Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Личность

Последний рыцарь Империи

В Самарской Духовной семинарии состоялся показ документального фильма о русском мыслителе Иване Солоневиче.

В Самарской Духовной семинарии состоялся показ документального фильма о русском мыслителе Иване Солоневиче.

См. также

22 ноября в актовом зале Самарской Духовной семинарии состоялась самарская премьера фильма режиссера Сергея Дебижева «Последний рыцарь Империи». Просмотр новой ленты прошел в рамках патриотического фестиваля «Борис Коценко представляет». Автор закадрового текста фильма Игорь Петрович Воронин рассказал о герое киноленты Иване Лукьяновиче Солоневиче. После просмотра состоялось обсуждение фильма.

Вице-чемпион России по гиревому спорту, партнер по «ковру» самого Поддубного! Один из основателей самбо. Только этого уже было бы достаточно, чтобы стать героем восьмидесятиминутной телевизионной ленты. А Иван Солоневич вошел в русскую историю не только как атлет.

Идеолог народной монархии Иван Солоневич.

В 1916 году потомственный журналист Солоневич приехал в русскую столицу из Гродно и стал работать корреспондентом монархической газеты «Новое время». С журналистской четкостью фиксирует он на бумаге последние дни самодержавной власти, ее гибель и последующее наступление кровавой смуты. Он и тогда уже был начеку. Просил у атамана Дутова оружие для студентов, чтобы встать на защиту монархии. Не допросился!

Потом были отступление на юг с Белой армией, статьи в деникинской прессе, подпольная антибольшевистская деятельность. Арест в Одессе в 1920 году вместе с женой и сыном. Им тогда чудом удалось вырваться из расстрельных подвалов ЧК. И этих чудес в его жизни будет еще так много! Спустя годы он вспоминал, как тогда шел к выходу, проходя мимо груды мертвых тел с пробитыми пулями черепами…

В поисках пропитания он выступает на арене «бродячего цирка» с легендарным Иваном Поддубным. Идет на подставные проигрыши по его команде. С горечью признает потом: всех борцов окружения Поддубного он бы мог уложить на лопатки, а приходилось «картинно» проигрывать им на потеху публике. Было обидно до слез, но нужда заставляла сдаваться. Справиться на «ковре» он не мог только с самим Поддубным! «Бороться он не умел, но это была такая могучая машина, которой было невозможно противостоять», — позднее признается Солоневич. Но в поединке руками (армрестлинг) он не раз побеждал и Поддубного!

В советской России он стал функционером на спортивной ниве. Воспользовался предоставленной возможностью, ездил по стране и тайно собирал информацию о преступлениях богоборческой власти, установившейся на шестой части суши. Постепенно складывается его политическое мировоззрение: народная монархия как единственный выход из залившего Родину кровью «красного тупика».

Рано или поздно он неминуемо попал бы в жернова ГУЛАГа. И потому решил действовать. Бежать!

Первый раз вся семья (включая брата Бориса) заблудилась в Карельских болотах на пути к финской границе. Второй побег не удался из-за приступа аппендицита сына Юрия. Третья попытка оказалась роковой. В спаянную кровными узами семью Солоневичей проник провокатор. Их повязали в поезде — «подставной» плацкартный вагон оказался весь сплошь укомплектован переодетыми оперативниками. Даже серьезного сопротивления два брата-богатыря и сын-витязь оказать не сумели. Дело ограничилось для нападавших парой выбитых челюстей и одной сломанной рукой. Беглецов предусмотрительно подпоили усыпляющим чаем.

Приговор: восемь лет лагерей. Беломоро-Балтийский канал. Близость к Финляндии толкала на новый побег. Братья Солоневичи и Юрий твердо решили навсегда распрощаться с ГУЛАГом. Причем ГУЛАГ Иван Солоневич понимал шире, чем только управление лагерей; вся страна, по его мнению, под властью большевиков в чем-то напоминала один большой «лагерь». Через полгода, подкопив сил и продовольствия, они совершили удачный побег.

Их было невозможно остановить. Когда Солоневич вырвался из лагеря и шел к тайнику, в лесу, как нарочно, наткнулся на двух вооруженных охранников. Те по одному его взгляду поняли — он передушит их и голыми руками. Не стали его останавливать.

Ну чем не политический триллер?!

Мировая слава пришла к Солоневичу после выхода бестселлера «Россия в концлагере» (переведен на 17 языков). Ненависть НКВД к удачливому беглецу. «Охота» за Солоневичем НКВД, клевета, угрозы и, наконец, покушение… От взрыва адской машины погибла его жена Тамара… Но даже разорвавшаяся бомба не заставила его замолчать. Он спешил сказать всему миру правду о том, какие чудовищные преступления происходят на его Родине. И сумел это сказать с удивительной простотой и силой.

«Мы должны проповедовать монархию. Нам навстречу поднимется волна народного инстинкта, народной боли, народных страданий, пережитых за эти поистине страшные, хуже батыевой, четверть века. Навстречу нам поднимется волна народной надежды на лучшее будущее», — писал он. Именно проповедовать! Не случайно он выделил это слово.

«За веру, Царя и Отечество!» — эта великая триада, этот клич испокон веков поднимал лучших сыновей нашей земли на битву. И каждое слово-понятие в этой триаде обрело своих мучеников, своих героев. Про мучеников за веру мы теперь узнали немало. Их имена вошли в святцы. И с ними поминаем мы тысячи и тысячи тех, кто отдал жизнь за Христа в безвестности, «их же имена Господь весть». Мученики за Отечество особенно ярко проявили себя на фронтах Первой мировой и Великой Отечественной войн. Не забудет народ Александра Матросова, Зою Космодемьянскую, Николая Гастелло, генерала Дмитрия Карбышева… Гораздо меньше мы знаем о тех, кто посвятил жизнь второй части этой триады — а то и саму жизнь отдал за Царя! Так раньше называлась опера великого Глинки об Иване Сусанине — «Жизнь за Царя». Когда наступило большевистское безвременье, понадобились и те, кто самоотверженно встал на служение монархической идее. Одним из первых в этом ряду поднялся Иван Солоневич.

«У меня нет ни малейшего сомнения в том, что монархия лучший выход для России, и что монархия для России — есть также и неизбежность. Вера в монархию для меня такая же само собою разумеющаяся вещь, как вера в Господа Бога; ни без того, ни без другого — Россия восстановлена быть не может», — писал он. Его книги, статьи, само его учение о народной монархии сегодня особенно актуальны: «Никакие мерки, рецепты, программы и идеологии, заимствованные извне, не применимы для русской государственности и русской культуры, — считает Солоневич. — Мы переживаем сейчас тот исторический момент истории, когда Российская Империя морально отсутствует на мировой арене: при ее наличии сегодняшний кабак был бы совершенно невозможен».

«Почему же на моей Родине, без которой мне все равно никакого житья нет и не может быть, такой безвылазный, жестокий, кровавый кабак? Как это все вышло? Как это я, Иван Лукьянович Солоневич, рост выше среднего, глаза обыкновенные, нос картошкой, вес семь пудов, особых примет не имеется, — как это я, мужчина и все прочее, мог допустить весь этот кабак. Почему это я, не так чтобы трус и не так чтобы совсем дурак, на практике оказался и трусом, и дураком? И мой сын Юра мог бы, имел право меня спросить: «Так как же ты все это допустил?»

По-разному сложились на Западе судьбы гулаговских беглецов. Вскоре после побега на политической почве произошел разрыв двух братьев-богатырей. Борис Солоневич прожил долгую жизнь в Америке и умер в хосписе для престарелых уже в 1980-х годах. Юрий Иванович Солоневич стал известным художником, автором множества портретов известных людей. Его именем названо скоростное шоссе в штате Вирджиния. Однажды на выставке президент США Рональд Рейган увидел свой портрет кисти русского художника. Портрет этот так ему понравился, что он захотел его купить за любые деньги. Но Юрий Иванович подарил портрет американскому президенту. Впрочем, с условием, что тот примет художника и выслушает его советы по борьбе с коммунизмом. Встреча состоялась. И вскоре Рейган произнес свои известные слова про «империю зла». Уж лучше бы Солоневич-младший продал Рейгану тот злополучный портрет…

А Иван Солоневич умер от рака в Уругвае в 1953 году. Успел написать эти слова, как завещание потомкам: «Царская Россия, при всех ее недостатках, при всей ее географической и исторической «обездоленности», при всех нашествиях, заносах, засухах, при ее 48 процентах территорий, находящихся под вечной мерзлотой, и прочем, и прочем, и прочем, покажется нам настоящей, истинно христианской демократией, какую, дай Бог, чтобы после всяческих прогрессов увидели бы хотя бы наши внуки… »

Итоги обсуждения подвел известный Православный писатель, член Союза кинематографистов России Алексей Алексеевич Солоницын (г. Самара). Вот что он сказал:

— Режиссер Сергей Дебижев — известный клипмейкер, он делал музыкальные клипы для группы «Аквариум», для Шевчука и Газманова. В перестройку был широко известен его клип на песню Гребенщикова «Этот поезд в огне». К сожалению, это клиповое мышление перенесено им и в кинодокументалистику. Фильм перегружен эмоционально, зритель не успевает за «картинкой», хотя закадровый текст, благодаря Воронину, звучит безупречно. Мне ближе более спокойная, размеренная манера съемок. Хотя я понимаю, что авторы киноленты ставили задачу быть понятыми молодежью. Наверное, здесь эта перегруженность архивными съемками в чем-то оправданна.

Два фильма — «Солнечный удар» Никиты Михалкова и «Последний рыцарь Империи» Дебижева — начинаются с одного и того же вопроса: как могло это случиться с Россией в 1917 году? Авторы двух кинолент, не сговариваясь, начали с этого свои фильмы. Но какими же разными получились их ответы! Если Михалков дает «интеллигентское» объяснение случившемуся, дескать, Дарвин виноват, учителя-нигилисты и прочая, то здесь автор фильма копает гораздо глубже. Вместе с Солоневичем дает развернутый ответ не только о причинах гибели России, но и о путях ее возрождения.

Солоневич — это русский гений, самородок, в котором удивляет сочетание физической мощи и духовной силы. Это феноменально! Хорошо, что первый показ в Самаре этого фильма прошел в стенах семинарии. Это даже символично! Будущие пастыри (которых в зале, к сожалению, было не много) должны знать о замечательном русском человеке. В чем-то Солоневич предвосхитил Солженицына, а в чем-то пошел дальше его. Он пережил немыслимые испытания — концлагерь, гибель жены, клевету, преследования от фашистов в Германии. Всю свою жизнь он посвятил России.

Сегодня в сознание все большего числа россиян входит понятие Империи. Уже не говорят, как раньше, что нам не нужна Империя. Многие поняли, что это наш неизбежный, единственный русский путь. И представители власти говорят об Империи как о такой форме государственности нашей, без которой Россия не может нормально развиваться. В этом немалая заслуга Солоневича. Его труды не были напрасны.

Антон Жоголев

Дата: 28 ноября 2014
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
6
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru