Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

«Хороша страна Болгария… »

Наши читатели с Урала пишут о своем паломничестве в братскую балканскую страну.

Наши читатели пишут о своем паломничестве в братскую балканскую страну.

Уважаемая редакция!

Прочитали в «Благовесте» № 21 сообщение о визите Государыни в Самару и решили выслать вам статью о нашем паломничестве в Болгарию.

Может быть, она будет для вас интересна.

А нам статья представляется, как маленький веночек на могилы нашего российского Императора Александра II, вождей и воинов, жизнь свою на поле брани за болгарский народ положивших в 1877-78 годах.

С уважением

Наталья Макарова, Людмила Изосимова.

г. Уфа, Республика Башкортостан.

Решили поехать в Болгарию…

Мы и не думали о поездке в Болгарию. Правда, болгар — Веселина и Теменужку из Шумена, а также Нину и Сашо из Софии — мы уже три года поминали в молитвах о здравии, а их усопших родных — за упокой. Но это же обычное дело.

С болгарами мы встретились в сентябре 2010 года в паломничестве в Киево-Печерской Лавре, жили в архиерейской гостинице, подружились, потом переписывались по интернету. Никто из нас никуда не собирался ехать.

Но 3 июля пришло письмо от Веселина с приглашением приехать, в котором он сообщил, что жил два года в Лондоне и молился за нас в русском храме Успения Богородицы Сурожской епархии Московского Патриархата. Эти слова были для нас ключевыми, и решение поехать в Болгарию пришло молниеносно.

На празднике явления Табынской иконы Божьей Матери на Святых ключах 4-5 июля молилась раба Божия Людмила и просила помочь с поездкой в Болгарию.

Помощь пришла сразу: на улице встретилась туроператор Анна, она оформила нам путевку как своим родственницам со скидкой, друзья и родные помогли с оплатой. Куплены подарки: две небольшие Табынские иконы Богородицы в Софию и Шумен, а большая — аналойная — в Рильский монастырь.

И вся наша поездка приобрела иной смысл — паломничество с Табынской иконой Божией Матери, своеобразный крестный ход: по воздуху, на автобусе, на поездах, на джипе, на такси — по всей Болгарии, с востока на запад.

Конечно, духовные отцы благословили нас на поездку, но пришлось до отъезда пройти полосу препятствий: болезни, домашние нестроения и даже судебное заседание 5 сентября. А 8 сентября, в день Ангела и за день до отъезда, у Натальи была температура 38°С. Но было решено, что если мы не поедем сейчас, то, скорее всего, не поедем уже никогда.

10 сентября 2013 года. Болгария. Солнечный берег. Отель «Лион»

Мы беседуем с гидом Светланой, которая очень обрадовалась, узнав, что мы везем икону в Рильский монастырь, и сказала: «Эту миссию вы должны выполнить обязательно. А море, отдых и всё остальное — будет для вас в следующем году… » С чем мы, конечно, согласились.

Памятник освободителям Болгарии во дворе храма Архистратига Михаила.Около памятника Людмила (слева) и Наталья.

Светлана посоветовала нам съездить в Несебр и сходить в церковь Успения Богородицы, поклониться чудотворной Несебрской иконе Божией Матери (XII век). А еще в церкви есть деревянный подиум (круглое возвышение), на котором раньше отчитывали бесноватых сорок дней подряд, затем купали их в море — и они исцелялись. Сейчас любой желающий может полежать на подиуме (он весь устлан коврами), помолиться — и «по вере вашей будет вам». Помогает особенно тем, у кого проблемы с позвоночником и опорно-двигательным аппаратом. Так что у кого болят спина, руки, ноги — пожалуйста, приезжайте, ложитесь и молитесь… Нами проверено. Мы были там четыре раза и смогли выдержать после этого многочасовые наши прогулки, переходы по пересеченной и горной местности.

В Несебрской церкви нас ждал еще один удивительный сюрприз. Самой первой иконой, к которой мы подошли, была большая (примерно метр на 70 сантиметров) современная Табынская икона Божией Матери. Но иконография ее совершенно другая, не русская, имеющая мало общего с нашей, только одно название. Мы с изумлением поклонились ей. Жаль, что не догадались спросить, откуда она там появилась. А рядом с ней подлинная чудотворная Несебрская икона, перед ней на вязаной салфеточке один скромный цветочек. Милая, добрая, скорбящая Божия Матушка!…

В церкви много туристов, и все экскурсоводы на разных языках говорят одно и то же: «Это чудотворная икона, и вы видите дары людей, которым она помогла… » Латышей, литовцев, эстонцев сопровождают русскоговорящие гиды, и в этом есть какой-то болгарский, габровский юмор: «Это вы там у себя латыши, литовцы, а здесь, у нас в Болгарии, вы все из России, так что мы с вами только по-русски говорим».

Кстати, едем мы как-то утром вниз на лифте в своей гостинице «Лион», а напротив нас стоит мужчина средних лет, неопределенно европейской национальности. Вдруг он, услышав какую-то нашу фразу, говорит:«Как приятно слышать русскую речь. Вот я был в прошлом году в Греции, ну там же ничего не понятно, там никто не говорит по-русски… » Мы спросили: «А откуда вы?» — «Я из Литвы, из Каунаса, — ответил мужчина, — а вы?» — «Мы из Уфы, из Башкирии, с Урала». И мы просто изумились: надо же, встретил литовец русских в Болгарии и рад, что всё понятно, всё по-русски… Даже разделившись более двадцати лет назад, мы всё еще имеем один
не разрушенный элемент — наш русский язык.

15 сентября. Варна

Современный портовый город с почти миллионным населением.Великолепный кафедральный собор, возведенный после освобождения Болгарии от турецкого ига. Храм является первым памятником, воздвигнутым в память и во славу русских воинов и всех павших за освобождение Болгарии в Русско-турецкую войну1877-78 годов.

Благодаря нашим друзьям Веселину (в переводе на русский — Веселый) и Теменужке (в переводе на русский — Фиалка) мы посетили небольшой храм Архистратига Михаила. Он находится недалеко от центра города (улица 27июля), но стоит в глубине квартала, и сами мы бы его не нашли. Во дворе стоит прекрасный памятник, самый трогательный из тех, которые мы видели. Маленькая девочка-подросток подает букетик полевых цветов величественному офицеру с орденами на груди и с саблей на боку.

Конечно, это аллегория: маленькая Болгария и огромная, храбрая и добрая Россия. Во дворе ни души, чистота, порядок и ухоженный памятник. Благоговейной памяти болгар можно позавидовать.

16 сентября. Шумен

В 15 километрах от Шумена древняя столица Болгарии — Плиска. Сейчас Шумен — небольшой город с населением около 100 тысяч человек, с типичными для Болгарии проблемами: безработица, отсутствие перспектив для молодежи, дороговизна. Когда мы ходили по городу, местные жительницы забегали вперед и заглядывали нам в лицо. Объясняется это тем, что в Болгарии женщины не носят платков на голове, кроме турчанок. И даже в церкви мы были единственными с покрытой головой. Протоиерей Димитр в церкви Воскресения Господня даже указал на нас: «Посмотрите, что значит русские женщины, везде ходят с покрытой головой… »

Плевен. В мемориальном парке установлен бюст Императора Александра II.

На высоком плато высится памятник «Создатели Болгарской державы». Он был открыт в 1981 году, когда праздновалось 1300-летие болгарского государства. Памятник доминирует над городом и виден издалека на расстоянии более тридцати километров. Скульптуры главных исторических личностей: ханов Аспаруха, Крума, Омуртага, царей Бориса и Симеона, святых Наума, Ангеляра, Климента Охридских, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (мать которых была болгарка). А также много разных символов возникновения государства и нации из конгломерата разных народов: протоболгар, славян, фракийцев и других ассимилированных и ставших единой нацией в едином государстве Болгарии. Все они изображены на фоне ряда огромных вертикальных бетонных стел. Ощущение потрясающее:все эти высеченные из скал ханы, цари, воины — грозные, властные, подавляющие.А святые Охридские глядят на вас из поднебесья с ласковым вниманием и благословляют. А христианская история Болгарии вся в золотой мозаике. Болгария была крещена царем Борисом в 865 году. Венчает памятник болгарский лев, глядящий на восток.

В буклете указано, что это самый большой памятник в Европе. В 2005 году этот памятник из 6375 иностранных туристов посетили 3345 израильтян и 214 россиян. Похоже, что русским оказалась ближе Турция, а вот евреи устремились в Болгарию… Сейчас статистика по нашим туристам в Болгарии еще печальнее.

17 сентября. Плевен

Этот город трижды безуспешно атаковали русские, румыны и болгарские ополченцы в 1877 году со страшными потерями. Турки сдались только после пятимесячной осады и блокады из-за наступившего голода.

Бюст генерала Михаила Скобелева.

Вся гора, возвышающаяся над Плевеном, — место кровопролитных боев. Сейчас это мемориальный парк «Скобелев», названный в честь безстрашного русского генерала. На территории парка находятся многочисленные памятники над братскими могилами, огромная усыпальница — костница, редуты, старинные орудия. Всё это, а также деревья, кустарники, идеальные дорожки из круглых речных камешков тщательно сохраняются для потомков.

На самой вершине горы стоит здание панорамы Плевенских сражений. Панораму мы осматривали вместе с двумя болгарскими семейными парами. Им лет по 20-22, у одной пары — годовалый малыш, спокойный. Гид по имени Малинка объясняла нам всё синхронно: и на русском, и на болгарском языках. На огромных полотнах в первом зале изображены сцены российского духовного подъема, когда все россияне от Царя до простого крестьянина устремились помочь единокровному и единоверному болгарскому народу.

Исторический факт: крестьяне Владимирской губернии, Воронцовской волости, Покровского уезда поголовно решили идти в солдаты, имущество передать государству и еще собрали по рублю, а 2073 рубля передали администрации.

И в самом Плевене имеется огромный мемориальный парк, расположенный вокруг дома, где в 1877 году Император Александр II принимал капитуляцию Османа-паши, главнокомандующего турецкой армии. В этом доме десять дней проживал генерал Михаил Дмитриевич Скобелев, назначенный губернатором города после освобождения Плевны.

Этот дом сейчас является военно-историческим музеем, рядом с которым находятся классические бронзовые бюсты Царя-Освободителя Александра II, генералов Скобелева, Столетова и Тотлебена.

В парке и около музея много людей. Уже почти у выхода из парка сидевшая на скамейке женщина среднего возраста, услышав нашу русскую речь, обратилась к Веселину и стала нам рассказывать про освобождение Болгарии. Приводила данные о ходе сражений, где, когда и как проходила капитуляция Осман-паши. А может ли кто из нас рассказать внятно хотя бы историю Уфы135-летней давности, не говоря уже об истории России? Так что у болгар есть чему поучиться.

Читая ежегодные сборники Военно-исторического музея города Плевена, удивляешься высоте духовного подъема русского и болгарского народа в 1877-78 годы. Освобождение Болгарии обошлось России в 21981 человек убитыми и умершими от ран, 38431 ранеными, не считая умерших от болезней и тяжело заболевших. Всего за время Русско-турецкой кампании погибло более 200 тысяч воинов. Да, на фоне потерь нашего народа в Великой Отечественной войне цифры Болгарской кампании 1877-78 годов сравнительно малы.

Но зато все 135 лет после этих сражений в каждом храме ежедневно на Литургии болгарские священники молятся о упокоении Царя-Освободителя Александра Николаевича и русских воинов, на поле брани за освобождение Болгарии живот свой положивших. Честь и слава болгарским священникам и монахам, ежедневно за наших русских воинов молящимся!

Давайте сравним: наши народовольцы в 1881 году убили прославленного Царя-Освободителя Александра Николаевича. Большевики расстреляли всю Царскую Семью, замучили миллионы жителей России, покусились на Христианскую веру. А маленькая 7-миллионная Болгария всё это время молилась за Россию.Кто знает, может, и ее молитвами Россия удержалась на краю пропасти?

И еще один болгарский урок. Почему у нас в России ежедневно не слышно на панихидах и литиях помина о вождях и воинах, живот свой на поле брани за Веру, Царя, Отечество и народ свой положивших? Почему только на Димитриевскую субботу и 9 мая слышится о них молитва? Чего нам, российским христианам, не хватает? Может, болгарских благодарности, терпения и благородства?

18 сентября. София, древняя Средица

Культурный слой почвы здесь несколько метров, поэтому древний храм святой Параскевы-Петки, восстановленный в ходе археологических раскопок, намного ниже уровня современной мостовой.

Мы жили в центре, недалеко от всех правительственных зданий, а также древнего храма-ротонды святого Георгия
Победоносца. Храм построен во II веке при римском императоре Марке Ульпии Траяне. Святой царь Константин Великий (274-337 гг.) превращает Ротонду в христианский храм. Этот храм неоднократно разрушался (вестготами, гуннами, турками), сейчас он восстановлен. В этот храм мы и отправились на Литургию.Один священник, один чтец и женщина, принимающая записки, — весь причт. Служба на церковнославянском языке, напев византийский. Символ веры и молитву «Отче наш» не поют, а читают, и не только здесь, а везде. Проповедь на болгарском языке. Священник Иоанн, узнав, что мы из России, вынес из алтаря большую пачку бумажных икон и освященное масло в подарок, пригласил нас приезжать в Болгарию.

Священники во всех храмах, где мы были, узнавали сразу, что мы русские: «О, руснаци, руснаци!». А когда мы говорили, что приехали из Башкирии, с Урала, — «О, протоболгари!». Как-никак болгары ушли на запад вовремя великого переселения народов в первом тысячелетии после Рождества Христова с территории Волжской Булгарии под предводительством хана Аспаруха. Одним словом, мы родня и земляки. А один полицейский, стоявший у Народного собрания в Софии, показался до того родным и знакомым, что мы с ним сфотографировались. Внешность его типична для татар, проживающих в Поволжье, как будто генетический близнец.

София. Кафедральный собор св. Александра Невского.

Весь день мы ходили по Софии: кафедральный собор святой мученицы Недели (Кириакии), собор Александра Невского и, наконец, храм Святителя Николая Мирликийского, подворье Патриарха Московского и всея Руси. В крипте храма находятся мощи Архиепископа Серафима (Соболева), в 2002 году прославленного Русской Зарубежной Церковью в лике святых. При жизни он завещал приходить к нему, писать записки и класть рядом с надгробной плитой (мощи лежат под спудом). Крипта разделена на три части: у входа свечная лавка, затем отделение со столами, за которыми сидят люди и пишут о своих бедах. В третьей части у торцевой стены мраморное надгробие, на полу лежит ковер для молящихся, а у прохода стоит аналой, на котором лежит большая служебная Псалтирь, открытая для чтения.

Мы не стали писать записки, а просто встали на колени, положили головы на плиту и всё рассказали Святителю Серафиму. А дальше пошли чудеса. Захотелось подойти еще раз и поблагодарить Архиепископа Серафима зато, что он, живя на чужбине, в эмиграции был молитвенником за Россию, страдавшую под богоборческой коммунистической властью. Владыка Серафим был одним из самых консервативных Архиереев Русской Зарубежной Церкви, вел непримиримую брань с масонством и экуменизмом, искушавшими русскую эмиграцию. В1934 году он был возведен в сан Архиепископа. В конце Второй мировой войны, не желая расставаться со своей паствой, остался в Болгарии при коммунистах, перенес много унижений — уже когда был Архиереем Московской Патриархии. При этом он никогда не отрекался от своих книг и «зарубежных» монархических убеждений, был и есть русский человек.

Но как же узнать ответ на наши вопросы? Да надо просто подойти, посмотреть в Псалтирь, которая открыта на пятой кафизме, и читать. Мы начали по очереди читать по одному псалму. Для каждого из нас в псалмах нашлись ответы на все вопросы, а молитва после кафизмы была настоящим откровением. Так пятая кафизма и была прочитана. С таким легким сердцем мы ушли от Святителя Серафима, что Веселин даже забыл рядом с аналоем свой кофр с фотоаппаратурой.Вспомнили мы об оставленном кофре уже в храме Александра Невского. Веселин побежал обратно, а мы в центре храма стали читать 90-й псалом и Символ веры.

В это время женщина, убиравшаяся в крипте, увидела кофр и подумала, что это бомба. Но мужчина из свечной лавки открыл кофр, понял, кто его оставил, и унес в лавку. Так что когда Веселин пришел в крипту, ему сразу отдали кофр с аппаратурой.

Святитель Серафим утешил нас и тем, что, выйдя из собора, мы увидели нашего знакомого Епископа Иону из Киевского Ионинского монастыря.Владыка очень удивился, каким это ветром нас занесло в Софию из Башкирии, и благословил нас на добрые дела.

В Болгарии священники свободно ходят по улицам в облачениях, но благословение берут у них не все встречные. Мы же, по нашему обычаю, подходили к каждому священнику и были за это вознаграждены. Так, на вопрос: «Как ваше святое имя?» — один священник ответил: «Ангел… » — «Надо же — Ангел! — воскликнули мы. — Вот, мы будем рассказывать дома, что нас благословил Ангел». Этот Ангел был к тому же и протосингелом кафедрального Софийского собора святой Недели (Кириакии), да еще и членом Священного Синода Болгарской Церкви. Когда мы попытались перевести сан протосингела в наш сан протопресвитера, он сказал, что в переводе с греческого «протосингел» — это старший над протоиереями, и у нас в Русской Церкви такого сана нет. Мы пообещали разобраться с таким непонятным для нас саном и на следующий год приехать уже подготовленными. Для члена Священного Синода протосингел Ангел был чрезвычайно доступен, словоохотлив, весел — наверное, так и положено Ангелу.Пообещал помолиться за нас, чтобы мы приехали на следующий год.

Все болгарские священники, встреченные нами, говорили по-русски, бывали в России, но в Башкирии не был никто.

И еще одна деталь: у нас при рукоположении священник снимает с руки обручальное кольцо в знак того, что теперь вся паства его семья, а он всем батюшка — отец родной. В Болгарии священники носят не только обручальные кольца, но и перстни. Так что прихожанам легко выбрать подарок батюшке на именины: можно простую золотую печатку, а если есть евро, доллары или левы, то можно и с алмазом.

По Софии мы ходили целый день пешком и вечером оказались около какого-то огромного здания, похожего и на мечеть, и на какой-то храм.Оказалось, это синагога. От мечети, видневшейся впереди по ходу, ее отличало отсутствие полумесяца на четырех башнях. Но сами здания оказались одной высоты и накрыты похожими круглыми куполами. Построены из похожего серого камня, как будто строил один архитектор. Около синагоги ходили евреи в своих черных шляпах. Когда Наталья заговорила по-русски на улице по телефону, к ней тут же подошел один мужчина из синагоги и с ходу начал говорить, что он из России, из Йошкар-Олы, живет в Софии два года, не может уехать. Спросил он также, почему мы не на побережье. А нас вновь порадовала очень быстрая реакция на русскую речь.

Сейчас израильтяне массово посещают большие и малые города Болгарии, что видно из статистики. А что же наши российские туристы? В2013 году четыре миллиона россиян были в Турции на отдыхе, а в Болгарии -только 580 тысяч человек. Интересно, что бы сказали на это наши прадеды, освободившие Болгарию от турецкого рабства и лежащие до сих пор в болгарской земле?

19 сентября. Рильский монастырь

Мы едем в Рильский монастырь, который находится в 117 километрах к югу от Софии. Рильский монастырь основан в 946 году монахом-отшельником Иоанном Рильским, жившим в пещере поблизости от нынешнего главного входа в обитель. Монастырь является самым крупным из действующих, сердцем болгарского монашества. Он расположен в горах, необыкновенно красив! Центральный храм Рождества Богородицы расписан изнутри и снаружи. Нижний ряд росписей изображает мучения грешников в аду. Очень много иконописных изображений воинов, в том числе редко у нас встречающиеся образы святых мучеников: Сергия и Вакха, Мины, Виктора…

Рильский монастырь. Игумен Евлогий принимает подарки из России.

Поскольку Нина и Веселин бывали в монастыре неоднократно и всех и всё знают (монашествующих всего около десяти, не считая трудников и рабочих), то решили, что икону будем вручать позднее. Надо сначала устроиться наночлег.

Однако при входе на территорию монастыря нас встретил гостинник, да и сам игумен Евлогий стоял во дворе и давал интервью большой группе туристов из Скандинавии. Эти скандинавы, числом более сорока, вдруг построились и дружно, бодро, слаженно запели: «Алли, алли, алли… » Мелодия изменялась, а слова были всё те же. Мы ждали, что они пропоют до конца«аллилуйя», но не дождались. Что это было за таинственное «Алли», мы так и не узнали, потому что игумен оставил скандинавов и направился в нашу сторону. Веселин уже принес из машины пакет с иконой и книгами, и мы вручили наш подарок. Пока мы рассказывали, откуда мы да что это за икона Божией Матери Табынская — «и всего мира Надежда и Утешение», — хор всё пел: «Алли, алли, алли… » — на все лады, а Веселин фотографировал происходящее.

Итак, Табынскую икону Божией Матери в Рильском монастыре ждали: игумен вышел навстречу, а неизвестно откуда взявшийся скандинавский хор пел. Мы радовались от души.

Дальше пошло всё в ускоренном темпе. Игумен попросил нас подождать, зашел в собор, принес нам иконки преподобного Иоанна Рыльского и сказал: «Это для вас и батюшек, которые благословили вас приехать. Передайте им, чтобы они приезжали к нам». Иконы Божией Матери Табынская у них в монастыре не было, а теперь есть, и слава Богу! Не зря, видно, в 1948 году в ту пору послушник, а впоследствии Митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычёв) написал в акафисте: «Радуйся, Похвало Табынская и всего мира Надеждо и Утешение».

Нас сразу же повели в храм, тут же подошел иеромонах, спросил, будем ли мы исповедоваться. Задал единственный вопрос, отпустил грехи и благословил завтра причаститься. Пригласил на солею, открыл для нас мощи святого чудотворца Иоанна Рыльского, мы с радостью приложились, и он тут же закрыл раку.

Теперь мы были свободны до вечера. Веселин повез нас в горы к местам молитвенного подвига и первого захоронения Иоанна Рыльского. Оставив машину на стоянке, мы минут пятнадцать поднимались в гору пешком.Подъем был крутой и тяжелый. Наконец мы добрались до могилы, над которой сейчас построен маленький храм. Преклонив колени и помолившись у надгробия, мы поставили свечки и отдали монаху записки о наших родных и близких. Далее нам предстояло самое сложное — пролезть через трещину в скале наверх к месту, где молился Иоанн Рыльский. Трещина представляет собой расщелину в скале шириной сантиметров 40-50, так что пролезать надо боком. Кроме этого, профиль трещины настоящая буква S. Следовательно, пролезать надо, повторяя все ее изгибы, змейкой. С Божьей помощью и Веселина мы прошли этот сложный маршрут. И на том самом месте, где молился преподобный, мы прочитали ему акафист на болгарском языке. Светило солнце, стояла абсолютная тишина, и нас просто накрыл благодатный молитвенный покров…

И только спустившись к источнику, мы встретили немногочисленных болгарских паломников.

Денег за ночлег в монастырской гостинице с нас не взяли и дали нам три номера на выбор. В номере икона, две кровати, стол, шкаф, а также туалет, душ, горячая вода. Жили мы на втором этаже, в окно заглядывала большая мохнатая ветка ели.

Туристы не остаются в монастыре, а паломников в сентябре мало. Вечерняя служба в Рильском монастыре короткая. Мы стояли в левом проходе, слушали византийское пение-дуэт. Подошел Веселин, пригласил нас под благословение к игумену, мы с робостью подошли. Мы ведь уже узнали, что игумен Евлогий был одним из кандидатов на свободную митрополичью кафедру Варненской и Великопреславской епархии, но отказался…

После службы вновь открыли мощи святого Иоанна, и мы вслед за монахами приложились кмощам чудотворца, затем подошли к иконе «Осеновицы» — «Покровительницы» -«Одигитрии». Вокруг старинной иконы ХII века большие частицы мощей тридцати двух святых, в том числе святых Магдалины, Саломии, мученицы Ирины. Эту икону передал в Рильскую обитель византийский император Мануил I Комнин (1143-1180гг.), который получил исцеление от святых мощей Иоанна Рыльского. Мощи святого, любившего отшельническую жизнь, после его смерти неоднократно перемещались:были в Софии, в Тырново, их увозили в Венгрию, в Эстергом. Сейчас они мирно покоятся справа от иконостаса в монастыре. Небесным покровителем преподобного Иоанна Рыльского был Иоанн Златоуст. А преподобный Иоанн Рыльский был Небесным покровителем нашего святого Иоанна Кронштадтского.

Великий византиец, скромнейший болгарский монах и российский праведник — все святые Иоанны, молите Бога о нас, грешных…

Утром мы пришли в храм на Литургию. Служит один иеромонах, клирос — один монах, молящихся болгар пять человек и мы — две русские паломницы. И вот нас пригласили к Причастию. Иеромонах держит Чашу рукой, покрытой красным платом, и причащает нас двоих. Глоток запивки, и только одна мысль: «Надо же, мы, грешные, удостоились принять Святое Причастие в Рильском монастыре!» А когда собирались в Болгарию, даже не мечтали об этом.

Какая интересная связь: в письме Веселина, полученном 3 июля, была вложена бумажная икона «Осеновицы» из Рильского монастыря. 5 июля в этом году был праздник чудотворной Табынской иконы Божией Матери, и 19 сентября Табынская икона прибыла в Рильский монастырь, а мы преклонили колени перед подлинной чудотворной иконой «Осеновицы». Круг замкнулся!

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

Самое главное в нашей поездке было то, что мы были действительно среди единокровных и единоверных наших братьев и сестер. Та забота, внимание и любовь, которыми нас окружили болгарские друзья, встречаются очень редко даже среди родных. Тем более что мы этого никак не ожидали и ничем не заслужили.

Но самым невероятным событием для нас, находящихся в Болгарии в 2013 году, было то, что мы вдруг оказались в 1878 году, то есть время обратилось на 135 лет назад. Мы как бы воочию увидели подвиг всего русского народа, рванувшегося на помощь братьям-христианам через огромные земные пространства.

Как это произошло, мы не знаем, но, переходя от одной братской могилы к другой в Плевене, вдруг поняли, что находимся на святом месте, в нерукотворном храме под открытым небом. И возникло у нас только одно желание: чтобы сюда приезжали россияне, в том числе потомки воинов, лежащих здесь. И чтобы священники наши служили здесь панихиды и пели «Вечную память»…

Никогда не было и, может быть, уже никогда и не будет, когда бы воля Божия, воля Царская и воля народная совпали так, как в России и Болгарии в 1877-78 годах. Этот единодушный порыв принес Победу! Смогли же наши прадеды выполнить Божий завет: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Все наши российские воины, известные и неизвестные, жизнь свою на поле брани за болгарский народ положившие, молите Бога о нас — своих потомках.

4 ноября 2013 г.

Дата: 4 января 2014
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru