В Самаре пройдет фестиваль духовной музыки.
В Самаре пройдет фестиваль духовной музыки.
С 14 по 28 апреля в Самарской области будет проходить Третий Волжский фестиваль духовной музыки. Инициаторами проведения фестиваля выступили председатель отдела внешних церковных связей Московской Патриархии Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) и скрипач с мировым именем, Заслуженный артист России Дмитрий Павлович Коган. Фестиваль проводится при поддержке Правительства Самарской области.
По традиции, Волжский фестиваль духовной музыки проходит на Страстной и Светлой Пасхальной седмицах. В этом году концерты фестиваля будут проходить в Самаре, Тольятти, Чапаевске и Новокуйбышевске. На фестивале будет представлена очень разнообразная духовная музыка: от классических «Реквиема» В. А. Моцарта, «Ave Maria» Ф. Шуберта и «Stabat Mater» Дж. Б. Перголези до песнопений Божественной литургии и Всенощного бдения духовных композиторов XVIII-XX веков: Д. Бортнянского, А. Архангельского, П. Чеснокова, Вик. Калинникова, С. Рахманинова. Прозвучат духовные произведения современного российского композитора Антона Вискова.
Главным событием фестиваля станет исполнение «Реквиема» Вольфганга Амадея Моцарта. Это произведение — последнее, что было написано великим композитором перед самой его смертью, в 1791 году.
История создания «Реквиема» необычайна, трагична. В июле 1791 года Моцарта посетил таинственный незнакомец в черном и заказал ему «Реквием» — заупокойную мессу. Как установили биографы композитора, это был слуга графа Франца фон Вальсега. Граф хотел выдать купленное им сочинение Моцарта за собственное и исполнить его в память о своей умершей жене. Постоянно испытывающий нужду и к тому времени уже тяжело больной, Моцарт согласился исполнить унизительный для него заказ.
Работе над траурной мессой Моцарт придавал особое значение — из его писем и воспоминаний близких мы узнаем, что он предчувствовал свою скорую кончину. Моцарт работал со скоростью, невиданной даже для него. Однако сама судьба, казалось, отодвигала финал сочинения, как будто окончание «Реквиема» и жизнь композитора находились в некой таинственной взаимосвязи. И всё же… менее чем через полгода после начала работы над «Реквиемом» в возрасте 35 лет Моцарт скоропостижно умирает. И величайшее произведение остается незавершенным: из двенадцати задуманных номеров было закончено неполных девять. Завершил «Реквием» любимый ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайер, который досконально знал моцартовский замысел. Он проделал кропотливую работу, по крупицам собрав всё, что относилось к «Реквиему».
Содержание «Реквиема» предопределено самим жанром траурной мессы: размышления о Боге, мироздании, о земной жизни и трагической неотвратимости смерти. Однако тон моцартовского «Реквиема» очень далек от традиционной сдержанности духовной музыки. Чувства волнения, боли прощания с жизнью, понятные каждому человеку, в «Реквиеме» раскрыты с потрясающей искренностью. Такого поразительного эффекта Моцарт добился на контрасте суровых, полных мрачного величия и грозной мощи хоров со скорбными молитвами и трогательными жалобами. Но финал грандиозного сочинения Моцарта полон света и умиротворения. Ведь смерть — всего лишь начало вечной жизни.
История создания «Реквиема» легла в основу «маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Скоропостижность смерти Моцарта породила многочисленные слухи и домыслы. Так как композитор до последнего усердно работал, скрывая свои боли и физическую слабость, его смерть удивила современников. В Европе появилась легенда, что Моцарт был из зависти отравлен другим композитором — проживавшим в Вене итальянцем Антонио Сальери. Пушкин использовал эту легенду, тем самым закрепив ее в сознании потомков. Однако историки считают, что легенда об отравлении Моцарта не имеет под собой оснований. Чтобы вернуть композитору Антонио Сальери доброе имя, в 1997 году Миланская консерватория стала инициатором необычного судебного заседания. Суд, заседавший в главном зале миланского Дворца юстиции, заслушав свидетелей обвинения и защиты — исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также врачей, — вынес Сальери оправдательный приговор: Моцарта он не убивал.
Пушкина глубоко волновала и история создания «Реквиема». В его трагедии Моцарт рассказывает Сальери о том, как к нему приходил «черный человек», о своем необычном волнении и предчувствии смерти:
— Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей…
«Реквием» Моцарта — одно из величайших творений человеческого гения, вдохновенный гимн Господу. Его глубина и серьезность, драматизм и возвышенность, трогательность и яркость никого не могут оставить равнодушным.
Заслуженный работник культуры Украины, композитор, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Днепропетровска протоиерей Игорь Собко сказал: «Реквием Моцарта говорит нам о горнем, настраивает душу и на молитву, и на радость. Он говорит нам о важности молитвы для человека, который живет на земле, и о силе молитвы для безсмертной души, которая преставилась в Горний мир».
Страстная седмица
14 апреля, 18.30 г. Самара. Самарский академический театр оперы и балета. В. А. Моцарт. «Реквием».
Исполнители: Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла им. С.Г. Эйдинова. Камерный оркестр Самарской государственной филармонии «Volga Philharmonic» под управлением Заслуженного артиста РФ Дмитрия Когана.
Та же самая
программа с теми же исполнителями — 15 апреля, 19.00
г. Тольятти. Тольяттинская филармония.
19 апреля, 18.30 г. Самара. Самарская государственная филармония.
«Ave Maria» на музыку великих западноевропейских композиторов.
Митрополит Иларион (Алфеев) . «Ecce Homo» («Се, Человек») — девять фуг для струнного оркестра.
Исполнители: победитель II телевизионного конкурса вокалистов «Большая опера» на телеканале «Культура», солист Большого театра России, обладатель уникального голоса Владимир Магомадов (контртенор) . Камерный оркестр Самарской государственной филармонии «Volga Philharmonic».
Пасхальная седмица
23 апреля, 19.00 г. Самара, Самарская государственная филармония.
«Шедевры русской духовной музыки». Песнопения Божественной литургии и Всенощного бдения духовных композиторов XVIII-XXI веков.
Исполнители: Московский ансамбль духовной музыки «Благовест». Концерт ведет заслуженный деятель культуры РФ, композитор Антон Висков.
25 апреля, 18.00 г. Чапаевск, Дворец культуры.
И. С. Бах — Ария из сюиты №3.
Дж. Б. Перголези — «Stabat Mater» («Мать Скорбящая») .
Солисты: лауреат международных конкурсов Ольга Ушкова (сопрано) ; лауреат Международного конкурса Людмила Жоголева (меццо-сопрано) .
Та же самая программа с теми же исполнителями — 28 апреля, 18.30
г. Новокуйбышевск, Дворец культуры.
В Самаре билеты на концерты фестиваля можно приобрести в кассах филармонии по адресу: ул. Фрунзе, 141. Тел.: (846) 207-07-14, 207-07-16, 207-07-13.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru