‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Я за тебя в ответе!»

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет своим прихожанам…

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет своим прихожанам…

См. также

Письмо шестое.

Здравствуйте, мои дорогие!

Может, всё это фарс, просто красивые, возвышенные слова: о духовном водительстве, предстоянии, руководстве?… Может, надо понять и смириться с тем, что духовничество, как и чин оглашения, как пасхальное целование, Церковь давно оставила в прошлом?!…

«Я за тебя в ответе!» — эти слова моего первого духовного отца, ныне покойного батюшки Иоанна Букоткина, всегда в моей памяти. Так немного было сказано слов, но так много было участия! Словно батюшка был всегда рядом. Он и сейчас кажется рядом. И так не хочется его подводить!

Не много слов я слышу и от своего нынешнего духовного отца. «Всё есть в Евангелии, у Святых Отцов… Исполняй по силам и разуму… »

Чуткий, внимательный человек — хорошо! Образованный, умный, общительный — замечательно!… Но всё это совершенно необязательно. Нужен тот, кто идет впереди! А не тот, кто всегда будет рядом!

Слышал я как-то рассказ об одном брате, потерявшем своего духовного отца. «Отче, в твоих словах я больше не нахожу ни помощи, ни утешения, — жаловался тот брат. — Раньше они были для меня как хлеб, а теперь я ухожу от тебя голодным». Духовник отвечал мудро: «Когда ты относился ко мне как к духовному отцу, я говорил тебе просто и прямо. Я верил, что это от Бога. Ты ел этот хлеб и насыщался. А теперь, когда ты стал относиться ко мне как к простому человеку, что я могу тебе дать, кроме «компота» человеческих мыслей? Компотом разве наешься? Живот полный, а кушать все равно хочется».

Духовным отцом священника делают люди, которые ему доверяют.

Конечно, духовник — это человек, со своими слабостями и грехами. Но духовное руководство — это не личные взаимоотношения, это не дружба. Духовника не следует «одухотворять», но и «накоротке» с ним общаться не следует.

Прежде чем говорить о послушании и отсечении своей воли, нужно понять и принять волю своего духовного отца. Единодушие — условие обязательное. Требования внимания, частых наставительных бесед, личного участия во всех житейских проблемах — это не жизнь по воле духовника, а часто отсутствие собственной воли, безответственность. Надо врастать, а не прилепляться!

Один очень уважаемый мною священник как-то рассказывал: «В те годы служил я недалеко от Санаксарского монастыря, и духовником моим был известный старец схиигумен Иероним. Вот соберешься к нему на исповедь, ворох вопросов несешь. Как бы, думаешь, чего-нибудь не забыть. А покуда добираешься до монастыря, мысленно старцу их задаешь, собеседуешь с ним и чувствуешь, как они сами собой разрешаются. Зайдешь к батюшке и в недоумении жалуешься, что вот, дескать, как с вопросами получилось — и спросить-то совсем нечего. А он улыбнется и говорит: «Так оно и должно быть. Это правильно. Одним духом живем».

Можно ли считать себя духовным чадом, не прося никаких специальных благословений? Думаю, можно! Так же, как можно, не называясь духовным отцом, иметь особое попечение о близком тебе человеке.

Часто людям нужно только одно — то, что сами решили. Часто люди ищут только внимания. Бывают любители утешений, толкования снов, предсказаний… Всем угодить невозможно. Но все же стараешься. Иногда понимая, что зря… Впрочем, «поблажником» быть выгодно и легко. А еще легко быть «чудотворцем». Только поддайся, уступи настойчивому желанию видеть в тебе «прозорливца», «исцелителя», «духоносца»… Но легче всего быть «как все». Обычный, простой, современный. С любым «на короткой ноге», без церемоний, по-свойски. Только немного начинает мешать облачение, потом борода, длинные волосы…

Кампания по борьбе с «младостарчеством» конца 1990-х годов, как любая кампания, кроме пользы принесла и вред. Многие молодые священники теперь и вовсе не желают брать на себя бремя духовного руководства. Называться духовным отцом стесняются.

«Духовная психология» — все чаще слышу это нелепое определение. Люди ищут у священника психологической помощи, тем самым лишая себя помощи духовной. Как только священник становится психологом, он сразу перестает быть духовником. Это совсем не означает отсутствие у священника знаний о человеческой психике. Вопрос в приоритетах, в правильном понимании причин и следствий…

Душе человека нужен Бог! Богу нужна душа человека! Непреодолимой силы это стремление! Счастье — жить в этом стремлении, ощущая взаимность. Стремление это естественно, с ним рождаются, живут и с ним умирают. Умереть в этом стремлении — значит спастись!… Об этом и должен заботиться духовник. Чем здесь может помочь психология?

Очень опасно считать себя «неплохим человеком», но гораздо опаснее, когда тебя считают «хорошим» другие. И даже тогда, когда многое становится очевидным и уже трудно себя обмануть, кто-то всегда шепчет на ухо: «Ты хороший!» — или, хитрее: «Ты совсем неплохой!… » Для ближних я давно уже стал неотъемлемой частью, «плотью единой». Для дальних я — коллективно сложенный образ, общее представление обо мне. Хорошее оно или плохое, когда-нибудь это станет неважно. Когда-нибудь станет важно другое — себя осознать, воплотиться в свой образ. А это непросто. Без помощи духовника здесь обойтись очень трудно.

В этой жизни непросто понять — кто нужней? Кто кому помогает?! Кто дарствует, кто принимает?! Последние, первые; слуги и господа… Насколько я нужен вам как духовник? Я не знаю. Но знаю, насколько мне нужны вы как духовные чада!

Все проходит… Кроме любви! Она не отсюда. Не отсюда и те, кто любит, кто любим… «До встречи в Царствии Божием!» — так на Афоне прощаются с теми, с кем никогда не хотят расставаться.

Протоиерей Игорь Макаров.

27 июля 2014 года.

1833
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
12
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru