из цикла «Плыть, плыть, плыть».
«Цыгане шумною толпой…»
Эту историю рассказал мне протоиерей Владимир Назаров, настоятель храма Рождества Христова что в Большой Царевщине возле Самары.
Отслужили они предпасхальную службу, вымыли, вычистили храм, облагородили церковный дворик, слегка потрапезничали и, уставшие, уже собрались домой, чтобы прилечь часа на два-на три перед главным Христианским Богослужением.
И вдруг случается что-то невероятное: церковные ворота, как в лживом фильме Эйзенштейна «Октябрь», штурмуют разношерстно одетые люди самых разных возрастов, но почти все невообразимо грязные. Церковные старушки подумали, что это нашествие варваров. Но «варвары» повели себя несколько странно: окружили священника и пали перед ним на колени.
Со всех сторон слышались крики:
— Батюшка, не погуби!
— Смилуйся, отец родной!
— Хотя бы ребенка, ребенка окрести!
И продолжалось это несколько минут, так что священнику чуть не порвали одежды.
И только тут отец Владимир понял, что перед ним цыгане, а он знал, что у цыган всегда есть «барон» и что с ним-то и нужно разговаривать.
Тогда он что есть мочи крикнул:
— Тихо!
И в наступившей тишине спросил:
— Кто у вас «барон»?
Из толпы выделился седовласый и прилично одетый мужчина, и они с отцом Владимиром отошли в сторону от окружившего их народа.
— Послушай, цыган, что случилось-то?
— Да, батюшка, сам толком не пойму. Объявился тут у нас какой-то старичок, собрал всех пожилых в круг, долго беседовал, а потом объявил, что если наш табор до Пасхи не окрестится, то все сгорят в неминуемом огне. И исчез… И тут такой переполох начался: мы табором в пойме Сока стоим возле твоего храма.
— Креститься — это очень хорошо, — ответил отец Владимир, — но ведь надо подготовиться, особый день назначить.А сегодня времени нет, да и мы все устали.
Объясни им.
— Кому?! Это же цы-га-не, батюшка! А после явления этого «пророка» они и меня не слушаются.
И пока они разговаривали, вдруг заметили, что весь табор переместился в храм.
И все ждали только одного. Как рассказывал мне отец Владимир, своим запахом они, казалось, перебили запах ладана.
— Ну, крестил я их всех. Насколько это было канонично, сам понять до конца не могу. Но, в любом случае, из идолопоклонников или мусульман они стали Христианами. Но вскоре опять куда-то перекочевали из наших мест.
А я слушал рассказ священника и думал о том таинственном старичке, что заставил весь табор окреститься: кто он, откуда и куда исчез?
И еще смотрел на величественный Царев Курган и был уверен, что он увидел многое на своем веку, но такой Пасхи — никогда.
Под нежданным Покровом
Тогда я только начал воцерковляться. В тот осенний вечер друзья мне сказали, что в автобусе у паломников в село Ташлу освободилось одно место, и я должен обязательно поехать к святыне. Я согласился, хотя на этот вечер у меня была назначена встреча с друзьями другими, из туманной юности.
Встреча та затянулась почти до утра: было немало выпито, съето, немало «протравлено» анекдотов. Но все же дождливым утром я приехал к назначенному месту, сел в автобус, где паломники уже негромко распевали молитвы.
В автобусе почти сразу уснул.
Когда же приехали в переполненный храм, я прижался к колонне и задремал уже по-другому, почти как в детстве, — беззаботно и легко. Потом какой-то мужичок толкнул меня в бок и сказал, что пора идти Крестным ходом к святому источнику. Всю дорогу он мне рассказывал, что приезжает сюда уже не в первый раз: то старуху-мать с больными ногами привезет, то сам от запоя спасается.
А когда уже подходили к источнику, он доверительно прошептал, что сегодня обещали явление Божией Матери на небе.
— Кто обещал-то? — спросил я.
Но мужичок уже растворился в толпе стремящихся первыми искупаться в источнике.
Я занял очередь, а сам направился к колодцу, зачерпнул студеной воды и выпил сразу литра полтора, несмотря на моросящий дождь и промозглый ветер.
И стало так тепло!
Потом какой-то паренек дернул меня за руку и сказал, что подошла наша очередь купаться. В купальне нас оказалось трое: я, этот тринадцатилетний паренек и старик, который представился плотником.
Глядя на них, я трижды перекрестился и трижды окунулся с головой в ледяную воду. Стало жарко, но жар шел откуда-то изнутри. Когда вышли на улицу, увидели группу женщин, которые стояли полукругом и пели молитвы Богородице.
Вдруг опять возник тот мужичок и сказал:
— Это они ждут, когда будет явление Божией Матери. Давайте постоим.
Мы с присоединились к этим женщинам, и мальчик со стариком-плотником тоже подхватили молитвы.
Народ большей частью уже расходился и разъезжался, ушли и священники.
Вот тут-то серые небеса и разверзлись, и в небе возник контур Богородицы с Ее благодатным Покровом.
Он светился нетварным светом, не таким, как светит солнце или луна.
Потом, почти над нашими головами, образовался такой же крест.
А некоторые увидели, как в воздухе носятся разноцветные подобия шаровых молний. Но этого я уже не увидел.
— Ты шарики видишь? — спросил я того мужичка.
— Нет, — ответил он, — это потому, что мы вчера с тобой квасили.
Не увидели не только шаровые молнии, но и само видение Божией Матери только те паломники, которые приехали сюда за святой водой, как за дефицитным товаром — с баклажками, бидонами, с огромными канистрами… Не важно, с тележкой пришли, или приехали на иномарке. Остальные все увидели!
Я почему-то чудесному явлению почти совсем не удивился, а обратной дорогой опять дремал и время от времени бормотал: «Ну, раз обещали явление, ну и сбылось…» Хотя другая мысль свербила: «А кто обещал-то?»
Уже подъезжая к Сокольим горам, мы увидели из автобуса двойную радугу. Верующая женщина объяснила мне, закончившему столичный ВГИК, но еще не прочитавшему Библию, что радуга означает Божий завет с нами, людьми.
Вот так завершался еще один день моей жизни, после которого воцерковляться мне стало значительно легче.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru