‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Незримая связь

«Так что вы, Владимир, не сомневайтесь, 53 года назад я жила в комнате именно с вашей мамой…»

Звонок. Представляется: Тамара Васильевна Солдатенкова. Говорит, что в 1955-56 годах жила с моей мамой в одной комнате в общежитии. Откуда такая уверенность? Потому что прочитала отрывки из моих повестей в «Благовесте» (см. № 15), где нашла и Первую улицу, и поселок, что образовался на месте БезымянЛага, и имя — Вера, и самое главное — душа ее… Я несколько засомневался: печатались лишь отрывки из повестей, глава о маме была опубликована не полностью, да и в других она упоминалась лишь дважды.
Но Тамара Васильевна настаивала и приводила доказательства. Мама моя была лет на десять старше своих четырех товарок-сожительниц, у нее в поселке под Красными Ключами рос сын, а ухаживал за ней худой и очень высокий Илюша, мужчина лет за тридцать, видно, что потрепанный, но не истертый жизнью.
— Так что вы, Владимир Ильич, не сомневайтесь, я жила в комнате именно с вашей мамой. А еще: на рисунке в газете — точь-в-точь Вера, только постарше, но платочек повязан именно так, как она всегда повязывала.
Я еще больше удивился. Художник «Благовеста» Герман Дудичев даже фотографии Веры Григорьевны никогда не видел, а я в повести не давал ее портретного описания, а только душевно-духовное. Так значит, мне удалось не солгать, и художник через внутренний мир прозрел внешний облик, по которому семидесятилетняя женщина узнала свою подругу через 53 года! Прав поэт: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Прав он и насчет благодати.
Тамара Васильевна долго рассказывала, как они жили на бывшей «зоне», как строили металлургический завод и поселок металлургов, как моя мама, уже повидавшая жизнь (ни она, ни мой будущий отец не рассказывали им, что уже прошли через тюрьмы), опекала подруг, которые приехали из деревень, где даже электричества не было.
Тамару Солдатенкову и Веру Беспалову особенно связывало то, что обе были мордовки-эрзянки, а Клавдия Дворова жила в Клявлинском районе среди мордвы и тоже хорошо знала этот язык. Но не это было главным — все три они были верующими, но вслух говорили об этом лишь наедине, потому что было опасно. Не исключено, что толчком к такому общению послужил случай с Тамарой, когда ночью она стала задыхаться и не могла даже пошевелиться, будто на нее навалился кто-то. Общими усилиями девушку удалось разбудить и привести в норму, когда Вера прочла молитву. «Это тебя бес оседлал, — сказала она подруге, — только ты ничего не бойся и ложись спать…» Потом выяснилось, что Тамара знает немало молитв, что Клавдия знает немало историй богомольцев, которые шли со всей округи в храм в село Старые Сосны и нередко останавливались на ночлег в их деревне.
А в начале зимы 56-го года на Первую улицу, где были десятки бараков-общежитий бывшего БезымянЛага, приехал лектор и перед всеми, кого удалось собрать, выступил с сообщением о «чуде с Зоей окаменевшей». «Да, — сказал он, — девушка застыла, но это просто такая болезнь у нее — столбняк». Лишь позже власти стали отрицать и сам факт «окаменения», но тогда на это они не решались.
И чуть ли не на следующий день девушки поехали в старый город и в районе улицы Чкаловской увидели толпы народа. Трамваи истошно звенели, пытаясь пробиться сквозь людей. Квартал был оцеплен конной милицией («Почему-то все лошади были гнедыми», — вспоминает Тамара Васильевна). А потом верующих и просто любопытствующих стали поливать из брандспойтов. Мороз, люди в валенках, а ехать еще через весь город на дребезжащем трамвае…
А еще умилило в ее рассказе, как отец ухаживал за мамой. Он не смел сам даже постучать в дверь общежитской комнаты, а стоял у барака и просил кого-нибудь это сделать и позвать Веру. А ведь к этому времени мать и отец не только прошли тюрьмы, но и имели детей от первых неудачных (наверное, потому что невенчанных) браков. Такое было воспитание. Потом мои родители венчались в Петропавловском храме. Теперь-то и я верю, что отец впервые попробовал вино в 26 лет, хотя раньше над этим рассказом я только посмеивался. А теперь верю… Набожная бабушка Марфа, которая до самой смерти не разрешала проводить в дом электричество, считая его бесовским наваждением. Дед Порфирий с тремя классами церковно-приходской школы, знавший, кроме родного чувашского и русского, церковнославянский, умевший изъясняться по-польски и читать по-латыни… Вся родня была крепка в вере.
…Звонок Тамары Васильевны сначала показался звонком из прошлого, будто не только родители, но и вся родня заговорила со мной оттуда. Но потом осознал, что это звонок из будущего, что вся родня ждет меня там и с каждым днем умирать все менее страшно. Страшен только Страшный Суд. Но он будет справедливым, так что, братцы, все от нас самих зависит.
И еще я лишний раз осознал, какую счастливую живу жизнь. Каким прекрасным было детство!
Поскольку коллективизация не позволила моим родителям получить образование, а в войну они стали инвалидами, то работали на самых низкооплачиваемых работах. У меня никогда не было велосипеда. Была только одна пара лыж. Но я лихо съезжал с самых крутых горок и прыгал с самых опасных трамплинов, поэтому лыжи просуществовали только одну зиму. «Следующую пару купишь на те деньги, что сам заработаешь», — сказали мне. И в дальнейшем я катался на лыжах только на уроках физкультуры. Но я никогда не ощущал себя обделенным — ни на этой бывшей «зоне», где прожили до 68-го года, ни на следующей, возле Безымянской ТЭЦ, где отбывал срок Солженицын. (Кстати, друг предположил, что тот двухэтажный полудеревянный-полукирпичный барак постройки 1948 года, в котором проживаю и сейчас, и есть тот самый «солженицынский».)

Владимир Осипов

Рис. Германа Дудичева


19.09.2008
831
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru