Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

Годы служения Богу и людям

В селе Клявлино Самарской области отметили полувековой юбилей протоиерея Николая Этнюкова.

В селе Клявлино Самарской области отметили полувековой юбилей протоиерея Николая Этнюкова.


С утра к храму во имя святого великомученика Димитрия Солунского самарского райцентра Клявлино потянулась вереница людей. В районе семь Православных приходов и столько же священников, но в алтаре храма, в праздничных сверкающих ризах, аж четырнадцать батюшек во главе с благочинным Исаклинского благочиния протоиереем Владимиром Кайгородовым! Это и поразило всех присутствующих. Люди заполнили весь храм, стоят в притворе.

После праздничной Божественной литургии был отслужен молебен с водосвятием. Затем с иконами и хоругвями вокруг храма был совершен Крестный ход. От яркого солнышка и капелек святой воды заблестели лица сельчан.

После праздничной службы священники и прихожане — сельчане и прибывшие гости из разных районов Самарской области и Татарстана — тепло поздравляли настоятеля храма протоиерея Николая Этнюкова с 50-летним юбилеем.

Настоятель Бор-Игарского храма во имя святых мучеников Космы и Дамиана игумен Михаил (Михайлов) с букетом ярких алых роз подходит к юбиляру и торжественно вручает цветы. Звучат слова благодарности. Все семь храмов района в разное время окормлялись отцом Николаем!

И батюшка Владимир Краснов из села Степное Дурасово спешит с поздравлениями:

— Словно единую семью вот уже двенадцать лет собирает нас отец Николай, наш учитель и наставник. Я учился у него и до сих пор перенимаю опыт его служения. Он всех любит, всем помогает, ко всем внимателен и везде поспевает.

С радостью за своего ученика, а ныне Православного пастыря, высказал свои поздравления Александр Тулаев, бывший учитель из Похвистневского района, где родился и учился Николай Этнюков:

— Я вдвойне рад за отца Николая, что он превзошел своего учителя в вопросах духовного образования, и радуюсь за своего ученика. Приятно слышать и теплые отзывы от прихожан. Жаль, что до этого праздника не дожила его глубоко верующая мама Валентина Тимофеевна. Многая и благая вам лета, наш дорогой отец Николай!

Наконец дошла очередь и до прихожан. Поздравления, подарки и радостные лица сельчан. С клироса звучат эти трогательные задушевные слова: «Многая лета…», — по храму разносится многоголосое поздравление.

И батюшка Николай не остается в долгу перед прихожанами. В знак своей благодарности сельский священник Николай Этнюков каждому прихожанину вручает свою только что изданную книгу «Путь моей жизни». Батюшка посвятил ее 115-летию храма в честь святого великомученика Димитрия Солунского и своему 50-летнему юбилею.

Простой сельский священник из Клявлинского района взялся за перо — это уже само по себе отрадное явление, но в этом виден и Промысл Божий! Тридцать лет своей жизни отдал служению Богу этот удивительный человек — отец Николай Этнюков. Ему есть о чем рассказать в книге о своей жизни.

Тем временем неугомонный батюшка с радушным юморком на трех национальных языках приглашает братьев и сестер на концерт в сельский дом культуры.

Поздравить пастыря приехал заместитель главы администрации Клявлинского района Александр Михайлович Лемаев.

Настоятель бугульминского храма в честь Казанской иконы Божией Матери протоиерей Борис Ангелич вместе с клиросом приехал из Татарстана с праздничной программой. И полилась по залу необыкновенная духовная музыка, и зазвучали духовные песни, отзываясь духовной радостью в душах сельчан.

Вот такой незабываемый праздник устроил для клявлинцев сельский батюшка протоиерей Николай Этнюков в день своего полувекового юбилея.

Виктор Аникин,

с. Клявлино Самарской области — г. Самара.

Мы публикуем главы из книги протоиерея Николая Этнюкова «Путь моей жизни».

Первое упоминание о жителях села Стюхино Похвистневского района Самарской области и, в частности, о моих предках встречается с 1731 года, со дня основания этого села. Вначале селение называлось Петропавловкой по названию построенного и освященного храма в честь святых Апостолов Петра и Павла. В 1859 году к церкви был пристроен и открыт придел в честь Казанской иконы Божией Матери, окончательное название храма в честь этой иконы укоренилось в 1900 году.

В связи с нехваткой земельных площадей мои предки переселились сюда из Кипчакской волости Корсунскогно уезда Казанской губернии.

Первого поселенца звали Стюха. Это был 1725 год, и деревню назвали Стюхино. Через некоторое время сюда же переселились чуваши, уже крещенные, из села Верхний Туарма Симбирского уезда. Моего предка звали языческим именем Этнюк, именно от него, после принятия им святого крещения, сохранилась за моими предками фамилия Этнюковы.

У моих родителей Василия Герасимовича Этнюкова и Валентины Тимофеевны, в девичестве Денисовой, родилось четверо детей, в семье я старший (1962 года рождения).

От моей бабушки Софии я узнал, что мои предки были очень набожными людьми. Воспитывали своих детей в страхе Божием. В семье без молитвы не ложились спать, день также начинали с молитвы. С детства приучались к посту. Бабушка прививала детям и внукам любовь к Богу. Никогда не давала сидеть праздно. Меня очень любила, и я ей отвечал взаимностью. Любил класть голову на ее колени и слушать рассказы о Боге, о жизни святых. Была она неграмотной, не умела писать и читать, но зато была очень духовным человеком. Бабушка знала много из Библии, а также немало молитв. Особенно я любил слушать рассказы о жизни преподобного Алексия, Человека Божия, и мне с детства хотелось жить, как святые, выкопать пещеру и там подвизаться.

В школу ходил до 4 класса в своем поселке Калиновке. С 4 класса ходил в соседнее село Стюхино. Зимой трудно было добираться, и меня родители определили жить у тетки моей мамы Анны. У нее дома тайно по ночам, скрываясь от властей и не боясь расправы, собирались верующие, закрывали окна ставнями, чтобы никто не смог помешать молиться. Я был очевидцем этих служб, любил слушать Божественные песнопения и выучил первую молитву «Отче наш» на чувашском языке. Помню, в пятом классе нам раздали анкеты и сказали: можете не указывать свои фамилии и изменить свой почерк, — что вряд ли удастся неопытным подросткам. Это была своего рода хитрая уловка. Было много вопросов, все, конечно, не припомню, главное, запомнились два вопроса: «Веришь в Бога?» Я написал: «Верю». «Кем хочешь стать?» Я написал: «Священником». После этого преподаватели сразу ко мне изменили отношение, несмотря на то, что раньше меня ставили в пример всем, я был, можно сказать, «тише воды, ниже травы», не грубил, не злословил и ни разу не пробовал закурить.

Раз в год бабушка Софья возила меня и брата Виталия на причащение в г. Бугуруслан или в село Старые Сосны. Ждал этого момента с нетерпением и радовался как настоящему и большому празднику.

7 марта 1991 года бабушка отошла ко Господу. Царство ей Небесное!

Когда закончил учебу в школе, уехал в г. Куйбышев и поступил в ГПТУ № 49 на опрессовщика кабельных изделий.

В Покровском соборе ко мне подошла будущая схимонахиня Мелитина и после душевных бесед стала для меня духовной наставницей. Она познакомила меня с будущим Митрополитом Иоанном (Снычевым), в ту пору Епископом. Когда я пришел к Владыке на прием, увидел перед собой старца, как на иконах, и мне стало очень хорошо и спокойно на душе. Он принял меня по-отечески. Я ему сказал: «Хочу быть монахом». Он ответил: «Сначала научись читать по-церковнославянски, а потом решим, что делать». Владыка отправил меня к отцу Иоанну Букоткину передать записку. Когда я пришел с весточкой к отцу Иоанну, он меня сразу завел в алтарь. Через некоторое время благословил меня на клирос Петропавловской церкви. Я начал читать и петь, каждый день после работы успевал на вечернюю.

4 ноября 1982 года, на день Казанской иконы Божией Матери, отец Иоанн Букоткин поставил меня возле солеи читать праздничный канон. Это для меня было честью, обычно канон по праздникам читают только священники. Регент малого хора отец Владимир Семенов познакомил меня с Марией Васильевной Осиповой, можно сказать смело, угодницей Божией наших дней. Сколько она сделала добра для Церкви, для многих будущих священников, безвозмездно шила священнические облачения, в некоторых из них до сих пор я совершаю Богослужения. Владыка Иоанн благословил меня нести послушание алтарника в Покровском соборе. В течение года я наслаждался торжественными Архиерейскими службами. Мне вспоминается ангельское пение Владыки Иоанна, отца Олега Булыгина и протодиакона Аркадия Зимарского. Как они запоют втроем, казалось, что я нахожусь не на земле, а на небе. А как служил отец Аркадий Зимарский — это не передать словами, таких диаконов я давно не встречал в своей жизни. Этот человек был ангелом во плоти.

Однажды Владыка подозвал меня к себе и предложил поступить учиться в семинарию. С Божией помощью и по благословению Владыки в сентябре 1984 года я поступил в Одесскую Духовную семинарию. Во время учебы часто посещал могилу преподобного Кукши Одесского и просил у него помощи в учебе, много раз чувствовал его благодатную помощь.

В семинарии познакомился с будущим старцем прозорливцем отцом Ионой, тогда он был обычным монахом, сейчас является духовником монастыря в сане архимандрита.

Моя духовная наставница схимонахиня Мелитина была в 20-е годы послушницей в Михаило-Архангельском женском монастыре г. Одессы. В 2009 году она почила о Господе. Она всегда говорила: «Пожить бы последние годы в родном монастыре и там быть похороненной!» Слава Богу, ее желание исполнилось.

15 июня 1988 года в Киеве праздновалось Тысячелетие Крещения Руси. Наш семинарский хор был приглашен на торжественное мероприятие, и я сподобился быть участником этого праздника и петь на Божественной литургии в возвращенной Церкви Киево-Печерской Лавре.

После окончания полного курса семинарии я поехал в паломничество со своей сестрой Галиной в Псково-Печерский монастырь к Архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Старец благословил меня на женитьбу: «Езжай домой, на родине тебя ждет невеста». В разговоре с Владыкой Иоанном я сказал, что не желаю жениться, мне бы принять постриг в монашество, на что получил отрицательный ответ и строгий наказ, что мне надо жениться.

Со своей будущей женой Наталией я познакомился в храме г. Похвистнево. Она как раз заканчивала учебу в медицинском училище. Наталия воспитывалась в Православной семье. Ее родители Дмитрий Павлович и Стефанида Ивановна Гавриловы воспитали 13 детей. Из этой семьи вышло три священника. В ноябре 2011 года Дмитрию Павловичу исполнилось 80 лет, и ему было присвоено звание Почетного гражданина Исаклинского района.

Мы обвенчались 24 сентября 1988 года в Михаило-Архангельском храме села Малое Ишуткино. Затем поехали на прием к Архимандриту Кириллу (Павлову) в Свято-Троице-Сергиеву Лавру за благословением жить в браке как брат с сестрой. Он сказал: «Если ты сможешь пронести пуд соли всю жизнь — пожалуйста, дерзай». Этим дал понять, что на это нет благословения.

Через неделю после нашего бракосочетания меня, недостойного, Владыка Иоанн рукоположил в диаконский сан в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 30 сентября 1988 г.

Перед рукоположением Владыка Иоанн по-отечески принял меня в своем доме. Мы с ним долго беседовали о большой ответственности священника. Наставляя меня и видя мое волнение, утешал, и я смирился, уповая на волю Божию. После диаконского рукоположения казалось, что у меня появились крылья. Было несказанно хорошо. А через два дня, 2 октября, я был рукоположен в сан священника. В течение месяца с радостью и благоговением служил Литургию, на которой с любовью и терпением мне помогал отец Димитрий Логачевский, маститый митрофорный протоиерей, за веру несколько раз бывший в лагерях. Это была великая честь, что он был моим наставником. Отец Димитрий благословил мне свою скуфью, которую я до сих пор храню как святыню.

По окончании сорокоуста Владыка подозвал меня к себе и сказал: «Приходи за указом в Епархию». Направление было дано в храм в Курумоче недалеко от Самары. Он сказал мне в утешение, что назначение временное, затем переведет в город. Но по Промыслу Божию мне было, видно, суждено просвещать Православных чуваш в далекой Клявлинской земле.

4 ноября 1988 года была совершена первая Божественная литургия в Богоявленском храме с. Курумоч. Для поддержки ко мне ездил митрофорный протоиерей Николай Фомичев, который много лет предстоял перед престолом Божиим, продолжатель священнического рода Фомичевых.

Когда на Самарскую кафедру был назначен Владыка Евсевий, он перевел меня в село Клявлино, видимо, я нужен был больше здесь. Верующие села Курумоч не хотели меня отпускать, ездили целым автобусом просить за меня Архиепископа (ныне — Митрополит Псковский и Великолукский) Евсевия, но он был непреклонен. На прощальной службе весь народ в храме плакал, и я с ними, каждого благословил иконочкой на молитвенную память. На все воля Божия!

Когда я приехал с семьей в село Клявлино, была осень, октябрь. Семьей негде было остановиться, не было дома, где можно было бы жить. Нашли для нас брошенный дом в конце села, за полтора километра от храма, где холодно было зимовать, а еще с маленьким двухмесячным ребенком. По-человечески, конечно, отчаялся. После величественного храма и большого прихода вдруг оказаться в маленьком селе с бывшим храмом, который нельзя было и назвать храмом, просто обычный дом.

После закрытия в 30-е годы прошлого столетия здание храма в первое время пустовало, в военные годы его переоборудовали под детский дом для беженцев из Украины и Белоруссии. После войны здание передали под клуб, который находился в нем до 1987 года. Только в 1990 году здание храма отдали верующим.

На месте алтаря по Промыслу Божию была библиотека. Когда начали разбирать пол в алтаре, на том месте, где стоял престол, обрели сложенную из кирпича кладку, а внутри крест деревянный, как будто сегодня сделали и положили, он сохранился в своем первозданном виде. В этом я увидел Промысл Божий в восстановлении и открытии храма.

Первый престольный праздник отслужили 8 ноября 1990 года при стечении верующих окрестных сел и райцентра.

В настоящее время, к сожалению, из постоянных прихожан уже многих нет в живых. Умерли примерно 70-80 человек, и сегодня активных прихожан насчитывается всего 15-20 человек.

Настоятель храма Космы и Дамиана с. Бор-Игар игумен Михаил (Михайлов) (на снимке справа) поздравляет с юбилеем протоиерея Николая Этнюкова.

В то время в Клявлинском районе сохранилось несколько полуразрушенных церквей, в том числе и в селе Степное Дурасово. Когда проезжал мимо села, видел, как церковь постепенно разрушается, мне хотелось сохранить этот храм, сильно переживал. Каждый год на престольный праздник 12 сентября, в день памяти преподобного Александра Свирского совершал возле полуразрушенного храма молебен с Крестным ходом. Господь услышал наши молитвы и сейчас там возрождается приход.

В 1992 году ко мне обратились жители села Новое Ганькино Исаклинского района с просьбой возродить у них Православный приход. Переданное местным властям бывшее здание школы было переоборудовано под храм в честь Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. По благословению Архипастыря 25 февраля 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери и Святителя Алексия, Митрополита Московского, совершил первую Божественную литургию.

Весною 1993 года состоялось открытие храма в честь Казанской иконы Божией Матери в моем родном селе Стюхино Похвистневского района. Еще до учебы в семинарии мечтал о возрождении храма, наконец-то моя мечта сбылась.

13 сентября 2003 года совершил с матушкой паломническую поездку в Псково-Печерский монастырь, попали на прием к Архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Брали с собою сына Бориса. Отец Иоанн встретил нас радушно и тепло, принял в своей келии. Посадил нас с собою рядом, а сам сел на середину, поцелует то меня, то матушку. Он сказал мне: «Тебя ждет большой крест. Господь тебе поможет, и никогда не просись самовольно о переводе на другой приход», — а сам все целует. Мы спросили: «Будут у нас еще дети?» Он говорит: «Будет много детей, и Глеб будет». От него уехали окрыленными и одухотворенными. И действительно, в течение всей совместной жизни Господь нас благословил на семеро детей.

24 сентября 1993 г. установили в храме новый иконостас. Перед этим посетил афонского старца Схиархимандрита Серафима (Томина) в Оренбурге, и он благословил мне частицу мощей св. праведного Симеона Верхотурского. Ежегодно в день памяти этого святого 25 сентября у нас проходит торжественное Богослужение.

9 августа 1994 г. отвозил Димитрия Ратникова для поступления в Самарскую Духовную семинарию. Сейчас он — отец Никон, в сане игумена, является проректором Самарской Духовной семинарии и руководит семинарским хором.

В сентябре 1998 г. побывали на острове Залита у протоиерея Николая Гурьянова. Когда я подошел к нему, к моему изумлению, он меня назвал по имени и сказал: «Тебя ждет тяжелый крест, но ты выдержишь, помоги тебе Господь».

Весною 1998 года сподобились побывать у Схимонахини Сепфоры, прозорливой старицы. Тогда она жила еще у своей дочери в г. Киреевске Тульской области, а через некоторое время перешла жить в Козельский район Калужской области, в село Клыково, где основала монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Там же она и упокоилась.

В начале ноября 1999 года обратились ко мне верующие села Бор-Игар с просьбою отслужить на престольный праздник в честь св. безсребников и чудотворцев Космы и Дамиане в бывшем храме, где в то время была столовая. Я поехал с этой просьбой к Архиепископу (ныне Митрополиту) Самарскому и Сызранскому Сергию. Владыка дал благословение совершить Богослужение. Соорудили временный храм. Перед вечерней освятил место для службы, и на следующий день, 14 ноября, при стечении многих верующих была совершена первая Божественная литургия. Через семьдесят лет со времени закрытия храма эта служба дала импульс к открытию нового прихода в селе.

С 1999 по 2002 годы у нас при храме жила прозорливая старица схимонахиня Серафима (Миханькова). 15 ноября 2002 года в 95 лет она мирно отошла ко Господу. Похоронена на погосте села Бор-Игар.

В 2003 году открылся пансионат для пожилых людей в селе Черный Ключ, куда я часто приезжаю для совершения таинств Исповеди и Причастия.

По благословению Владыки Сергия 17 ноября 2005 г. организовал открытие и освящение молебной комнаты при районной больнице, еженедельно по вторникам совершаются молебны святому Великомученику и Исцелителю Пантелеимону.

За эти годы из стен моего прихода вышло 8 священников, которые и по сей день служат в различных приходах Самарской Митрополии.

Осенью 2011 года сергиевские прихожане пригласили меня поехать в Оптину пыстынь, чтобы поздравить игумена Антония (Гаврилова), брата моей матушки, с 50-летием. Он является одним из очень уважаемых духовников этой славной обители.

10 ноября 2011 года приход наш отпраздновал 115-летие со дня основания.

Благодарю Господа за Его неустанную помощь мне грешному и говорю непрестанно: «Слава Богу за все: за скорбь и за радость».

3742
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru