Православной Церкви и около Неё. Она любит, верит, трудится. Мимо неё текут реки золота, принадлежащие ей и у неё украденные. В другой стране, в другом месте от напряжения
несправедливости давно полыхнуло бы небо и полились реки крови. В России же, как сказал поэт Некрасов, стоит великая Тишина. Это не тишина безсилия. Это тишина скрытой силы. Ведь только в России было столько блаженных и юродивых. Это они сегодня являют в нас свою скрытую силу. Господь тысячу лет готовил Россию к последнему подвигу, который она совершит, когда никто другой уже не сможет. Удивительная страна!

За бортом, или Как крестили врача

Матушка Наталья рассказала, как в начале 1990-х годов, когда народ после долгого духовного сна очнулся и начались массовые крещения, в Новосибирске был случай. Церкви были переполнены крещаемыми. Пришлось еще на реке Оби на пароходе установить судовую церковь, в которой стали крестить людей. Собралось много священников, потому что народ подходил к месту крещения десятками и сотнями. Начали с раннего утра. К вечеру покрестили тысячу двести человек. И все еще продолжали крестить. Священники падали с ног от усталости. На судне был врач, который оказался закоренелым атеистом. Его спрашивали:

— Креститься будешь? Без крещения как попасть в Царствие Небесное?

Но врач всё отказывался. А народ всё шел и шел, и в душе своей доктор ощутил странное безпокойство: весь народ крестится, один я останусь «за бортом».

И вдруг, когда уже стемнело, доктор не выдержал: «Покрестите меня!»

— Да уже ночь. Буря началась. Вода в купели не удержится: выплещет ветер.

— Всё равно крестите. Не в купели, так в самой Оби.

И вот все молитвы прочли в судовой церкви. Доктор разделся и почти голый (в ноябре!) полез в Обь. Корабль прыгает на волнах, — как опустить доктора в воду на глубине, ведь смоет его в реку! И вот один батюшка лег на трап в полном облачении, а другой батюшка стоит на палубе и его за ноги держит, чтобы не упал с трапа в воду. Батюшка, который на трапе лег, врача окунает в ледяную воду.

— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Потом втащили врача на судно. Покрестили, как во времена Великого князя Владимира.

Поэзия

Что такое поэзия? Не стихи, а настоящая поэзия? Она всегда — тень молитвы.

Монах Лазарь (Афанасьев) пишет добрые детские книги.

Отец Лазарь

В советское время писатель Виктор Афанасьев публиковал одну книгу за другой. Стихи, проза, биографии великих людей, детские книжки — все это шло потоком.

Он и сейчас пишет много, но — по-другому. Дети, да и взрослые, хорошо знают его книжку про ёжика. Мне посчастливилось познакомиться с ним уже в то время, когда он, неожиданно для многих, стал монахом Лазарем и переселился жить под стены Троице-Сергиевой Лавры, под защитный покров Преподобного Сергия Радонежского. Маленький домик находится недалеко от Лавры, но добраться туда можно только на машине, и гости отца Лазаря зачастую нанимают такси. Келейницей у него мать Наталья, его бывшая жена, а теперь инокиня, преподаватель Московской Духовной Академии. Она хоть и преподаватель и непривычна к сельскому труду, а на ней нелегкое деревенское хозяйство: надо картошку, капусту, свеклу и прочее посадить, а потом ухаживать, убирать урожай, готовить, прибирать келью, покупать лекарства, следить за здоровьем отца Лазаря. Отцу Лазарю нелегко: он часто болеет, и хотя по-прежнему пишет много книг, деньжат на жизнь частенько не хватает.

Книги теперь выходят из-под его пера только духовные и исторические. О святых отцах Оптиной пустыни, о святой равноапостольной Нине, о прославленных Церковью и еще не прославленных подвижниках Русской земли.

Всегда поражаюсь, как слабый телом монах Лазарь находит в себе силы переживать о чужих бедах, болезнях… Запомнилось, как однажды при прощании с ним я услышал грохот проходящей электрички.

— У вас здесь железная дорога рядом. Не мешает своим шумом?

— Нет, мы привыкли. Да и есть чем заниматься: я считаю себя местным стрелочником.

— Это как, отец Лазарь?

— Электричка проходит, а я представляю, сколько в ней людей поехало в Москву: у каждого своя забота, свои скорби. Да и как дорога сложится? Вот и молюсь за них: «Помоги, Господи, всем, кто едет в этом поезде». И так провожаю каждую электричку...

И я представляю отца Лазаря стрелочником: стоит маленькая фигурка согбенная во дворе, а вместо флажка в руках отца Лазаря молитвослов.

Фаина Семеновна

Фаина Семеновна — образец духовного преображения, которое может пережить любой человек. Правда, не у всех это получается. А у неё получилось.

Фаина Семеновна была инженером и женой маститого академика-ядерщика. А главное — очень добрым человеком. Всю свою неуемную, бьющую ключом энергию она направляла на то, чтобы облегчить жизнь окружающим: кому-то выхлопатывала путевки в санаторий, кому-то — местечко в кремлевской больнице, сама ездила в аптеку за лекарствами для больных знакомых. Она была очень простая — и совсем не была похожа на академического небожителя.

Мы познакомились с ней за несколько лет до её смерти, ей шел восьмой десяток. Но она по-прежнему круглыми днями занималась чужими делами, хотя главной заботой её была внучка Леночка, которую нужно было и лечить, поскольку ребенок был не совсем здоров, и готовить к поступлению в хороший московский вуз, причем на общих условиях. Целыми днями Фаина Семеновна водила Леночку к разным репетиторам, к хорошим врачам, в кружки по интересам. Причем эти интересы она старалась определять сама. Познакомившись с нами, Фаина Семеновна открыла для себя Церковь. Она вдруг поняла, что устройство внешней жизни — 
не самое главное.

Конечно, перемениться вдруг на склоне лет она не могла и порог церкви переступала лишь по большим праздникам. Но со свойственной ей целеустремленностью и инженерной рациональностью она стала делать попытки понять и приложить к жизненной практике это новое для неё явление — Церковь. Она внимательно выслушивала всё, что говорилось о религиозных вопросах, и потом, обращаясь к Леночке, несколько наивно, но без карикатурной пошлости говорила: «Леночка, это очень важно. Вот у нас с тобой всё есть, а вот этого не хватает…»

Как и всё, что она делала, она и к религии относилась чрезвычайно серьезно и конкретно. Задавала много вопросов, пыталась понять отличие житейской логики от ускользающей логики Божественного Промысла о человеке. Вопросы её были простыми, но самыми главными, с житейской точки зрения: почему Бог не накажет и не уберет с лица земли плохих людей, почему страдают дети за грехи своих родителей — и справедливо ли это? И тому подобное.

Далеко продвинуться в своем богословии Фаина Семеновна не успела: Бог неожиданно послал ей серьезную болезнь — и буквально за несколько месяцев она обнаружила, что стоит на пороге смерти. Даже первые походы к врачам не изменили её несокрушимого оптимизма и улыбчивости. Она только как будто слегка устала: как будто чуть-чуть на ваших глазах сдулся хорошо надутый воздушный шарик. Она уже знала, что в несчастьях можно прибегнуть к тому, чтобы дать обет Богу, и она дала такой обет: пообещала Богу, что если останется жива, то не будет есть «красного мяса» (говядины, свинины). При этом трогательно добавила: «А от курицы отказаться не могу». Затем она легла в больницу — и только тогда обнаружилось, какова была глубина внутренней переделки её души.

Когда она однажды позвонила, я поразился твердости её духа. Она твердым голосом сказала: «Я умираю. Нет-нет, не утешайте меня, я знаю, что я скоро, может быть, через несколько дней, умру. Мне больше обратиться не к кому, только к вам. Леночка принесет вам десять тысяч рублей — и я прошу вас отнести эти деньги в любой монастырь, в какой вы сочтете нужным, на помин моей души. Я не боюсь умирать, я что-то поняла».

Честно сказать, Фаина Семеновна удивила меня в очередной раз: ведь не каждый воцерковленный христианин умирает с таким мужеством, с такой верой. Но и здесь, как всегда, проявилась свойственная Фаине Семеновне «инженерная логика». Для неё главным было понять, «как это устроено». А там уж она начинала действовать. И здесь было то же самое. Но главное все-таки было в другом: она была счастливым человеком. Всю жизнь она жила для других людей, жалела их, многим для них жертвовала, и Господь в конце её жизни послал ей последнее и самое важное знание, милостиво не принял её наивного обета и одарил её гораздо большим. 

Владимир Мельник

884
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
10
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru