‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Прощеное воскресенье

Что значит этот великий день в жизни Православных людей?

Что значит этот великий день в жизни Православных людей?

«Это и есть Христианская любовь!»

Архимандрит Серафим (Новаковский) , наместник монастыря Александра Невского в селе Кимляй (Мордовия) :

— Для меня этот день очень значим! Я жду его не для того, чтобы помириться или примирить кого-то один раз в году, — мы в мире и любви должны жить каждый день! Вот уже на протяжении 50 лет моего служения я наблюдаю чин примирения — если можно это так назвать, искреннее раскаяние, идущее от сердца со слезами на глазах. Этот порыв можно сравнить с состоянием ребенка, который просит прощения у родителей со слезами раскаяния в содеянном. И перед глазами слова Христа: «Будьте как дети» (см. Мф. 18, 3) .

Я прошу прощения у своих близких и родных мне людей, это не только родственники, но и мои насельники, и прихожане, и захожане! К миру и любви я призываю их всегда. Иногда получаю в стихах «чин прощения», но это уже формальность, желание выразить в чужих стихах и выпросить прощения себе. Господь ждет всегда нашего искреннего покаяния и радуется каждой обретенной овце. Этот образ Христа должен быть в каждой христианской душе, не только у священнослужителя, и надо радоваться возвращению заблудшего друга, собрата, недруга, это дорогого стоит!

Что касается прощения в этот день, которое примирило нетерпимых людей, — конечно, было такое, и много раз я подобное видел за всю свою жизнь, а она велика! Господь примирял и детей, и родителей, которые отказались друг от друга, друзей, которые ссорились из-за мелочей. И даже предательство прощалось!!!

Господь говорит: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10, 16) ! Вот как раз эта мудрость и дает каждому из нас простоту и кротость, которая не позволяет возвыситься над другим человеком. Это и есть Христианская любовь! Храни вас Господь в здравии и долголетии! Дай Бог провести Великий пост в молитвенной радости и встретить Святую Пасху преображенными и облаченными в духовную красоту!

«Начать жизнь с чистой страницы… »

Иеромонах Макарий (Маркиш) , руководитель информационного отдела Ивановской епархии, преподаватель Иваново-Вознесенской семинарии.

— Нужно помнить: Прощеное воскресенье не самостоятельный праздник, это начало Великого поста. Часть Постной Триоди. Та часть церковного года, которая начинается в Неделю о мытаре и фарисее и заканчивается Пасхой. Это некая разумная попытка, некий шанс для всех нас начать жить «с чистой страницы». Как ребенок, когда не дается ему задача, марает страницу за страницей, комкает тетрадные листы. А учитель ему ласково говорит: «Ничего, начни заново. Все у тебя получится!»

Просить прощения в этот день — это не какой-то «догмат», не какое-то обязательное для всех правило. Мы вовсе не должны у всех подряд, даже у незнакомых людей, в такой день прощение просить. За что прощать-то, если вы первый раз с ним видитесь? Другое дело, если вы прихожане одного храма. Чин прощения пришел в нашу приходскую жизнь из монастырского устава. А ведь монахи — это члены одной монастырской семьи. Вот почему там каждый у каждого в этот день просит прощения. Большой семьей должен быть в идеале и Православный приход. Вот почему этот Чин прощения с разной степенью успешности перешел сюда и прижился в нашей приходской жизни.

Нужно, чтобы перед постом не оставалось обид между людьми. Каждый в этот день должен зорко вглядеться в свое сердце и покончить с теми обидами, которые и мешают начать новую жизнь. Мешают пройти весь период поста с
очищенной совестью. Все силы души посвятить исполнению тех духовных задач, которые Великим постом встают перед каждым верующим человеком.

Сейчас я нахожусь не в своей Ивановской епархии. Мне поручено служить в Православной часовне Олимпийской деревни в Красной Поляне близ Сочи. Пока еще далеко не все спортсмены приехали сюда на Паралимпийские игры. Народа сравнительно немного. Но все равно я отслужил Чин прощения в Православной часовне. Со мной молилось всего несколько человек. Сейчас мы здесь — приход, община. И потому, как принято, мы попросили друг у друга прощения.

В этой часовне Литургии не совершаются. А Православный храм, в котором будем служить Божественную литургию, находится в другой Олимпийской деревне, в Прибрежном близ Адлера. Это в сорока километрах от нас. Надеюсь там побывать на первой неделе поста.

Если бы мне довелось встречать Прощеное воскресенье у себя в Ивановской семинарии, я бы от всего сердца просил прощения у семинаристов. Я ведь строгий преподаватель, не всем это нравится. Кто-то, может, держит обиду. Чтобы этого не было, и нужно прощения попросить… Но ничего — на следующий год, Бог даст, это все и исполню.

«С души как бремя скатится»

Людмила Федоровна Ермакова, Православный психолог, г. Москва:

— В моей работе психолога постоянно происходят встречи с людьми. Люди приходят с какими-то бедами, рассказывают о своих проблемах — и как правило, почти все, 95 процентов, а то и более - вспоминают какие-то собственные огрехи, сделанные в молодые годы или даже в детстве. И связывают свои нынешние проблемы именно с тем, что произошло тогда. И мне тоже видна такая связь того, что было и что есть сейчас. Поэтому-то у людей и возникает огромное желание исправить ошибки. А исправить их возможно только через покаяние, через прощение. Многие люди, пока молоды и неопытны, во всех своих бедах обвиняют других. А уже ближе к среднему возрасту начинают понимать, что во всем виноваты сами. И когда они это увидели, то понимают, что с этим надо что-то делать. Православная Церковь дает этому выход через исповедь, через прощение. А когда человек искренне кается в своих грехах, душа его обновляется. Это момент катарсиса — у человека, кажется, глыба скатывается с плеч. Или, как писал наш великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов:

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Давайте не забудем, что первым в Рай вошел благоразумный разбойник. Не фарисей, кичащийся своей праведностью… В своей деятельности я часто сталкиваюсь с тем, что у человека, осознавшего неправильность, греховность своей прошлой жизни, возникает необходимость в уже более глубоком покаянии — в исповеди у священника. И вот как раз вчера мы говорили об этом с батюшкой: люди после таких бесед приходят подготовленными к исповеди. И с помощью священника у человека, сбросившего груз грехов, начинается, можно сказать, новая жизнь. Но это не та жизнь, когда — все заново. Это жизнь, когда каждый день, каждый час надо с кровью выдирать свои прошлые ошибки, грехи. Если раньше были обиды на других людей, то теперь вдруг появляется внимание к тому, что, оказывается, он сам постоянно обижает других людей и каждую минуту ошибается. А когда видишь, что сам грешен, легче понять другого и уже не копить в душе обиды.

В Прощеное воскресенье мы проходим приблизительно через такое состояние, какое пережил в свое время благоразумный разбойник. Когда вдруг мы начинаем понимать, что мы больше разрушаем, чем созидаем, — и начинаем плакать, и становимся более осторожными в своей дальнейшей жизни, в поступках.

Сколько бы людей в день ни пришло — прежде это были чаще всего пожилые, сейчас уже и молодые — всякий раз видишь, что их приводит в кабинет психолога глубокая боль. Молодая женщина, лет двадцать пять, а у нее уже столько ошибок, которые начинают корежить ее жизнь. Эти люди даже внешне меняются. Часто приходят с темными, почти черными лицами, и глаза у них потухшие. Но как только процесс начинает идти в другую сторону — в сторону покаяния, примирения, — как только начинается внутренний поиск выхода из собственных привычек греховных, меняется даже внешний облик. Глаза светлеют, и лица светлеют, и жизнь. Хотя все это — не без боя. С кровью, слезами. Но люди готовы на это идти. Потому что когда они почувствовали глоток свободы, уже не могут от него отказаться. Они готовы на любые жертвы, чтобы прийти к свету, к любви. Прийти к Богу.

Легко ли нам прощать обиды?…

Ольга Павловна Мальцева-Арзиани — филолог, поэт, переводчик, журналист. Живет в Москве. Много лет работала в Болгарии. Автор нескольких поэтических сборников в России и Болгарии. Награждена в Болгарии почетной Грамотой Святого Георгия Победоносца.

«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой — Бог не примет тебя».

Преподобный Ефрем Сирин.

Редко кто на Руси не знает, что в последний день Масленицы, в воскресенье перед Великим постом, нужно просить прощения у близких. Но даже те, кто пришел в этот день в храм на Чин прощения, кто искренне просил прощения у близких и незнакомых людей, чаще всего не до конца осознают, что мы перед началом поста должны простить всех, чтобы очиститься, чтобы с открытой душой начать пост.

А что делаем мы? Легко ли нам прощать своих обидчиков?

В этот день мы с огромным удовольствием просим прощения у тех, кто нас обязательно простит. Это ведь так легко…

Мы говорим слова любви своим близким, с улыбкой на лице просим прощения — потому лишь, что так положено, — с радостью слышим в ответ: «Бог простит, и я прощаю». Делаем пару звонков друзьям, пишем несколько писем знакомым, и… успокаиваемся. Мы выполнили «домашнее задание», никто не может нас упрекнуть. И совесть наша спокойна.
Спокойна же наша совесть лишь до того мгновения, пока мы не вспомним нашего настоящего обидчика и память об ужасной обиде, глубокой занозой вонзившаяся в сердце, начнет кровоточить с новой силой.

Далеко ходить не надо. Много, очень много лет назад меня незаслуженно (разве нас, таких добрых и хороших, можно обидеть заслуженно?) обидела одна женщина, считавшаяся в ту пору моей подругой. Мне много раз говорили и супруг мой, и даже сын, что наша дружба с ней им не нравится, но мне было жаль ее: она одна воспитывала сына, я старалась чем-то помочь. И вот вдруг она мне позвонила и наговорила кучу гадостей. И бросила трубку.

Господь мне дал ума перезвонить ей и сказать, что я ее прощаю.

Сказать-то я сказала. А ведь обида эта так въелась в душу, что до сих пор вспоминаю о том случае. Несколько лет подряд я все ждала в Прощеное воскресенье, что она позвонит и попросит прощения.
А потом и ждать перестала. Несколько раз встречала ее, мы вежливо здоровались, она даже пыталась завести какой-то разговор, но я так и не смогла войти в эту реку второй раз. Так простила ли я? Или обманываю себя, что простила? Я никогда не пожелала ей плохого. И каждый раз, прося прощения у ближнего, вспоминаю эту женщину.

Сейчас, когда пишу эти строки, понимаю, что надо молиться о даровании способности прощать. Хорошо уже то, что я осознаю необходимость простить. Даст Бог, очищу свою душу!

Замечала, что порой нам легче просить прощения у Господа, чем у того, кого мы обидели. Своих обидчиков мы прекрасно помним. А вот тех, кого мы обидели, стараемся «вольно или невольно» забыть. Происходит реакция «самозащиты», ведь нам так важно хотя бы в своих собственных глазах казаться белыми и пушистыми.

Ни для кого не является секретом, что материнская любовь безгранична и что мать прощает свое чадо, даже если чадо это по гражданским меркам не заслуживает никакого снисхождения.

Но вот хочется поведать о всеобъемлющей любви к своим матерям со стороны тех деток, которых эти кукушки бросили и предали. А дети их не только прощают, но и оправдывают. Вот у кого нам надо учиться!!!

Начало восьмидесятых. Подмосковье. Дом отдыха. Здесь отдыхает моя подруга, и я еду навестить ее. За женщиной в белом халате идет в ту же сторону, что и я, стайка малышей. Последним плетется мальчонка лет трех, весь в слезах, а чуть впереди идут бодро и жизнерадостно две девчушки его же возраста или чуть постарше. Взор мальчика останавливается на мне, и он спрашивает у меня в безутешном своем горе: «Тетенька, а ведь правда у меня есть мама, а то они ( кивок в сторону обидчиц) говорят, что мама меня бросила! А ведь она меня любит, просто я потерялся».

Теперь уже и я реву. Сцепив зубы, отвечаю, что мама есть и что она его обязательно найдет.

У сопровождающей я узнаю, что не только мама отказалась от него, но и бабушка, которая все три года посещала его в Доме малютки, а когда встал вопрос о том, чтобы забрать мальчика к себе, развела руками, мол, дочь замуж вышла, и муж не знает о грехе молодости. Вот так его дважды предали. А он верил и продолжал любить…

Не буду мучить читателей и скажу, что я тогда не стала третьей, кто бросил его. Я приняла участие в судьбе этого мальчика. И жизнь у него сложилась очень хорошо, по крайней мере с моей точки зрения.

Другой случай. Москва. Я преподавала иностранные языки. И меня попросили в составе высокой комиссии проинспектировать детский дом. Мы побывали на уроках в разных классах. Увидели девочку лет восьми или десяти в синяках. Оказалось, удрала в выходной к вечно пьяной родительнице (не поднимается рука написать «матери») , лишенной этих самых родительских прав. Попалась ей под горячую руку.

И эта девочка, избитая и униженная, не только не обиделась на мать, не только безоговорочно простила ее, но и пыталась защитить, говорила, что сама виновата, не выполнила мамино поручение.

Не с этой ли девочки нам надо брать пример, когда Господь призывает нас простить всех обидчиков?

Самым примечательным оказалось даже не то, что малышка искренне простила свою непутевую маму, а в том, что этой девочке позавидовали два мальчишки, стоящие поодаль. СЧАСТЛИВАЯ… У нее мама есть!!!

И впрямь, этим мальчикам не повезло. У них никого не было. Но тут уж я ничем не могла помочь…

С тех пор я стала острее воспринимать горе детей-сирот, моя семья помогает нескольким детским домам.Мы пытаемся сделать для этих деток что-то душеполезное. Даже сладкие подарки мы делаем не к Новому году, а именно к Рождеству Христову, рассказываем о Николае Чудотворце, о том, что это он, любимый на Руси святой, радовал деток подарками, а мы лишь следуем его примеру.

А еще мы стали помогать молодому священнику крестить в Доме малютки младенцев, этих маленьких ангелочков, привозим крестильные рубашечки для мальчиков и девочек, кружевные, роскошные… А еще мы стали крестными для нескольких сиротинок. Комок стоит в горле, когда вспоминаем эти мгновения.

Интересна история приобретения таких вот прекрасных крестильных рубашечек.

Москва, лет пять-шесть тому назад, обзваниваем фирмы, которые продают такие рубашки, находим самые красивые, делаем заказ на сотню рубашек. Нас спрашивают, где мы их будем реализовывать. Услышав наш ответ, руководитель фирмы отвечает, что незамедлительно привезет сам к нам домой этот заказ. Привез. Попросил проверить правильность заказа — там и разные размеры, и разное количество. Я отказалась проверять, сказала, что доверяю. Спросила, какую сумму мы должны. Он улыбнулся и сказал, что с сирот деньги не берет. Прослезились. Спросили его имя, чтобы о нем помолиться. Сказал, что имя его Господь знает, может, какой-нибудь грех ему зачтет. И так из года в год наши малыши во время крещения в Доме ребенка облачены в самые нарядные рубашечки. Ну не чудо ли это?

Господь все видит! Мы верим, что доброе дело этого человека ему зачтется, что Господь простит ему его грехи.

Вот мы и вернулись к теме прощения.

Я часто пишу о сиротах в надежде на то, что кто-то, прочитав мои стихи или рассказы, тоже вспомнит о своих грехах и захочет помочь тем, кому живется гораздо хуже, чем другим, у кого нет того самого счастья иметь маму…

Так давайте подумаем вместе сейчас, в дни Великого поста, не пора ли нам действительно всех простить?

И не пора ли вспомнить тех, кого мы обидели? Неужели не вспомним, как когда-то отшлепали сына?

А тот случай, когда не воспротивились, когда сестра пошла делать аборт, не подставили свое плечо, не отговорили убивать свое дитя, дарованное Господом? Неужели не покаемся перед супругом, что не всегда прислушивались к его советам? Кому-то мы могли протянуть руку помощи, но не сделали этого…

От нас с вами зависит, когда и как Прощеное воскресенье действительно положит конец всем нашим обидам и вернет нам Христианскую любовь к ближнему.

И есть ли смысл ждать до следующего Прощеного воскресенья — а если не доживем? Или не доживут те, у кого мы должны попросить прощения? Именно так случилось со мной: не успела покаяться, и когда решилась попросить прощения, было поздно. Теперь лишь молитвы об усопших, горькие слезы раскаяния приносят облегчение…

И стихи о прощении, которые я посвящаю всем тем, кого обидела.

Попрошу прощения у всех…
Может быть, кого-то обижала,
Может, слишком мало я страдала,
Может, слишком громким был мой смех…

Господи, прости меня и Ты,
Кто всегда и всех простить умеет,
Чье прощенье душу мне согреет,
Кто мне дарит светлые мечты…
Господи, прости меня и Ты…

Попрошу прощения у тех,
Кто был обделен моей любовью,
Я уже не та, не прекословлю,
Не ищу безоблачных утех…

Времени давно прервалась нить
С теми, кто теперь уже не с нами,
И о ком молюсь я со слезами…
Дай мне Бог прощенной ими быть!

Простите и вы меня, многогрешную рабу Божию Ольгу, за то, что слишком много написала. И слишком мало успела сказать. Но мы ведь не прощаемся?

Подготовили Ольга Ларькина,

Антон Жоголев.

На Прощёное воскресенье

Весенний свет, густой и золочёный,
По всей округе разливает мёд.
Сегодня день особенный — Прощёный,
И оттого душа моя поёт.

Собрав с утра простое угощенье,
Иду себе, улыбчив и открыт,
Испрашивать
у ближнего прощенья.
— Прости меня!
— Господь тебя простит.

И ты прости!
— И я, и я прощаю!
— Садись скорей. Обед уже готов.
Сажусь тихонько,
сердцем ощущая,
Что полон мир друзей, а не врагов.

И добрым словом вмиг заворожённый,
Я образ Божий в каждом узнаю.
Как хорошо прощать и быть прощённым.
Наверно, так же хорошо в Раю!

Алексей Гушан, г. Москва.

2058
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
11
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru