Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Неупиваемая Чаша»

...на сцене Самарской филармонии.

...на сцене Самарской филармонии.

21-го сентября в день Рождества Пресвятой Богородицы на сцене Самарской государственной филармонии показывали «Неупиваемую Чашу» — премьеру музыкально-литературного спектакля по одноименной повести Ивана Шмелева (режиссер Сергей Куранов). Текст читал солист филармонии Александр Внуков, избранные страницы музыки П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, хоровые сочинения Д. Бортнянского и П. Чеснокова исполняли академический симфонический оркестр филармонии (дирижер Георгий Клементьев) — на сцене и новокуйбышевский муниципальный хор-капелла (художественный руководитель Александр Пахомов) — на «хорах» — на верхнем ряду балкона. Итальянскую песню «Санта Лючия» исполнили солистки филармонии Ольга Волкова и Людмила Жоголева.

На большом экране на заднике сцены первые кадры — полет над полями, лесами и зеркальной поверхностью рек и озер, в которой отражаются белые облака. Полет в глубь старой России, утраченной, но живой. Грустно-поэтические виды русской природы, нежные полевые сиреневые цветы, русские белокаменные церкви среди безкрайних полей, фрески и иконы — Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых. Зал был полон в основном молодыми людьми — студентами самарских вузов (зал выкупило для студентов ЗАО «СМАРТС»). Все полтора часа действия (спектакль шел без антракта) в зале стояла тишина. Александр Внуков сумел донести в звучащем слове свежесть, яркую образность и изобразительную насыщенность прозы Шмелева. Юное поколение начала 21-го века, воспитанное по западным образцам, захватила рассказанная история трагической и светлой судьбы их Православного сверстника, жившего сто лет назад.
Известный русский писатель Иван Сергеевич Шмелев в ноябре 1918 года в Алуште, не приняв Октябрьского переворота, написал повесть «Неупиваемая Чаша», «своей чистотою и грустью красоты» вызвавшую восторженный отклик Томаса Манна. Само обращение к прошлому выглядело подчеркнутым анахронизмом в ту пору, когда кипела на полях России братоубийственная гражданская война. Это грустное повествование о судьбе юного талантливого крепостного живописца Ильи, которого барин послал учиться в Италию, и итальянский мастер, увидев его исключительный талант, уговаривал Илью остаться: на чужбине его ждала воля, богатство и слава. Но Илью тянуло в Россию, он не мог не вернуться. Он вернулся, чтобы расписать новую церковь, безнадежно полюбить молодую барыню, написать ее чудный портрет и умереть молодым. А перед смертью он написал в дар монастырю радостную икону Богородицы «Неупиваемая Чаша», от которой пошли исцеления, и стал притекать к ней отовсюду народ. В этой истории духовное и душевное странно связаны и переплетены, она задевает душу то благодатно, то тревожно.
Спектакль «Неупиваемая Чаша» — первая программа из цикла «Русский проект». В ней ее создатели попытались соединить в одно целое звучащее слово, живую музыку — симфоническую и хоровую — и видеоряд. О спектакле мы поговорили после его окончания с дирижером симфонического оркестра Самарской филармонии Георгием Клементьевым.

— Георгий Евгеньевич, в Православной культуре всегда главным было слово, в вашем спектакле оно тоже на первом плане. Наверное, это не случайно?
— Да, хотя я сегодня почувствовал, что музыки может быть больше. Душа радуется, когда мы видим нашу землю — ее просторы, храмы (съемки велись в районе Валдая, Вышнего Волочка, Пскова), слышим музыку, которая вмещает в себя все, и слово, которое нас ведет.
— Как возник замысел спектакля?
— Оркестр присоединился к тому, что уже было сделано в лектории филармонии, эта программа в камерном варианте исполнялась с роялем. Александр Михайлович Внуков сам предложил эту повесть и глубоко вошел в роль. В филармонии появился большой экран, режиссер Сергей Николаевич Куранов предложил ввести и видеоряд, и симфонический оркестр. Его режиссура — очень бережная.
— Эта не первая Православная программа в филармонии?
— В 1994 году с оркестром мы подготовили первую Православную программу «Великий печальник земли русской Сергий Радонежский». Когда мне было лет двадцать пять, я учился в Москве в Гнесинском институте, и вдруг меня кто-то позвал. Помню, это был май 1969 года, я все бросил и поехал в Загорск в Троице-Сергиеву Лавру. Был тогда еще комсомольцем. Меня атмосфера Лавры поразила, я приложился к мощам Преподобного Сергия. А через двадцать лет родилась композиция о Преподобном Сергии. Я музыковед по первому образованию, люблю и знаю историю музыки, историю страны, а как дирижеру-симфонисту мне легко войти в исторически насыщенную музыкой атмосферу. Мне это важно, но главное, что и залу это интересно. Потом появились «История Христа, рассказанная музыкой», «Псалмы Царя Давида», «Сказание о княгине Ольге», «Преподобный Серафим Саровский». В планах у нас, по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, программы «Русь колокольная» в январе и «Святые источники земли Самарской» — к Пасхе. Я считаю, что эти наши работы своего рода «мостик» между светской культурой и Православной духовностью. Надеюсь, что это поможет еще невоцерковленным людям найти свою дорогу в храм.
— Этим летом вы жили в святом месте — Ташле. Немногие работники культуры вот так проводят отпуск...
— Жил там десять дней — опять позвал кто-то. С батюшкой Николаем Винокуровым познакомился. Купался в источнике. Было послушание — красил забор у источника. Работал с церковным хором при местной церкви. Душа загорелась работать с хором, потому что в этом изумительном месте, где чудотворный источник, чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед» в храме — и хоровое пение в храме должно быть более профессиональным. Батюшка благословил на работу с хором.
— Такие Православные музыкальные программы есть в других светских музыкальных учреждениях России?
— Очень мало, подобной духовной пропагандистской работой в стране почти никто не занимается. Что-то подобное делается только еще в Иркутской филармонии. Мы очень волновались: придут зрители на «Неупиваемую Чашу» — не придут, можно ли современных студентов «затащить» на такую программу, где надо сидеть, переживать, думать о своей жизни. Пришли, полный зал — и слава Богу!

На снимках: Во время спектакля «Неупиваемая Чаша»;  Дирижер симфонического академического оркестра Самарской государственной филармонии Георгий Клементьев.

27.09.2002
997
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru