Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Родной мой Бугуруслан…

В истории оренбургского города переплелись судьбы многих Православных людей.

В истории оренбургского города переплелись судьбы многих Православных людей.

До революционного переворота в 1917 году в Бугуруслане было более десяти церквей.

После революции все храмы нашего города были уничтожены, кроме кладбищенской Успенской церкви. Старожилы помнят, как уничтожали Спасо-Вознесенский собор, церковь Архистратига Божия Михаила. Революция и гражданская война раскололи Россию на два враждебных лагеря. В одной семье одни сражались на стороне красных, другие — на стороне белых. Так было и в семье моих дедушки и бабушки Волковых. Старший брат моей матери Николай Андреевич Волков шестнадцатилетним мальчишкой сражался за Православие и Россию в армии Александра Васильевича Колчака. Впоследствии Николай Волков погиб, защищая Родину уже в годы Великой Отечественной войны. Крестница деда Андрея Николаевича, дочь его сестры Александра стала коммунисткой, была преподавателем Воронежского университета и гордилась своим шестидесятилетним партийным стажем. Сын другой сестры деда работал в «органах» и неоднократно спасал своего дядю Андрея Волкова от расстрела. Такие семейные истории в то время были типичными. Одни воспринимали октябрьский переворот с верой в «светлое будущее», другие — как величайшую катастрофу и национальную трагедию.

Успенская церковь в городе Бугуруслане.

Как катастрофу восприняла революцию и семья моего деда, который всегда утверждал, что «религия есть укрощение злых сердец». У деда были прекрасный голос и слух, он пел в церковном хоре. Вместе с супругой Евгенией Яковлевной Андрей Николаевич воспитывал троих детей в страхе Божием. Дети — Николай, Клавдия и Владимир — были постоянными прихожанами церкви. Они говели и регулярно причащались. Дома рассказывали родителям о своем посещении храма, о содержании проповеди. Моя мама была очень красивой, и люди приходили посмотреть на нее. Клавдию Андреевну часто приводили в Девичий монастырь, так как готовили ее к поступлению в обитель. Но монастырь закрыли, а монахинь разогнали.

Я хорошо помню двух монахинь из Покровского монастыря. Одну из них, Феклу, я часто встречала в доме моей тетушки, маминой троюродной сестры — Татьяны Игнатьевны Неседовой. Моя тетушка приютила ее и ласково называла Феклушей. Она служила алтарницей в Успенском храме. Из разноцветной бумаги Феклуша делала красивые цветы для украшения икон. С нами она никогда не говорила ни о Боге, ни о вере. Возможно, она не хотела, чтобы у Татьяны Игнатьевны были неприятности, ведь она была учительница. За учителями строго смотрели партийцы, чтобы не допустить верующего человека работать с детьми. Весь облик монахини Феклы светился радостью, умиротворенностью и каким-то особым спокойствием ясной ее души. Никогда она не снимала монашеского одеяния, безмолвно свидетельствовавшего о мире ином, к которому она принадлежала и свет которого тихо отражался во всем смиренном облике монахини Феклы.

С нами по соседству жила вторая монахиня — Параскева, которую приняла в свой дом верующая старушка Евдокия Кузнецова, жившая с сыном и его семьей. Она прошла через сталинские лагеря, но через все мучения пронесла непоколебимую веру во Христа.

Последние невесты Христовы из закрытого большевиками Бугурусланского Покровского монастыря приняли на себя подвиг странничества, скитания и нищеты. Мир преследовал их злобой, но они терпели все ради Христа, молились за людей, забывших Бога и потерявших самих себя. И за их святые молитвы Господь посылал в мир, погибающий в грехах, Свои великие милости.

* * *

Младший брат моей матери Владимир был необыкновенно религиозным ребенком. Ему было только восемь лет, когда произошла революция. Придя однажды в школу, он увидел, как снимают иконы, а учительница объявила детям, что Бога нет. Потрясенный такой ложью, отрок сказал родителям, что в безбожную школу он больше никогда не пойдет. Родители чутко отнеслись к трагедии его детской души и не принуждали его посещать школу. Вскоре он хорошо освоил часовое дело, но на пятнадцатом году жизни Господь послал ему неизлечимую болезнь. Мучительную болезнь блаженный отрок принял как волю Божию и отказался от операции. Когда сестра делала ему перевязки, то кровь из ноги фонтаном била в потолок. Но Владимир всё терпел ради Христа. Умирая, со слезами на глазах он у всех просил прощения: «Простите меня Христа ради, если я кого-то когда-то чем-то обидел». Хоронило его множество народа. Господь сохранил Своего отрока, и он не увидел всех ужасов сталинских репрессий, не увидел, как отца трижды водили на расстрел, — он и скончался от пережитых ужасов, — не увидел, как дядю вместе с сыном живыми спустили под лед.

Владимир отошел ко Господу на пятнадцатом году жизни. Божие благоволение и благодать столь явно пребывали с ним, что это присутствие благодати чувствовали не только люди, но и животные. Мальчика очень любили выездные рысаки Сынок и Котька: когда он подходил к ним, они склоняли свои головы и опускались перед ним на колени. Божии создания своей животной душой чувствовали, что с отроком был Бог. Да, в сердце юного христианина жил Христос. Через всю свою короткую жизнь блаженный отрок мужественно пронес верность Христу. С благоговейной любовью Владимир принес в дар Спасителю свою юную и прекрасную жизнь.

После смерти Андрея Николаевича бабушка Евгения Яковлевна оказалась выброшенной на улицу с детьми, потому что дом и имущество отняли большевики. Но Господь хранил Своих рабов, и жизнь продолжалась.

* * *

Митрополит Мануил (Лемешевский).

В те далекие кровавые годы мои дедушка и бабушка Андрей Николаевич и Евгения Яковлевна Волковы приютили в своем доме родственника Федора Филипповича Козлова. Богоборческий дух в те годы распространился по всей России. Не обошел он и наш Бугуруслан. Этот дух времени увлек Федора Козлова, и он отошел от Господа. Но Свыше ему была уготована судьба иная. Господь послал ему серьезное испытание: у него умерла супруга, а на руках остался младенец — дочь Людмила. Он встретил новую спутницу жизни. Глубоко верующая женщина сумела обратить его к Богу. Он стал не только верующим, но и старостой единственной церкви, чудом сохранившейся в годы лихолетья. Успенская церковь не была уничтожена, но находилась в таком плачевном состоянии, что нужно было все восстанавливать заново. Настоятелем Успенской церкви в те годы был протоиерей Алексий Остроумов, который прошел через сталинские лагеря, через муки и издевательства безбожных властей. Но в тюрьмах он сумел сохранить добрую христианскую душу и сердце, полное любви к Богу и людям.

Приведу пример из жизни нашей семьи. Моя мать, Клавдия Андреевна Спиридонова, принесла в церковь, чтобы окрестить, младенца-внука, сына моего брата. Это были годы хрущевских гонений на верующих. И если бы узнали об этом поступке, то родителей сразу выгнали бы с работы. Потому-то младенца и принесла в храм для крещения бабушка. В то время я окончила Саратовскую консерваторию и работала в музыкальной школе, а также была председателем эстетической секции городского общества «Знание». Хорошо помню, как на собраниях партийный секретарь зачитывал списки людей, которые обратились в церковь, чтобы отпеть, окрестить, обвенчаться.

— Чего держите их на работе? — грозно кричал он. И все боялись, что в этом списке могут оказаться и их имена. Поэтому люди старались сделать все тайком, без записи в церковных документах. Да и священники были разные. Были добрые пастыри, а были и наемники…

— У тебя работа кончилась? — спросил мою мать один священник и, не дожидаясь ответа, грубо отрезал: — У меня тоже! — и, развернувшись, ушел.

Больной и старенький отец Алексий Остроумов все видел и слышал. Ни слова не сказав, он надел священническое облачение и окрестил Сергея, став его крестным отцом. За этот поступок отец Алексий мог жестоко поплатиться, но он боялся Бога, любил людей и понимал, что главное дело на земле — вера и служение Богу.

Крестник отца Алексия, мой племянник Сергей Шамкаев потом учился у меня в музыкальной школе и стал музыкантом. Он сейчас работает директором Школы искусств в городе Ясном Оренбургской области и пишет музыку. На стихи талантливого поэта, известного далеко за пределами Оренбуржья, своего друга и земляка Валерия Левановского он написал музыку гимна города Бугуруслана. Я благодарю Бога, что музыку официально принятого гимна нашего города написал крестник отца Алексия Остроумова.

Уроженка Бугуруслана, внучка священника актриса Ольга Остроумова.

Все дети и потомки батюшки Алексия наделены от Бога разнообразными талантами. В Успенской церкви есть иконы письма художника Н. Остроумова. Стали ценимыми и уважаемыми в нашем городе врачами правнук батюшки Алексей Остроумов, его жена Людмила и дочь Инна. Внучка протоиерея Алексия, известная в России артистка Ольга Остроумова — глубоко верующий Православный человек. Она снималась в замечательных фильмах «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие… » и многих других. Потомки отца Алексия хранят традиции своей семьи и почитают память ее главы — протоиерея Алексия Остроумова.

В послевоенные годы службы и требы совершались в церковном доме на улице Московской, там крестили меня и многих горожан. Федор Козлов стал отцу Алексию Остроумову хорошим помощником и единомышленником. Они жили рядом, жили одним общим делом — заботой о восстановлении Успенской церкви. Уже в те годы кладбищенская часовня стала Успенской церковью. Она принимала не только бугурусланцев. Сюда приезжали и жители соседнего города Похвистнево, и верующие из соседних деревень.

В годы гонений верующие с риском для жизни уносили в свои дома церковные святыни, спасая их от уничтожения и поругания. Удалось сохранить иконы афонского письма, образы Нерукотворного Спаса, Божией Матери — «Скоропослушницы», «Млекопитательницы», Иверской, «Слово Плоть бысть» (Албазинская), образа Святителя Николая. Особо трепетным и благоговейным почитанием верующих окружен Табынский образ Божией Матери. В прошлом эта икона принадлежала Покровскому Девичьему монастырю. Обитель была уничтожена безбожниками, но образ Табынской Богородицы удалось спасти.

В городском архиве сохранилась ведомость Покровского монастыря за 1913 год. Удивительна история написания этой чтимой иконы. Табынскую икону Богородицы, явленную в Башкирии, носили Крестным ходом по всему Уральскому краю и Оренбуржью. В середине XIX века икону из Башкирии принесли в Бугуруслан. Житель нашего города купец Цынговатов находился уже на пороге вечности. Медицина была безсильна перед грозным заболеванием. С последней надеждой обратился купец к Божией Матери. С великой верой он просил исцеления, молясь перед чудотворной иконой Богородицы. И Матерь Божия услышала и исцелила его. В благодарность за чудесный дар спасения от смерти Цынговатов заказал копию с чудотворного образа, что в селе Табынском, — так гласит надпись на иконе. Теперь этот образ Пресвятой Богородицы является особо чтимым в нашем городе.

Много замечательных икон удалось спасти Федору Козлову, который впоследствии стал моим крестным отцом. Староста Успенской церкви трудился не покладая рук, восстанавливая и украшая наш единственный храм. Правящим Архиереем в послевоенные годы Чкаловской (город Оренбург недолгое время назывался Чкаловым) епархии был Архиепископ Мануил (Лемешевский). Он часто приезжал в Бугуруслан и служил Всенощные и Литургии в Успенской церкви. После вечерних Богослужений Владыка Мануил проводил беседы с верующими. Его любовь к народу, доступность общения прихожан с Архипастырем привлекали сердца верующих. Люди истосковались по живому слову, и Преосвященный Владыка без устали проповедовал, укреплял в вере своих прихожан. Трапезы высокого гостя проходили в доме Федора Филипповича Козлова. Готовила обеды для духовенства его супруга Васса, ставшая впоследствии монахиней. Она старалась повкуснее угостить дорогих гостей. Вместе с Владыкой приезжал и его келейник — Иоанн Снычев, будущий Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

— Наш Ванечка! — так со слезами любви и умиления в те далекие годы обращалась к юному послушнику Людмила Федоровна Козлова, дочь моего крестного.

— Наш Ванечка! — так спустя десятилетия называла его она, рассказывая мне о незабываемых встречах. Юный келейник был застенчив и ни на шаг не отходил от своего духовного наставника. Под мощным молитвенным покровом Архиепископа (впоследствии Митрополита) Мануила «наш Ванечка» стал Петербургским Святителем — печальником за народ.

Владыка Мануил всегда ценил усердное служение людей Матери нашей Церкви. Отметил он и труд старосты Успенской церкви Федора Козлова.

«За проявленное усердие и ревность по восстановлению и благоукрашению Успенского храма города Бугуруслана преподается вам сия Грамота и Архипастырское Благословение», — гласит Грамота, которой Владыка Мануил наградил Козлова на Рождество Христово 1948 года. И стоит на Грамоте печать и личная подпись Архиепископа Чкаловского и Бузулукского Мануила.

В том же 1948 году Высокопреосвященный Мануил был арестован. Вновь его ожидали долгие годы заточения в сталинских лагерях. А летом 1949 года погиб староста Успенской церкви Федор Филиппович Козлов. Он проводил ремонт храма и, работая под куполом, упал и разбился. Господь сподобил Своего служителя подтвердить верность Богу даже до смерти.

Когда Святитель Мануил приезжал в Бугуруслан, то люди шли нескончаемым потоком к Архипастырю. Моя мама Клавдия Андреевна с благоговением дорожила святительским благословением и считала, что это архипастырское благословение принадлежит не только ей, но и всему нашему роду.

Это Божие благословение нам в меру своих сил верно служить Святой Церкви.

Много лет я служу в Успенской церкви регентом и с трепетом и волнением чувствую всей душой, что церковь наша хранит молитвы и благословения угодника Божьего Митрополита Мануила. Церковь наша обагрена кровью моего крестного отца старосты Федора Козлова.

* * *

Самарский предприниматель и церковный благотворитель Андрей Лазарев.

Взрастила бугурусланская земля благочестивых и ревностных христиан, строителей Божиих храмов, — наших современников: Андрея Лазарева и Юрия Пятаева.

Родственник Федора Козлова Андрей Викторович Лазарев родился и вырос в Бугуруслане. Теперь он живет в Самаре. Известный предприниматель Андрей Лазарев в середине 1990-х годов по благословению Архиепископа (ныне Митрополита) Сергия стал главой Попечительского совета строящегося в ту пору Кирилло-Мефодиевского собора города Самары. Он отдал все свои средства и силы на возведение большого храма в честь Первоучителей славян — святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

31 мая 2012 года в нашем городе Епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий в сослужении духовенства освятил новую часовню во имя святого Великомученика Георгия Победоносца. Это храм-памятник воинской славы России. Его на свои средства построили Юрий Венедиктович Пятаев с супругой Ольгой Сергеевной. Также родственник Федора Козлова, Юрий Пятаев на свои средства приобрел и купола для храма Святой Троицы в Бугуруслане.

Долгие годы Главой города Бугуруслана был Виктор Владимирович Жуков. «Православный отец города» — так до сих пор называют его верующие. Виктор Жуков вместе со своим заместителем Анатолием Борисовичем Кораблёвым много внимания уделяли нравственному воспитанию горожан. В радиопередачах и телепрограмме «Христианские чтения» велся серьезный и вдумчивый разговор о Церкви, о вере, о нашей культуре. Позднее финансирование программы «Христианские чтения» осуществлял Генеральный директор ООО «ДорСтройСервис» Юрий Венедиктович Пятаев. Он известен горожанам как благотворитель. Люди благодарны ему за внимательное отношение к их нуждам.

Милосердие Божие не оставляет Россию. Вновь и вновь Господь посылает нам добрых людей, которые укрепляют веру на нашей земле.

Валентина Кадырова, регент Успенской церкви

г. Бугуруслан Оренбургской области.

3621
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru