‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Утверждать Евангельскую истину в современном мире…»

В Москве в рамках Рождественских чтений прошел обмен мнениями о взаимодействии Церкви и общественных организаций.

В Москве в рамках Рождественских чтений прошел обмен мнениями о взаимодействии Церкви и общественных организаций.

…Ушедший год вошел в историю «болотными» митингами, информационными атаками на Церковь, скандалом с Пусси Райот, клеветой на Священноначалие и попытками помешать наконец наметившемуся соработничеству Церкви и Российской власти. Но не только! Это был год, когда Церковь приняла вызов и дала достойный отпор своим оппонентам. По милости Божией, Русская Церковь в этой порой неравной борьбе была не одинока — ее поддержали многие общественные организации и объединения. Вызов, брошенный Церкви, многие посчитали вызовом, брошенным и им тоже. Вот почему одним из важнейших мероприятий на прошедших в Москве XXI Международных Рождественских образовательных чтениях стала секция, посвященная взаимодействию Русской Церкви и общественных организаций. Проходила она, что конечно же не случайно, в помещении одной из таких влиятельных общественных организаций, которая уже много лет успешно взаимодействует с Церковью, — Международного фонда славянской письменности и культуры.

«В изменчивом мире есть неизменные ценности»

Возглавил работу этого круглого стола председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Вот что он сказал в начале собрания:

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я благодарен Православным общественным объединениям за то, что они поддержали Церковь в непростой 2012 год».

— Я благодарен Православным общественным объединениям за то, что они мощно, смело, не оглядываясь ни на кого, поддержали Церковь и ее Священноначалие в непростой 2012 год. Когда Церкви были брошены многие вызовы, когда многие люди уже решили, что они могут нас напугать, заставить прогнуться под выдуманный ими «изменчивый мир», в котором якобы изменчивы и вечные ценности. Пытались нас заставить пойти на компромисс в самом главном вопросе чистоты Христианского учения и проповеди Евангелия, в возможности утверждения Евангельской истины в современном мире. Мы настояли на своем, мы говорили, ни на кого не оглядываясь, правду о черном и белом, о добре и зле — и поэтому победили. Если бы уступили, если бы спасовали, если бы начали идти на компромисс в самом главном, в верности Православию и Евангелию, мы бы проиграли. Но сейчас мы победили, потому что все попытки нас подвергнуть осмеянию, унижению были направлены на то, чтобы мы внутренне изменились, чтобы мы пошли на сделку с тем нечистым духом, от имени которого говорили в ушедшем году многие и многие люди. Мы этого не сделали, мы остались Православными людьми, мы остались учениками Христовыми. И именно так и будем побеждать дальше. Я благодарен людям, которые приходили на молитвенные стояния, участвовали в общецерковных мероприятиях ушедшего года, которые писали в интернете, выступали на собраниях, приходили на телевидение и радио и очень убежденно и ярко говорили о правде Христовой. Не все, может, выступали идеально. Были случаи чрезмерной резкости. Но тем не менее самое главное было сделано — люди свидетельствовали о своем уповании.

Очень важно участие в церковных мероприятиях. Мы видим, как люди приходят на молитвенные стояния, на церковные праздники со своей символикой, приходят достаточно организовано. Очень важно, чтобы это происходило и в будущем. Особенно это касается Дней славянской письменности и культуры, выставки-форума «Православная Русь», мероприятий, которые будут посвящены 400-летию Дома Романовых. А потом пройдут Царские дни в Екатеринбурге. Пока не ясно, как конкретно будет проходить празднование 1025-летия Крещения Руси. Конечно же, это будут торжества в Киеве, в Москве, и всех мы приглашаем. И очень важно чтобы люди не просто приезжали на эти церковные празднования, но и чтобы еще об этом распространялась информация в социальных сетях, в интернете. Чтобы люди объясняли друг другу значение этих праздников. Многие из нас еще помнят советские демонстрации 1 мая и 7 ноября. Идеология, которая стояла за этими мероприятиями, была очень далека от той системы взглядов на мир, которую мы с вами разделяем. Но организовано тогда все было хорошо, и запоминалось, и давало возможность людям чувствовать себя патриотами своей страны, чувствовать себя причастными к ее историческому пути. У нас сейчас подлинных точек сборки национального сознания, к сожалению, очень мало. Есть люди, которые активно борются за то, чтобы такие объединяющие нас всех празднования были. Потому что считают, что эти совместные празднования сильно сплачивают народ. И нужно, чтобы наши церковные мероприятия, наши церковные торжества и в смысловом отношении, и в качестве подготовки были столь же убедительны для многих и многих россиян.

«Нам надо учиться отстаивать ценности Православия»

Затем слово взял Кирилл Александрович Фролов, руководитель Ассоциации Православных экспертов, г. Москва:

— Новомученики и исповедники Российские не просто исповедовали Христа, они Его проповедовали! Несмотря на бешеное сопротивление властей, они были миссионерами. Священники Алексий и Сергий Мечевы создали миссионерское братство, отец Владимир Амбарцумов вел Христианские студенческие кружки, несмотря на ужасы большевистского террора. Миссионерский подвиг новомучеников нужно противопоставить той демагогии, которую мы сейчас порой слышим, якобы не Православное это дело — быть активным, а мы лишь должны молиться и молчать. Эта эскапистская установка нам достались в наследство от советской эпохи. Но установка на бегство от действительности является глубоко ошибочной. Тогда всякую человеческую деятельность, семейную, государственную, культурную, можно посчитать злом. Но это неправда, граничащая с ересью! Ключевая проблема современного Православного общественного движения состоит в том, что мы активны намного меньше, чем следует. Святейший Патриарх Кирилл нас все время подгоняет: делайте, делайте, делайте… Нас не только не бьют по рукам, а наоборот, призывают к активности. Архиерейский собор 2000 года принял Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, где сказано, что Православные миряне обязаны отстаивать Православные ценности в общественно-политической среде. Церковь вне политики в том смысле, что в ее состав входят члены разных партий. На приходах нельзя заниматься предвыборной агитацией, призывать голосовать за ту или иную партию. Но давать оценку политике мы обязаны. Как и должны отстаивать ценности Православия.

В зале собрались представители многих общественных организаций. На снимке в центре иеромонах Никон (Белавенец), духовник движения «За Веру и Отечество».

Задача нам с вами поставлена: сейчас в значительной части народ является номинально Православным, а эти люди должны стать реально Православными, жить по Православным традициям и вероучению. Но мы все еще недостаточно активны, уходим из современного социума и из-за этого проигрываем. Когда во Франции против однополых браков выступило сразу около миллиона человек, нам есть чему у них поучиться! В Определениях Архиерейского собора об общественных организациях Православных Христиан сказано, что общественная деятельность приветствуется, но оговорено, что Православные не могут участвовать в тех общественных движениях, деятельность которых приводит к разрушению государства. А недавние события на Болотной площади показали, что там были силы деструктивные. Соответственно, в таких организациях, в таких акциях мы не должны участвовать. Мы не ставим себе целью построить рай на земле, это невозможно, но нужно не допустить на земле ада.

У нас осталось около года до следующих выборов в Московскую городскую думу. А как мы к этому готовимся? Да никак! Вот антицерковные силы, они готовятся. Вот Прохоров — готовится. Тот самый Прохоров, который говорит, что не нужно разрешать возведения новых культовых объектов в армии, в школах. У них будет свой список кандидатов на выборах. А у нас есть свой список? Я об этом ничего не знаю. Хотя и есть несколько политиков, которые помогают верующим, отстаивают программу «Двести храмов». А ведь это должно интересовать нас ничуть не меньше, чем проблема новых паспортов и ИНН. В противовес этой «болотной», антигосударственной, антицерковной активности надо создавать свою активность, позитивную, созидательную, миссионерскую. Мы должны давать свои оценки политическим событиям и тенденциям, реагировать на антицерковные выпады. Если бы мы научились этому, конечно, информационную войну с Церковью мы все равно не смогли бы предотвратить. Но мы могли бы гораздо лучше давать ответы на все вызовы. То, что мы два раза за год вышли на молитвенные стояния, это здорово. Наконец-то мы показали, что мы есть, что мы сила. И этот наступивший год — год 1025-летия Крещения Руси, 1150-летия Славянской письменности, — должен стать годом Православного, миссионерского контрнаступления.

Как возродить Святую Русь?..

Руководитель Союза Православных граждан (г. Москва) Валентин Владимирович Лебедев поделился своими взглядами на происходящие в обществе процессы:

Валентин Лебедев: «Союз Православных граждан ведет практическую работу по воссозданию Святой Руси».

— Конечно же, в зале есть люди, которые читали книгу «Воссоздание Святой Руси» министра исповеданий Временного правительства Антона Карташева. Он ставит перед нами вопрос, возможно ли восстановить симфонию Церкви и государства. Наш ответ, я думаю, последует сразу — невозможно! Мы живем не в XVII веке, и мы, Православные Христиане, не фантазеры, а реалисты, как учит нас Церковь. Но вот что предлагает Карташев в своей книге. Он предлагает нам иную теорию — симфонии Церкви и общества. Когда Церковь воздействует на общество через своих верных чад, во многом именно мирян, потому что миссия — это дело всей Церкви. Речь идет о специальной работе в общественно-политических партиях и объединениях для перестроения мира на Христианских началах. Симфония Церкви и общества созидается путем работы Православных людей в еще не ставших Православными организациях, учреждениях, институтах. Работа по этой схеме и была заложена в основу Союза Православных граждан. Наша организация была создана в 1995 году, и с тех пор ведет практическую работу по воссозданию Святой Руси. Союз Православных граждан создавался тогда, когда был создан уже достаточно влиятельный Союз Православных Братств. Но если Союз Православных Братств направил свою деятельность внутрь Церкви, мы решили действовать вовне. Православные люди объединились в союз с достаточно свободным уставом и начали действовать за церковной оградой. Члены совета Союза Православных граждан сами могут являться руководителями различных обществ и ассоциаций. Я вот уже 20 лет издаю журнал «Православная беседа», там моя основная работа. Православным людям надо идти в местную или центральную власть. Надо идти в школу, в институт, даже в банки. Ведь для нас банк — это очень маргинальная структура. Из-за положенного в основу банковской деятельности ростовщичества там нарушаются Православные принципы. Вот почему банк находится на окраине Православного общества. Нужно идти в самые разные объединения, чтобы постепенно преобразовать их деятельность своим влиянием. Добрых примеров тому много, от школ, институтов, партий, местной власти, армии, полиции… «А что нам там делать, ведь всюду взяточники!» — кто-нибудь обязательно возразит. Так давайте придем туда, преобразуем, давайте расскажем полицейскому, что главная его задача — стоять на посту и охранять обездоленных и слабых. А не что-то другое. Если раньше городовой стоял на посту своем, лихой человек знал: лучше ему туда не соваться… Мы должны убедить людей, мы должны их вовлечь в Православное делание в Москве, в Питере, на Дальнем Востоке. Если мы будем работать вот так осознанно, каждый на своем месте, если увлечем других людей в этот процесс, то постепенно начнется возрождение всей нашей жизни, и экономической, и общественной, и интеллектуальной. Вот тогда и начнется с нашей помощью, а где-то уже и идет, возрождение Святой Руси.

«Нам нужна национальная идея»

Руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов завершил встречу ярким и эмоциональным выступлением.

Протоиерей Евгений Соколов: «Национальная идея — это смысл существования народа, проживающего на этой территории».

— Я девять лет возглавляю Миссионерский отдел, и мне постоянно приходится выстраивать отношения с общественными организациями. Только вот никак не могу понять, почему я при этом всегда оказываюсь унижен и оскорблен. У нас общая проблема — нет национальной идеи. А значит, пришел один руководитель — одна политика, пришел на его место другой — стала другая политика. И мы ничего не можем с этим поделать. Кто захочет сотрудничать с Церковью, тот сотрудничает, кто не захочет — не сотрудничает. Был случай: я долго выстраивал отношения с одним крупным руководителем. Получилось! Стал появляться результат от нашего соработничества. Но этот руководитель внезапно умер и ему на смену пришел другой начальник. Все! Начинай сначала… Столько усилий, столько времени пошло насмарку… Почему? Нет национальной идеи! А ведь национальная идея — это смысл существования народа, проживающего на этой территории.

Теперь мы добились в школах преподавания предмета Основы Православной культуры. Замечательно! Но я постоянно в школах бываю, и нередко вижу такие случаи. Вот пришел преподаватель и прекрасно провел ОПК. Потом пришла учительница биологии и сказала тем же школьникам, что человек произошел от обезьяны. А следом пришла учительница литературы, стала говорить им о булгаковском Иешуа. И школьники хватаются за голову. А потом говорят: вы там вначале договоритесь между собой, а то мы не знаем, кому из вас верить. И так будет до тех пор, пока нашими правителями не будет принята и озвучена национальная идея. Почему все правители мира, когда приходят к власти, сразу же говорят о национальной идее? Например, для американских президентов это зашита демократии (в их понимании) во всем мире… А вот у нас власть до сих пор не говорит нам о национальной идее.— Я девять лет возглавляю Миссионерский отдел, и мне постоянно приходится выстраивать отношения с общественными организациями. Только вот никак не могу понять, почему я при этом всегда оказываюсь унижен и оскорблен. У нас общая проблема — нет национальной идеи. А значит, пришел один руководитель — одна политика, пришел на его место другой — стала другая политика. И мы ничего не можем с этим поделать. Кто захочет сотрудничать с Церковью, тот сотрудничает, кто не захочет — не сотрудничает. Был случай: я долго выстраивал отношения с одним крупным руководителем. Получилось! Стал появляться результат от нашего соработничества. Но этот руководитель внезапно умер и ему на смену пришел другой начальник. Все! Начинай сначала… Столько усилий, столько времени пошло насмарку… Почему? Нет национальной идеи! А ведь национальная идея — это смысл существования народа, проживающего на этой территории.

Национальная идея — это принцип, на основании которого строится вся национальная политика, как внутренняя, так и внешняя. Не имея национальной идеи, государство не имеет компаса в бурном море исторического существования. В том, что национальной идеи у власти нет, мы убедились, когда президент Ельцин в 1994 году призвал политологов сформулировать подобную идею — и тем самым было признано, что ее нет. Самое печальное, пожалуй, что тогда был объявлен своеобразный конкурс на лучшую национальную идею, и национальную идею превратили в рыночный товар, подчинив ее законам маркетинга. Национальная идея либо есть, либо ее нет. Присутствуя в общественном сознании, она может по-разному выражаться в различные исторические периоды. Но национальная идея либо признается, либо отвергается, и ни в коем случае не изобретается. Если о каждой призванной к жизни душе есть Промысл Божий, то, конечно же, Промысл Божий есть и о каждом народе, о каждой стране. И каждый народ должен воспринять это своеобразное духовное задание Божие как свою национальную идею.

Подготовил Антон Жоголев

1256
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru