‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

И один в поле воин

Житель самарского села Ерыкла Николай Семенович Антипов на свои средства построил храм.

Свято-Казанский храм в Ерыкле.

Житель самарского села Ерыкла Николай Семенович Антипов на свои средства построил храм.

Недавняя поездка по родным местам моего детства оставила яркий след в душе. Старинному Старо-Соснинскому храму в честь Архистратига Божьего Михаила исполнилось 177 лет. Слава Клявлинского района Самарской области — семь величественных храмов с устремленными в голубую небесную высь куполами с Православными крестами! История одного из этих храмов необычна. В семидесятых годах мы на самолете гражданской авиации облетали поля колхоза имени Кирова, но никакого храма в селе Ерыкла тогда не было…

Николай из Ерыклы

Старинное чувашское село Ерыкла расположено на границе с республикой Татарстан. В советские времена сельчане усердно трудились на черноземных плодородных полях колхоза имени Кирова. Растили хлеб и овощи, занимались животноводством и птицеводством. Колхоз числился в середине районных сводок. Росло и благосостояние колхозников.

И все складывалось хорошо, но вот общая беда для всех — не было в селе церкви. Точнее, прежде был здесь храм в честь Казанской иконы Божией Матери, но в середине 30-х годов храм разрушили богоборцы. Единственный храм на всю округу остался в селе Старые Сосны — отличающаяся крепкой верой в Бога мордва с вилами в руках сумела отстоять свой храм и защитить от варварского разрушения. И живы в Старых Соснах три свидетельницы тех давних событий, три старицы, встречающие вековой юбилей: баба Груня — Агриппина Никаноровна Жирякова, Татьяна Владимировна Филиппова (ей уже 102 года!) и Александра Ивановна Иванова. Да хранит их Господь по их добрым делам!

Отсутствие храма в селе Ерыкла особенно печалило благочестивую семью Антиповых, где рос сын Николай. С малых лет родители приучили его к послушанию и трудолюбию, уже шестилетним он выполнял всю нелегкую работу по уходу за скотиной. Вместе с молоком матери впитал он и глубокую веру в Бога. Простые молитвы «Господи, помоги!», «Господи, спаси и помилуй!» — помогли ему сберечь душевную чистоту. В отличие от многих сверстников, Николай и будучи юношей не пил и не курил, душа его не принимала сквернословия.

Армейская служба в танковых войсках закалила парня и укрепила его твердый и решительный характер. А вернувшись из армии, Николай увидел, что его родное село постигла общая участь — развал сельского хозяйства. И новый колхоз «Красная звезда» тоже не устоял, распался. Сельчане остались без работы и денег.

Николай Антипов уехал на заработки на Север — в Когалым Ханты-Мансийского автономного округа. Работал водителем-машинистом передвижного компрессора. На работу летал вахтовым методом: месяц на севере, месяц дома. По-любил свою работу, суровую природу Крайнего Севера. Зарабатывал много, но деньги особо его не прельщали. Помогал родителям, остальное откладывал.

После смерти отца Николай Семенович стал носить на груди свинцовый крестик родителя. Бережно хранил подаренный в детстве образок с Казанской иконой Божией Матери. Месяц отдыха на малой родине использовал для посещения монастырей, участвовал в Крестных ходах, читал Православную литературу. Спасение своей души стало смыслом жизни Николая.

После одной из слезных исповедей перед старцем в монастыре в его душе все словно перевернулось. Он четко определил для себя: надо строить храм в селе. И с этого момента Николай ощутил необыкновенную легкость и благодать Божию. Все пошло-поехало, как по маслу.

Первым делом определил место, где раньше был алтарь разрушенного храма. Старожилы подтвердили: да, именно над этим местом появлялся Ангел. Это чудо видели несколько жителей села. Николай начал готовить проект будущего каменного храма в форме креста. Стал готовить и прошение сельчан в Самарскую епархию об открытии Православного прихода в селе.

Вопрос о выделении земли для строительства храма решился на удивление легко и быстро. Глава районной администрации Иван Николаевич Соловьев лично приехал в село, на сход жителей.

«Хочу построить храм…»

Особых надежд на встречу с главой администрации Клявлинского района у меня не было: суббота, выходной день… Но в окнах кабинета руководителя района горел свет. И двери в кабинет Соловьева оказались открытыми. Слава Богу! С добродушной улыбкой Иван Николаевич пригласил нежданного гостя в кабинет. А как только я назвал фамилию Антипова из Ерыклы, глава администрации с радостью поведал о своем первом знакомстве с героем этой удивительной истории:

— Прошло пятнадцать лет, но я хорошо помню тот визит просителя из Ерыклы. В кабинете у меня находилось несколько человек, когда в дверях появился очередной посетитель. Невысокого роста, чернобровый, загорелый мужчина средних лет с натруженными мозолистыми руками. Вежливый такой…

Глава администрации Клявлинского района Самарской области Иван Николаевич Соловьев.

Антипов попросил в собственность пять соток земли. Я поинтересовался, для какой цели. Он коротко пояснил, что хочет у себя в селе построить храм.

Все, кто был в кабинете, с недоумением посмотрели на просителя. В его колхозе развал, безденежье, а тут — доброхот церковный нашелся!..

Да и я вначале опешил от услышанного. Поинтересовался, на какие средства Николай Семенович собирается строить храм.

— Я на севере работаю, хорошо зарабатываю.

Случай уникальный по тем временам! Но говорил Антипов очень убедительно. Проект храма, им же составленный, смета на строительство убедили меня в том, что Антипов все тщательно продумал и просчитал. Николай предстал перед нами и архитектором, и художником, и экономистом, и строителем.

И я поверил ему. Предложил оформлять не пять, а пятьдесят соток земли.

Приехали в Ерыклу, собрали сход. Я коротко объяснил народу желание Антипова начать строительство храма. В ответ кто-то со злобой выкрикнул:

— А на какие шиши строить? Вам хорошо приказывать…

Когда узнали, что строить Антипов будет на свои деньги, сельчане зашумели. Что там храм, когда селу нужна асфальтовая дорога, водоснабжение. Вот на это, мол, и надо использовать деньги. Но Николай Семенович четко пояснил, что дал обет матери построить храм.

Род Антиповых был известен как трудолюбивый и благочестивый, поэтому земляки сразу поняли, что Николай Семенович исполнит задуманное — и поддержали его. Хотя не скрою, были и скептики.

Мы помогли Антипову по льготной цене приобрести в лесхозе делянку леса. Ежеквартально я лично выезжал в Ерыклу и держал под контролем строительство храма. Помогли с прокладкой дороги к строящемуся храму. Для монтажа купола пригнали из Татарстана многотонный кран с выдвигающейся стрелой.

Районная газета «Знамя Родины» несколько раз писала о благом поступке сельчанина. Но он взялся возрождать храм в селе не ради славы и наград, а по велению души. Меня всегда поражала его скромность. Когда в 2006 году в России проводилась акция «Известность», Николай Семенович Антипов стал одним из лауреатов в номинации «Благое дело». Но от поездки в Москву он отказался. Грамоты, чествование, речи… — не для него это.

Люди стали помогать в строительстве храма. Когда мой товарищ Денисля Галиевич Янчерин пожертвовал на строительство 50 тысяч рублей, Антипов до копейки отчитался об использовании этих денег.

И еще припоминаю небывалый случай. Для монтажа арочных перекрытий понадобились металлические буровые трубы, которых у нас в районе не было. Произошло настоящее чудо! Николай Семенович обнаружил эти трубы в пойме реки, в траве, неподалеку от храма. Мы не могли понять, как они туда попали: туда же и подъехать было невозможно. Сам Господь помог Николаю, и радость его была неописуемой.

…И еще очень важные слова сказал Соловьев:

— Не было бы Антипова — не было бы сейчас и храма в селе.

Молитва в лесу

Через день после сельского схода Николай с актом об отводе земли и прошением сельчан приехал в Самару. Секретарь Самарского Епархиального управления протоиерей Виктор Ушатов охладил пыл просителя. Постройка каменного храма по тем временам тянула на очень большую сумму. Отец Виктор посоветовал Николаю Антипову пересмотреть проект. А благочинный посоветовал строить храм из дерева: «Так и дешевле, и быстрее».

Вернувшись в село после очередной вахты, Николай на целый день ушел в лес. Высматривал самые подходящие деревья, намечал пути вывоза бревен. И только после этого обратился к руководству лесхоза, чтобы выписать строевой лес.

Лесничий поначалу решил выделить делянку с некачественным лесом, но Антипов отказался. Пришлось Антипову вновь ехать в район, добираться на попутках за 30 километров. Ехал, как всегда, с молитвой. И все проблемы сразу решились — по звонку главы администрации района. Узнав, что лес нужен для строительства храма, лесничий без лишних слов выделил особую делянку — ту, что приглядел сам Антипов.

В те хлопотные дни часто приходилось возвращаться домой пешком. Останавливались иномарки, и водители сами предлагали подвезти его, и денег за проезд не брали. А некоторые, остановив свои машины, извинялись, что не могут подвезти — кабины уже полны пассажирами. Было такое ощущение, что водители знали о его благом деле.

В середине февраля 1998 года Николай Антипов с топором и лучковой самодельной одноручной пилой на лыжах отправился в лес. Помолившись и положив поклоны прямо в снег, Николай с необыкновенным воодушевлением принялся за работу. С молитвой, с Божией помощью за короткий зимний день он свалил аж пятнадцать деревьев! И что удивительно, деревья не валились как попало, а словно бы сами по себе ложились строго в определенном положении, удобном для трелевки. Усталости не чувствовалась, лишь радость да Божия благодать.

На второй день взял на подмогу брата и еще двух парней. Николай приступил к работе с молитвой, а парни — после перекура, да с крепким словцом. И тут поднялся ветер, спиленные деревья стали падать безпорядочно. Вчетвером спилили десяток деревьев и ушли домой. На третий день помощники, сославшись на усталость, вообще отказались от работы.

Но опять Господь помог: Николаю посоветовали взять на делянку пожилого лесоруба Василия, а родственники дали бензопилу. За пять рабочих дней они вдвоем спилили все деревья на делянке.

Тракторов в Ерыкле не было. Приходилось Николаю по селам искать трактористов. Несколько раз Николай обращался к местному фермеру Александру Ахметову. Александр давал ему трактор и денег за это не брал.

Рассказ алтарника ерыклинского Казанского храма Александра Ахметова:

— Строительством дома в селе никого не удивишь, но деревенский житель Николай Антипов построил особенный дом. «Дом Мой домом молитвы наречется», сказано в Писании (Мф. 21, 13). По велению сердца с Божией помощью Николай, можно сказать, совершил чудо — на месте старого разрушенного храма построил новый.

А строительство домов мы начинали одновременно. В одно и то же время, в 1997 году валили лес для своих строек. Я занимался предпринимательством, приобрел земли после развала колхоза. Носил Православный крестик на груди, но о Боге вспоминал, только когда возникали проблемы.

Когда на сельском сходе услыхали, что Николай на свои заработанные деньги хочет построить храм, моя супруга Елена удрученно произнесла: «Уж лучше бы Антипов раздал нуждающимся землякам эти деньги, коль они у него лишние». Но Николай твердо стоял на своем. 150 жителей села подписали прошение в Епархиальное управление.

Дом для своей семьи я с Божией помощью построил за три года. Сейчас в этом огромном доме мы проживаем вдвоем с супругой. Наведываются дети, друзья. В доме полный достаток, но особой радости душа не испытывает.

Николай же свой дом — храм построил для всех жителей села. Господь наш Иисус Христос сказал богатому юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Все свои сбережения Николай вложил в строительство храма. И через десять лет, в 2008 году, Николай исполнил свой обет. Мы пришли в Божий храм. Несмотря на скудость убранства и отсутствие позолоты на куполах, впервые мы видели односельчан такими радостными и счастливыми. С открытыми душами и светящимися от счастья глазами стояли, как братья и сестры, и благодарили Бога за ту благодать, которую ощутили на первом Богослужении. И один в поле воин, если это воин Христов. А сам этот воин, Николай Антипов, скромненько так стоял в сторонке у иконы Божией Матери.

Сейчас мы с супругой не можем даже представить себе жизни без посещения храма по воскресным и праздничным дням. А после Богослужения стало традицией собираться за столом с духовными песнопениями.

И еще более переменилась моя жизнь, когда однажды Ольга Кузьмина, мать настоятеля храма иерея Николая, уговорила меня помочь батюшке в проведении Богослужения. Так я и стал алтарником. А матушка Алевтина, супруга настоятеля, научила меня читать псалмы и акафисты. Слава Богу, жизнь в селе налаживается. Ну а Николай Антипов по-прежнему немногословен и даже в престольный праздник Казанской иконы Божией Матери отказался от общего застолья. Всей душой и сердцем он с Богом.

«На таких и держится Русь…»

…Летом начали копать котлован под фундамент будущего храма. Все работы пришлось выполнять вручную: из-за отсутствия подъезда к храму и крутого склона горы технику просто невозможно было подогнать к месту строительства. Камень для фундамента завозили за тридцать километров.

Заготовив все необходимые стройматериалы, Николай нанял бригаду плотников. Но договариваться пришлось не только об оплате. Николай сразу предупредил, что на строительстве храма работать надо с молитвой. А если вспыхивали ссоры, перебранки, Николай сразу останавливал работу.

С рабочими Николай рассчитывался теми деньгами, которые сам зарабатывал на севере. Ну а когда сруб поднялся на метр и принял очертания будущего храма, сердобольные старушки после очередной пенсии поспешили вручить Николаю свою посильную лепту. После публикаций в районной газете, а затем и в журнале «Русский дом» о благом деле, помощь Николаю Антипову стала более ощутимой. Библиотекарь из Когалыма Алла Прокаева собрала в чувашской деревне 15 тысяч рублей, а жительница Ерыклы Ольга Кузьмина — 10 тысяч.

Когда Николай уезжал на работу на Север, строительство храма прекращалось и возобновлялось лишь с его приездом. День за днем, месяц за месяцем, год за годом трудился неугомонный Божий труженик, раб Божий Николай Антипов.

Через десять лет упорного труда в селе Ерыкла открылся храм в честь Казанской иконы Божией Матери вместимостью на двести человек.

Настоятель Клявлинского храма в честь Великомученика Димитрия Солунского протоиерей Николай Этнюков написал в своей книге «Путь моей жизни» о Николае Антипове: «Вот на таких и держится Русь Православная». 31 марта 2003 года протоиерей Николай был приглашен в Ерыклу на освящение купольных крестов — и в дальнейшем принимал участие в строительстве храма. А совсем недавно, 5 ноября 2012 года, протоиерей Николай Этнюков и настоятель Казанского храма в селе Ерыкла иерей Николай Кузьмин совершили праздничное Богослужение в этом храме, ведь накануне, 4 ноября, был престольный праздник, осенняя Казанская. Словно Сама Пресвятая Богородица присутствовала в храме, такая в нем ощущалась благодать…

Встреча с настоятелем храма

Проскочив узкий мостик из дерна, мой «жигуль» развернулся на 120 градусов и стал взбираться по склону горы к храму. По высоким зарослям было видно, что здесь давно не то что автомашина не проезжала — не ступала нога человека. Батюшка Николай Кузьмин свою «Ниву» и все приезжающие в храм оставляли машины в пойме речки у источника. И «чужака» у храма в селе заприметили сразу. Через несколько минут у подножия горы, скрипнув тормозами, остановились две машины. По ступенькам в гору с настороженным видом поднимались сельчане. Хорошо хоть, не с дубьем. Впереди спешил широкоплечий мужчина лет пятидесяти с бородкой и развевающимися кудрями. От его решительного вида, строгого взгляда стало не по себе. Слава Богу, из-за его мощной спины показалась худощавая фигура настоятеля храма иерея Николая Кузьмина. Хлопнув дверью, я направился навстречу батюшке и его спутнику.

Настоятель Казанского храма с. Ерыкла иерей Николай Кузьмин, клявлинский батюшка протоиерей Николай Этнюков, алтарник Александр Ахметов (крайний слева) и Николай Антипов (крайний справа) в ерыклинском храме.

Недоумение развеялось.

— А мы уж было забезпокоились: чего это «чужаку» надо у храма, — весело произнес отец Николай.

Мы обнялись с бородачом — это оказался алтарник Александр Ахметов — и на душе у обоих стало легко и радостно. Приветливая матушка Алевтина повела прихожан в храм, а мы уединились с отцом Николаем в свежесрубленной избушке, похожей на баню.

— Это мой кабинет, а вообще-то это кочегарка, — пояснил батюшка. — Но я здесь и отдыхаю, и готовлюсь к службе, и чаевничаю.

Перекинулись несколькими словами и направились к храму. Батюшка открыл дверь подвального помещения:

— В зимнее время будем здесь проводить Богослужения. Обошьем потолки, стены, пол настелем…

Выложенные из камня проемы ниш у дьяконских дверей и царских врат напоминали подземные палаты времен Иоанна Грозного. Присоединившаяся к нам матушка Алевтина сказала:

— А ночью в зимнюю стужу через окна при свечах такое зрелище открывается — невозможно описать.

— При свечах? Разве у вас нет электричества?

— Слишком дорогое удовольствие свет и газ, поэтому мы по старинке живем при свечах, а котельную топим дровами.

О себе батюшка сказал несколькими словами: родился, учился, женился, стал настоятелем храма в Ерыкле, где проживали его родственники. Это уже от его духовного отца протоиерея Николая Этнюкова я узнал в подробностях о том, как глубоко верующий мальчишка Коля Кузьмин уже в семь лет стал в его храме алтарником. Еще в начальной школе натерпелся за веру. Издевались и одноклассники, и учителя. А однажды ранним зимним утром мальчик шел в храм, чтобы открыть его и приготовить все для Богослужения. Навстречу мальчику вышел «враг» в обличье незнакомой старухи. Она устрашающим взором посмотрела на него — и молча прошла мимо.

Окончив школу, Кузьмин по благословению духовника поступил в семинарию, учился вдумчиво, серьезно. И после окончания семинарии был назначен в тогда только что открывшийся Казанский храм в селе Ерыкла.

«Я был лишь орудием Господа»

В канун осенней Казанской все чаще вспоминалось мной данное отцу Николаю Кузьмину обещание приехать на престольный праздник. К тому же после первой поездки в Ерыклу появилось непреодолимое желание встретиться с Николаем Антиповым, строителем этого удивительного храма. После завершения строительства Николай с супругой Татьяной переехал в Бугульму, но по великим праздникам приезжает в родное село. Так по Божьему Промыслу состоялась наша встреча с этим удивительным Божьим человеком.

Передо мной стоял скромно одетый невысокий и немногословный мужчина средних лет. После вечернего Богослужения он пригласил меня на ночлег в родительский дом. Сестрица быстро накрыла стол с разносолами.

О себе Николай рассказывал мало. Да — строил храм, но только лишь потому, что такой была воля Божия. Он взялся за это после молитвенного обращения к Матери Божией и святым. Именно после молитв в голове сложился план действий. Ныне покойная старейшая жительница села, глубоко верующая Мария Игнатьевна Кузьмина рассказала Николаю о том, где прежде стоял храм: впоследствии он был оборудован под школу. Место расположения разрушенного алтаря было определено по рассказам школьных сторожей — они несколько раз видели парящих над развалинами Ангелов.

А тут ему еще и сон приснился. С мамой и тетей идет Николай по берегу реки. По волнам плывет раскрытый бумажник. Николай взял хворостину и подтянул к себе бумажник. В нем были бумажные купюры, которые он отдал матери, а та передала своей сестре, а еще — Казанская икона Божией Матери. Ее он оставил себе.

Был у него и наяву еще в детстве подаренный образок с Казанской иконой Божией Матери. Поэтому на вопрос главы района, как он хотел бы назвать храм, Николай уверенно произнес: в честь Казанской иконы Божией Матери.

Я спросил Николая, как он, простой работяга, смог составить архитектурный проект, экономическую смету.

— После исповеди у старца в монастыре у меня в душе словно все перевернулось, — ответил он. — По голове словно камнем ударили… И дальше я уже действовал по заданному направлению. Просто — достал бумагу и стал рисовать проект храма… Господь указывал мне пути, а я был лишь исполнителем, был орудием Господа. Правда, я молился много, читал Акафисты Пресвятой Богородице.

В селе обо мне по-разному говорили: и чудак, и чудик. Но я ни на кого не обращал внимания, да мне просто некогда было о чем-то другом думать. Занят был делом.

— Прости, брат, за такой вопрос: а не жалко тебе тех десяти лет, которые ты потратил на строительство храма?

— Нисколько. Жаль, что сейчас у меня нет денег, я бы начал строить другую церковь…

…Через Ерыклу проходит автомагистраль, и взоры проезжающих радует чудесная панорама: на фоне горы белостенная церковь под красной крышей с небесно-синими куполами. И построил эту церковь для укрепления Православной веры, на радость всем сельчанам, простой российский мужик из далекой глубинки на окраине Самарской губернии — Николай Семенович Антипов.

Виктор Аникин, г. Самара.

Фото автора.

2403
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
3
6 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru