...У Пушкина была хрустальная ваза, куда он кидал бумажки с мимолетными идеями, чтобы при случае дать им прорасти. Этот файл — заменитель такой вазы.
...У Пушкина была хрустальная ваза, куда он кидал бумажки с мимолетными идеями, чтобы при случае дать им прорасти. Этот файл — заменитель такой вазы.
Об авторе. Вячеслав Вячеславович Медушевский родился в 1939 году в Москве. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России, автор более чем ста работ по проблемам музыки, искусства, истории культуры, образования.
22. По Апостолу, верующий человек есть храм Божий и живущий в нем Бог. Стремление к Небу и жажда небесного вдохновения врождены людям. Но чтобы в человека не вошел чуждый дух, который входит через гордыню (скрытую установку на самоправедность и самобожие), требуется смирение. Потому советовал Господь святым держать голову во аде и не отчаиваться (преподобный Силуан Афонский). Чем больше дистанция между чувством преступности своей жизни (ибо норма, точка отсчета — быть святыми и совершенными, как Бог) и светом упования, великого чаяния Царства Духа, которое дается только Свыше в ответ на чаяние, — тем быстрее и вернее путь к чаемому.
23. К мысли о постмодернистском управленчестве (см. 19). Что ему противопоставить? «Симметричный ответ» с нашей стороны? Это значило бы изменить духу нашей цивилизации и погрузиться в предлагаемые нам интриги (само это слово — от глагола со значением «запутывать»). А дух наш устремлен к правде. Только она способна вырвать нас из сетей лукавства. «Не в силе Бог, а в правде». Ярославова «Правда» была первой русской конституцией, основанием права. Что же такое с Божественной точки зрения постмодернистское право? На каких «принципах» основано? Первый принцип — онтологическое хулиганство (своеволие хищных желаний, попирающее Божественное право). Второй, в отношении к светоносной традиции, — оголтелый хищный волюнтаристский футуризм, опирающийся на идеологию прогрессизма, которая сама основана на центробежном мировоззрении. Этим дьявольским вывертам нужно противопоставить правду Божию: онтологическому хулиганству — послушание воле Божией; футуризму, прогрессизму и центробежному мировоззрению — вдохновенный консерватизм, вытекающий из центростремительного богосознания. Консерватизм дьявол оболгал, сделав его синонимом косности. Между тем это заповедь Божия, прозвучавшая в Раю. На русском языке она звучит так: хранить и возделывать Рай, то есть сохранять Божественное благоустроение жизни. Где здесь косность? Это великое творческое дело, однако не самостное, а благодатное. Русские высшие учебно-музыкальные заведения так и назывались — консерваториями. Они и охраняли красоту Рая в своей предметной области. Что здесь плохого? Русский консерватизм, устремленный к красоте, истине, добру, справедливости, а в последней глубине к любви Божией, требует высочайших творческих усилий в благодатном вдохновении Свыше. И силы к ним даются, ибо «не мерою дает Бог Духа» — сверх наших ожиданий.
Можно говорить и о традиционализме. Традицию тоже оболгали. А ведь ее перевод и историческое значение — Предание (в церковном смысле слова), то есть передача по поколениям высшего смысла, света и красоты жизни. Традиция в вертикальном времени устремлена вперед, к Царствию Божьему, ибо в нем-то и раскроется последний смысл жизни человечества, где Бог будет «всяческая во всем» в неизмеримости Его красоты, любви, блаженства.
24. Земля уменьшилась, время сжалось, цивилизации, сохранив прежние установки, стали мыслить глобально: Запад, возглавляемый США, продолжает мечтать о доминировании; трудолюбивый Китай, мыслящий тысячелетиями, намерен неспешно заселить собой Землю, «ибо трудящийся достоин пропитания»; исламские фундаменталисты хотели б загнать мир в гедонистический рай, как идеальную и прекраснейшую (по их мнению) среду обитания, а несогласных вытеснить или ликвидировать; буддисты не прочь погрузиться в безхозную, лишенную самосознания нирвану…
Призвание России — с любовью молиться о Земле, чтобы помиловал всех Господь, помог во времена всеземной бойни и фальшивого мира с единым правителем во главе совершить правильный выбор между Христом и антихристом, дабы наследовали люди Царствие Божие и, обоженные в нем, могли жить жизнью любви Божией в Богообщении всех поколений Земли, что является последней целью мироздания и мировой истории. Богохульно ведь мыслить цель творения как доминирование, преобладание, как гедонистическую среду. Бог, Троическая любовь, и мир сотворил для любви. Чтобы люди свободно искали проникновеннейшего Богообщения, создал вместе с мирозданием и стрелу времени. Поделенное на времена время отделило Рай от вечного Царствия Божия. А там перегородки между прошлым, настоящим и будущим растают, поколения Земли в соборной любви между собой станут не современниками, а «со-вечниками» — вечными участниками Божественной жизни Бога-любви.
25. В связи с движущейся на нас угрозой мировой войны вчера в усталости и безволии, несмотря даже на сердцебиение с аритмией, читал в интернете, безумный, до половины второго ночи предсказания неправославных («ясновидцев» и прочих) на 2015 год. Прости, Господи, согрешил, подобно Саулу. Позволь мне, Господи, жить, чтобы вновь искать Твоей милости. Ты возвратил ее! — и возрадовался дух мой о скорой милости Твоей. И сердцебиение вдруг прошло, и с легкостью совершил 33 земных поклона и мое обычное молитвенное правило. Слава Тебе, Боже! Как сладко оживать! Ничего хуже нет, Христе, чем лишиться Твоего смотрения на нас.
26. Веры, Надежды, Любови, Софии. В предутреннем сне сочинял (на бумаге) сонату для скрипки и фортепиано в ре мажоре под руководством Моцарта, который подсказал красивые одноголосные секвенционно-имитационные переклички. Моцарт был в обличии новопреставленного молодого иерея Андрея, знавшего матушку Антонию, за которого я подал сорокоуст. Не хотелось, чтобы «Моцарт» уходил, но он торопился и ушел, а я проснулся, и пришла мне в голову идея статьи (см. ниже).
27. Надо написать статью «Понятийно-смысловые регистры языка и музыковедение». Невидимая грань разделяет в каждом слове эти регистры. Когда жива была в сознании народа уникальная глубина русского языка — церковнославянский язык, было проще: был отчетливый выбор регистра. Око — глаз. «Всякое дыхание да хвалит Господа» — «все дышащее» (Синодальный перевод). Старче (звательный падеж) — старик. Откровение — открытие. Дерзновение (от близости Божией) — дерзость (от дьявольских энергий). Чем определяется разность регистров? Христос указал на фундаментальную неоднородность пшеницы и плевел. И Апостол: душевные не поймут духовных, а последним все открыто (см. 1 Кор. 2, 12-16). Но душевные через покаяние могут родиться в Духе — Божьей силой. Слова духоносных людей могут направить их волю, наставить на путь духовный. Художественные языки, музыка в частности, тоже обладают этой разностью регистров. И для музыкантов жизненно важно перейти в высокий регистр, ибо только там обитает гениальность и красота. Например, цезура (переключение от окончания фразы к новой фразе) для посредственных музыкантов — смерть духовная, а для настоящих — откровение красоты, воскресение, восторжение к радости и простору смысла, к слышанию откровений развития. Коренной секрет педагогики заключается в умении воспитать гениальное слышание (соответственно и руки, пальцы, губы и язык у духовиков переходят на уровень вдохновенной моторики, способной подчиняться духу). Но для того педагог должен суметь вдохновить ученика красотой цели (насильно, без соучастия воли ученика, мертвость слуха не взойдет благодатью Божией к жизни).
А далее о том, как выстраивается духовное музыковедение, отчетливо разделяющее регистры музыкального и вербального языка.
28. Мировой глобальный Нью-Содом строится стремительно, притом синхронно во всех областях жизни — правовой, образовательной, властной (подготовка к подкожным чипам), информационной. Например, «слухи» о войнах, о которых предвещает Христос, стали в мировых СМИ, возглавляемых США, технологией по изготовлению «реальности», на основании которой строятся обоснования как локальных военных столкновений, так и всей стратегии дипломатической, экономической и прочих сторон глобально-цивилизационной войны Запада против остального мира. Разумеется, мировой кризис не оставил в стороне ни язык, ни художественные языки искусства, не говоря о дьявольской сдвинутости сознания в скорлупе «мировоззрения», до конца отключившегося от Богосознания.
29. Когда каешься в пристрастном выслеживании новостей из воюющей Украины, порой это мнимое покаяние осуществляется как бы из самой страсти, на территории ее притяжения, незаметного отождествления себя с ней. Это безумие! — Все равно как если бы, находясь в герметичном резиновом мешке, с отчаянным напряжением рук и ног отталкивать от себя одну сторону мешка: с совершенно такой же — равной — силой противоположная сторона мешка прижимает тебя к страсти. Как быть? А нет мешка! Вернее, создаем мы его сами. Кто ж, кроме нас? Этот мешок — не богозданный! Бог его не создавал, и ненавидит его, как главное препятствие Его любви. Создается он гордыней самости. А это — коренной грех, из которого растут все прочие грехи и страсти, в том числе и мечтательное богоборческое восстание на Промысл, навязывающее Богу нашу человеческую волю. Стараясь выдрать из себя производные грехи, мы едва ли не постоянно забываем о производящем. Отсюда торможения и топтания на месте в нашем устремлении к Богу. Он ждет истинного покаяния. Мы вроде бы и вопием, и сильно вопием к Нему, однако лицемерно. Сколько б ни кричать из изготовленного гордыней мешка самости, толку не будет. Мешочная кричалка — не молитва и не покаяние. Где в этот момент якобы покаянного вопля находится наш дух? Спит? Не хочет укорить заточившуюся в себя душу? Зачем же отождествлять себя с нашей ветхой самозамкнувшейся прелюбодейной душой, в то время как заповедано нам возненавидеть ее до смерти (Ин. 12, 25). Кто ж выступит субъектом праведного негодования против страсти, как не дух наш, возносящий к Богу юнеющую в Нем душу? Дух свободен, и мешка для него, как и для Бога, не существует. Дух выступает из мешка, встает на сторону Бога, получает благодать радости, силы, дерзновения. Когда так, верой утвердив себя не в мешке самости, а в Боге, совершаем покаянные земные поклоны, Он восстанавливает в новорождающейся душе живую теплоту Богообщения; тяжкий камень гордыни спадает, и душа, обрадованная, благодарит Бога, хочет выразить свою благодарность в подвиге жизни. Христос ставит в пример веру сотника, воскликнувшего: «Скажи слово, и выздоровеет слуга мой». Где находилась в тот момент его душа? Уж конечно, не в герметизме тьмы, а в славе Божией. И покаяния тоже не бывает без любви и доверия Богу. Не из мешка самости исходит покаяние. Действенность его — от веры и любви.
Преподобный Антоний Марткопский. |
30. Моя мысль о вертикальном времени, в котором развертывается музыкальная форма, кажется людям трудной, вычурной метафорой. Чего ж трудного? Ощущение трудности — всего лишь из-за коренного непонимания-нечувствия своей природы: себя мы мыслим щепочками, несомыми ручьем, — замирающими в заводях, неспешно кружащимися в них или внезапно ввергаемыми в водовороты, застревающими между камнями. Зачем так? Не щепки мы! Мы образ Божий, Божье дыхание — и пребывать должны в Боге, вечном и постоянном. Здесь точка отсчета! — никак не в горизонтальном времени. Писание непрестанно призывает: стойте! Стойте в вере, законе, в Господе, «стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5, 1). Мужество святые отцы определяли как стояние в истине, то есть в любви и милости Божией. Стояние! Св. Иоанн Лествичник сравнивает кротость со скалой в море житейской раздражительности: волны бьют ее со всех сторон, а она стоит неколебимо. Замечательны поучения индоевропейской этимологии, подметившей производность понимания от стояния. Когда мы stehen (стоим, англ. stand), то начинаем verstehen (понимать, understand). Стоять можно только в неколебимом — в вертикально направленном к нам луче Божьей вечности, силы, славы, красоты, истины, любви, жизни — и этим лучом притягиваться к его источнику. Псалмопевец Давид уподобил праведника древу у источника вод, а нечестивых — праху, возметаемому ветром. Ветер — символ горизонтального времени, которое сметает, словно пыль, отлучивших себя от истинного бытия. Зачем мятутся народы? — вопрошает Давид во втором псалме.
Да, горизонтальное время, где крутятся шестеренки атомов, планет вокруг своей оси и вокруг Солнца, вертятся сутки и меняются времена года, не вправе быть точкой отсчета — это равносильно идолопоклонству (поклонению твари вместо Творца). Большой грех! Занимающиеся идолопоклонством находятся в опасности (Откр. 21, 8).[1]
Вертикаль отношений Творца и творения — истинный стержень жизни. Как координата бытия, вертикаль, утвержденная любовью Бога к творению, недвижна, неколебима. Мы в ней. Горизонтальное время с его событиями и переменами проносится сквозь нас, а мы, словно столпники, стоим на страже, вперив сердца в вышину.
Блаженны столпники — мученики ради любви Божией. Однажды мы с моей путеводительницей, музыковедом Сусанной, стояли высоко в горах Кавказа на столпе преподобного Антония Марткопского. Незабываемо! Пятьюстами метрами ниже располагался монастырь, где почивают мощи святого. Как он стоял — полтора тысячелетия назад — зимой средь бурь, продуваемый неистовыми ветрами? Непостижимо. А мы той теплой многоцветной осенью, стоя вблизи туч на столпе, одни во вселенной, смиренно вдохновлялись неотмирным безбрежным покоем. Небо было странное и волнующее, как на картинах Эль-Греко. Далеко на горизонте вдруг прорисовался узкий луч света, чрезвычайно яркий в перенасыщенном влагой воздухе. Я почему-то сказал: сейчас он придет к нам и остановится на монастыре. Мистический луч приближался с далекого горизонта с поспешностью и действительно надолго завис над монастырем, осветив его радостью. Мы застыли в ощущении Присутствия. Когда позже спустились в монастырь, моя спутница спросила монаха: не могла бы она навсегда остаться в обители. — Нет, невозможно… Я уже помышлял, как успеть возвратиться из такого пустынного места назад, в Тбилиси, а Сусанна медлила. «Не хочется уходить?» — Не хочется.
Может показаться, что в столпе вертикального времени пребывают только святые. Психологически это так: святые по заповеди ищут единого на потребу — одной лишь близости Божией, а все остальное (влияние на современников, поддержание духа народа), опять же, по обетованию Божию, прикладывается к главному. С другой стороны, люди мира сего рвутся к карьерному росту, накоплению богатств, умножению славы человеческой, а о Божественном призвании и не вспоминают. Но онтологически в столпе вертикального бытия находятся все: и святые, и злодеи, но одни выше, другие ниже. Бог над всеми. Он неподвижен, а мы подвижны именно по вертикальной оси, относительно Творца своего. Уютной серединки нет, пребывание на месте исключено в силу векторности души. Вектор (от лат. veho) задан избранным сокровищем жизни, добрым или злым. Только ради этого сокровища живет человек. Если ради Бога, то и стяжает искомую близость. Если жаждет ускользнуть от Бога ради победы своей самости, то получает искомую обособленность в качестве окончательного итога ниспадения по вертикальной оси бытия — в соответствии с Божественным предостережением: «что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лк. 9, 25).
31. Лучик вечности, касающийся глубины сердечной! Дотрагивается он до нее в какой-то определенный момент биографического, исторического, всего тварного времени. Но вертящиеся шестеренки электронов, суток, лет, всего просчитанного физического времени мироздания остаются вовне, потому что они творение Твое, Господи. Лучик же вечности — вечное Твое сияние: любовь Твоя, милость, красота, истина, свобода, слава. Они не меняются. А душа? — умное создание Твое, призванное к Богообщению любви в свободе истины. Образ Твой, искорка Божия, воспламененная дыханием Духа (Быт. 2, 7). Она не подвластна физическому времени, хотя временно и погружена в него. Таинственная тишина Богообщения не может быть потревожена даже в центре атомного взрыва или взрывающихся галактик. Узкий лучик вечности (присутствия в нас сродняющего нас Духа Святого) по окончании времени внезапно расширится до безконечности: придет Царствие Божие в силе, при обновлении Неба и земли Духом Святым. Всякое приближение души к Богу свидетельствует — пророчественно, неопровержимо, торжественно — об этом таинственном моменте эсхатона истории. Наша задача во времени — позволять благодати Божией расширять и укреплять в нас, сколько возможно, этот лучик вечности, проблеск Царствия Божия, исполнением конституции Царствия — заповедей блаженства. «Не придет царствие Божие с соблюдением». — «Се бо царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20). Дух Твой Святой, Господи, да пребудет в нас — да придет Царствие Твое!
32. После лекций в городе Чайковском были в Воткинске. Изумительный экскурсовод Маргарита Владимировна говорила настолько тепло и так проникновенно излагала факты, что мои симпатии к композитору окрасились в нежнейшие тона. В церкви, где крестили Петрушу, заказал сорокоусты о нашей матушке Антонии и Петре Чайковском.
33. Молитва музыкантов. Упокой, Господи, души великих композиторов Петра Чайковского, Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Сергея Рахманинова и всех, имена которых Ты веси. Прости им согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие Небесное и их святыми молитвами помилуй нас. Открой нам тайны божественной красоты их музыки и всякой прекрасной музыки вообще, богозданного музыкального языка, музыкальной культуры и жизни, музыкального исполнительства и исполнительской педагогики.
34. Молитва музыковедов. Упокой, Господи, великих мастеров слова Александра Пушкина, Николая Гоголя, Ивана Ильина и всех, имена которых Ты знаешь. Прости им все согрешения, удостой Царствия Твоего и их святыми молитвами спаси нас. Даруй нам слог, как у них: ясный, точный, чистый, прозрачный, простой, безлукавый; просторный, свободный, полетный, вдохновенный, ревностный, усердный, сильный, огненный; нежный, проникновенный, тихий, мирный, покойный, блаженный. Даруй нам лучистые слова вместо тусклых — чтобы русские люди и человечество жили не скучно, а окрыленно во славу Божию, во спасение свое. Ибо только слава Твоя — жизнь наша и спасение в вечности, и красота славы Твоей — дыхание наше.
Молитва имеет естественную способность перемещать нас за пределы земного, за границу времен
35.Блок говорил об Ахматовой: «Она пишет так, как будто на нее смотрит мужчина, а надо писать — как если на тебя смотрит Бог». Ахматова откликнулась: «Если так — кто устоит?» Л. Толстой ощущал на себе взгляд народов земли. Это гордыня. Народы должны устремлять взгляд ко Христу, а не взирать на Толстого.
36. Чуждая власть соблазнила Россию марксизмом. Маркс молился сатане перед перевернутым распятием — и когтистая цепучая сила вошла в его теорию. Но русский народ виноват, что соблазнился. Жить в мнимом отсутствии Бога показалось удобным — твори, что хочешь. Злоба распоясалась, закипело мучительство по кругу, ныне коррупция и воровство по кругу. «Во что вас бить еще?» — взывал Бог к строптивому Израилю (Ис. 1, 5). Как любящий Отец, бьет Он и будет выбивать дурь из России, «ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12, 6). Смелые руководители Китая, незаметно выбросив Маркса, не оставили пустоты в головах, а заменили его Конфуцием. По мысли древнего мудреца, музыка — основа благоденствия государства, самая могучая политическая сила (о том же, кстати, писал и Платон). По приоритетному, а не по остаточному принципу стала музыка финансироваться в Китае. Множество консерваторий и училищ покрыло землю. В общеобразовательных школах — обязательное овладение инструментами или пением. Рояльные фабрики наладили массовое производство инструментов. Миллионы китайских пианистов воодушевлены идеей абсолютного верховенства Китая в духовной жизни человечества. Божественная музыка христианской цивилизации — безсмертные творения Моцарта, Чайковского, Рахманинова — строит в Китае фантастические автобаны, за год возводит города-миллионники. Может быть, есть у Китая шанс подхватить на краткое время великую христианскую традицию умирающей без Бога Европы, если та не возродится? Нет у русских людей сейчас ничего более срочного и первоочередного, нежели покаянно возродиться во Христе, отбросив злобу. Кто срочно не смирится — умрет не только земной, но и вечной смертью. К музыкантам, музыковедам, музыкальным педагогам это относится тоже. Доколе ж можно презирать божественное искусство христианской музыки!
37. Главное действие музыкальной красоты — пробуждение тоски по Небу. Зов Божий — ее причина. Любящий и возлюбленный должны быть вблизи. А мы далеки, ушли «в страну далече». Сближение — единственная цель времени (вертикального, свободного). Для созревания любви и создано время вместе с даром свободы. Магически-насильственная любовь невозможна. Бог не хочет принуждением заставить людей любить Себя — то была б не любовь. Любовь свободна, потому что божественна. И свобода божественна, потому что мы, как написано, боги по замыслу Божию и по благодати Божией в вечном Царствии, где нас ждет Христос (отчего мы, притягиваемые, и тянемся к будущему, и глаза наши не на затылке). И только своей свободой можем открыть душу для ответной любви. О главной цели музыки — стихотворение Лермонтова «По небу полуночи ангел летел», которое Метнер поместил в эпиграф книги «Муза и мода» как выражение основной ее мысли.
Любовь свободна, потому что божественна.
38. «Ясные глаза красоты». Как в иконописи: взгляд красоты не исходит из одной точки, но окружает нас со всех сторон (Бога ведь и сравнивали со сферой, центр которой везде, а периферия нигде) и просвечивают, делая нас прозрачными в смотрении Божием. Наконец, ясность взора. Мутные глаза — изобретение отдалившейся от Бога твари. Ясность же Божественна, ибо всегда цельна и неделима и все собой разом обнимает. Она неотделима от милости и любви. Безжалостная ясность — сатанический выверт. Ею тщеславятся рационалисты, скептики, безумцы лживой эпохи Просвещения (зачем эту ложь принято писать с заглавной буквы))) и прочие убийцы духа. Их псевдоясность — как нож гильотины. Не случайно именно ею закончился век Просвещения. Если б закончился! А то ведь продолжил себя в большевиках, в соцреализме и прочей мути.
Ясные глаза красоты.
В ком из великих проявился дар небесной ясности? В божественном Моцарте. В Пушкине. «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Слова пронзительной, как бы детской ясности звучат подобно молитве. Вкус молитвы после них на устах, и хочется вживаться в них повторениями. В прозрачной ясности — чувство присутствия тайны. Небесная ясность сверхъестественна, непостижима. Непостижимой явностью тайны чудный Вальс-Фантазия Глинки влечет нас к Небу.
39. «Ясные глаза красоты» еще сияют вечностью. Это празднично-светоносное слово тоже потускнело в унывшем роде человеческом, стало пониматься как безконечное время. А ведь любомудрым праиндоевропейцам вечность открылась огненным образом — вне всякой связи со временем — как сила, живая и живящая. «Увечный» в первичном значении — безсильный. В нашем произвольном безсилии (Бердяев: «XX век страдает волей к бездарности») — причина потускнения великого слова. Как сбросить корку обыденности? «Вечная новизна Евангелия» — это Пушкинское речение, тоже лучащееся. Вечная новизна — антоним быстро стареющей формальной новизне, за которой гоняется обезумевшее человечество. «Обновится яко орля юность твоя». Юнеющая вечная новизна встретит достойных в Царствии Божием. «Ищите прежде Царствия Божия и правды его», — призывает Христос. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века», — запечатлевает заповедь Божию Символ веры.
От огненных начертаний Духа — безсмертная красота музыки Чайковского. А его самого к творчеству пробудили божественные звуки Моцарта, тоже лучащиеся. Недопонимающие спорят: был ли Моцарт солнечным или трагическим. Сияет в музыке Моцарта не земное солнце, а солнце Красоты. Оно не зависит от земных образов, веселых или трагических. Солнце красоты не симулируется, оно исходит из умного сердца художника, — не из земного ума, от которого всякое непонимание: «коренное неведение», по Святителю Василию Великому, не исправят и мириады частных знаний. Да и в видимой жизни Моцарт разве напрасно посещал храм каждое воскресенье, в случае надобности — и в иные дни? Напрасно ли в Италии требовал переводчика для исповеди, а не изъяснялся корявыми словами? Смерть, «правильно понимаемую», — называл «лучшей подругой человечества»! Это главная мысль святых отцов изначального вселенского Православия! Вот что жило в его сердце, а не «цветочки Франциска Ассизского». Огненные прозрения Православного сердца — как возможна без них неумирающая красота? Но масонство? В свихнувшемся уме восемнадцатого века вера Христианская и масонство тогда не считались несовместимыми (как и в России того времени). Не из этого безумного ума выносилась небесная красота, а из безпредельной глубины сердца. «Всякая душа христианка». Не сказал Тертуллиан: еретичка. Все души Бог создает Православными.
[1] С другой стороны, полагать, на манер индуизма, время майей, иллюзией — значит хулить Бога, сотворившего мир. Сам Бог оценил его как добро и красоту. Негоже нам возводить клевету на творение, соответственно и на Творца. Но человек, находясь во времени, не раб его: он призван к вечности.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru