![]() |
Вход для подписчиков на электронную версиюВведите пароль: |
||
![]() Продолжается Интернет-подписка
Подписка на рассылку:
Наша библиотека«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев «Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев «Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина «Всенощная», Наталия Самуилова Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова) |
Публикации→ Из церковной практикиВеликое слово — «Прости»!Cвященнослужители и миряне делятся своим отношением к Прощеному воскресенью. ![]() В последний день перед началом Великого поста Церковь празднует особый день — Прощеное воскресенье. В канун этого праздника мы обратились к известным Православным священнослужителям и мирянам с просьбой ответить на вопросы: Что для вас значит этот день?Как сделать, чтобы чин прощения не вылился в пустую формальность?У кого будете просить прощения и от кого ждете, что этот человек попросит у Вас прощения? Был ли в вашей жизни случай, когда Прощеное воскресенье действительно сняло обиды и помогло вернуть Христианскую любовь? И вот что они ответили. «В Прощеном воскресенье — предчувствие Рая!»Настоятель санкт-петербургского храма в честь Апостола Иоанна Богослова (историческое подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря) протоиерей Геннадий Беловолов: Прощеное воскресенье — долгожданный день, которого я жду не дождусь, это день, когда прощаются все обиды, когда в каком-то смысле начинаешь жизнь и отношения со своими близкими с нуля, с чистого листа. В этом я вижу великую милость Божию. Кто они, мои близкие? Для меня как священника это прихожане, духовные чада. Невозможно прожить целый год и не согрешить перед своими ближними — непременно согрешишь или помыслом, или невыполненным обязательством… Носить в себе это целый год очень трудно, просто невозможно. ![]() И не надо бояться того, что кто-то формально отнесется к чину прощения. Даже просто сказать: прости — большой подвиг. Все равно мы должны произнести эту благодатную формулу. А поскольку мы существа словесные, то и слово имеет великую силу, в слове заключена великая сила воздействия. В нашем сознании автоматически происходит невидимое человеческому взору чудо: слово становится покаянием, прощением. В день Прощеного воскресенья скажите двум-трем людям: «Прости меня, брат!» или: «Прости меня, сестра», — и, поверьте, уже на третьей такой просьбе вы почувствуете, как в сердце входит благодать прощения. В этот день я как священник стою у алтаря и прошу прощения у своих прихожан, прошу их простить меня Христа ради. И если поначалу эти слова звучат несколько суховато, то с каждым разом душу все больше охватывает светлое и радостное чувство, и хочется каждого обнять с теплом и любовью. Как в Пасхальном каноне: «радостию друг друга обымем…». С особым чувством буду просить прощения у своих собратьев по алтарю, у тех батюшек, с которыми вместе служу, кого давно знаю, и у тех священников, с кем почти не знаком. У духовенства особая духовная связь, и ничто не должно омрачать наши отношения. Чтобы неосужденно служить у престола и во время Евхаристии произносить святые слова: «Христос посреди нас». — «Есть и будет!». Мы должны и прихожанам своим, духовным чадам, ближним и дальним являть пример братолюбия. Важно, на мой взгляд, не только прощение какого-то конкретного человека, но само состояние души, готовность простить всех и каждого. Ведь Прощеное воскресенье готовит нас к Великому посту. Готовит к тому, чтобы, как мы призваны, уподобляться Самому Христу в любви к людям, ведь Христос пришел не судить, а прощать нас, заблудших и грешных. В нашем русском народе Прощеное воскресенье настолько глубоко пребывает в сознании, что мы, расставаясь друг с другом, говорим: прощай, прости. И таким образом каждое расставание делается чином прощения. Это только в нашем языке, это наше духовное богатство. И Прощеное воскресенье оказывается разлито по вся дни нашей жизни. Это как круги на воде — в центре находится Прощеное воскресенье, а дальше один за другим расходятся четкие круги. И они не должны затихнуть! Я очень люблю это слово: прости!.. Будто завтра — в вечность…![]() Наместник Покрово-Эннатского мужского монастыря Салаватской епархии архимандрит Николай (Чернышев): Нам всегда хочется, чтобы в день Прощеного воскресенья дойти до самой глубокой грани искренности, но, наверное, не всегда это получается. В этот день соединяется сразу столько важных духовных событий: Прощеное воскресенье, последний день перед Великим постом. Последние часы, а может быть, и мгновения, когда мы можем снять с души тяжкое бремя обид и каких-то недоумений. Конечно, многие люди готовятся к этому дню, ждут его с волнением и душевным трепетом, и сам чин прощения — у икон Спасителя и Божией Матери — настраивает на особый покаянный лад. И не всегда, но бывает, что видишь у пришедших в храм на глазах слезы. Это показывает, что человек задет за живое. Ведь нет человека, который бы не согрешил. И в такие минуты особенно глубоко ощущаешь, что сам ты — многогрешный. И мирянин, и священник, и старенький монах, много лет подвизающийся в монастыре. Чем ближе к свету идешь, тем больше видишь на себе грязи. Вот и надо всякий раз так просить прощения у других, как будто перед уходом в вечность. Вдруг вот сегодня, сейчас предстану перед Богом, это ведь только Господь знает, сколько нам отмерено жить на земле и когда надо уйти в вечность. Неужели же в этот последний путь нам нести груз непрощенных обид? Помню наставление санаксарского старца схиигумена Иеронима: священнику служить надо так, как будто ты служишь последний раз. Так и прощения всем нам надо просить, как в последний раз. Будто завтра — в вечность… В Прощеное воскресенье хочется, чтобы душа затрепетала, и чтобы Господь принял наше покаяние друг перед другом. Ведь именно для этого мы и собираемся в покаянном чине прощения. Если мы не прощаем своего согрешившего, но кающегося ближнего, как можем надеяться на милость Божию к нам, на то, что Господь ради нашего покаяния простит нам все наши тяжкие, смертные грехи? Но вот стоят передо мной прихожане, кланяются и просят прощения. Но я же не всегда близко знаю их. И вроде бы стараешься от души сказать каждому эти покаянные слова, только не всегда получается именно так, как это хотелось бы. А вот когда служители клира подходят и видишь у них слезы, то и у самого душа обливается слезами. Мы ведь служим вместе, и всякое между нами бывает. И не хотим обидеть, а, бывает, даже против своей воли — обижаем. В Прощеное воскресенье особенно чувствуешь близость этих людей, чувствуешь, как все они тебе дороги и любимы, как хочется не причинять им боли, а, напротив, оберегать от печалей. С любовью встречаешь духовных чад — и тех, которые, случается, своей любовью досаждают, стучатся в двери и звонят в самое неподходящее время. Но и ты с сокрушением сердечным просишь у них прощения за то, что не всегда достаточно внимательно откликался на их скорби и радости… Родственники — вот перед кем мы постоянно согрешаем и у кого со всей любовью и горячим желанием растопить лед обид просим прощения. Ну а когда душа омылась слезами покаяния, когда очистилась прощением, мы с легкостью в сердце вступаем в поприще Великого поста. И хочется дальше жить так, чтобы как можно реже обижать своих ближних и дальних, чтобы помогать им идти путем спасительным! Дай Бог нам всем покаяния нелицемерного — и перед Богом, и друг перед другом! «Прощение — это состояние души, угодной Богу» |
| |