Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Райские птицы русского костюма

На волгоградской фабрике "Царица" шьют красивую одежду для прихожан и станичников.

С Виктором Михайловичем Москалевым, директором фабрики женской одежды «Царица» (г. Волгоград) мы познакомились на Православной выставке-ярмарке на ВДНХ в Москве.
— Мы впервые на такой выставке, и я очень рад этому, — с воодушевлением говорил он. -
Посмотрите, как тут много людей — и как легко дышится! Потому что вокруг — русские люди, всюду — Православные иконы, книги, изделия Православных мастеров.
— Виктор Михайлович, на фабрике «Царица» шьют одежду для Православных женщин. Как это началось?
— Сейчас почти нет предприятий, которые работают в этом направлении. Наши первые коллекции одежды для Православных женщин — это «Прихожанка», «Паломница», «Станичница». Сама наша фабрика возникла еще в 1943 году. 1 июня 1990 года меня выбрали директором фабрики. На фабрике еще проходили партийные собрания, но я пошел в храм и, робея, попросил батюшку, чтобы он окормлял нас. С 1997 года на фабрике по благословению Митрополита Камышинского и Волгоградского Германа открылась часовня во имя иконы Державной Божией Матери. Я родовой казак, мои предки-казаки ставили город Царицын. Раз казак — то, конечно, монархист. Мы начинали с личного воцерковления.
— Название фабрики «Царица» наверное, сыграло какую-то мистическую роль в этом?
— В 80-х годах фабрика называлась «Первое мая». Надо было его менять. Многие были против названия «Царица», но я потихоньку его вводил, ссылаясь на то, что у нас река — Царица, город назывался Царицын. Название «Царица» официально утвердили в 90-м году.
— Как принимают вашу одежду?
— Мы ездим на разные показы моды, и первая коллекция, которую мы показывали в Сочи на фестивале моды «Бархатные сезоны в Сочи» в 99 году, — «Прихожанка». Она была оценена очень высоко таким специалистом, как парижанин художник Александр Васильев. После грохота — тишина, добрая музыка, и выходят в нашей одежде манекенщицы театра моды Вячеслава Зайцева. Я был поражен: никто не захлопал. Обычно зрители во время показа подбадривают, хлопают, свистят. Весь зал замер, и я впервые понял, насколько это нужно.
— Какими принципами вы руководствуетесь, когда создаете одежду для Православных женщин?
— Первое — это должна быть одежда достойная, идти из наших русских традиций. Раньше был особый костюм, в котором женщина ходила в церковь. Все прикрыто, костюм удобен, женщина может сделать в нем поясной, земной поклоны, и ничто ей не должно мешать. Она прикладывается к иконе, и головной убор ей не мешает. Она должна перекреститься, поставить свечку, чтобы одежда на ней при этом не запылала. Конечно, это русский костюм, это казачий костюм.
— В чем их особенности?
— Русский костюм не расчленен на множество деталей, он создает цельный образ. Когда русская женщина надевала этот костюм, она преображалась. Когда она делала этот костюм, она его творила. Приступала к работе с молитвой. Сама ткала, уже в холст закладывала конструкцию, какие нити должны проходить. Когда она начинала кроить, никаких «выпадов» не было, все было предусмотрено, остатки шли на кармашек, хлястик, оборку. Она этот холст расшивала и все это время молилась. И если расшивала цветы и птиц, то это были райские цветы и птицы. Ее стремление было — к Горнему. Вот и выходил такой прекрасный костюм. Если она делала плиссировку, на сарафан уходило от 17 до 34 метров домотканой ткани. Она пекла хлебы для своей семьи, мочила тряпочку и ставила хлебы на складки. Хлеб горячий, вода испарялась, и этот плиссировка в костюме XIX века сохранилась до сих пор. Мы сейчас только жалкие подражатели. Но подражатели своему!
— У вас натуральные ткани?
— Конечно, натуральные. Но в наших коллекциях пока немало вещей и из искусственных тканей. Сегодня делают лен, но попробуй его надеть — соскребет все. И многие наши женщины, к сожалению, не желают носить натуральные ткани или хотят крепдешиновое платье за 14 рублей. А крепдешин стоит 300 рублей метр. Староверы говорят, что если ты надел на себя эту химию, то есть синтетику, ты ходишь голый. Мы как-то поехали в паломничество поздней осенью, и сломался автобус. Холодно, все ж на себя «адидас» натянули. Еще шибче зябнуть стали. Сегодня голым быть теплее, нежели в этой синтетике. У нас в «Станичнице» из пуха степных коз сделаны платья, всевозможные накидки, блузоны, пальто. Женщины уже готовы такую одежду носить. Мужчины консервативнее, но мы уже начали шить и мужские косоворотки.
— Порой считают, что старинная Православная одежда неудобна в современных условиях жизни. Учитываете ли вы в своей одежде, то, например, что женщинам приходится ездить в общественном транспорте?
— Да, вот, например, юбку простой конструкции из коллекции «Паломница» можно на ходу подтянуть, она станет немного короче, чтобы не наступать на нее, когда выходишь из автобуса.
— По старинным традициям, женщина не должна быть обнаженной. Да и не только она. В старину крестьянин при работе в поле или дома не снимал рубахи, даже если его никто не видел.
— Мои деды казаки разве что ворот рубахи могли расстегнуть при работе, и все. У рубахи были длинные рукава, она закрывала тело. На юге червяк напрядет шелк — и все готово. А нам Господь дал сколько трудиться, чтобы лен посадить и потом из него сделать одежду. И какая мощная технология была, какой еще народ это мог сделать!
— В старину одежду, сделанную любовно руками, носило порой не одно поколение.
— И наша задача — сделать такое платье. Мы уже подходим к такому платью, которое женщина носила бы сама, передавала дочери, а дочь — своей.
— Какова сегодня ситуация с производством отечественной одежды в России?
— У нас уже почти не осталось отечественных предприятий легкой промышленности, нет своих тканей. Это путь, который прошла Германия. Вчера она нам показывала чудеса легкой промышленности, а сегодня там ноль. Сегодня конкурентоспособны Китай, Вьетнам. Потому что там человеку нужен дом из тростника, отвар из риса — и довольно. А при нашем климате русскому человеку нужно хорошо одеться, хорошо покушать. Поэтому в России производство одежды более трудоемкое. Если раньше иностранец ввозил в Россию товар, особенно предметы роскоши, на них была такая таможенная пошлина, что он был дороже российского. А доход отдавался русскому предпринимателю, который вывозил за границу те товары, которых в России было в избытке. Царь на каждый вывезенный рубль давал рубль, и весь европейский рынок был завален русским товаром: и хлеб, и сало, и пенька, и лен.
— Как, на ваш взгляд, сегодня одеваются женщины, которые приходят в храм?
— Если не говорить о бабушках, наверное, на Руси раньше достойнее одевались, нежели сейчас. Но с каждым годом женщины одеваются все вернее. Не стоит ходить в храм в шляпе — за вами ничего не видно, и невозможно приложиться к иконе. Можно носить и шляпку, если вы любите шляпки, но маленькую, без полей. Юбка лучше всего длиной до щиколоток. Мы же знаем влияние одежды на человека, на его внутренний мир. Мы сразу скажем, это идет девушка целомудренная или распущенная, а этот юноша — смиренный или агрессивный. Отец Павел Флоренский говорил, что одежда — продолжение тела. А Данилевский, что ваша одежда — это ваша история. А мы видим сегодня: надела золотые украшения, короткую юбку, блузку с глубоким вырезом — и вот пристал насильник. Лучше бы она оделась скромнее, и тогда была бы в безопасности.
Те, кто захватил власть в России в 1917 году, знали, что такое одежда для русского человека. И чтобы убить его душу, надо надеть на него другую одежду. Чтобы развалить армию, надо на солдата надеть форму противника. В 1917 году за косоворотки ссылали, их называли «антисемитки». За казачьи лампасы расстреливали.
Руководители наших Домов моделей говорили: «Мы посредством одежды делаем из наших людей нового человека». В советское время, чтобы пуговицу убрать отсюда и пришить сюда, мне это надо было согласовывать с Москвой. О косоворотках мы не знали даже. Вот мы здесь на ВДНХ — посмотрите на скульптуры представителей 15 республик вокруг фонтана. Все в национальных одеждах, только русская женщина стоит в короткой юбке по колено и с короткой стрижкой. То же было и на картинке в «Родной речи — все в национальных одеждах, а русские — в пионерских галстуках. Сегодня, когда убрали Дома моделей, которые осуществляли духовное насилие над нами, пришла оголтелая реклама, и снова нам представляют лучшим все — но только не русское.
— Как русской женщине выглядеть индивидуально?
— Русская женщина одевалась индивидуально, потому что она сама ткала, сама делала плиссировку или вышивку. Нужно возвращаться к себе, к своим традициям, оттуда черпать. Александр Васильев пишет, как русские женщины, дворянки, княгини выжили, когда их изгнали из России, потому что каждая имела рукоделие свое. Правая рука всем известной Коко Шанель была Мария Павловна — Великая Княгиня, у нее был свой Дом моделей, она занималась эксклюзивной вышивкой. И у нее были очень высокие доходы. Она умела вышивать, она с этого начала в изгнании. С детства девочка в России получала уроки рукоделия. Лучшие Дома моды Европы до 50-х годов 20 века — это были русские Дома. «Анек» — Анна и Екатерина, «Китмир» — название из сказки, Дом моделей Марии Павловны. Русские дворяне, Великие Князья и Княжны пошли в швейное дело и делали такого высокого уровня одежду, какой Европа не знала, а русские воспитывались так из поколения в поколение. И вдруг это все выхлестнулось в Европу, и Европа мощно в одежде поднялась.
— Как вы относитесь к моде?
— Русские всегда знали, что такое мода. У нас была пословица: создал лукавый моду, а сам ушел в воду. Хорошо написал один священник о том, чем закончится мода — прочтите это слово наоборот. Мода — мощнейший обман. Я часто бываю в Эмиратах — как приятно смотреть на арабов: женщины ходят во всем черном. Мужчины там идут в белых одеждах. Они чихали на эту моду, которой заморочен весь мир. Это не значит, что это очень красиво, но это гораздо изящней того, в чем ходим мы сейчас. Тысячи лет арабы шьют одну и ту же одежду, достигли высочайшего качества. У них хлопок — как натуральный шелк. И в этой одежде даже полный мужчина — стройный и высокий. Мы-то сейчас в кургузых пиджаках бегаем — а у нас была длинная подпоясанная рубаха, кафтан — они закрывали тело. Изящность русского мужского костюма мы видим в памятнике Минину и Пожарскому. И попробуйте на любой памятник надеть современные одежды. Эту уродливую ленинскую кепку, пиджак.
— А как вы относитесь к тому, что женщины сейчас носят пиджаки?
— Это ужасно, даже слово это не хочется повторять — унисекс. Это все для того, чтобы женщины не отличались от мужчин, это же все предсказано. Для женщин — не пиджак, а жакет, и мы, конечно же, их шьем.
— Каким вы видите будущее нашей одежды?
— Однажды я был на показе мод известного модельера Вячеслава Михайловича Зайцева. Он — русский человек, помнит русские традиции, к сожалению, московская богема порой его разворачивает не в ту сторону. На этом показе, который шел четыре часа и назывался «Воспоминание о будущем», зал сорок минут непрерывно аплодировал. Одежда в России в 2010 году, по Зайцеву, — это XIX век, героиня «Евгения Онегина» Татьяна Ларина, ампир в женской одежде: высокая кокетка, вытянутый силуэт. А через некоторое время я увидел коллекцию «Анна Каренина» Валентина Юдашкина. У него, если так можно выразиться, это идеал развратной женщины. А у Зайцева это Татьяна — идеал нравственной русской женщины. Посмотрите, как его девчонки меняются, когда надевают свое. Они бегают — какие-то сутулые, нескладные, и вдруг они выходят в русском — красавицы. Настоящая гармония!
— Виктор Михайлович, я знаю, что вы монархист не «теоретический», очень почитаете Государыню Великую Княгиню Марию Владимировну, и она недавно довольно долго гостила в вашем городе. Какие у вас впечатления от общения с ней?
— Она была летом 2003 года в Волгограде, мы, монархисты, ее встречали. Впечатлений от общения с ней, конечно, очень много. Это очень русский, верующий Православный человек. Все, кто общался с Государыней, менялись на глазах. Все становились рядом с ней добрыми русскими людьми. Это, наверное, мистическое действие Государыни на народ. Она очень умна и образованна. Меня поразило и то, с какой простотой и одновременно с изысканным, поистине царским вкусом она одевается. У нее очень высокий вкус. Государыня после Оксфордского университета работала в одном из Домов моделей Парижа. Ей присуща простота и величие. Ее вкусу в одежде присуще то, что мы во многом утратили.

Людмила Белкина

На снимке: такие костюмы из серии "Прихожанка" шьют на фабрике "Царица".

23.04.2004
Дата: 23 апреля 2004
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru