В Курске состоялась премьера вокально-симфонической поэмы о Игумене Земли Русской.
В Курске состоялась премьера вокально-симфонической поэмы о Игумене Земли Русской.
Эта музыка никогда и нигде не звучала раньше. На моих глазах произошло чудо рождения нового музыкального произведения, наполненного духовным содержанием. В исполнении симфонического оркестра Курской государственной областной филармонии и академической певческой капеллы имени Глинки из Санкт-Петербурга впервые была исполнена вокально-симфоническая поэма “Сказание о Преподобном Сергии”. Это произошло на сцене Курской филармонии 1 декабря, в день открытия уже ставшего культурной традицией V музыкального фестиваля имени Г.В. Свиридова.
Автор вокально-симфонической поэмы, обладатель нескольких международных премий, член Союза композиторов России Владимир Викторович Пальчун не впервые обращается к Православным песнопениям и молитвам, недавно композитор закончил работу над восемью избранными псалмами — это, безусловно, духовное продолжение цикла Г.В. Свиридова “Песнопения и молитвы на слова из Православного обихода”.
“Сказание о Преподобном Сергии” В.В. Пальчун посвятил быть может последнему гениальному русскому композитору, — Георгию Свиридову.
“Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться”, — так понимал свое служение Свиридов. Так же, воспевая Русь, ее политую кровью историю, ее святую веру, продолжает высокую миссию русской культуры Владимир Пальчун. В поэме сочетаются, сливаются воедино два музыкальных пласта. Один из них берет свое начало в древнем знаменном распеве, который, к сожалению, теперь не часто услышишь и на Литургии, другой основан на музыкальном мышлении XX века, это сложное оркестровое письмо, в котором использованы современные темы. И это слияние прошлого и настоящего в музыке совершается удивительно органично.
С первых минут вокально-симфонической поэмы звучит величание Божией Матери. К Ней обращался в своих молитвах Преподобный Сергий Радонежский, к Ней взывал святой Димитрий Донской на поле Куликовом, на Нее уповаем мы, их потомки. Наша молитва к Пресвятой Богородице, к Преподобному Сергию сделала возможным приближение тех священных событий, заслоненных от нас тьмой веков. Святые, героические образы поэмы Пальчуна звучали выразительно и глубоко проникали в сердце, вся поэма проникнута молитвой, духом жертвенного служения Богу и Родине. Наверняка многие в зале молились, слушая поэму, соучаствуя в ней, и не молиться было невозможно. Яркое сценическое завершение наполнило душу светлой радостью и надеждой.
В XIX столетии многие выдающиеся русские композиторы писали музыку для Богослужений — и тем привносили в храм чуждое Православию западное влияние классической музыки. Светскость, утонченная чувственность пусть даже и гениальных произведений Чайковского и Рахманинова не способствовала сохранению церковного песенного канона или укреплению молитвенного духа. “Сказание о Преподобном Сергии” — концертное произведение, которое не предназначено для исполнения в Православном храме. Но поэма призывает в храм, на молитву, и это придает ей безусловное миссионерское звучание. Удивительно само рождение “Сказания” в апостасийном, напрочь утратившем истинные духовные ориентиры времени, в посткультурном, в постмузыкальном пространстве современной России, заполненном психоделическим роком и поп-мишурой. Удивительно и то, что “Сказание о Преподобном Сергии” каким-то непостижимым образом и в самом деле переносит слушателя со сцены в храм и переводит стрелки внутренних часов на литургическое время. Почти что в вечность…
И еще одно, сугубо личное, впечатление от концерта. После него хотелось помолиться у святых мощей Преподобного Сергия, Игумена земли Русской. О своей душе и о России.
На фото: Икона Преподобного Сергия Радонежского; Рака с мощами Преподобного Сергия.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru