Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

С надеждой на молодежь

Известный столичный миссионер игумен Сергий (Рыбко) приехал в Самару для участия в Пасхальном рок-концерте…

Известный столичный миссионер игумен Сергий (Рыбко) приехал в Самару для участия в Пасхальном рок-концерте…

На Светлой Седмице часть самарской молодежи по-своему, по-молодежному прославила Христа. Форма проведения праздника была далека от традиционной Православной. Не пели здесь церковные хоры, не было крестных ходов… Организаторы — молодежный Православный клуб при храме святой Татианы, что при Самарском государственном университете, — устроили рок-концерт и пригласили выступить на нем известного миссионера настоятеля храмов Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище Москвы и Преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве игумена Сергия (Рыбко).


Тридцать лет назад. Джинсы клеш, пестрая просторная рубаха, тесьма на голове и длинные волосы — хиппи. «Неформальная молодежь» — так называла их власть. И пыталась переделать. Их ловила милиция, комсомольские активисты стригли им волосы, главных бунтарей и возмутителей спокойствия выгоняли из институтов, но это не помогало… Им хотелось жить неформально… Их совсем не устраивала та жизнь, которую им навязывало советское государство, они метались и искали. Искали то, что в умных книжках называется смыслом жизни. И нашли любовь ко Христу… — конечно, далеко не все. Из такой молодежи — игумен Сергий (Рыбко). Многие бывшие хиппи, по его словам, стали священниками, монахами, матушками и просто глубоко верующими людьми. Свою молодость он вспоминает с некоторой ностальгией и улыбкой. Он искал то, что всегда было рядом — Православие. Он плутал по разным дорогам, но истину нашел только на одной из них — ведущей к храму.
Сейчас для него самая лучшая музыка — та, которая исполняется в храме. «Сам от себя» отец Сергий не дерзнул бы выступать с миссионерскими проповедями среди неформалов, но он имеет благословение Священноначалия проповедовать среди самой бунтарской части молодежи — рокеров, панков, металлистов, готов, эмо и других неформалов. Потом целых двадцать лет отец Сергий не смотрел телевизор, не слушал любимый им когда-то рок. За это время он прошел путь от поисков веры до монашеского пострига.
Молодые самарские батюшки несколько с опаской ждали московского гостя. Думали, что он окажется для них слишком либерален, начнет сыпать молодежным «тусовочным» сленгом, продвигать новомодные философские идеи. Нет… игумен Сергий по-хорошему консервативен, и как раз этой Православной консервативностью интересен молодым. Три дня общения с самарской молодежью проходили по-доброму, и для всех это было в радость — и для ребят (некоторые из них впервые в жизни общались с батюшками), и для священников, которые получили урок живой и неформальной проповеди в не самой простой аудитории. Встречи состоялись в институтах, в Самарском государственном университете, на радио. В рок-кафе «Подвал» никто и не заметил, как быстро пролетело время общения. Молодежи хотелось еще о многом спросить батюшку, хотя вначале они опасались, что будет очередное занудство взрослых… Перед отъездом игумен Сергий произнес проповедь перед гостями на рок-фестивале. Кстати, название его говорит само за себя — «Из подвалов под облака».
Несмотря на то, что афиши по городу расклеены были лишь в небольшом количестве, кому было интересно, те узнали о мероприятии, и публика заполнила почти весь зал ДК «Современник». Иерей Сергий Рыбаков, клирик храма Сергия Радонежского при Детском Епархиальном образовательном центре, поздравил всех со Светлым Праздником Пасхи и открыл концерт. Было заявлено вы-ступление четырех самарских рок-групп. «Культурный шок» совсем не шокировал, а играл красивые мелодии с подростковыми текстами: «На розовом облаке улетаю я прочь от больших площадей и спальных районов»… Зал подпевал, аплодировал и танцевал. Другая группа пела песни Александра Непомнящего, который при жизни позиционировал свое творчество как Христианское. Под грохот новых исполнителей я ушла пообщаться с организаторами действа. То, что в это время загремело и завизжало на сцене, трудно было назвать музыкой…
— Отец Алексий, — обратилась я к организатору концерта, настоятелю храма во имя святой мученицы Татианы иерею Алексию Богородцеву, — разве этот шум и грохот можно назвать проводником Православия среди молодежи, разве такую культуру должны нести в массы священнослужители?
— Действительно, послушав такой грохот, можно сказать: ну как здесь общаться… Ну что здесь за публика… Но священник не должен гнушаться общением с разными людьми. Ведь в каждом из этих ребят есть образ Божий, и надо им помочь его найти. Если мы откроем Евангелие, то прочтем, что Христос общался с мытарями и блудницами. С людьми, которые были отвержены тогдашним обществом, с которыми даже не принято было здороваться… Наша рок-молодежь сейчас находится почти в таком же положении. И ее проблемы общество не замечает либо критикует. Но это большая масса ищущих людей, есть среди них бунтари, есть спокойные искатели, их ошибка в том, что они идут по неверному пути. Если Церковь будет отворачиваться от этих заблудших, то мы останемся только с приходскими бабушками и с младенцами, которых мамы приводят на Причастие. Не надо ждать, когда жизнь приведет этих ребят к храму, можно ведь и не дождаться. Некоторые не дойдут до храма, умрут от передозировки или пьянства, так и не найдя Бога. Поэтому есть смысл идти самим к такой молодежи. У самарских священников нет опыта общения с неформалами, таким опытом обладает игумен Сергий (Рыбко), поэтому мы его и пригласили. Хочется посмотреть и немного поучиться.
В середине концерта выступил со своей проповедью московский гость. Он как-то так просто, будто старым друзьям, рассказал публике о себе, о том, что надо любить близких и знать Бога. И что есть такая книга, в которой можно найтиответы на все, что волнует и задевает в жизни, и называется эта книга — Библия. Игумен Сергий подарил всем желающим и свою книгу с эпатирующим названием: «Возможно ли спасение в ХХI веке?». И ответил на вопросы журналиста «Благовеста»:
— Сколько таких фестивалей уже было в вашей миссионерской практике?
— Безсчетное количество…
— О чем беседуете с публикой?
— Заранее я несколько обдумываю, о чем буду говорить, но всегда решаю на месте, как сказать. Вот что в сердце родится, то и говорю.
— Публика несколько ершистая: с пирсингом, в татуировках, девушки в джинсах…
— Поскольку три десятилетия назад сам был таким, то очень хорошо понимаю этих ребят. С ними хочется поделиться тем, что было пройдено и найдено мною за эти годы. Этих ребят жалко… Но раз они пришли на Православный рок-концерт — а сегодня рок в Самаре можно послушать не только здесь, в «Современнике», но они пришли именно сюда, значит, что-то привлекло, значит, что-то эти ребята с татуировками хотят понять… Возможно, кого-то из них наша беседа приведет в храм. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Если нужно перейти через горы, чтобы спасти душу, нужно эти горы перейти». Я очень любил слушать группы тяжелого направления, больше всего любил Pink Floyd. Эта музыка цепляет молодого слушателя, вообще рок толкает к размышлению о жизни, дает почву для раздумий. Хотя сама по себе такая музыка к Богу не приводит. Мои друзья по движению хиппи были людьми ищущими, такими же, как сегодняшний зритель в зале, — а сейчас многие из них стали священно— и церковно-служителями, монахами, матушками. Человек, который задумывается о смысле жизни, взрослея, начинает обретать для себя Христа.
— Вы считаете, что можно достучаться до их сердец через весь этот музыкальный грохот и шум?
— Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Если поставят кафедру в аду, то и там я буду проповедовать». Наши молодые люди — это еще далеко не ад, так почему мы, священнослужители, должны отказываться среди них проповедовать? Я очень симпатизирую неформальной молодежи и считаю, что за ней будущее.
Двадцать лет назад. Отвороты на черных сапогах порезаны в бахрому, белая рубашка перекрашена в черный цвет, из джинсовой юбки сшит жилет с массой клепок и замков. Правдами и неправдами найдены джинсы фирмы Levis. Я ехала в Питер на рок-фестиваль… Я пыталась что-то понять в этой жизни и найти что-то важное. И мне тогда казалось, что суть как раз там, куда я еду. На одном из концертов была страшная давка. В центре зала милиция дубинками разгоняла толпу, люди бежали кто куда, затаптывая друг друга. Моя питерская подруга и ее отец пошли со мной за компанию, и эти милейшие люди были придавлены упавшими рядами стульев. Шок от произошедшего еще долго жил во мне. Кто знает, плутала бы я так долго по жизни, если бы вместо драки и людской свалки на том рок-концерте вдруг прозвучало слово о Боге. Может, мне перестало бы тогда казаться, что Церковь — это удел бабушек, которым в этой жизни ничего не осталось, как только молитва. Я ошибалась, ведь молитва — это самое неформальное отношение к жизни, и она благодатна в любом возрасте. Но поняла я это не сразу. Не было тогда на сцене отца Сергия (Рыбко).

На снимках: игумен Сергий (Рыбко) выступает с проповедью на рок-концерте в Самаре; cвященник Сергий Рыбаков с молодежью из университетского клуба при храме во имя Святой Татианы.

Ольга Круглова
Фото автора
30.04.2009
893
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru