Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Книжная полка. «Избранное» Алексея Солоницына

В только что изданный двухтомник известного Православного писателя Алексея Алексеевича Солоницына вошли произведения, написанные им в разные годы…


Алексей Солоницын. Форпосты любви. Избранное в 2-х томах. Самара, 2013 год. Цена за 2 тома — 540 руб.

В только что изданный двухтомник известного Православного писателя Алексея Алексеевича Солоницына вошли произведения, написанные им в разные годы. Выбор произведений согласуется с заглавием, которое писатель дал томам своего Избранного — «Форпосты любви». «Меня всегда интересовал человек с разбуженной совестью, стоящий перед выбором в «пограничных» ситуациях жизни, — говорит писатель. — Мои герои — это люди, которые стоят, как на форпостах, хранящих рубежи души нашего народа».

Первый том составили два произведения — повесть 1991 года «Там человек сгорел!… » и написанный недавно роман «Ангеловы столпы». Герой первого — провинциальный учитель истории Антон Петрович Скобелев, в прошлом талантливый журналист, не нашедший места в казенной журналистике и пишущий «в стол». Герой второго — иеромонах Алексий, посвятивший свою жизнь служению Богу и спасению брошенных детей в созданном им приюте. Они очень разные люди, у них разные пути в жизни. Но объединяет их одно, самое главное — они нашли свой путь в современном мире. Отстояли себя в том мире, где так много решают деньги и так много людей стремятся любой ценой больше зарабатывать и жить как можно комфортнее. Герои Солоницына — хранители совсем других ценностей. Ценностей настоящих. Это образованные люди, глубоко знающие русскую историю, любящие и тонко понимающие русскую классическую литературу. И эти знания и любовь они передают своим детям — и родным, и тем, кого им доверили учить и воспитывать, — а также и нам, читателям. Книги с такими героями в наше время нужны как никогда.

Главы из романа «Ангеловы столпы» печатались в «Благовесте». Наши внимательные читатели вспомнят и случайное соседство в одном купе поезда священника и танцовщицы ночного клуба Алисы, — эта встреча заставила девушку о многом задуматься. И история жизни преподобного Алексия, человека Божия, осмысленная художником, искавшим, как лучше изобразить житие святого на фресках. И трогательный рассказ о том, как Блаженная Ксения Петербургская помогла юноше, ограбленному и замерзавшему на окраине величественного столичного города. Но когда читаешь роман не по главам, а целиком — получаешь более сильное впечатление. Книга светлая и добрая, несмотря на то, что рассказаны в ней и страшные, трагические истории.

В этой книге очень много любви — к людям, к родной волжской земле, ее удивительным красотам, любви к русской поэзии, живописи… Герои книги любят все родное, русское, говорят об этом и заставляют и читателя заинтересоваться, глубже узнать и полюбить родную природу и родную культуру.

Загадочно и интересно название романа — «Ангеловы столпы». Знаете, что это такое? Вот послушайте, как красиво и поэтично написано:

«Светлело. На фоне неба, свинцово-пепельного, хорошо был виден золоченый крест наверху голубого купола храма. Над Волгой, над всей землей окрест тучи разорвались, а из-под них, наискось, по воде и по земле ударили солнечные лучи.

«Ангеловы столпы!» — чуть не вскрикнул Алеша.

Он помнил, что однажды видел такие же лучи после дождя, когда они шли с отцом Алексием после работы в поле. Отец Алексий обрадовался тогда, заулыбался, объясняя ребятам, что в народе нашем эти лучи называются ангеловыми потому, что по ним как будто спускаются с неба ангелы. И забирают с собой души праведников. Мы не видим их, а вот лестницу, по которой они легко шагают, нам видно.

«Правда, хорошо?» — сказал тогда отец Алексий и положил руку на плечо Алеши.

«Правда», — ответил он.

И действительно, было хорошо, потому что и река, и лес на холмах, и поле перед ними были тогда и сейчас облиты небесным светом».

Второй том составили рассказы о великих русских писателях — «о тех же воинах духа, стоящих на форпостах любви в разные столетия нашей русской истории», — как говорит сам автор.

Рассказы о Гоголе «Шинель тюремного доктора» и Чехове «Встреча, которой не было» публиковались в журнале «Лампада».

Повесть о Федоре Михайловиче Достоевском «Я жажду!» была написана довольно давно, в 1988 году. Мне кажется, именно годом написания — повесть написана еще в начале перестройки, — объясняется некоторая излишняя романтизация образов молодых революционеров-народовольцев. Сюжет построен на реальном историческом факте — в последние месяцы жизни Достоевского за стенкой его квартиры снимал комнату революционер Александр Баранников (тоже реальное историческое лицо), арестованный как раз за несколько дней до смерти Достоевского и приговоренный к пожизненному заключению.

Образы Баранникова и его товарищей в повести невольно полемизируют с теми глубоко отталкивающими образами революционеров, которые Достоевский создал в своем гениальном романе «Бесы». Баранников и организация «Народная воля», одним из руководителей которой он был, готовили убийство Царя Александра II, при нескольких неудачных попытках покушений погибали люди, случайно оказавшиеся на пути молодых террористов… И Баранников в повести душой переживает за загубленных им людей — но не собирается отступать от своих намерений, искренне веря, что своими страшными деяниями «помогает Родине». До самой смерти он остается при своем чудовищном заблуждении, в плену страшных идей, не собираясь каяться, но даже гордясь своей жизнью — но при этом в повести говорится о том, что он умер «с чистой совестью», приводится текст его дерзкого завещания… А какая чистая совесть может быть у человека, которого сподвижники называли олицетворением ненависти? И ведь черное дело их было совершено — через полтора месяца после ареста Баранникова Царь все-таки был убит «народовольцами»…

При этом повесть сильная, оставляющая глубокое впечатление. Для меня она важна тем, ради чего и написана — драгоценными подробностями из жизни любимого писателя Федора Михайловича Достоевского. Все достоверно и документально — и так живо, так художественно написано, как будто приподнимается завеса, и немного проникаешь в тайну жизни и тайну творчества одного из величайших умов России.

Последняя фотография Сергея Есенина. 1925 год.

Самое сильное произведение двухтомника — поэма «Убить поэта!». В ней дана авторская версия причин смерти великого русского поэта Сергея Есенина. Поэма посвящена очень важной цели — восстановить светлое имя нашего национального гения, оболганного и названного самоубийцей. Факты расследований последнего времени красноречиво говорят, что поэта зверски убили, инсценировав самоубийство. Но большинство исследователей его биографии предпочитают об этом молчать. Даже в тех книгах, где о Есенине написано с любовью, говорится, что он все-таки покончил с собой, хотя это, мол, и дискуссионный вопрос.

Не удивляйтесь слову «поэма» — произведение написано в прозе. Но такое обозначение жанра отсылает нас к Гоголю — помните, «Мертвые души» тоже поэма! Право называться поэмой этому произведению дают многочисленные лирические отступления, каждое слово которых звучит проникновенно и трогательно. Перед нами обнажается душа поэта, льется «чистое золото поэзии, ясное, радостное и грустное, как шум берез под вешним ветром, как колошенье спелой ржи».

Композиционно поэма построена на двух планах. Один посвящен последним дням жизни Сергея Есенина, но вдруг как пронзительные воспоминания врывается прошлое — и мы узнаем всю жизнь поэта, истории его любви.

Красиво и задушевно описано венчание Сергея Есенина с Зинаидой Райх, ставшей потом матерью двоих его детей, в простой деревенской церкви на Вологодчине. Так и видишь раннее утро, солнце золотит купол церквушки, одиноко стоящей над рекой… Сейчас нет уже того села, в середине XX века разобрали эту церковь во имя святых Кирика и Иулитты — по данным 2002 года в деревне Кирики-Улита жили всего пять человек… Но стоит на месте церкви камень, повествующий о том, что здесь произошло одно из самых значимых событий в жизни великого русского поэта. И вторым таким камнем-напоминанием о церкви и этих удивительно красивых родных местах в сердцах русских людей, мне думается, будет поэма Алексея Солоницына.

Очень часто исследователи в качестве одного из доказательств, что смерть Есенина была самоубийством, приводят строки его последнего стихотворения:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Стихотворение это было написано кровью, и исследования подтверждают, что это действительно кровь Есенина. Казалось бы, последние сомнения исчезли… Но нет, Солоницын приводит очень необычную, но не лишенную достоверности версию написания прощального стихотворения. Сам текст был написан поэтом под давлением чекистов. Но даже в таких условиях поэт не мог позволить себе написать плохо… По версии Солоницына, убивший поэта чекист Яков Блюмкин сам надрезает руку еще живого
Сергея Есенина, сцеживает в пузырек льющуюся кровь, чтобы потом использовать написанное кровью стихотворение в придуманной им инсценировке самоубийства поэта. В поэме этот жест не объясняется. Но становится понятен его страшный смысл — поэт приносится в жертву темным силам, на время захватившим власть в России. Есенин, писавший такие проникновенно-русские стихи, с такой прекрасной чистой душой, становится невыносимым для новой безбожной власти. И на нем фокусируется вся ненависть большевиков ко всему подлинно русскому.

«Я описываю события, которые или вскользь упоминаются есениноведами, или вовсе не значатся в многочисленных книгах о нем. Но как раз они-то и говорят о пути поэта, о его метаниях и падениях, взлетах души и красоте ее, — рассказывает о своей книге Алексей Алексеевич Солоницын. — Я старался показать, как было тяжело душе поэта, христианке по рождению, когда она покинула Бога. И как снова пришла к Нему, вступив в неизбежный конфликт с безбожной властью… Потому и решено было убить его. Кто и как это сделал, выясняли судмедэксперты и литературоведы, беззаветно любящие поэта и его творчество. Именно на эти исследования я и опирался, реконструируя события жизни и гибели Есенина в художественной форме, позволившие мне по этой, а не формальной логике восстановить всю цепочку поступков Есенина и его врагов, вольных или невольных».

Ирина Кузнецова.

Двухтомник Алексея Солоницына «Форпосты любви» можно приобрести в Православном магазине на Радонежской. Магазин работает ежедневно с 10.00 до 20.00 по адресу: г. Самара, ул. Сергия Радонежского, д. 9. Вход с улицы Сергия Радонежского, в районе Семинарии. Телефон для справок в Самаре: (846) 334-69-28.

Редакция может выслать книги почтой. Для этого вам нужно позвонить по телефону редакции (846) 932-78-06 и сделать заказ. Или направить заказ письмом на почтовый адрес редакции: 443010 г. Самара, а/я 243. Можно оформить заказ и по электронной почте редакции: blago91@mail.ru

Заказанная книга будет выслана вам наложенным платежом. Цена книги без учета почтовых расходов указана рядом с ее названием.

Дата: 11 ноября 2013
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
7
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru