Cвященнослужители и миряне делятся своим отношением к Прощеному воскресенью.
В последний день перед началом Великого поста Церковь празднует особый день — Прощеное воскресенье. В канун этого праздника мы обратились к известным Православным священнослужителям и мирянам с просьбой ответить на вопросы: Что для вас значит этот день?Как сделать, чтобы чин прощения не вылился в пустую формальность?У кого будете просить прощения и от кого ждете, что этот человек попросит у Вас прощения? Был ли в вашей жизни случай, когда Прощеное воскресенье действительно сняло обиды и помогло вернуть Христианскую любовь? И вот что они ответили.
Настоятель санкт-петербургского храма в честь Апостола Иоанна Богослова (историческое подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря) протоиерей Геннадий Беловолов:
Прощеное воскресенье — долгожданный день, которого я жду не дождусь, это день, когда прощаются все обиды, когда в каком-то смысле начинаешь жизнь и отношения со своими близкими с нуля, с чистого листа. В этом я вижу великую милость Божию. Кто они, мои близкие? Для меня как священника это прихожане, духовные чада. Невозможно прожить целый год и не согрешить перед своими ближними — непременно согрешишь или помыслом, или невыполненным обязательством… Носить в себе это целый год очень трудно, просто невозможно.
В Прощеном воскресенье — предчувствие Рая! В этот день как никогда к нам близок Рай. Может быть, ближе — только на Пасху. Не случайно же Достоевский говорил, что если бы Прощеное воскресенье было не один, а триста шестьдесят пять дней в году, на Земле давно был бы Рай.И не надо бояться того, что кто-то формально отнесется к чину прощения. Даже просто сказать: прости — большой подвиг. Все равно мы должны произнести эту благодатную формулу. А поскольку мы существа словесные, то и слово имеет великую силу, в слове заключена великая сила воздействия. В нашем сознании автоматически происходит невидимое человеческому взору чудо: слово становится покаянием, прощением. В день Прощеного воскресенья скажите двум-трем людям: «Прости меня, брат!» или: «Прости меня, сестра», — и, поверьте, уже на третьей такой просьбе вы почувствуете, как в сердце входит благодать прощения. В этот день я как священник стою у алтаря и прошу прощения у своих прихожан, прошу их простить меня Христа ради. И если поначалу эти слова звучат несколько суховато, то с каждым разом душу все больше охватывает светлое и радостное чувство, и хочется каждого обнять с теплом и любовью. Как в Пасхальном каноне: «радостию друг друга обымем…».
С особым чувством буду просить прощения у своих собратьев по алтарю, у тех батюшек, с которыми вместе служу, кого давно знаю, и у тех священников, с кем почти не знаком. У духовенства особая духовная связь, и ничто не должно омрачать наши отношения. Чтобы неосужденно служить у престола и во время Евхаристии произносить святые слова: «Христос посреди нас». — «Есть и будет!». Мы должны и прихожанам своим, духовным чадам, ближним и дальним являть пример братолюбия.
Важно, на мой взгляд, не только прощение какого-то конкретного человека, но само состояние души, готовность простить всех и каждого. Ведь Прощеное воскресенье готовит нас к Великому посту. Готовит к тому, чтобы, как мы призваны, уподобляться Самому Христу в любви к людям, ведь Христос пришел не судить, а прощать нас, заблудших и грешных.
В нашем русском народе Прощеное воскресенье настолько глубоко пребывает в сознании, что мы, расставаясь друг с другом, говорим: прощай, прости. И таким образом каждое расставание делается чином прощения. Это только в нашем языке, это наше духовное богатство. И Прощеное воскресенье оказывается разлито по вся дни нашей жизни. Это как круги на воде — в центре находится Прощеное воскресенье, а дальше один за другим расходятся четкие круги. И они не должны затихнуть!
Я очень люблю это слово: прости!..
Наместник Покрово-Эннатского мужского монастыря Салаватской епархии архимандрит Николай (Чернышев):
Нам всегда хочется, чтобы в день Прощеного воскресенья дойти до самой глубокой грани искренности, но, наверное, не всегда это получается. В этот день соединяется сразу столько важных духовных событий: Прощеное воскресенье, последний день перед Великим постом. Последние часы, а может быть, и мгновения, когда мы можем снять с души тяжкое бремя обид и каких-то недоумений. Конечно, многие люди готовятся к этому дню, ждут его с волнением и душевным трепетом, и сам чин прощения — у икон Спасителя и Божией Матери — настраивает на особый покаянный лад. И не всегда, но бывает, что видишь у пришедших в храм на глазах слезы. Это показывает, что человек задет за живое. Ведь нет человека, который бы не согрешил. И в такие минуты особенно глубоко ощущаешь, что сам ты — многогрешный. И мирянин, и священник, и старенький монах, много лет подвизающийся в монастыре. Чем ближе к свету идешь, тем больше видишь на себе грязи. Вот и надо всякий раз так просить прощения у других, как будто перед уходом в вечность. Вдруг вот сегодня, сейчас предстану перед Богом, это ведь только Господь знает, сколько нам отмерено жить на земле и когда надо уйти в вечность. Неужели же в этот последний путь нам нести груз непрощенных обид?
Помню наставление санаксарского старца схиигумена Иеронима: священнику служить надо так, как будто ты служишь последний раз. Так и прощения всем нам надо просить, как в последний раз. Будто завтра — в вечность… В Прощеное воскресенье хочется, чтобы душа затрепетала, и чтобы Господь принял наше покаяние друг перед другом. Ведь именно для этого мы и собираемся в покаянном чине прощения. Если мы не прощаем своего согрешившего, но кающегося ближнего, как можем надеяться на милость Божию к нам, на то, что Господь ради нашего покаяния простит нам все наши тяжкие, смертные грехи?
Но вот стоят передо мной прихожане, кланяются и просят прощения. Но я же не всегда близко знаю их.
И вроде бы стараешься от души сказать каждому эти покаянные слова, только не всегда получается именно так, как это хотелось бы. А вот когда служители клира подходят и видишь у них слезы, то и у самого душа обливается слезами. Мы ведь служим вместе, и всякое между нами бывает. И не хотим обидеть, а, бывает, даже против своей воли — обижаем. В Прощеное воскресенье особенно чувствуешь близость этих людей, чувствуешь, как все они тебе дороги и любимы, как хочется не причинять им боли, а, напротив, оберегать от печалей. С любовью встречаешь духовных чад — и тех, которые, случается, своей любовью досаждают, стучатся в двери и звонят в самое неподходящее время. Но и ты с сокрушением сердечным просишь у них прощения за то, что не всегда достаточно внимательно откликался на их скорби и радости… Родственники — вот перед кем мы постоянно согрешаем и у кого со всей любовью и горячим желанием растопить лед обид просим прощения.
Ну а когда душа омылась слезами покаяния, когда очистилась прощением, мы с легкостью в сердце вступаем в поприще Великого поста. И хочется дальше жить так, чтобы как можно реже обижать своих ближних и дальних, чтобы помогать им идти путем спасительным!
Дай Бог нам всем покаяния нелицемерного — и перед Богом, и друг перед другом!
Протоиерей Николай Одинаркин, старейший клирик Покровского кафедрального собора, г. Самара:
Прощеное воскресенье — это, можно сказать, наше состояние души, когда мы готовимся к Великому посту. Он не сразу начинается. Есть недели подготовительные к посту. Масленица — это у нас праздник Православный. Но это не только гуляния, как многие думают. В это время уже отменяются свадьбы, юбилеи переносятся. От всего этого мы должны отрешиться. Неделя сплошная, но даже Литургии на неделе не бывает, идут постовые службы. А главное, мы должны друг друга простить. Съездить друг к другу, а если не получается, попросить прощения по телефону. Если и так не получается, сделать поклончики перед иконой и лампадкой и попросить: «Господи, я его прощаю, а Ты и меня прости». На Масленице уже можно друг у друга прощения просить. Не важно, кто старший, — поклоном между собой. Тогда можно вступать в пост. Нельзя со ссорой в пост вступать. Поэтому и говорят: зять ходил к теще на блины. Они за блинами примирились. Если примиришься, то можно смело вступать на поприще Великого поста. В сердце человек должен простить всех, иначе его пост будет неугоден Богу.
Многие говорят: «Главное — причаститься. А сначала надо поговеть строго, исповедоваться в пятницу и в первую субботу поста причаститься». Поститься надо разумно. Если у человека гастрит, он первые два дня может вкушать овощи и фрукты и в среду причаститься, а потом уже есть, что врачи ему велят. Пост должен быть и телесным, и духовным прежде всего. Не раздражаться, не смотреть телевизор, не увлекаться компьютером. Читать Псалтирь, духовную литературу. Никого не осуждать. А то у нас рыбу не едят, а рыбака едят.
После исповеди такая радость бывает. А после поста — Пасха. Какая радость!
Я буду просить прощения прежде всего у Бога и у Митрополита Сергия. У нас в Покровском соборе бывает чин прощения, когда мы, духовенство, все подходим к Владыке просить прощения друг у друга. У нас есть и чин прощения в алтаре, где мы просим прощения у любого, невзирая на возраст. Надо друг друга простить. Если я осуждаю, попросить: «Господи, прости меня, помоги мне не осуждать никого, Господи, помоги мне не гордиться». Самое главное, прощение должно быть нелицемерным, от души, от сердца, и обязательно почувствуешь радость, покой в душе, желание жить. А если будет злоба, то мы дьявола не победили.
Бывает, попросишь прощения, а в сердце опять обида. Нужно подходить к этому настойчиво, усердно. По вере вашей да будет вам, и Господь поможет.
Ключарь Кирилло-Мефодиевского собора протоиерей Сергий Гусельников, г. Самара:
Прощеное воскресенье для меня — это возможность попросить прощения у Бога перед Великим постом через испрашивание прощения у ближних. Возможность очистить свою душу, ибо Господь сказал: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф, 6, 14).
Нужно прийти в храм на чин прощения. Эта умилительная служба трогает душу и настраивает на испрашивание прощения у ближних и прощение самому.
Я буду просить прощения в первую очередь у Бога. У собратьев по алтарю, прихожан, родных и знакомых, которых мы часто, к сожалению, обижаем.
В свою очередь, жду прощения от тех, кого обидел сам неосторожным словом. Думаю, были такие случаи и в моей жизни, когда после Прощеного воскресенья что-то менялось. Испрашивая прощения, человек ощущает свою греховность и пытается после этого исправиться. А исправиться — это значит изменить свою жизнь.
Окончание см.
Записали Ольга Ларькина
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru