Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Свежий взгляд на вечные сюжеты

Выставка религиозной живописи московской художницы Елены Черкасовой.


11 июля в Самарском епархиальном музее (ул. Радонежская, 2, Самарская Духовная семинария) открылась выставка религиозной живописи московской художницы Елены Черкасовой.

Ее работы уже выставлялись в Троице-Сергиевой Лавре и в Храме Христа Спасителя в Москве. И вот с самобытным взглядом Православной художницы смогут познакомиться самарские ценители живописи. В первые минуты соседство современной живописи, выполненной в манере примитивизма, а то и авангарда, рядом со старинными иконами — основной экспозиции музея, — по меньшей мере удивляет. Но приглядевшись к полотнам, «войдя» в систему координат художницы, вдруг понимаешь, что это соседство вовсе не зазорно для освященных веками экспонатов музея. Да, выставка необычная. Как необычен каждый свежий взгляд на вечные, и потому всегда современные и актуальные Библейские события. Вот и Елена Черкасова показывает нам знакомые сюжеты порой с неожиданной стороны. Знакомство с работами московской религиозной художницы дает понимание того, что светский, а то и антицерковный «авангард», где за вечным поиском новизны формы не стоит никакой духовной работы, отталкивает не сам по себе. А именно отсутствием позитивного содержания. Живопись Елены Черкасовой в свежести формы не уступит никому из самых модных постмодернистов. Но форма у нее служит духовному замыслу творческой личности — постараться раскрыть ИЗНУТРИ и донести до нас смысл изображаемых Евангельских событий. Будь то картина «Апостол Павел в Эфесе», или «Иона во чреве китовом». Или же «Встреча Мироносиц с Ангелами», — везде художница старается взглянуть на события как бы ВПЕРВЫЕ. Отсюда необычная свежесть и одновременно простота ее работ. Эта выставка — не для всех. Кто-то, наверное, уйдет в недоумении: и зачем привезли такую вот «мазню» в Самару? Но найдутся и те, кто откроет для себя в известных евангельских сюжетах нечто до сей поры еще непрочитанное, незамеченное. И все же выставка ставит вполне законный вопрос о «границах дозволенного» в трактовке сакральных для каждого верующего Евангельских сюжетов.
— В творчестве Елены Черкасовой простодушная наивность народного искуства органично сочетается с книжной богословской мыслью. Хрупкое и камерное — с мощным и фундаментальным, — говорит московский галерейщик Николай Филимонов, который на свои средства привез эту выставку на волжскую землю. — В Кабинете Ветхого Завета Московской Духовной Академии уже выставлялись те работы художницы, которые тематически связаны с ветхозаветной тематикой. А организовать выставку в Самаре помог ваш земляк, уроженец Самары, а ныне член редакционного совета “Православной энциклопедии” Андрей Макаров. Живопись Елены Черкасовой лишь на первый взгляд кажется сложной. Если зритель доверится художнице, то получит большую радость от общения с ее картинами...
Елена Черкасова родилась в 1959 году. В начале восьмидесятых годов она уже была признанным портретистом и пейзажистом. Но пятнадцать лет назад в ее жизни произошел перелом — Елена пришла в Церковь. Порыв этот был так силен, что она не смогла совмещать веру со своей работой светской художницы. На много лет она полностью оставила живопись. Пела в церковном хоре, шила облачения для священнослужителей. И только встреча с известным молитвенником протоиереем Николаем Гурьяновым помогла ей вновь взять в руки кисть.“Пиши, у тебя все получится...” — сказал ей священник. С тех пор она стала пробовать средствами живописи говорить со зрителями о том духовном опыте, который открылся ей в Православии.
На выставку приехали московские поэты, друзья Елены Черкасовой (сама она не смогла приехать на открытие выставки) и соратники по творческому объединению “Коньковская школа” Михаил Кукин и Константин Гадаев. Их стихи прозвучали на открытии выставки.
Открывая выставку, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий сказал:
— Реалии мира духовного несопоставимы с земной жизнью. Они осмысляются только через преображение самой человеческой личности. Насколько человек духовен, настолько ему открывается Бог. Не случайно писал старец Силуан Афонский (его замечательный портрет представлен на выставкеА.Ж.): “Кто чисто молится — тот богослов”. Чистота души и сердца позволяют человеку увидеть горнее. Дай Бог, чтобы видение горнего мира художницы Елены Черкасовой открыло и нам, и другим посетителям этой выставки реалии иного мира — мира преображенного. Чтобы после просмотра выставки люди стали чуть-чуть чище, ближе к Богу, а значит, и друг к другу.

cм. также:

Антон Жоголев
16.07.2004
Дата: 16 июля 2004
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru