Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

Подвиг Святого Царя

На выставке-ярмарке «Благословенная Самара» состоялась встреча с Православным историком, автором книг о Царской Семье Петром Мультатули.

На выставке-ярмарке «Благословенная Самара» состоялась встреча с Православным историком, автором книг о Царской Семье Петром Мультатули.

Историк Петр Мультатули на Православной выставке в Самаре.

В канун праздника Рождества Христова гостем Православной выставки «Благословенная Самара» в конце декабря ушедшего года был известный российский историк и публицист, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований, кандидат исторических наук, член Союза писателей России Петр Валентинович Мультатули. Автор книг и статей об Императоре Николае II и России царского времени. Петр Мультатули — прямой правнук Ивана Михайловича Харитонова — старшего повара Императорской кухни, убитого большевиками вместе с Царской Семьей в доме Ипатьева 17 июля 1918 года.

Это была могущественная Держава!

Выступление на встрече с читателями в конференц-зале Экспо-Волга Петр Валентинович Мультатули начал словами:

— Сегодня я хочу говорить о подвиге святого Царя-Мученика Николая II. Заканчивается год 400-летия Династии Романовых. В этом году много было разговоров и обсуждений на тему, что дало России воцарение Династии Романовых, чего больше, плюсов или минусов, было в ее правлении. Эти разговоры просто смешны. Потому что Династия Романовых превратила Россию из провинциальной страны на задворках Европы в колоссальную могущественную Империю, которая простиралась от Варшавы до Тихого океана, от Земли Императора Николая II до Кушки. Это была страна, без мнения которой не принималось ни одно европейское решение. Страна, которая разбила в Семилетней войне «непобедимого» короля Пруссии Фридриха II, разгромила Наполеона, разбила Османскую империю и освободила братскую Болгарию… Страна, которая вышла к огромным высотам экономического, промышленного, духовного роста. Железные дороги, по которым мы ездим, — их строили решением Царской власти. До сих пор 80 процентов железных дорог в нашей стране — это дороги, которые заложены при Императоре Николае II. Байкало-Амурскую магистраль — БАМ — спроектировал тоже Государь Николай Александрович, тогда она называлась Тихоокеанской.

То, что было заложено в царствование Императора Николая II, потом спасало нашу страну в самые тяжелые и страшные годины, еще много лет после того, как Царь и его Семья были зверски убиты в Екатеринбурге. Достаточно сказать, что во время Великой Отечественной войны большая часть нашего флота, за исключением катеров и подводных лодок, была построена в Царское время, это был Царский флот. Немцы не могли взять Ленинград, потому что наши солдаты стреляли по ним из пушек, снятых с линкора «Императрица Мария». Люди, которые создавали нашу оборонную промышленность в годы Великой Отечественной войны, воевали на фронтах, с рождения имели понятие о славе русской государственности, которую создала Династия Романовых. У нас в Российском институте стратегических исследований есть сотрудники, которые добровольно помогают открывать могилы павших в Великой Отечественной войне. Поражает то, что во всех этих братских могилах находят очень много нательных крестов, иконочек, складней с иконами. Это к разговору о том, кто победил нацистов… Люди наши оставались Православными, несмотря на то что именовали себя членами партии или комсомола.

Мы понимаем, что Российская Империя не была раем на земле. Были и проблемы, в том числе социальные. Были проблемы экономические. Но они были далеко не того масштаба, как те проблемы, которые появились вследствие потрясений в феврале, а затем в октябре 1917 года.

Испытание достатком

Что стало причиной революции? У революции была одна причина — нравственная. Россия в 1917 году не выдержала испытания достатком. Россия развивалась огромными темпами. В 1913 году она вошла в пятерку ведущих государств мира. Но общество в целом, особенно элита, хотели невозможного. Они хотели еще быстрее идти вперед, перепрыгнуть сразу несколько этапов. Самодержавие и Православие в их глазах были помехой в развитии страны. И даже среди высшего духовенства были такие люди, которые считали Самодержавие отжившей формой правления. В результате страна, которая вела тяжелейшую войну и сильно разбежалась на взлете, вместо того чтобы перепрыгнуть пропасть, в эту пропасть рухнула. Это произошло по вине общества. По вине непонимания обществом Царя. А ведь именно Царь из самых страшных бурь выводил Россию в тихую гавань.

В Первую мировую войну наша армия под командованием Императора Николая II не пустила немцев дальше Петрозаводска, немцы заняли лишь небольшую часть Прибалтики. А что произошло во время Великой Отечественной войны? Немцы в 1941 году пришли к Москве, а в 1942 году дошли до Волги, до Сталинграда. В Первую мировую мы потеряли около миллиона человек. А в Великой Отечественной — 27 миллионов. Если бы Россия выиграла Первую мировую войну, если бы не было того страшного периода, который наступил после 1917 года, то не было бы Великой Отечественной войны.

Белый Царь

Сегодня неприятие Династии Романовых строится именно на неприятии Царя-Мученика Николая II. Поистине для определенной части людей нет более ненавистной фигуры, чем Царь. Его обвиняют в слабости, в нерешительности — в первую очередь потому, что люди подспудно ощущают вину перед ним. Ведь что такое монархия? Самодержавная Православная монархия — это сотрудничество Царя и его верноподданных. Не может быть Царя без верноподданных и не может быть верноподданных без Царя. Это завет, благословленный Богом через Помазание на Царство. Народ дает обет верности своему Царю. Царь служит Богу и России. Народ служит Царю и России. Народ, предавший своего Царя, обрек себя на мучения. Вот почему происходили в России в XX веке такие страшные события.

Святейший Патриарх Кирилл, посетив Ганину Яму под Екатеринбургом, сказал очень точные слова: «Разве сегодня мы не сталкиваемся с обманом, ложью, лицемерием, коварством? Разве сегодня нет людей, которые бы хотели, чтобы никогда не было никакой памяти ни о Царственных Страстотерпцах, ни о гонениях, ни о страданиях нашего народа?»

В конце 2013 года в Москве прошла выставка, посвященная 400-летию Династии Романовых. Эту выставку посетили более трехсот тысяч человек. Причем очередь желающих попасть на нее была гораздо больше, чем когда-то в мавзолей. Уходя с выставки, многие люди говорили: от нас скрывали, как жила наша страна. Представьте себе, тысячу лет мы жили по Заповедям Христовым, по идеалам Святой Руси. Так жили и верили наши предки. Так верили наши прадеды, деды, отцы. И вдруг в 1917 году к нам пришли большевики и сказали: всё не так, надо жить совершенно по-другому. И тем самым бросили нас в страшную яму. Но генетически у людей всё остается. Несмотря на то, что долгие годы наш народ считали коммунистическим, душой он тянется к своим духовным историческим корням.

Был такой анекдот в годы перестройки: к Горбачеву пришел глава КГБ и говорит: «Михаил Сергеевич, надо срочно сворачивать антиалкогольную кампанию» — «Почему?» — «Народ протрезвел, спрашивает, куда дели Царя-батюшку… » На самом деле это только частично анекдот. Народ на самом деле спрашивает, и таких людей становится всё больше и больше. Нас все время пытаются столкнуть с нашего пути, подсунуть нам каких-то лжелидеров. Вот в последнее время стали много говорить о Сталине. А что такое Сталин как духовное явление? Это противопоставление Белому Царю - «красного царя». Это попытка говорить не о Православной монархии, а о лжемонархии. Именно поэтому шла такая страшная борьба, чтобы возвратить архипелагу Северная Земля имя Императора Николая II (до сих пор имя Царя так и не возвращено на карту России!). И сейчас идет борьба, чтобы вернуть городу Тутаеву его историческое название Романов. Чтобы городу Кызыл в Туве вернуть название Белоцарск. Причем Белоцарском город назвали не русские, это тувинцы так назвали. А большевики потом переименовали его в город Кызыл. Наши улицы до сих пор кишат именами террористов и убийц. Почему это происходит? По одной простой причине. Наши геополитические враги понимают, что если Россия выйдет на свой исторический путь — путь Православной цивилизации, с которого мы сошли в 1917 году, — это будет означать конец их духовного господства над нами. Они это очень хорошо понимают. Об этом писал еще американский политолог Хантингтон в 1979 году: «Если в Советском Союзе будут у власти коммунисты, мы всегда сможем с ними договориться. Но если к власти придут русские националисты (под националистами он понимал Православных) — с ними договориться мы не сможем никогда». И вот этого они и сейчас опасаются. Поэтому и идет такая борьба с Романовыми, поэтому такое желание очернить образ святого Царя Николая. Они понимают, что Николай II — ключ к нашему духовному возрождению. Прославление в лике святых Царя Николая и его Семьи открыло нам возможность вернуться в нашу Православную цивилизацию.

Святой символ России

Откуда такое непонимание Царя Николая? Царь - Православный. Выступающие против Царя Николая II по сути неправославные. Любые попытки сделать смесь из Православия и коммунизма, или из Православия и сталинизма, или Православия и либерализма обречены на поражение. Православие может быть только одно — вера в Господа нашего Иисуса Христа. У протоиерея Александра Шаргунова есть очень хорошие слова по этому поводу. «Наш Царь - святой символ России, — писал он. — У каждого народа свое историческое призвание и свои особенности. Сейчас происходит все большее обезличивание народов именно потому, что в каждом народе, как и в каждом человеке, истинно и единственно неповторимо только то, что принадлежит Христу. Русский Царь отличается от европейских монархов, и русский народ соответствовал этому образу правления. Русский народ — простодушный, и Царь ему нужен был мудрый и простодушный».

Понять Николая II без Православия невозможно. Он так же неотделим от Православной веры, как каждый русский святой. Это вовсе не означает, что Николай II был всепрощенцем, мягкотелым интеллигентом, - ничего подобного. Николай II подавлял революцию 1905 года, когда был практически полный паралич аппарата государственной власти. Он не дрогнув мог бы расправиться с революционерами. Но это был Хозяин земли Русской и отец своего народа. Отец не может жестоко поступать с детьми. Что бы ни делали дети, это дети. И Царь своим детям прощал. Его главная заслуга заключается в том, что он доказал: проводить реформы можно без гулагов. Во время его правления реформ было проведено больше, чем при Петре Великом. Это и единая монополия, и денежная реформа, и грандиозная реформа образования, о которой сейчас ничего не помнят.

Между прочим, вся классическая школа, воспринятая в сталинские времена, — это была Царская школа. И наше классическое линейное образование — заслуга Николая II. 78 процентов мужского населения к 1913 году было грамотным. Но главная заслуга Царя Николая — это его политика народосбережения, а не народоуничтожения. Самая большая стройка Российской Империи с использованием труда заключенных — это строительство Амурской железной дороги. Продолжалось это строительство 50 лет, были задействованы пять тысяч заключенных, осужденных за тяжкие уголовные преступления. В составе ГУЛАГа СССР на 1 января 1937 года действовало 42 концлагеря, в которых содержалось свыше двух миллионов человек. Из них более трети были посажены по политическим статьям. Суточную норму питания на одного заключенного в царское время составляли 819 граммов ржаного хлеба, 106 граммов мяса, 21, 6 грамма сала, несколько видов круп и растительное масло. Капусту, картошку и лук каторжане закупали на свою заработную плату. Суточную норму узников ГУЛАГа составляли 750 граммов ржаного хлеба, 20 граммов мяса и гречка, всё.

Уроки Государя

Еще один важный урок Императора Николая II для всех нас и для наших государственников — это его полное самоотвержение во имя России. «Я имею всегда одну цель перед собой — благо Родины, — писал Государь Столыпину 23 октября 1907 года, — перед этим меркнут в моих глазах мелочные чувства отдельных личностей».

И еще одна важная особенность Государя — почитание священного сана. Сейчас иногда можно встретить даже у людей Православных оскорбительные высказывания в адрес священников. Причем даже не конкретных священников, а порой в отношении священника как служителя Христова, наделенного благодатью Божией. В таких случаях вспоминаю всегда Царя-Мученика, который имел гораздо больше морального права сказать что-то про тех священников, которые его предали, не пришли к нему, оставили его. И тем не менее мы видим, с каким почтением, с каким особым чувством Царская Семья относилась к священнику Иоанну Сторожеву, который пришел в последний раз отслужить обедницу (Православную службу, совершаемую вместо Литургии) в Ипатьевском доме. Это тоже очень большой урок для нас.

И наконец, особый подвиг — это отречение Царя от престола. Точнее, не отречение от престола, а отречение Царя от сатаны. Вспомним Евангелие, когда сатана искушал Христа, обещая Ему все царства мира. Христос отвечает ему: «Отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк. 4, 8). 2 марта 1917 года в занесенном снегом Пскове не Царь отрекся от престола, а большая часть России отреклась от Царя. Множество людей восприняли это как великое горе. Когда говорят об отречении Царя от престола, нам пытаются вбить в головы то, чего на самом деле нет. Ведь много людей не отрекались от Царского имени, причем не только Православные. Кто-то из них ради этого даже пошел на смерть. Известный Православный писатель — азербайджанец, который стал Православным, Фазиль, в крещении Василий, Ирзабеков — пишет о том, как его бабушка-азербайджанка почитала Государя. Есть и такой случай: священник на Богослужениях поминал Царскую Семью полным чином. В 1920-е годы его арестовали, он посидел какое-то время, а потом ему говорят: мы тебя отпустим, если не будешь поминать Царскую Семью. А если не согласишься, расстреляем». Он согласился. Вышел, стал служить, но все равно поминал Царскую Семью, только не полным чином, а просто по именам. Его расстреляли. И таких примеров очень много.

Предал Царя не народ, его предала элита. Но это не снимает с нас ответственности. Я очень люблю такой исторический пример. 1564-й год, когда Царь Иоанн Грозный покинул Москву и уехал в Александровскую слободу. Он тогда сказал: «Я не буду царствовать не самодержавно. Раз бояре не хотят дать мне царствовать самодержавно, я не буду царствовать». И что случилось в Москве? Был траур. Митрополит направил делегацию, почти всё духовенство, купечество, народ — все пошли в Александровскую слободу, все просили: «Государь, прости нас, вернись и царствуй!». В марте 1917 года в Александровский дворец (даже созвучно с Александровской слободой) не пришел никто! Никто не поинтересовался: «Государь, что произошло во Пскове?» Почему, по какой причине, как это может быть? Никто не пришел, не спросил. Царская Семья одна пошла на свою голгофу.

Давайте посмотрим, что произошло, когда Царская Семья пошла по своему крестному пути. Сколько сил было брошено на то, чтобы очернить имя Государя, оклеветать, опорочить, предать забвению его имя. Убили Царскую Семью, снесли Ипатьевский дом, семьдесят лет лгали, клеветали. Имена убийц забыты. Царь и его Семья прославлены, получили венец от Господа, на месте Ипатьевского дома вырос прекраснейший храм. И в ответ на клевету весь мир услышал завещание Государя, которое передала Великая Княжна Ольга Николаевна: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь… »

А Императрица Александра Феодоровна, которая столько претерпела в России, писала незадолго до мученической кончины: «О, Боже, спаси Россию! Это крик души и днем и ночью — всё в этом для меня… Учишься теперь не иметь никаких личных желаний. Господь милосерд и не оставит тех, кто на Него уповает. Какая я стала старая, но чувствую себя матерью этой страны и страдаю, как за своего ребенка, и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь и все согрешения. Господи, смилуйся и спаси Россию!… » Вдумайтесь в эти слова, братья и сестры!

Есть документальная съемка, когда в год 300-летия Династии Царская Семья уезжает из Костромы на пароходе. Там совершенно потрясающий кадр, так получилось — они уходят в свет. Потом будет Тобольская ссылка, Ипатьевский дом, Ганина Яма. Кощунственная манипуляция с екатеринбургскими останками, которые выдают за царские мощи. И любовь народная, почитание и церковное прославление. Для нас очень важны слова Николая Алексеевича Павлова, выдающегося соратника Петра Аркадьевича Столыпина по крестьянской реформе, — его слова дают силы и уверенность в грядущей победе добра: «Из тьмы настоящего и эпохи падения общества и народа образ Государя Николая II будет всё более и более возвышаться и просветляться, становясь примером чести, воли, труда и тихой благости. Входя в историю с путеводным именем Государя, ему последуют все те, кто наконец решится победить воцарившееся чудовищное зло».

Святой повар Иван Харитонов

Метрдотель Царской кухни Иван Михайлович Харитонов.

Антон Жоголев:

— Петр Валентинович, расскажите о вашем предке, убиенном в Екатеринбурге в ту страшную ночь 17 июля 1918 года.

— Мой прадед по отцовской линии Иван Михайлович Харитонов, старший повар Царской Семьи, был убит в Ипатьевском доме вместе с Царской Семьей. Он был самый простой, обыкновенный человек. Был поваренком взят при Дворе. Служил три года на флоте, потом был отправлен на обучение в Париж, где совершенствовал свое поварское ремесло. Вернулся и служил при Дворе. Женился на Евгении Андреевне Тур. У него было шестеро детей, одна из них моя бабушка Екатерина Ивановна Харитонова. После ареста Царской Семьи Государь назначил его метрдотелем Императорской кухни. Когда Царскую Семью отправили в Тобольск, он поехал с ними. И вот такой интересный момент: в Тобольске он брал у купцов в долг еду — не было денег у Царской Семьи. И они давали в долг Царской Семье! Той Царской Семье, которой были обязаны своим материальным благополучием. Потом перестали давать и в долг. Когда весной 1918 года Царя, Царицу и Великую Княжну Марию Николаевну вместе с доктором Боткиным и Демидовой перевезли в Екатеринбург, Иван Михайлович остался с Царскими детьми. Потом их тоже вывезли в Екатеринбург. В ссылке он учил Великих Княжон печь хлеб. В Тобольске Государь говорил ему: «Хорошо меня кормишь, совсем как в Царском». Русской Православной Церковью Зарубежом Иван Харитонов причислен к лику святых. Внешне он был человеком совершенно обыкновенным. Но как часто бывает, именно такие ничем не примечательные люди совершают подвиги.

Вообще, я бы сказал, те люди, которые окружали Царскую Семью в последние месяцы их жизни, — это маленький слепок всей России. Там была высшая аристократия, Рюриковичи, в лице графа Ильи Леонидовича Татищева и князя Василия Александровича Долгорукова, дворяне в лице доктора Евгения Сергеевича Боткина, крестьяне в лице Алоизия (Алексея Егоровича) Труппа, мещанин Харитонов. Лютеранка Екатерина Шнейдер, тот же Трупп был католиком. Как будто вся Россия была здесь. В Тобольске приходили муллы с татарами, молились о спасении Царской Семьи.

Ольга Ларькина:

— Петр Валентинович, вы, вероятно, видели в Дивеевском монастыре необычную икону, написанную еще в 1970-е годы — на ней вместе с Царственными Страстотерпцами изображены и убиенные с ними…

— Это зарубежная икона.

О.Л.: Нет, она была написана в Москве еще задолго до прославления Зарубежной Церковью Царственных Мучеников и убиенных с ними. Будете в Дивеево — непременно посмотрите эту необыкновенную икону!…

Тайная миссия Григория Распутина

— Еще одна очень интересная личность рядом с Царем — Распутин. Он тоже был оклеветан и принял мученическую смерть. До сих пор до конца не разгадано, чем конкретно он занимался, какие взаимоотношения были у него с Царем. У Николая II были люди, которые занимались сбором информации для него, и в этом у Распутина была важная миссия. Распутин как-то был связан со староверами, по всей видимости, он способствовал примирению староверческих кругов с Церковью. Во всяком случае есть очень интересные воспоминания Ивана Степановича Проханова — это двоюродный дед ныне широко известного писателя и журналиста Александра Андреевича Проханова… Он был из молокан, потом перешел к баптистам (его известный потомок, Александр Проханов, принял Православие — ред.), жил в Канаде, работал во всех разведках мира… В этих кругах вынашивалась идея создания лжецеркви. Мы часто говорим о революции как о явлении социальном, политическом и забываем, что революция — это явление прежде всего духовное. Ставился вопрос не только об уничтожении Самодержавной власти, но и об уничтожении Церкви. И по всей видимости, молокане, баптисты и другие сектанты создавали единую линию раскольничества. Проханов, который был активным деятелем в этом направлении, писал, что Распутин им очень мешал. И надо было приложить очень много усилий, чтобы эта его деятельность была прекращена. Поэтому с Распутиным до сих пор очень много неясного. Клевета на него опровергнута давным-давно. Но какую роль он по-настоящему играл, кроме того, что по его молитвам приходила помощь Наследнику, пока неясно.

Неоспоримо одно: смерть Распутина была мученической. Ему нанесли тринадцать кинжальных ранений. О том, как и где его убивали — как и в убийстве Царской Семьи, мы располагаем только показаниями убийц. Любой правовед скажет (Петр Мультатули в прошлом следователь и оперуполномоченный уголовного розыска — ред.), что показания убийц являются доказательством, только если они подкреплены другими доказательствами. Верить преступникам на слово нельзя. Других свидетельств у нас нет. И мы можем говорить только об исторических фактах. Дело в том, что Распутин был выбран определенными кругами для того, чтобы опорочить Царскую Семью. До этого в ход шли разговоры, будто князь Мещерский имеет колоссальное влияние на Государя… То же самое говорили и о французе Филиппе Низье… Потом стали говорить о Распутине… И его значение в нашей истории — это вопрос, в котором будущие поколения историков должны будут разобраться.

Тайна Ипатьевского дома

— А можно ли доверять выводам Николая Алексеевича Соколова, судебного следователя Омского окружного суда, который по горячим следам расследовал убийство Царской Семьи?

— Он очень грамотно вел расследование убийства Царской Семьи. Ошибался в некоторых незначительных аспектах, но это понятно — он не смог довести следствие до конца. Есть и очень серьезный вопрос, который неизбежно возникает при чтении его книги «Убийство Царской Семьи»: как могли 11 убийц расстрелять 11 человек в 25-метровой комнате и не погибнуть при этом сами? Специалисты по криминалистике знают, что в таких условиях неизбежно пули бы рикошетили. Пули должны были с убийственной силой отлетать от стен и непременно попали бы в самих убийц. Винтовка Маузер — это очень сильное оружие, и ударная скорость пули убила бы всех наповал. Поэтому стали возникать вопросы… Отсюда и усиленное желание заставить нас поверить той версии, что изложена в так называемой «Записке Юровского».

О.Л.: Есть ли сведения о том, что голова Государя после убийства была отделена от тела и увезена в Москву, к Ленину?…

— Остались воспоминания генерала Мориса Жанена, который со стороны Антанты курировал расследование убийства Царской Семьи. В его мемуарах, написанных по-французски в Сибири, было написано, что головы были отчленены и увезены в Москву неким Апфельбаумом. Апфельбаум, как известно, была настоящая фамилия Зиновьева. Приезжал ли Зиновьев или нет, доподлинно неизвестно. Кстати, в других изданиях своих мемуаров Жанен это место выбросил. Осталось только в одном издании по-французски. Больше фактических подтверждений мне не известно.

— Была ли возможность спасти Царскую Семью?

— Была, конечно. Офицеры Тобольского отряда особого назначения говорили: приезжайте, забирайте Царскую Семью, мы поможем. Никто не приехал, никому не нужно было. Понимаете, все больше заботились о своих амбициях при восстановлении монархии, чем о судьбе Государя и его Семьи. Конечно, с точки зрения духовной должно было все это сбыться, чтобы свершился подвиг Государя. Но Государя могли спасти — и в Александровском дворце, и особенно в Тобольске, где охрана относилась к Государю очень хорошо. Там были одни Георгиевские кавалеры в охране.

Останки или мощи?…

О.Л.: Что вы можете сказать о «екатеринбургских останках»? Как к ним относиться?

— Люди могут относиться к этим останкам только по принципу «верю» — «не верю». Но есть одна вещь, которая лично у меня вызывает полное неприятие версии о тождественности этих останков. Силы, которые признают петербургские останки подлинными, все время требуют от Церкви признания их как святых мощей. Они пытались навязать это Святейшему Патриарху Алексию II, потом Святейшему Патриарху Кириллу. Эти силы ставят своей целью прославление этих останков в качестве мощей. А что это значит? Вы представьте себе, что Церковь признала бы эти останки мощами? А через год они бы сказали, что ошиблись и это ненастоящие останки. Какой удар это был бы по Церкви! В общественном мнении это была бы фальсификация мощей. Есть основания думать, что такой вариант развития событий мог бы осуществиться. Во всяком случае, ни Церковь, ни общественность не подпустили к изучению этих останков. И уже вот это заставляет с недоверием относиться к екатеринбургским останкам.

Церковь относится к этому вопросу очень и очень осторожно. Я думаю, со временем вопросов здесь будет возникать всё больше и больше. Люди, которые говорят о подлинности останков, основывают свои выводы на «Записке Юровского», которую вообще и не он писал. Эту Записку написал историк-марксист Михаил Покровский, доверенное лицо Ленина. Вновь говоря о том, что и как произошло, основываются на показаниях убийц! Что ж — и Чикатило тоже хорошо говорил, давайте тогда и ему поверим на слово. Убийцы Царской Семьи по сути были «чикатилами», у них была такая профессия — убивать…

— Какой выход из ситуации с «екатеринбургскими останками», на ваш взгляд, был бы наиболее корректным?

— Оставить всё в покое. Не требовать от Церкви признания их мощами. Сделали — сделали, похоронили — похоронили. Считаете, что это царские останки — пожалуйста. Но не надо заставлять Церковь признавать то, что вы там решили. Не надо навязывать Церкви свою позицию.

Было ли отречение от престола?

А.Ж.: На вас как-то повлияло то, что ваш предок — святой Зарубежной Церкви, был убит вместе с Царской Семьей? Вы из-за этого начали заниматься историей Царской Семьи?

— Нет, думаю, не повлияло. Когда был маленьким, я не знал о гибели своего предка. Не то чтобы родители скрывали это — просто разговоров на эту тему не было. Узнал лет в двенадцать. А интерес к Царской теме был и раньше. Сам Государь был очень близок.

— Ваша концепция о том, что Царь не отрекался от престола — вы продолжаете это утверждать? Вы убеждены в этом?

— Тут нужно разделять две вещи. То, что подделан сам так называемый манифест об отречении. И второе — то, что Государь поступил, подражая Христу: не стал бороться за власть. Это разные моменты. Отречение в том плане, что Царь подписал эту бумагу — это вранье и подтасовка. В этом я убежден. Он ничего не подписывал. А в том, что он не стал бороться за власть — правда о Государе.

— Но если он решил не бороться за власть, то почему тогда не подписал этот манифест?

— Потому что Царь был юридически образован и знал, что подписание манифеста о передаче престола - нарушение всех правил. Более того, эта бумага передавала престол Михаилу Александровичу, который, мягко говоря, имел сомнительные права на престол, а его потомство вообще никаких прав не имело. Отдать престол своему сыну Государь тоже не мог - он знал, что в этом случае произошло бы с ним. Что произошло во Пскове, мы до конца не знаем.

Даже если бы Царь подписал эту бумагу, она не имела бы никакой законной силы. Законами Российской Империи не был предусмотрен такой документ, как манифест об отречении от престола. Поэтому Царь не мог отречься от престола даже чисто в законодательном плане. Когда отрекался Император Петр III, он еще не был помазан на Царство. Он написал отречение лично сам, своей рукой. При этом было несколько свидетелей. Когда Эдуард VIII в Англии в 1936 году отрекался от престола, чтобы жениться на американке, он выступил по радио, сделал публичное заявление. А тут в Пскове что-то подписывается карандашом, причем это скрывается, народу не показывается…

Строго говоря, в России монархию никто не отменял. Строго юридически монархия не была отменена.

— А вы видели этот документ своими глазами?

— Да, конечно. Он не только у меня не вызывает доверия, с этим согласится любой непредвзятый эксперт. Манифест не мог печататься на машинке. На машинке могли печататься только проекты манифеста. Но даже под проектом — если это был проект — должна была стоять подпись «Собственной Его Императорского Величества рукой… ». Этого не было. Подпись сделана карандашом, стоит где-то внизу. Подпись Фредерикса тоже сделана карандашом, обведена чернилами. Подчеркивания какие-то. Число другое стоит. И нашли его только в 1928 году, в ГПУ его нашли.

— Как вы думаете, какими мотивами руководствовался Царь, отказавшись от борьбы за власть?

— В Библии, в Первой книге Царств, написано, как израильтяне не захотели, чтобы ими правил Пророк Самуил. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8, 7).

— Над какими книгами вы сейчас работаете?

— Над биографией Государя Николая Александровича. Дай Бог, выйдет скоро.

— Кого из историков Царской Семьи вы еще могли бы назвать, как заслуживающего доверия? И — наоборот?

— Александр Николаевич Боханов, его книги читайте. А вот Радзинскому я бы доверять не стал.

— Где можно приобрести ваши книги?

— Книги «Крестный путь Царской Семьи» и «Николай II и заговор 1917 года. Как свергали монархию в России» изданы в 2013 году, их можно купить и на Православных выставках, и в обычных книжных магазинах.

Подготовила Ольга Ларькина.

Дата: 4 января 2014
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
8
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru