Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Архипастырь

«Вера и слово»

31 октября в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с приветственным словом к участникам Пятого международного фестиваля Православных СМИ.

31 октября в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с приветственным словом к участникам Пятого международного фестиваля Православных СМИ.*

Хотел бы сердечно всех вас приветствовать, дорогие участники фестиваля «Вера и слово». Это важное событие в жизни нашей Церкви, потому что очень важным является то дело, к которому вы все имеете непосредственное отношение.

Среди вас есть те, кто сравнительно недавно стал активным Православным верующим человеком. И поэтому сегодня для нас важно всем вместе размышлять о тех задачах, которые стоят перед Православным медиа-сообществом.

Фестиваль «Вера и слово» в нынешнем году собрал более пятисот человек из 155 епархий. Это ясное указание на то, что на епархиальном уровне всё больше и больше внимания уделяется той работе, которую вы представляете, и которой вы посвящаете свои труды.

Русская Православная Церковь стремится использовать все возможные средства для Христианского свидетельства миру. И Православные журналисты, епархиальные пресс-секретари, собравшиеся в этом зале, призваны ставить именно евангельскую миссию во главе угла своей деятельности.

Это стратегическое видение того, чем, собственно говоря, призван заниматься церковный журналист, никогда не должно вас покидать. Находясь в гуще событий, в перипетиях современного общественного бытия, наше внимание часто переключается на иные цели и ценности.

Те, кто использует видеокамеру, знают, что если вы переключаете, переводите камеру с одного объекта на другой, а потом быстро переводите его на тот объект, с которого вы сняли, то теряется резкость. Даже самые современные камеры не всегда способны сфокусировать объектив таким образом, чтобы не потерять этот фокус, остроту зрения.

Вот так происходит и с человеком: когда он с самого главного переключает фокус своего внимания на второстепенное, то главное теряется, размывается, перестает быть ярким и привлекающим внимание.

Я привожу этот пример для того, чтобы сказать: главное дело, к которому вы призваны, — это дело служения Господу Спасителю, это осуществление миссии Церкви в очень специфической среде.

Все в Церкви имеет своей целью только спасение человека.

Всё остальное — все, чем болеет наше общество, и не только наше, все политические перипетии, столкновения интересов — корпоративных, национальных, групповых, — вся эта борьба за власть и за влияние — вторично. Первично — это спасение человека. И первичность этой цели понимает каждый, кто на опыте своей жизни почувствовал, что означает движение ко Христу, что означает стремление к тому, чтобы обрести спасение своей души.

Поэтому для того, чтобы осуществлять эту миссию Церкви в сфере масс-медиа, нужно постоянно заботиться о своем духовном состоянии. А это сделать очень непросто, потому что журналист, коммуникатор, в силу своей профессии вовлечен во многие житейские перипетии и конфликты. Это требует от него внимания к деталям, это требует от него огромных усилий, чтобы оставаться убедительным, чтобы отстаивать свою позицию.

Основополагающий вопрос: как, осуществляя эту сложную работу, сохранить в качестве приоритета заботу о своем внутреннем духовном состоянии? В каком-то смысле сказанное имеет прямое отношение и к профессиональному успеху, потому что Православный журналист может достойно осуществлять свою миссию только тогда, когда он не теряет из вида основное и главное, когда у него хватает внутренних сил оставаться Христианином вне зависимости от всей сложности переживаемого контекста.

Очевидно, для такой тонкой работы, для такого обязывающего служения необходим действительно внутренний стержень, прочная основа.

Журналист призван реагировать и на события окружающего мира. Православный христианин, и в этом его задача, должен реагировать на окружающий мир не через призму своих политических предпочтений, культурных доминант, не под влиянием групповых интересов и психологий, а исключительно сквозь призму своих Христианских убеждений.

Вот именно этим журналист Православный отличается от любого другого журналиста. Но если вы смотрите на мир именно так, то этот взгляд отображается в том, что вы говорите, что вы пишете и показываете. Поэтому у вас не должно быть ни розовых очков, ни черных, темных очков.

Перед вами должен быть кристалл вашей веры, ваших убеждений. Именно через него нужно взирать на мир. В нем должна фокусироваться ваша интеллектуальная и духовная энергия и передаваться окружающему миру.

Важно помнить: современная информационная среда пристально реагирует на любые новости, связанные с Церковью. И вот здесь я хотел бы сказать не только о журналистах, но и вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества.

Вы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые вы произносите, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей складывается представление о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление. Но сегодня по закону жанра получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей тут же моментально тиражируются и представляют ложную, но одновременно привлекательную для многих картину, по которой и определяют люди свое отношение к Церкви. Нужно постоянно помнить об ответственности, которую налагает на Христианина и особенно на священнослужителя любое присутствие в публичном пространстве.

Христианское свидетельство в медийной сфере предполагает тесное сотрудничество Православных СМИ и епархиальных пресс-служб. Выстраивание такого сотрудничества — одна из задач фестиваля «Вера и слово».

Православная журналистика сегодня — это соединение профессионализма со знанием и верностью Православной традиции, это способность представить информацию и дать оценку происходящим событиям с евангельских позиций.

Православные журналисты призваны ориентироваться не только на церковную аудиторию, но и свидетельствовать о нравственных ценностях на языке, понятном для светских людей, и на языке убедительном для них.

Главный редактор Православного СМИ должен ставить перед собой по-хорошему амбициозную задачу: сделать собственное СМИ по-настоящему массовым и выйти на широкую аудиторию. Работать на тех, кто уже в церковной отраде, — очень важно. Мы нуждаемся в профессиональной внутрицерковной коммуникации.

Одна из задач церковной журналистики и представителей пресс-служб на всех уровнях заключается в том, чтобы участвовать в формировании общего информационного пространства, обезпечивать высокий уровень внутрицерковной коммуникации и координации действий.

Но нужно помнить также, что сегодня в Православном слове нуждаются все наши соотечественники, в какой бы стране мы ни жили: люди светские, маловоцерковленные, сомневающиеся и вообще неверующие.

Когда мы произносим свое слово публично, то мы всегда должны понимать, что это слово слышат не только люди церковные, но и люди совсем даже не церковные. И это слово не должно формировать искаженное, неправильное представление о нашей вере, о нашей надежде, о нашем уповании и о нашей миссии.

Иногда нас спрашивают: в чем заключается стратегия, информационная стратегия Церкви? Вопрос, с одной стороны, правильный, а с другой стороны, очень технический. Что означает стратегия? Разве может быть у церковных СМИ иная стратегия, чем у самой Церкви? А кто мне сегодня может сказать, что у Церкви нет стратегии? Посмотрите повнимательнее на документы Архиерейского Собора, Синода, на очень важные документы Высшего Церковного Совета.

За последнее время наша Церковь провела огромную законотворческую работу, созданы фундаментальные документы, регулирующие и стратегически определяющие развитие всех сторон церковной жизни.

У меня бывает возможность полистать некоторые епархиальные сайты — я не вижу практической реакции на местах на эти документы. Такое впечатление, что это дело только московских руководителей. Больше того, иногда даже появляются такие, к счастью, неформальные реплики (кстати, они подхватываются недоброжелательной прессой, иронизирующей по этому поводу): «Зачем вообще все это нужно? слишком много инструкций, слишком много различного рода положений, слишком много документов». Так ведь эти документы не просто по чьей-то прихоти возникают — они вырастают из потребностей Церкви. Все эти идеи порождаются соборным сознанием Церкви. Архиерейские Соборы дают наказы, Синод их реализует, Высший Церковный Совет работает над осуществлением идей и постановлений, которые были сформулированы Архиерейскими Соборами.

Это и есть церковная стратегия.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда во время встречи с Православными журналистами.

На Церковь в последнее время обрушивается много различного рода нападок — чаще всего, несправедливых. И многие задают вопрос: как нужно реагировать? Так реагировать-то нужно всем вместе! Если будет правильная реакция на местах, в том числе с привлечением местной интеллигенции, местного актива, то это будет наполнять, в том числе, интернет-пространство, положительной реакцией, положительным свидетельством. Сегодня количество негативных материалов в интернете в десятки, может быть, в сотни раз превышает положительные. Здесь, конечно, не все так просто, потому что это не соответствует общей статистике, соотношению количества верующих людей к количеству людей антицерковно настроенных. А если это не соответствует статистике, значит, это искусственная схема — на это не надо закрывать глаза. Но мы должны противопоставить негативу в интернете позитив, и в первую очередь, не искусственный, не вульгарный, не ругательный, не оскорбительный, а интеллектуальный, творческий, созидательный, духовный.

Нередко наше присутствие в жизни общества и в медиа вызывает безосновательную критику. Речь в данном случае идет не о неведении, а о сознательном отрицании права верующих людей отстаивать свою позицию в публичном пространстве. Эта борьба с Церковью не является чем-то новым и неожиданным для Христиан. И вы должны духовно и профессионально быть готовыми защищать Церковь-Мать, помня при этом, что как в миру, так и в медийной среде, наш враг — не человек, а враг рода человеческого. Борясь с грехом всеми доступными средствами, мы должны стремиться не к унижению, а к исправлению наших оппонентов. Божьим Промыслом нередко враги Церкви становились проповедниками истины. Мы верим, что такое возможно и в наши дни. Поэтому Православный человек всегда с достоинством должен выступать в дискуссии, понимая, что по тому, что и как говорит, судят о его убеждениях и о его церковности.

Еще раз хочу сказать: это не означает уходить в сторону от вызовов — на них нужно отвечать. Но наш ответ интеллектуально, духовно, культурно должен быть на порядок выше нападок. И тогда, по крайней мере, мы будем честны пред Богом и перед Церковью.

А дальше предадим все в руки Божии. Но нужно делать все от нас зависящее, чтобы слово Божие сегодня достигало человеческих сердец — в том числе, и наших недоброжелателей.

Я хотел бы сердечно пожелать всем вам, мои дорогие братья, сестры, отцы, Владыки, помощи Божией в тех трудах, которые вы осуществляете. Несомненно, на благо Церкви и наших народов.

______________________

* Текст Приветственного слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла печатается в сокращении, по материалам сайта «Православие и мир».


Святейший Патриарх Кирилл награжден орденом Апостола Андрея Первозванного

Государыня Мария Владимировна вручает орден Апостола Андрея Первозванного Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Слева — директор Канцелярии Главы Российского Императорского дома Александр Николаевич Закатов.
Фото пресс-службы Московской Патриархии.


6 ноября Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял в Даниловской резиденции Главу Российского Императорского Дома Великую Княгиню Марию Владимировну. Государыня вручила Святейшему Патриарху высшую династическую награду Императорского Дома Романовых — орден святого Апостола Андрея Первозванного, а также медаль «В память 400-летия Дома Романовых». По словам Государыни Марии Владимировны, награды вручены Предстоятелю Русской Православной Церкви «за многолетние неустанные труды на поприще служения Святой Православной Церкви и великого Отечества нашего, а также во свидетельство глубокого благоговения нашего Дома к сану Патриаршему и во изъявление нашей любви и признательности Вашему Святейшеству».

— Я очень тронут, потому что это высокий Императорский орден, и для меня это большая честь и признательность, которая свидетельствует о самых тесных, добрых отношениях Императорской семьи с Русской Православной Церковью. Свидетельствует о нашем единомыслии, о совместном, одинаковом понимании многих задач, которые стоят сегодня перед Отечеством, и многих проблем, которые существуют в жизни нашего общества, — сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Патриарх Кирилл стал первым, кому была вручена памятная медаль, выпущенная к празднованию в 2013 году 400-летия Дома Романовых.

Дата: 9 ноября 2012
Понравилось? Поделитесь с другими:
0
0
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru