Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

Преподобный Сергий Радонежский и современная Россия

В Самаре состоялась Межрегиональная научно­-практическая конференция, посвященная 700-­летию со дня рождения Преподобного Сергия.

В Самаре состоялась Межрегиональная научно­-практическая конференция, посвященная 700-­летию со дня рождения Преподобного Сергия.

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий приветствует участников конференции.

9 и 10 октября в Самаре проходила Межрегиональная научно-практическая конференция «Духовное наследие Преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России». Конференция посвящена 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. В Самарском академическом театре оперы и балета состоялось пленарное заседание конференции.

С приветственным словом к присутствовавшим обратился Митрополит Самарский и Сызранский Сергий:

— В современном мире существует мнение, что многие нравственные нормы являются относительными и каждый человек может для себя определять ту или иную систему нравственных координат. Защитники такой точки зрения проповедуют свое понимание свободы — свободы от традиционных нравственных начал и ценностей. Еще несколько десятилетий назад было сложно представить, что под угрозой окажется такое древнейшее установление, как семья. Ведь что может быть очевиднее семейных ценностей? Однако сегодня мы с тревогой наблюдаем деградацию и распад семей, агрессивное лоббирование «нетрадиционных» ориентаций. Все это стало результатом неправильного понимания свободы.

Сегодня для нас особенно актуально духовное наследие великого русского святого. Для Преподобного Сергия Радонежского основой «высокого жития» являлась духовная свобода как высшая степень свободы вообще. В основе этого лежат слова Господа Иисуса Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Примером внутренней свободы Преподобного Сергия может служить его совершенно свободное общение с князьями, епископами и многими сильными мира сего. Движимый только служением Господу, он оказывается выше и свободнее многих наделенных мирской властью. Церковь Христова, пройдя через горнило испытаний, хорошо знает цену истинной свободы и дорожит ею. Ибо эта свобода выкуплена кровью мучеников. Обладать свободой для Церкви означает оставаться «солью земли», евангельской закваской, духовной силой и совестью для людей.

На сцену была вынесена хоругвь с образом Преподобного Сергия Радонежского.

Приветственный адрес конференции направил Губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин. Приветственное слово Губернатора зачитала и.о. Министра культуры Самарской области Ольга Васильевна Рыбакова.

С приветственными словами к участникам конференции обратились также Главный федеральный инспектор по Самарской области Сергей Яковлевич Чабан и председатель Совета ректоров вузов Самарской области, ректор Самарского государственного медицинского университета Геннадий Петрович Котельников.

С докладом «Преподобный Сергий Радонежский: историческое наследие» выступил председатель отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии архимандрит Вениамин (Лабутин). «Преподобный Сергий пришел в мир, наверное, в самый сложный период русской истории — в начале XIV века, в 1314 году, — отметил докладчик. — С востока России угрожает могущественная Золотая Орда, она грабит и уничтожает русские города; на западе усилилось Княжество Литовское. По сути, наша страна в ту пору оказалась в международной изоляции. И в самой Руси идет ожесточенная княжеская усобица. Казалось, неисчислимым бедствиям уже не будет конца. И важно было, чтобы кто-то поддержал дух народа, указал на то, что ордынское иго не вечно и возможно возрождение страны. В этом была главная миссия Преподобного Сергия Радонежского. Святой воздвиг в глухом лесу на Маковце храм в честь Пресвятой Троицы, «дабы, как он сказал, воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Это был призыв к объединению всех русских людей. Эти слова стали нравственным заветом святого Сергия. Можно много говорить о любви к Родине, но часто, как говорят англичане, это «разговоры в пользу бедных». Ведь настоящая любовь всегда действенна и всегда жертвенна. И Преподобный Сергий призывал русский народ к жертвенному подвигу во имя Родины. Существует благочестивое предание, что в решающий момент святой Сергий оставил монастырь и пешком пришел в Москву, в княжеские палаты святого князя Димитрия. И призвал его встать на защиту Родины с оружием в руках. Ибо в ту пору русский князь еще колебался, не знал, как ему поступить. Но после прихода к нему святого Сергия сомнения оставили Великого князя Димитрия и он стал собирать русскую рать. Так было или это лишь предание, не будем об этом судить. Но знаем одно: Преподобный Сергий благословил святого князя Димитрия Донского идти на Куликово поле. И уже вскоре Русь праздновала великую победу! И это не просто одна из военных побед. Хотя и после Куликовской битвы золотоордынцы сжигали русские города, даже разграбили Москву. Но о значении Куликовской битвы очень точно сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев: «На Куликово поле вышли москвичи, суздальцы, белозерцы, вологодцы, новгородцы, ратные люди из разных городов и весей, для которых местные интересы были выше общерусских. А с Куликова поля вышли русские люди, объединенные общей идеей, общей Родиной и общими интересами». Это было великое дело Преподобного Сергия!»

С докладом, посвященным философскому осмыслению миссии Игумена земли Русской, выступил доктор философских наук, директор Православной классической гимназии г. Тольятти протоиерей Димитрий Лескин.

С докладом «Геополитическое пространство современной России: нравственные уроки Преподобного Сергия» выступил кандидат исторических наук, генерал-лейтенант, директор Российского института стратегических исследований (г. Москва) Леонид Петрович Решетников:

С докладом выступает директор Российского института стратегических исследований генерал-лейтенант Леонид Решетников.

— Я много лет служил во внешней разведке. Встречался на Западе с разными людьми, которые интересуются русской культурой. Недавно я выступал в Париже, и после моей лекции подошел ко мне бывший министр обороны Франции Жан-Пьер Шевенман и сказал: «Я вас слушал и понял, что бывший Госсекретарь США Генри Киссинджер был прав, когда мне говорил полгода назад, что русских нельзя переделать в европейцев, у них такой менталитет. На мой вопрос: «А что сделать?» — он сказал: «Один выход — расколоть их на 10-12 государств». Вот что они хотят!…

Нам самим надо перестать делать из себя европейцев. Мы — совершенно другие. Мы мыслим по-другому, живем по-другому. У России свой путь и своя особая миссия — нести всему миру альтернативную Западу Православную цивилизацию. Почему Китай, эта мощнейшая экономика мира, не является таким же противником для Америки, как Россия? Да, Китай — это сильный конкурент, и его тоже пытаются всячески ослабить. Но он не несет в себе цивилизационного вызова, не несет в себе альтернативы Западу. Такой духовной, цивилизационной альтернативой для США и Западной Европы является только Россия. И потому все силы брошены на борьбу с нами. Последние события на Украине — это не только геополитика. Это в первую очередь цивилизационная война!

До 1917 года Россия была не просто могущественной империей, которая занимала огромные территориальные пространства. Это было государство-церковь, возросшее под сенью Православия, взлелеянное Церковью Христовой. «Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие престола Господня», — писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В этих словах заключается духовное определение России как исторического явления. Надо это осознавать. Если мы перестанем нести всему миру нашу Православную цивилизацию, мы исчезнем.

Нам нужно сегодня выработать единый взгляд на нашу историю. Ни одна история в мире не была так оболгана, как история русская, нигде не создано столько исторических мифов, исторической клеветы. Сейчас мы с вами живем в ситуации исторической шизофрении. Наши улицы носят имена тех, кто в 1917 году уничтожал русскую цивилизацию. В вашем городе я увидел, что на постаменте памятника Царю Александру II стоит Ленин. Эту историческую шизофрению пытаются объяснить «бережным отношением к истории». Но если мы действительно хотим бережно относиться к истории, надо вернуть на постамент того, кому он принадлежит, — Царя. А памятник Ленину, если уж так хотят, пусть поставят где-то в другом месте. Когда на здании МГУ сверкает звезда — это нормально, так как «сталинские высотки» создавались именно в ту эпоху. Но почему звезды над башнями Кремля? Исторически их там никогда не было.

Российскую империю кто-то назвал «тюрьмой народов». Ничего себе «тюрьма»! В которую многие сами просились… Я включен в оргкомитет по празднованию 150-летия добровольного переселения в Россию тысяч и тысяч корейцев при Императоре Александре II. Они в 1864 году попросились «под руку» русского Царя! Иногда в сводках боев на Украине мелькает город с непривычным именем Славяносербск. Слышали? Его основали переехавшие с Балкан в Новороссию сербы. И теперь у многих сегодняшних ополченцев, обратите на это внимание, сербские фамилии. Это воюют за Новороссию потомки тех переселенцев. А сколько греков переехало в Россию? Десятки тысяч! Все это факты, все это — реальность.

Историческая шизофрения проявляется и в том, что Россия — единственная в мире страна, которая даже на время отказалась от своего исторического названия. В 1922 году появился СССР. Подумайте, разве французы откажутся от «прекрасной милой Франции», а англичане — от «старой доброй Англии»? А мы тогда перестали на государственном уровне называть нашу страну емким словом Россия.

Мой отец 1910 года рождения, советский офицер, прошел всю Великую Отечественную войну. Он рассказывал мне, что после 1917 года в школах перестали изучать русскую историю. Как будто ее и не было вообще. Хорошо, он успел несколько лет поучиться в церковноприходской школе, там получил представление о нашей истории. Лишь в 1935 году начали вводить краткий курс истории дореволюционной России. При этом в положительном ключе рассказывали только о четырех исторических личностях — Великих князьях Александре Невском и Димитрии Донском и Царях Иоанне Грозном и Петре I. Вся остальная великая русская история оценивалась отрицательно.

А что произошло в наших семьях? Многие знают имена только своих родителей, бабушек и дедушек.
А кем были предыдущие поколения, откуда пошел род, мало кто знает. Братья и сестры, каждый из нас должен знать историю не только нашей Родины, но и своего рода. В этом нет ничего сложного. Мои предки были крестьянами, у них не было знатного происхождения, известности. Но я смог восстановить свою родословную с XVII века. Сохранились церковноприходские книги, нужно только искать, работать в архивах.

Чтобы нам вернуться в Святую Русь, нужно только одно — покаяние. Не надо каяться публично, устраивать какие-то специальные мероприятия, кричать об этом. Покаяние должно совершиться в душе у каждого из нас. Как Господь мог в один миг воскресить четырехдневного Лазаря, так Он может воскресить Россию. Но для этого должно быть выполнено одно условие: мы должны стать достойными этого чуда. Нам надо стремиться своей жизнью, своими поступками вернуться на путь Православной веры и любви. Возвращение в Россию, в Святую Русь невозможно без обретения ее внутри себя, в своей душе. Именно в наших душах прежде всего идет борьба за Святую Русь.

Подготовил Антон Жоголев

Фото автора.

См. также

Дата: 15 октября 2014
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru