Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Животворящий Крест Господень

Его точная копия появилась недавно в самарском храме.

Этот крест — точная копия того Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос.

Его точная копия появилась недавно в самарском храме.

В самарском храме в честь Святителя Спиридона Тримифунтского перед Пасхой появилась новая святыня — Крест Господень, сделанный по точным размерам Животворящего Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. Зайдя в комнату воскресной школы и увидев Крест, останавливаешься перед ним в изумлении и невольном трепете: в нем чувствуется Божественная спасительная сила Христа Распятого. Вертикальная балка Креста почти упирается в высокий потолок. Кажется невероятным, что такой огромный Крест мог нести один человек.

Крест Господень — главный символ Христианства. Это орудие Страстей Христовых и орудие нашего очищения от грехов. По словам преподобного Нектария, старца Оптинского, «вырваться из суеты, хаоса, праздности, пустоты, смерти человеческое сердце сможет только тогда, когда оно будет предстоять у Распятия Христова. Как две тысячи лет назад, так и сегодня, в наши дни Крест Господень стоит посреди всей Вселенной, и обойти его никому невозможно».

Но в наших Православных храмах точные копии Креста Господня встречаются редко. О том, как такая копия Креста Христова появилась в храме святителя Спиридона, рассказывает его настоятель, благочинный Центрального благочиния города Самары протоиерей Иоанн Мохов:

— В самом начале Великого поста мы собрались приходским активом, и я предложил обсудить, какую нам сделать экспозицию к Пасхе. Задумка состояла в том, чтобы наши прихожане глубже переживали Евангельские события — события Страстной Седмицы и Пасху.

И мы решили изготовить Крест Господень, который бы совпадал один в один с тем Животворящим Крестом, на котором был распят Спаситель. Начали с выяснения точных размеров Креста. Это оказалось сложным делом: в источниках они не указываются. Но нам удалось обнаружить описание Кийского Креста, который был изготовлен в XVII веке в Иерусалиме по образцу Креста Господня для русского Патриарха Никона. Еще будучи иеромонахом, Никон чуть не утонул на лодке в бурю и спасся, высадившись на безлюдный остров Кий в Онежском заливе Белого моря. Он дал обет и построил на этом месте Кийский Крестный монастырь, для которого заказал в Иерусалиме Крест «мерою и подобием» Креста Господня. В него были помещены частица Животворящего Креста, множество частиц мощей святых и камни с мест библейских событий. Сейчас этот Крест находится перед алтарем в московском храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Узнав размеры Креста, мы обратились в различные столярные, плотницкие мастерские, но нам везде отвечали, что такой крест нельзя сделать быстро, надо подумать, все взвесить. Когда до Пасхи осталось всего десять дней, я сказал: «Все, делаем крест сами!» Мы нашли подходящую по нормам древесину — сосну. Хотя центральная балка Креста Господня была трехсоставной: кедр, кипарис и сосна. Древо, из которого сделали Крест Господень, по преданию, выросло из трех посохов. Когда Аврааму явилась Пресвятая Троица в виде трех Ангелов, перед уходом в Содом для наказания города за нечестие они оставили Аврааму три посоха. Эти посохи чудесным образом проросли в триединое дерево. Оно стало особенным, священным древом. Когда Царь Соломон возводил Иерусалимский храм, не хватало одной колонны, чтобы подпереть свод храма. Древо спилили и сделали из него колонну, но она никуда не подошла. После этого брус закопали в землю. Он находился как раз в Силоамской купальне, из-за этого славившейся исцелениями. Когда Понтий Пилат предал Господа на распятие, древо в источнике всплыло. Иудеи решили именно из него изготовить вертикальный несущий столб для Креста Спасителя.

— Каковы же размеры Креста Господня?

— Высота вертикальной балки три метра девять с половиной сантиметров, поперечная балка длиной один метр девяносто пять сантиметров. Вертикальная балка креста Спасителя весила около ста двадцати килограммов! Наша балка весит семьдесят четыре килограмма. Точных указаний на то, что верхняя перекладина была прибита, нет, в источниках говорится, что, скорее всего, она была привязана, поэтому мы привязали ее веревкой. Дерево проморили, ведь священное древо лежало в воде много столетий и почернело.

— Поражают размеры не только Креста, но и выставленных у вас орудий Распятия Господа — гвоздей и копья.

— Мы решили, что они тоже должны быть в экспозиции. Такой широкий наконечник имело римское парадное копье, или копье ближнего боя. Это орудие убийства, такое копье может легко проткнуть человека насквозь. Гвозди широко описаны в литературе. Один из них, переданный в дар Русской Православной Церкви, находится в Храме Христа Спасителя. Недавно его показал всем верующим с амвона Храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Длина гвоздя четырнадцать с половиной сантиметров, вес семьдесят пять граммов. Они действительно очень большие. Изучая в свое время новозаветные археологические источники, я узнал, что когда находили людей, похороненных после римской казни на кресте, гвозди не могли выдернуть из их рук. Их отдирали от креста вместе с гвоздями и так хоронили. Эти гвозди внушают и трепет, и неприязнь, и ужас. Римляне казнили этим жесточайшим способом. Человек испытывал страшнейшие мучения при пригвождении к дереву, а потом еще долго висел живой на этих гвоздях. Казнь римского гражданина через усечение мечом на этом фоне выглядит сравнительно более гуманной.

Иногда Спасителя изображают с пробитыми ладонями. Но потеки крови на Туринской плащанице находятся в местах запястий. Ладони не выдержали бы веса человека, он бы просто упал. Когда пробивается рука в запястье, рвутся сухожилия и происходит моментальное сокращение фаланги большого пальца, он сразу «умирает» — поэтому на плащанице видны только четыре пальца на каждой руке, большие поджаты внутрь.

Глядя на все это, можно почувствовать, что Голгофская жертва, которую принес за нас Господь Иисус Христос, действительно была мученической жертвой любви, которую мог принести только Бог за род человеческий.

В этой экспозиции исторической реликвией являются Терновый венец и небольшой крест, которые привезли наши паломники из Иерусалима. Крест конца XIX века, трехсоставный, по аналогу Креста Господня. Венец изготовлен из тернового куста, растущего в пределах Иерусалима. Таким терном обвили голову Спасителя. Венец сильно отличается от тех, которые сегодня привозят из Иерусалима, они более похожи на знакомый нам шиповник. А тут убийственные иглы в несколько сантиметров, которые впивались в голову и могли пробивать не только кожу, но и кость. Но и этот терновый венец не совсем точен: настоящий был сплетен в виде шапки и покрывал всю голову.

— Трогательно видеть, как кроха лет пяти забежала сюда и поцеловала стекло, под которым выставлены гвозди.

— В Страстную Пятницу дети сами захотели и с благоговением несли на Крестном ходе образ Спасителя на Туринской плащанице, гвозди, копье, терновый венец. У одного ребенка спросили, что за гвозди он несет. Он ответил: «Этими гвоздями прибили к кресту Господа Иисуса Христа». Когда он вырастет, у него будет духовный иммунитет к любым сектам. Пусть дети уже в раннем возрасте узнают о Христе, Его Голгофской жертве. Евангельская истина воспринимается ими естественно, правильно и навсегда.

Крест Господень мы освятили и в Великую Пятницу обносили его вокруг храма. Трое мужчин, которые его несли, потом говорили, что это было очень тяжело не только физически, но и морально.

Крест приводит к истинному богопочитанию. Мы ведем переговоры со Сретенским мужским монастырем в Москве: они пообещали сделать для нас копию со своей, опять же, копии Туринской плащаницы. Хотим проводить у нас Крестный ход подобный тому, какой идет в Великую Пятницу в Иерусалиме с Крестом, а потом с Плащаницей от судилища Понтия Пилата к Голгофе.

Людмила Белкина

От редакции. В эти же дни — с 20 по 27 апреля — в самарском храме в честь Святителя Спиридона Тримифунтского находился ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской и других святых, и в этот храм приезжало множество верующих. Очередь к святыням заканчивалась далеко за воротами храма…

Фото Екатерины Жевак.

3941
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru