‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Вышивальщица

Людмила Тыринова продолжает традиции шитья Самарского Иверского монастыря.


Наверное, нечасто можно встретить образа, вышитые бисером. Мне довелось увидеть эти уникальные иконы в зале самарского художественного музея, где 19 ноября открылась выставка работ Людмилы Витальевны Тыриновой, приуроченная к ее юбилею. Людмила Витальевна — потомственная вышивальщица, вышивкой она занимается с четырехлетнего возраста. Людмила никогда не переставала заниматься любимым делом. А со временем это увлечение переросло в новую профессию.

— Я росла в семье членов партии, — вспоминает Людмила Витальевна. — Дедушка был одним из первых самарских революционеров. Поэтому в нашем доме никогда не было икон. Но моя верующая бабушка когда-то училась вышивке в школе при Самарском женском Иверском монастыре, где дети занимались рукоделием. И потом, когда меня учили вышивать, к бабушке приходила одна монахиня, и мне всегда говорили: «Никому не рассказывай, что мы даем тебе школу Иверского монастыря, у тебя родители партийные». И хотя в семье меня не воспитывали в Православной вере, мне привили уважение к вере.
Бабушка учила: когда работаешь над иконой, ничто мирское не должно отвлекать, иначе образ не получится.
Перед началом работы я всегда беру благословение у священника. У меня есть и благословение Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия на работу над иконами. А после того как икона готова, я обязательно приношу ее освящать в храм. Параллельно с созданием икон идет мой путь к Богу.
— Вы никогда не занимались классической иконописью?
— Я не умею рисовать. Если я нарисую карандашом, это будет небрежно. А иголкой я работаю, будто кто-то водит моей рукой.
Работаю по лучшим прорисям, которые сохранились на сегодняшний день. Я приобрела полный комплект прорисей из собрания Исторического музея в Москве. Остальные прориси готовлю сама. Но если художник проводит линию за секунды, я это делаю недели две.
— Ваши иконы выполнены в разной технике. Чем они отличаются?
— Лик я вышиваю, используя атласный шов по форме с вливанием тонов. Вышиваю одновременно двенадцатью иголками. Такой шов существует, но им обычно вышивают 3-4 оттенка цвета. Я стараюсь приблизить вышивку к живописи, к миниатюре. При вышивании лика использую до двенадцати тонов.
Я создала свою технику — вышивка бисером со стежкой, это как бы смешение техник. Изучала чеканку, резьбу по дереву. Теперь я могу любой вид чеканки изобразить на парче. Раньше это называлось золотое или золотное шитье.
Одна моя ученица — скоро она уже сама будет мамой, а тогда была девочкой — как-то спросила: «Вы не боитесь, что я узнаю ваши творческие секреты и буду ими пользоваться?» Я ответила: «Не боюсь, буду только рада. Я не скрываю своих творческих секретов, а чтобы научиться всему, что я знаю и умею, потребуется очень много лет». Чтобы делать что-то свое, надо хорошо знать мировые технологии и вместе с тем русские традиции шитья, иконописи.
— Вы унаследовали традиции Самарской школы вышивки — школы Иверского монастыря…
— Я не считаю, что полностью овладела той технологией, которая существовала в Иверском монастыре. Я все же работаю по своим авторским технологиям. Но когда я учу детей вышивать, то рассказываю им о традициях этой школы и показываю, как в ней работали…
— А что же стало с нашей самарской школой вышивки после того, как монастырь закрыли?
— После закрытия монастыря в Самаре была организована вышивальная артель. Но ни одна монахиня или послушница в эту артель не вступила. И о том, что существовала школа вышивки Иверского женского монастыря, впоследствии старались умолчать. Если вы возьмете специальные книги по вышивке, по народным промыслам, то нигде не найдете ни одного упоминания про самарскую школу вышивки, как будто ее и не было. А это была сильная школа, которая восприняла все лучшее от других вышивальных школ.
— Какая икона из выставленных здесь для вас особенно дорога?
— Я долго думала, какой образ Спасителя вышить. И вдруг увидела икону «Сошествие во ад», на которой Спаситель подает руку Адаму и Еве. Когда я смотрела на эту икону, мне казалось, будто Он подает руку мне и любому грешному человеку. Поэтому я стала работать именно над этим образом и очень его люблю.
Еще мне дорога икона святой равноапостольной княгини Ольги. Моя ученица Ольга — очень талантливый человек — была тяжело больна. Хотелось поддержать эту девушку, и я подарила ей вышитую икону ее святой. К сожалению, Оленька умерла в 24 года, а ее семья разрешила мне представить эту икону на выставке.
Я спрашивала у священника Иоанна Гончарова, можно ли выставлять освященные иконы в мирских учреждениях. Он ответил: «Не только можно, а нужно. Люди должны это видеть. Единственное условие — чтобы была соблюдена этика выставления». И если в каком-то музее достойные условия для показа икон отсутствуют, то я могу снять иконы, как бы ни была престижна эта выставка. Однажды на выставке перед моими иконами положили балаганные платья. Я попросила их убрать, но просьба не была выполнена. Тогда перед приходом немецкой делегации я просто забрала свои иконы, чтобы не было святотатства.
— Мне очень понравилась вот эта большая икона Георгия Победоносца. Но она совсем не похожа на иконы, вышитые бисером…
— Образ Георгия Победоносца выполнен в лоскутной технике. Она называется английским словом «квилт», что в переводе означает «лоскутное стеганое одеяло». Здесь не только собрана ткань, но еще и простегана. И, кстати, мастерицы нашего Иверского монастыря славились своими стегаными одеялами. Я помню с детства такое одеяло нашей соседки — просто мечта! Теперь я тоже работаю в этой технике.
Всего Людмилой Витальевной создано 36 икон. Ею выполнены знамя для Волжского казачьего войска, герб города Самары для областного краеведческого музея, панно, картины с изображением самарских храмов и множество других работ.
Людмила Тыринова стала одним из организаторов Георгиевских чтений в Самаре. Уже три года эти городские чтения, посвященные славе русского воинства, проходят в день памяти святого Георгия Победоносца, 6 мая, на базе школы № 176, где она руководит детским клубом «Рябинка».

На фото: Людмила Тыринова у панно с изображением Святителя Алексия, Небесного покровителя Самары; Икона Георгия Победоносца.

Татьяна Трубина-Гусельникова
05.12.2003
1218
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru