‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Для Бога незаменим каждый

Размышления мирянина.

Размышления мирянина.

Об авторе: Юрий Федорович Кищук, 30 лет. Поэт, публицист, бакалавр теологии, в 2006 году окончил миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Преподавал в Карагандинском филиале миссионерско-богословского факультета Алмаатинского Епархиального Духовного училища (ныне — катехизаторские курсы при Карагандинской епархии) . Лауреат Всероссийского конкурса «Святые символы России» 2008 года в номинациях «Искусствоведение» и «Историко-краеведческая деятельность». Автор статей в Православных печатных и интернет-изданиях. Живет в Казахстане, в городе Караганде.

Часто мы произносим вслух — или только лишь в уме — страшную и одновременно странную фразу: «Незаменимых нет!». Под флагом этой фразы мы как бы вычеркиваем из своей жизни ненужных людей. Людей, с которыми мы почему-либо перестали общаться, которые в разной степени не нравятся нам. С этой фразой многих людей увольняют с работы. Возможно, и кто-то из нас, будучи облеченным властью, таким именно «лозунгом» лишил кого-то средств к пропитанию семьи. «А по-другому нельзя! Такой сейчас мир!» — вот оправдания наши.

«Свято место пусто не бывает», — произносим мы другую фразу, находясь далеко от святости и вообще слабо понимая суть этой пословицы, но все же вкладывая в нее смысл уже произнесенных ранее слов. Мы не можем простить! Мы не хотим забывать обиды и закрывать глаза на недостатки даже близких нам людей! У нас есть прикрытие: «выживает сильнейший».

Вся современная жизнь нацелена на то, чтобы разделить общество на меньшинство безусловных лидеров и большинство подчиняющихся им послушных и исполнительных граждан. Да, в общем-то, не только в этом дело. То ли со времен советских, то ли еще раньше, мы привыкли всех и всё делить на классы, ранги и касты. Доброе дело, если это деление ведет к субординации и более четкому выполнению поставленных целей на местах — как, допустим, в армии. Но бывает же и наоборот. И что самое страшное, это деление, к сожалению, дошло и до нашей религиозной жизни. А сплетаясь вместе с фразой «незаменимых нет», оно вообще приобрело тяжелые формы.

«Девушка, подвиньтесь! Это мое место! Я здесь 25 лет стою!» — порой слышим мы в храме. Уже какими-то, простите за аллегорию, «неуставными отношениями» попахивает. Или еще вариант, когда люди, какое-то время регулярно посещающие церковь, начинают вдруг делить общество на «мирских» и «церковных», причем относят себя непременно к последним. И совсем не так просто, как может показаться, это «отделение», часто сполна приправленное осуждением и косыми взглядами. Мы все чаще не отдаем себе отчета в том, что приближаемся своим душевным состоянием не к святым апостолам, а скорее становимся похожими на книжников и фарисеев. Только лишь сами «оперившись» и толком еще не зная Православия, мы стремимся со сверхзвуковой скоростью «разделять и властвовать».

Вот еще один нелицеприятный, но, к сожалению, имеющий место пример. Пришел человек в храм впервые, не знает даже элементарного. И вот набросились на него, словно коршуны, «советчики» и «судьи». Не с любовью подошли, не по-братски попытались понять. Нет! Напротив, с каменным лицом «отрезвили», как им кажется, человека. На деле же — обидели, унизили и еще оставили ощущение недоброжелательности церковных людей, отпечатавшееся надолго в сердце человека. И тут вроде бы, поняв свою ошибку, бежать и каяться в своих грехах. Нет! Мы не такие! «Незаменимых нет, да и свято место пусто не бывает», — изрекли мы свой строгий приговор, нас же самих, как нам кажется, оправдывающий.

На службе в храме читается Евангелие. Не для священников только, не потому что «такова традиция», а чтоб нашу зачерствевшую душу размягчить. Которая стала похожа на старый, затерявшийся за комодом сухарик, мнящий себя самым белым хлебом высшего сорта. И слышим мы слова о прощении, но, слыша, не слушаем.

«Сколько можно это терпеть?» — восклицаем порой в какой-либо ситуации мы. «Семьдесят семь раз прощай», — отвечает нам Христос через Евангелие.

«Невелика потеря! Новые придут! Не оскудеет храм прихожанами!» — продолжаем буреломом злобы и гордости засорять свою душу. «Не судите, да не будете осуждены», — желая образумить нас, звучат слова Евангелия.

Пасха — великий светлый праздник для каждого Православного христианина! И тут всем нашим так тщательно конструируемым постулатам приходит полное разрушение, полный крах. Неожиданно в час радости и ликования звучат странные и непонятные для нас слова с амвона, в читаемом «Огласительном слове Иоанна Златоуста во святой день Воскресения Христова». Позволю себе привести здесь тот самый отрывок, который для многих его не просто слушающих, а «вдруг понявших» становится камнем преткновения в придуманном ими своем мирке, со своим «православием». Святитель Иоанн пишет: «… Если кто поработал с первого часа, — получи сегодня должную плату! Если кто пришел с третьего часа, — с благодарением торжествуй. Если кто успел прийти после шестого часа, не смущайся! Ибо ничего не лишишься! Если кто замедлил и до девятого часа, приступи, не сомневаясь ни в чем! Если кто даже успел прийти только в одиннадцатый час, не бойся замедления! Домовладыка любочестив, приемлет последнего, как первого, успокаивает и пришедшего в одиннадцатый час, так же как потрудившегося с первого часа; и последнего милует, и первому служит, и тому дает, и этому дарует; и дела приемлет, и намерение целует; дело почитает, и доброе расположение хвалит».

«Ну как же так?! — скажем мы в сердцах. - Неужели я должен вот сейчас, в этот момент времени сравняться с стоящим рядом со мной «захожанином» (слово-то какое?!) , одетым и ведущим себя «не по форме»? Неужели постившийся и стерший свои колени множеством поклонов приравняется к стоящей возле меня девчушке, которая и крестится-то кое-как? Зря, что ли, более сорока дней провел в воздержании от мяса и прочих радостей жизни? Господи, дай мне мои счастье и радость праздника красивые и полноценные, а этим — только лишь чуток. Не заслужили они!» — пронесется в мыслях у нас.

Оставьте в покое свои «благодатометры», дорогие братья и сестры! Вспомните человека, который сподобился первым быть с Господом в Раю. Он был разбойник.

Вспомните пример Апостола Петра, который, отрекшись от Спасителя перед Его страданиями, затем покаялся и проповедью Христовой веры озарял сотни и тысячи человеческих сердец.

Вспомните и бывшего гонителем христиан, ставшего впоследствии святым Апостолом Павла.

Вспомните блудницу, пришедшую ко Христу незадолго до приближения скорбных дней Его земной жизни. Осуждаемая всеми, она была оправдана и облагодатствована Христом.

Вспомните и жития святых, так особо чтимых Православной Церковью. Ведь вполне может статься, что стоящий рядом с вами на Пасхальной службе веселый паренек в своей обычной мирской жизни быстрее и ближе, чем мы, приблизится к Богу. И, возможно, не просто станет достойным Царствия Небесного, но и сподобится участи святых, мучеников или преподобных.

Не осуждая, не подвергая людей какому-либо делению, всех одинаково сильно и по-христиански искренне любя, следует нам встречать не только праздник Светлого
Христова Воскресения, но и любой из дней нашей жизни. Следует всегда помнить и никогда не забывать, что все мы дороги Господу нашему. И даже заблудшие и споткнувшиеся на своем пути, но способные еще к покаянию должны восприниматься нами с любовью и состраданием. Все мы незаменимы для Бога! Никто при жизни своей не смеет ставить себя выше других и искать особенной какой-то благодати для себя в праздник Пасхи.

Ведь как говорит Великий Златоуст: «Все насладитесь пиром веры! Все восприимите от богатства благости! Никто не жалуйся на бедность, ибо настало общее царство».

.

От редакции. Автору этой статьи, Юрию Кищуку (в крещении Георгию) 5 мая предстоит операция по зрению, есть опасения за благоприятный исход операции. Просим ваших молитв о здравии болящего Георгия и помощи Божией оперирующим его врачам.

965
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
7
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru